kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Политическое развитие России в XVII в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по истории для 7 класса для общеобразовательной школы.

Цель урока:

познакомить учащихся с изменениями по­литического строя в России в XVII в.

Основные понятия:

сословно-представительная монар­хия, самодержавная монархия, дьяки, подьячие, воеводы, Соборное уложение, крепостное право.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Политическое развитие России в XVII в.»



Тема урока: Политическое развитие России в XVII в.

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями по­литического строя в России в XVII в.

Основные понятия: сословно-представительная монар­хия, самодержавная монархия, дьяки, подьячие, воеводы, Соборное уложение, крепостное право.

План изучения новой темы:

  1. Что такое государственный строй?

  2. Государственный строй при царе Михаиле Федоро­виче.

  3. Государственный строй при царе Алексее Михайло­виче.

  4. Соборное уложение 1649 г.

Ход урока

Проверка домашнего задания Контрольная работа по вариантам Вариант 1

  1. Дайте определение понятия «общество».

  2. Охарактеризуйте феодальное сословие.

Вариант 2

  1. Перечислите главные общественные задачи.

  2. Охарактеризуйте посадское сословие.

Вариант 3

  1. Перечислите главные сферы общественной жизни. Для чего они нужны?

  2. Охарактеризуйте крестьянское сословие.

Вариант 4

  1. Дайте общую оценку российскому обществу в XVII в.

  2. Охарактеризуйте сословие духовенства.

Характеристику сословий ученики должны дать по плану;

  1. Место, которое данное сословие занимало в сословной иерархии общества (высшее, среднее, низшее).

  2. Группы, на которые делилось сословие.

  3. Права и обязанности сословия.

Изучение новой темы

  1. Учитель предлагает учащимся вспомнить понятие «политика». Политика — сфера общественной жизни. По­литика — это отношение между людьми по поводу органи­зации и функционирования государственной власти в об­ществе. В функции политики входит обеспечение порядка и безопасности (записать на доске и в тетрадях).

Учитель сообщает ученикам, что для осуществления по­литики общество создает специальную организацию — го­сударство. Дадим определение понятия «государство».

Государство — организация власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управлен­ческой и охранительной функций. Форма государства ука­зывает, как организовано и функционирует государство: форма правления, форма государственного устройства и по­литический режим.

~ Какие вы знаете формы правления?

Основные формы правления — республика и монархия.

Чем республика отличается от монархии? В республике должностные лица государства, т. е. те, кто управляет, вы­бираются народом. В монархии верховная власть принад­лежит одному человеку и передается по наследству. Эти оп­ределения так же необходимо записать на доске и в тетра­дях.

Вспомните примеры республиканского и монархическо­го правления.

Пример республиканского правления в истории Рос­сии — боярская республика в Новгороде.

Пример монархического правления — Российское госу­дарство в XVII в.

В разные периоды XVII в. политический строй России был разным. Какой была форма государства в России при царе Михаиле Федоровиче? К какой династии он принадле­жал? Михаил Федорович принадлежал к династии Романо­вых.

Обратимся к с. 48—49 учебника. При царе Михаиле Федоровиче форму государства можно определить как со­словно-представительную монархию. Власть наследствен­ного царя опиралась на представителей различных сосло­вий в лице Боярской думы и Земского собора. Запишем на доске и в тетрадях. При этом главную роль в Земском собо­ре играли дворяне и посадские. Почему? Дворяне представ­ляли военную силу. Посадские платили налоги, которые являлись основным доходом государства. Государство без военной силы и без денег существовать не может.

Боярская дума и Земский собор — органы центрального управления. Как Россия управлялась на местах? Кто пра­вил в отдельных деревнях, городах, уездах? Со времен Ива­на Грозного на местах правили выборные от народа излюб­ленные головы, городовые начальники, земские старосты. Зафиксируем результаты беседы в схеме.




Вопрос: почему при царе Михаиле Федоровиче в России была сословно-представительная монархия? Читаем учеб­ник (с. 49—50).

Комментарий к схеме. Смута привела Россию к эконо­мической разрухе и ослаблению государства. В этих усло­виях царь, чтобы править Россией, вынужден был опирать­ся на все общество.

