kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра "Что? Где? Когда?" по истории Древней Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Урок обобщения и повторения по теме: «Древняя Русь»

Цель:  повторить, закрепить и углубить знания по Древней истории Руси, проверить уровень усвоения изученного материала;  способствовать формированию умения работать в группе; в процессе игры продолжить прививать у учащихся интерес к предмету история.

ОБОРУДОВАНИЕ

Волчок, листы и ручки для работы учащихся, карточки с номерами вопросов от 1 до 12, карточки с заданиями «Блиц» и «Супер-блиц», картина «Призвание варягов».

ПЛАН УРОКА

  1. Вступительное слово ведущего
  2. Что? Где? Когда?
  3. Заключительное слово ведущего

ХОД УРОКА

Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитанов, придумывают названия. Вопросы распределены на столах команд (у одной команды четные номера, у другой – не четные). Вопросы задаются командам по очереди. На размышление дается 1 минута. Если команда не дает правильный ответ, право ответить переходит к другой команде.

  1. Вступительное слово ведущего

- Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе знатоков на игре «Что? Где? Когда?». Сегодня друг против друга играют команды знатоков 7 класса. Итак, за столами сегодня играют: (объявляются названия команд и капитаны)

- Играем до 6 очков. Счет 0:0. Первый раунд.

  1. Что? Где? Когда?

Вращается волчок, выбирается номер вопроса

1.Конкурс «Блиц»

Команде нужно дать ответ на 3 вопроса подряд. На размышление дается 20 секунд. Балл засчитывается в случае, если команда дает правильные ответы на все 3 вопроса.

Какие из названных предметов, имен и явлений в перечне лишние. Через минуту, уважаемые знатоки, выберите лишнее и дайте обоснование своему ответу.

Дмитрий Донской – Иван IV – Игорь (Игорь, т.к. был правителем Киевской Руси, а не Московского княжества)

Дреговичи – вятичи – хазары (хазары, т.к. не относятся к группе восточных славян)

Бортничество – охота – земледелие (земледелие, т.к. относится к производящему типу хозяйства, а не присваивающему)

2.Конкурс – Супер-блиц

За столом остается один участник от команды. В зале идеальная тишина. Задание состоит из трех ребусов. На разгадывание каждого ребуса дается 20 секунд. Ответ засчитывается в случае, если правильно разгаданы все ребусы (см. приложение).

3.Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Крестное имя – Василий. Совершил 83 далеких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чтите, как отцов, молодых – как братьев. В доме своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами». Через минуту дайте ответ, о каком князе идет речь.

4. Именно этот человек провел первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места ее сборов; соблюдая традиции  своего времени. Жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. Через минуту дайте ответ, о каком человеке идет речь?

5.Он был самым ярким и загадочным царем Всея Руси. Одни историки считают его передовой личностью, другие воспринимают как помешенного. Карамзин подчеркивал двойственность натуры царя: с одной стороны мудрый правитель, с другой стороны тиран и деспот. Наследовал престол в трехлетнем возрасте. Внимание вопрос. О каком правителе идет речь?

6. Большой интерес вызывает у людей  обряд гадания.  Ни одно серьезное дело не начиналось в древности без попытки узнать  направление судьбы.  Гадали по снам, поведению животных, внутренностям животных.  У разных народов были вещие птицы–гадалки. Внимание вопрос. Какую птицу, предсказательницу по вопросам долголетия, чтили древние  Русичи? 

7.Внимание. Картина Васнецова. (Выносится репродукция картины Васнецова «Призвание варягов на княжение»). Через одну минуту скажите, какое событие в истории Руси изображено на картине.

8.Из года в год самые ученые мужи Древней Руси просиживали за этим занятием, которое требовало внимательности, хорошей памяти и много терпения, чтобы вы, уважаемые знатоки, могли успешно изучать историю того времени и получить хорошие оценки по истории. Чем занимались ученые мужи?

9. Около четырех тысяч лет назад из общей группы индоевропейцев выделились известные вам племена. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Примерно в 5 веке до новой эры появились отдельные племенные группы. Они освоили территории от среднего течения Днепра до Одера. От Карпатских гор до Припяти. Внимание, вопрос: о каких племенах идет речь?

10.Это была самая кровопролитная битва того времени. Состоялась она на реке, по названию которой князь, руководивший битвой получил прозвище, крепко закрепившееся за ним в истории. Внимание вопрос. О какой битве идет речь?

11. «…Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания…» Что описал в своем произведении Прокопий Кессарийский.

12.«…И Владимир сказал…: Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг. Услышав это… пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре. На следующий день вышел Владимир с попами… на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… попы же совершали молитвы...» Внимание вопрос. О каком событии истории Киевской Руси идет речь?

3)Заключительное слово ведущего

Определение победителя, подведение итогов

ПРИЛОЖЕНИЯ (см. документ Что где когда)

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Что? Где? Когда?" по истории Древней Руси »

Тема урока: Урок обобщения и повторения по теме: «Древняя Русь»

Цель: повторить, закрепить и углубить знания по Древней истории Руси, проверить уровень усвоения изученного материала; способствовать формированию умения работать в группе; в процессе игры продолжить прививать у учащихся интерес к предмету история.

Оборудование

Волчок, листы и ручки для работы учащихся, карточки с номерами вопросов от 1 до 12, карточки с заданиями «Блиц» и «Супер-блиц», картина «Призвание варягов».

План урока

  1. Вступительное слово ведущего

  2. Что? Где? Когда?

  3. Заключительное слово ведущего

Ход урока

Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитанов, придумывают названия. Вопросы распределены на столах команд (у одной команды четные номера, у другой – не четные). Вопросы задаются командам по очереди. На размышление дается 1 минута. Если команда не дает правильный ответ, право ответить переходит к другой команде.

  1. Вступительное слово ведущего

- Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе знатоков на игре «Что? Где? Когда?». Сегодня друг против друга играют команды знатоков 7 класса. Итак, за столами сегодня играют: (объявляются названия команд и капитаны)

- Играем до 6 очков. Счет 0:0. Первый раунд.

  1. Что? