kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Племена и народы Восточной Европы в древности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самую многочисленную группу людей составляют  в настоящее время народы, говорящие на индоевропейских языках. В прошлом  территории их обитания относительно не большие, прародина древнейших индоевропейских племен, точно не известна, но вероятнее всего это была Малая Азия и области южнее Кавказа. Основными занятиями индоевропейцев были пахотное земледелие  и скотоводство. На рубеже IV- III  тыс. до н. э. произошло изменение климата: лето - жарче, зимы - холоднее. В результате начало развиваться скотоводство, так как  земледелие не могло обеспечить жизненные потребности людей. Очень возросла роль скотоводства, его  развитие требовало  расширения пастбищ и поиска  новых территорий.  С начала  III  тыс. до н. э. индоевропейцы осваивали новые территории Евразии. Масштабы миграции племен значительно увеличились благодаря изобретению колесного транспорта, а также  с приручением и использованием лошадей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Племена и народы Восточной Европы в древности »

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

« Обшаровский государственный техникум им.В.И.Суркова»














Методическая разработка урока

по дисциплине история

Тема: «Племена и народы Восточной Европы в древности»

























Разработчик: Меренкова О.Ю.

2015 г.



Тема: «Племена и народы Восточной Европы в древности»

Оборудование: настенная карта "Восточная Европа в IХ в.", мультимедийное оборудование для показа презентации в программе Power Point., рабочая тетрадь, учебник История 10 класс Чудинов А.В. Гладышев А. В. пар.21 стр 130-134.


Тип урока: изучение нового материала, лекция с элементами беседы и самостоятельной работы студентов с учебником


Основные понятия:

Индоевропейские племена

Фино-угорские племена

Славяне

Великое переселение народов


Основные даты:

III тыс. до н. э. – расселение индоевропейских и фино-угорских племен в Евразии

II в. до н. э. - V в. н. э.- формирование славянской общности

IV – VII вв. – участие славян в Великом переселении народов

VI – VII вв. – хозяйственное освоение славянами Восточной Европы


Ход урока

I.Организационный момент

- приветствие присутствующих, проверка наличия обучающихся, готовность группы к занятию, сообщение темы и цели урока: 

Тема урока «Племена и народы Восточной Европы в древности» Слайд №1

Цели урока:
Образовательные: 
Сформировать представление о древнейших народах Восточно–Европейской равнины и установить причины освоения ими Евразии. Определить место славянской этнической и языковой группы в общей индоевропейской системе.

Воспитательные: 
Развитие элементов творческой деятельности, мировоззрения, навыков устной и письменной речи; использование знаний и умений в учебной деятельности.
Развивающие:
Формирование познавательного интереса обучающихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, находить новые связи между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы.

II. Подготовка к восприятию новой темы:

План изучения нового материала

1.Индоевропейские племена и финно-угорские племена

2.Происхождение и расселение славян в Восточной Европе

3. Славяне и Великое переселение народов.

4.Распад славянского единства и колонизация Восточной Европы.

Слайд №2,3,4

1.Индоевропейские племена

Самую многочисленную группу людей составляют в настоящее время народы, говорящие на индоевропейских языках. В прошлом территории их обитания относительно не большие, прародина древнейших индоевропейских племен, точно не известна, но вероятнее всего это была Малая Азия и области южнее Кавказа. Основными занятиями индоевропейцев были пахотное земледелие и скотоводство. На рубеже IV- III тыс. до н. э. произошло изменение климата: лето - жарче, зимы - холоднее. В результате начало развиваться скотоводство, так как земледелие не могло обеспечить жизненные потребности людей. Очень возросла роль скотоводства, его развитие требовало расширения пастбищ и поиска новых территорий. С начала III тыс. до н. э. индоевропейцы осваивали новые территории Евразии. Масштабы миграции племен значительно увеличились благодаря изобретению колесного транспорта, а также с приручением и использованием лошадей.

Изменение хозяйственно – культурного уклада, освоение обширных территорий привели к распаду индоевропейской общности на самостоятельные племенные объединения. Началось формирование диалектов и языков народов, принадлежащих к индоевропейской языковой семье.

Чуть позднее на запад вплоть до Прибалтики, заселенной с I тыс. н. э. индоевропейскими балтскими племенами, по северной таежной полосе Восточной Европы из Приуралья и Зауралья стали проникать группы охотников и рыбаков относящиеся к финно-угорской языковой семье.

Таким образом на территории Восточной Европы образовались две основные языковые общности: индоевропейская и финно-угорская.


Слайд №5

Задание обучающимся:

ответить на вопросы и записать в тетрадь, пользуясь учебником.

1.Представителей каких языковых семей следует считать древнейшими обитателями Восточно- Европейской равнины?

2.Какие причины подтолкнули их к освоению новых территорий?

3.Что можно сказать о прародине индоевропейских племен?


Слайд №6,7,8

2.Происхождение и расселение славян в Восточной Европе.

Славяне - ветвь индоевропейской языковой семьи. Точных данных указывающих на место обитания славянских племен нет, но предполагают исходя из археологических источников и письменных источников, наиболее вероятной прародиной славянских племен была лесостепная полоса от Днепра до Одера и предгорий Карпат. Формирование славянской общности происходило II в. до н. э. по V в. н. э.

Существует множество объяснений названия «славяне», одно из них название произошло от термина «слово» в значении «речь», «язык». В этом смысле славянин – человек, владеющий славянским языком, в отличие от чужака, «немого».

Вплоть до X века все славяне разговаривали на общем языке, различавшемся только диалектами. Славяне воспринимали себя и воспринимались соседями как народ, имеющий единую материальную и духовную культуру.


Слайд №9

Задание обучающимся:

ответить на вопросы и записать в тетрадь, пользуясь учебником.

1. Кто является предками славянских племен?

2.Что можно сказать о прародине славян?

3. Какую территорию занимали славяне?


Слайд №10,11,12

3. Славяне и Великое переселение народов.

В эпоху великого переселения народов большинство племен стремилось в Центральную Европу, на руины Римской империи. Римская империя под ударами пришлых варваров вскоре (476 г. н.э.) пала. На этой территории варвары, впитав наследие античной римской культуры, создадут свою государственность. Славяне и их земли представляли для завоевателей интерес лишь как объект грабежей.

Первые достоверные сведения о славянах относятся к VI веку, когда Европа подверглась следующему крупному нашествию кочевников.

После ухода гуннских племён из степей Восточной Монголии и Западной Маньчжурии здесь сформировался союз кочевых пле­мён, самым влиятельным из которых было племя жуанъ-жуаней. В европейских источниках их называют аварами, в славян­ских — обрами. В VI веке авары начали продвигаться на запад. В середине VI века они вторглись в пределы Северного Причерно­морья и Приазовья, которые в V—VI веках уже были заняты славянами.

Именно тогда древние славянские племена были впервые за­мечены западноевропейскими и восточными авторами. В своих хрониках они называют славян венетами, склавенами, антами.

Вместе с аварами славянские племена двинулись на юго-запад и заняли Балканский полуостров. Неизвестно, подчинялись сла­вяне в этих походах аварам или действовали самостоятельно. В 795—796 годах государство аваров было разгромлено франками, во главе которых стоял король Карл Великий.

После этого славяне стали самостоя­тельным народом, сформировался лите­ратурный старославянский язык, единый для всех славянских народов.

Восточные же славяне ушли на северо-восток, в глухие лесные дебри, где никакого культурного наследия не было. На северо-восток славяне ушли двумя потоками: одна часть славян - к озеру Ильмень (позже там встанет древнейший русский город Новгород), другая часть - к среднему и нижнему течению Днепра (там станет другой древнейший город Киев).

В VI - VIII вв. восточные славяне в основном расселились по Восточно-Европейской равнине.

Слайд №13

Задание обучающимся:

ответить на вопросы и записать в тетрадь, пользуясь учебником.


1.Что такое Великое переселение народов?

2.Какую роль Великое переселение имело в истории славянских народов?


Слайд №14,15,16

4.Распад славянского единства и колонизация Восточной Европы.