После смерти Михаила Федоровича его старшему сы­ну и наследнику Алексею Михайловичу было всего 16 лет. Молодой царь не имел опыта правления, хотя его готовили к царствованию. Первые три года страной фактически уп­равлял воспитатель царя боярин Борис Морозов. Морозов, чтобы увеличить доходы государственной казны, повысил налог на соль. Цена на соль значительно возросла. В 1648 г. в Москве и некоторых других городах произошли восста­ния против роста цен на соль. Эти восстания называют Со­ляным бунтом. Восстания были подавлены, но Алексей Михайлович был ими сильно напуган. Посадские люди были главными участниками Соляного бунта и играли главную роль на Земских соборах. Они стали внушать царю опасения. Царская власть окрепла и перестала нуждаться в поддержке Земских соборов. Царь выбрал в качестве опоры своей власти бояр и, особенно, дворян, т. е. военную силу. В целях обеспечения поддержки дворян и избежание их выступлений против прекращения созывов Земских собо­ров Алексей Михайлович настоял, чтобы в Соборное уложе­ние 1649 г. — новый сборник законов России — был вклю­чен закон, запрещающий крестьянам переход от одного по­мещика к другому. В России было введено крепостное право.

Алексей Михайлович не мог править огромной страной без помощников. Стало расти число приказов — централь­ных органов власти, отвечавших за определенную область государственного управления. Это определение нужно за­писать на доске и в тетрадях. Примеры приказов находим в учебнике на с. 52 — Посольский приказ, приказ Тайных дел, Пушкарский, Ямской приказ и т.п. Служили в прика­зах дьяки и подьячие — чиновники из дворян. С особеннос­тями деятельности приказов можно познакомиться по текс­ту документа на с. 55. Продолжала сохранять свою роль Бо­ярская дума. Царь все решения принимал после совета с ней. На местах постепенно ликвидировались выборные ор­ганы местного самоуправления. Вместо них уездами и горо­дами стали править воеводы. Воеводы — наместники, кото­рые назначались царем из числа бояр и дворян для управ­ления городами и уездами.

Зафиксируем изложенное в схеме.




Запишем вывод: при царе Алексее Михайловиче Россия превратилась из сословно-представительной в самодержав­ную монархию.

Что такое самодержавная монархия?

Самодержавная монархиягосударство, в котором вся власть сосредоточена в руках монарха (записать на доске и в тетрадях).

Почему общество поддержало установление самодер­жавной власти в России? Чтобы ответить на этот вопрос об­ратимся к документу на с. 54—55.

Государство, даже самодержавное, не может сущест­вовать по воле одного или многих людей. Обязательно воз­никнет путаница и беспорядок. А мы знаем, что государс­тво возникает, в том числе для того, чтобы поддерживать порядок в обществе. Государству, чтобы нормально дейс­твовать, нужны правила — законы. В 1649 г. при участии царя Алексея Михайловича Земский собор принял новый свод законов России — Соборное уложение. На содержание законов Соборного уложения повлияли Соляной бунт и стремление царя Алексея Михайловича опереться в своем правлении на дворян. Было введено крепостное право и за­кон о наказаниях за государственные преступления. К пос­ледним относились слова и действия, так или иначе на­правленные против царя и его семьи.

Крепостное правоотношения зависимости крестьян от помещиков (дворян). Зависимость крестьян от помещиков заключалась в следу­ющем. За пользование землей помещика крестьяне несли в его пользу повинности: барщину, оброк и др. Крестьяне прикреплялись к земле помещика, т. е. не могли ее поки­нуть. Зафиксируем наши рассуждения в схеме:




Закрепление

Учащиеся по записям в тетрадях и схемам повторяют определения понятий «политика», «государство», «полити­ческий строй», «форма государственного устройства», «мо­нархия», «сословно-представительная монархия», «прика­зы», «дьяки», «подъячии», «воеводы», «Соборное уложе­ние»; объясняют, почему в России существовала сословно­представительная монархия, почему сословно-представи­тельная монархия превратилась в самодержавную монар­хию; рассказывают о важнейших законах Соборного уло­жения.

Вывод

В XVII в. Россия из сословно-представительной монар­хии превратилась в самодержавную монархию. Было уста­новление крепостное право.



Домашнее задание:

Прочитать § 6, записи в тетради.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Политическое развитие России в XVII в.

Автор: Слядзевская Ирина Сергеевна

Дата: 06.03.2016

Номер свидетельства: 302616

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок "Социально - экономическое и политическое положение Казахстана в XVIIIвеке " "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-sotsial-no-ekonomichieskoie-i-politichieskoie-polozhieniie-kazakhstana-v-xviiiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "150956"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420600241"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по истории России 7 класс "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-istorii-rossii-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "127397"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415297676"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Политическое развитие России в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(46) "politichieskoie-razvitiie-rossii-v-xvii-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "209701"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431266754"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа по истории ФГОС "
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia-proghramma-po-istorii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "127588"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415345554"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по истории. 7 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istorii-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130785"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415987955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства