I. Организационный момент | Здравствуйте. Садитесь. Вы пришли на урок истории. История – это наука о прошлом человечества. А еще я бы добавила, история – это наука для любопытных и любознательных. Пусть этот урок, проведённый совместными усилиями, позволит нам открыть много нового и интересного. | | Личностные Регулятивные |
II. Актуализация знаний | На доску вывешиваются карточки с событиями. - Вы помните почему Петр I вошел в историю, как Петр Великий? - Чем Петр I отличает от других царей? | Дети смотрят на доску и находят правильные ответы Дети отвечают | Личностные |
III. Сообщение темы урока и цели урока | Приняв титул императора, Петр I стал последовательно проводить преобразования в экономике страны и менять систему государственного управления. Сегодня мы с вами познакомимся с преобразованиями Петра I. Откройте учебник на странице 134. | Дети открывают учебник | Коммуникативные |
IV. Работа над новым материалом | Вы помните, что первым делом Петр упразднил Боярскую думу. Теперь ему не надо было советоваться со знатными боярами по государственным делам. Что собой представляла система государственного управления при Петре I, давайте разбираться вместе. Работа по учебнику стр. 135, схема «Система государственного управления при Петре I». Определите, какой главный государственный орган, стал вместо Боярской думы? Чем занимались сенаторы? Определите по схеме, что появилось вместо приказов. Определите по схеме, какой государственный орган, занимался всеми делами о государственных преступлениях? Петр I упразднил и патриаршество. Управление Русской Православной Церковью было передано еще одной коллегии, назовите ее Теперь открываем страницу 136 и смотрим на схему территориального управления Вся территория страны была поделена на 8 губерний. Как вы, думаете, кто стоял во главе губернии? Определите по схеме, на что делились губернии? Петр I провел также реформу городского управления. Определите, какой орган занимался всеми городскими делами? | Дети смотрят на схему на странице 135 Принимали законы, контролировали правосудие, сбор налогов, расход денег из казны Коллегии Тайная канцелярия Синод Дети смотрят на схему Губернатор Уезды Городской магистрат | Коммуникативные |
VII. Работа над новым материалом (продолжение) | Во время правления Петра I стали развиваться мануфактуры. Что такое мануфактура? Посмотрите определение на странице 139. Что производили на мануфактуре? Кто работал на мануфактурах? Где продавали продукцию произведенную на мануфактурах? Петр I ограничивал ввоз в страну иностранных товаров. Иностранные купцы за ввоз товаров платили высокую пошлину. В Россию привозили из других стран в основном – украшения, кофе и табак. Петр был против ввоза иностранных товаров потому, что в стране не хватало денег. Государственная казна была пуста. Если люди покупали товар у иностранных купцов, то купцы вывозили уплаченные им деньги за границу. Чтобы пополнить казну, Петр I провел денежную реформу и ввел новую систему сбора налогов. Прочитайте денежную и налоговую реформу на странице 138 Далее опрос по тексту: В каком году была проведена перепись населения? Из каких металлов состояли деньги? Как назывался новый налог? Кто платил налог? Как начисляли налоги? В результате проведения экономической, денежной и налоговой реформ государство укрепилось. Государственные реформы Петра I привели к созданию новой системы управления страной. Вся полнота власти сосредотачивалась в руках императора. Его власть стала неограниченной, абсолютной. Император ни перед кем не отчитывался, а управлял страной по своему усмотрению. Такая форма правления называется – абсолютизм. | Дети смотрят на учебник Краски, оружие, ткань. Крестьяне На ярмарке Дети читают текст 1710 Сначала были медные деньги, затем в серебряные стали добавлять другие недрагоценные металлы Подушная подать Мужчины Государственный крестьянин платил – 1 рубль 14 копеек, а крепостной – 74 копейки в год | Коммуникативные |
IX. Подведение итогов | Что мы сегодня изучили на уроке? Какое значение имели преобразования Петра? | Преобразования Петра I В результате проведения реформ государство укрепилось, возросла торговля и стала развиваться промышленность. Государственные реформы Петра I привели к созданию новой системы управления страной. | Коммуникативные |
X. Рефлексия | Как вы считаете, справились с теми задачами, которые ставили перед собой? Урок подошёл к концу. Спасибо за работу. И я хотела бы узнать, как вы оценили свою работу на уроке. | Да Дети оценивают свою работу | |