В эпоху великого переселения народов славян на Дунае стали теснить другие народы. Славяне стали дробиться. В ходе движения славяне разделились на три большие группы западные, южные, восточные (предки русских, украинцев, белорусов).

  • Часть славян осталась в Европе. Позже они получат название южных славян (от них произойдут болгары, сербы, хорваты, словенцы, боснийцы, черногорцы).

  • Другая часть славян переселилась севернее - западные славяне (чехи, поляки, словаки). Западные и южные славяне были покорены другими народами.

  • Третья часть славян, как считают ученые, не захотела никому покоряться и двинулась на северо-восток, на Восточно-Европейскую равнину.  Позже они получат название восточных славян (русские, украинцы, белорусы).


Первые сведения о восточных славянах содержатся в античных, византийских, и арабских источниках. В VI - IX вв. восточные славяне заселили районы по течению от Днестра и Днепра, колонизировали обширные пространства Восточной Европы до верховьев Оки, Волги, Дона, Западной Двины, берегов Волхова, Ладожского и Ильменского озер, Белого моря.

Многочисленные восточнославянские племена подчиняли своему влиянию часть соседних племен, облагали их данью. Между славянами и их соседями порой происходили столкновения, но против внешнего врага обычно выступали единым фронтом. Собирая дань с окрестных народов, славяне порой и сами облагались данью более сильными иноплеменниками, например хазарами.


Слайд №17

Задание обучающимся: заполнить таблицу

На какие ветви разделились славяне в Восточной Европе?


Ветвь славянства.

этносы

Место расселения











Таблица с ответами


Ветвь славянства.

этносы

Место расселения

Южные славяне

Болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийские мусульмане.

Балканский полуостров,

Западные славяне

Поляки, чехи, словаки, сербы

Центральная Европа, бассейны Вислы Одры.

Восточные славяне

Русские, украинцы, белорусы. Говорили на одном языке и назывались великороссы, малороссы. «белая Русь»

Восточно-европейская равнина.


Слайд №18,19,20, 21, 22

Тест «Племена и народы Восточной Европы в древности»

Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

1. Какое явление относится к VIVII вв.?

а) расселение индоевропейских и фино-угорских племен в Евразии;

б) формирование славянской общности;

в) участие славян в Великом переселении народов;

г) разделение славян на три ветви — восточных, южных и западных;

д) хозяйственное освоение славянами Восточной Европы;


2.Какие племена и народы населяли территорию Восточной Европы III тыс. до н. э.?

а) Индоевропейские племена и финно-угорские племена;

б) Индоевропейские племена;

в) Финно-угорские племена;

г) Славянские племена;


3.Что было основным занятием индоевропейцев до изменения климата?
а) кочевое скотоводство;

б) земледелие;

в) пахотное земледелие и скотоводство;

г) охота и собирательство;

д) торговля;


4. Русские, украинцы, белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.


5. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.


IV. Подведение итогов урока: выставление оценок.


Слайд №23

V. Домашнее задание: параграф 21 стр.130-134. На основании исторического документа на стр. 134 составить рассказ о нравах древних славян.

История 10 класс Чудинов А.В., Гладышев А.В. 2011год.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Племена и народы Восточной Европы в древности

Автор: Меренкова Оксана Юрьевна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Великое переселение народов. Конспект урока по Истории Казахстана. "
    ["seo_title"] => string(73) "vielikoie-pieriesielieniie-narodov-konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "173072"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423921606"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока на тему "Северный Казахстан в эпоху железа" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-sieviernyi-kazakhstan-v-epokhu-zhielieza"
    ["file_id"] => string(6) "215282"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432637693"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок-игра "Что? Где? Когда?" по истории Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-ighra-chto-gdie-koghda-po-istorii-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "148930"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419878849"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Русская равнина как культурно-географическое понятие "
    ["seo_title"] => string(61) "russkaia-ravnina-kak-kul-turno-ghieoghrafichieskoie-poniatiie"
    ["file_id"] => string(6) "114963"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411751763"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок-путешествие по Австралии и Океании "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-putieshiestviie-po-avstralii-i-okieanii"
    ["file_id"] => string(6) "140545"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417966164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства