Окружающий мир (3-й класс) программа «Школа 2100"
Тема заседания: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Цели:
1)Ознакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества.
2) Сформировать у учащихся образ Петра I как противоречивой личности.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
В этот час позвольте пожелать
Вам к познанью нового стремиться.
Наш девиз: «Бороться и искать!»
И еще: «Найти и не сдаваться!»
Учитель показывает презентацию с видами Санкт-Петербурга.
– Знаете ли вы, какой город здесь изображён? Кто из вас бывал в нём?
- А хотели бы побывать?
- Сейчас мы совершим заочное путешествие по Санкт-Петербургу, побродим по улицам этого замечательного города. А Миша и Олеся будут нашими экскурсоводами.
Читают стихи. (фильм о Санкт-Петербурге)
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.
Знаете ли вы, кем он был построен? (Ответы учеников.)
- Прочитайте название параграфа, стр. 66 (ПЕТР ВЕЛИКИЙ)
- Как вы думаете, почему его так называли?
(Наверное, он свершил какие-то великие дела)
Давайте посмотрим на реку времени Российской истории. Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков? (Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства – Российская империя.)
- Заседание нашего клуба посвящено русскому царю Петру I. Он был незаурядным человеком. Сколько до и после него на русском престоле восседало царей! Но Петр – самый великий, самый необычный и самый загадочный монарх. Думаю, что сегодня мы сможем это доказать. этой замечательной исторической личности, благодаря которой наша страна сделала огромный шаг вперед.
(открывается заготовка стенгазеты с его портретом)
- Обратите внимание на годы жизни Петра I. Сколько лет прошло со дня его смерти?( 290).
- Сколько лет он прожил? (53)
- Давайте посмотрим, что же успел сделать Петр за годы правления страной.
Сегодня мы выясним:
– Зачем стране нужны были преобразования?
– Какие преобразования проведены?
Заседание клуба будет вести Алексеева Вика.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
- Чтобы лучше понять, какой это был человек, мы начнем с его детства. Слово предоставляется Ищановой Арине
-Кто хочет добавить о детстве Петра?
-Чтобы составить полную картину об этой личности, послушаем о том, каким человеком был Петр.( Шмарин Артем)
Физминутка (под музыкальное сопровождение выполняют движения)
- Представим себе, что мы гуляем по Санкт-Петербургу
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский – раз, Зимний – два,
Три – красавица Нева,
А четыре – мост Дворцовый,
Пять – гуляю по Садовой,
Шесть – к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь – крепость у Невы,
были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
- А теперь, давайте попробуем ответить на вопрос «Почему Петр I начал преобразования?»
- Что представляла собой Россия к концу 18 века?
Слово предоставляется аналитикам (стр.66-67 …К началу 18 века…Он создал новые армию и флот) – (Лактионов Никита)
- О создании армии расскажет Сурин Савелий.
- Добавления?
- О создании флота – Облицов Матвей
- Для чего Пётр I приказал построить флот и укрепить армию?
- стр. 68 В начале 18 …Балтийское. (Стеценко)
- Об основании города Санкт-Петербурга нам расскажет Бондаренко Тихон
- Так для чего же Петр построил город на Неве?
Аналитик Кожушков (стр.68-69.он стал новой … на торговых кораблях)
- Но ведь Петр внес преобразования и в области моды. Настя Щетинина расскажет нам об этом.
- Какие же еще преобразования были проведены в стране? (по слайдам)
Жеребцова Кристина
Слова Вольтера(презентация)
Вольтер: «Русские смогли за 50 лет сделать то, что другим нациям не удалось и за 500»
– В результате реформ государство окрепло? (Да.)
– Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? ( Нет)
Многие преобразования Петра были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого должны производиться все перемены, жестоко пострадал в годы правления Петра I. Государство стало сильнее, народ беднее. Численность населения сократилась.
-Благодаря Петру I в России произошло множество изменений: появилась новая столица государства, новые государственные символы (торговый и военно-морской флаги), укрепилось положение России на международной арене (были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля). В Россию пришли новые времена.
Давайте повторим, какие изменения произошли за годы правления Петра I?
(слайд)
1.Появилась новая столица государства
2.Возникли новые государственные символы: торговый и военно-морской флаги
3.Укрепилось положение России на международной арене: были созданы сильные армия и флот
4.Велась активная торговля
-Какие интересные сведения из жизни Петра вам известны? (Суворов Игорь)
Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств Европы.
Чтение детьми стихов о Петре
Великий Петр, царь – реформатор,
Строитель, плотник, мореход.
С его на троне воцаренья
Россия славный путь ведет.
Он был тогда горяч и молод
Стремился Русь преобразить,
Чтоб никогда ни враг, ни голод
Ее не смели поразить.
Ему на страшны были войны:
Играя, строил он полки,
Чтоб, возмужав, с народом вместе,
Давать отпор врагам страны!
Создал он флот Отчизны нашей,
Открыл морские он пути,
И, прорубив окно в Европу
Немало сделал для страны.
И что там шведы, Карл, Полтава –
Сумел стихию обуздать
И на Неве, им присмиренной,
Прекрасный Петербург создать!
Служил он истово державе,
Отдав все силы для того,
Чтоб, восхищаясь предков славе,
Мы вечно помнили его.
Домашнее задание
1.Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга, сражаешься со шведскими войсками (на выбор). Опиши свои впечатления с точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде письма к родным.
2. Найди изображение герба Санкт-Петербурга. Что он символизирует
Рефлексия
- Какую задачу ставили для себя?
- Что нового узнали?
- Что еще хотели бы узнать?
(Знакомство с книгами по данной теме)
.
ΙII. Домашнее задание.
1.Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга, сражаешься со шведскими войсками (на выбор). Опиши свои впечатления с точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде письма к родным.
2. Найди изображение герба Санкт-Петербурга. Что он символизирует?
IV. Рефлексия.
- Какую задачу ставили для себя?
- Что нового узнали?
- Что еще хотели бы узнать?
(Знакомство с книгами по данной теме)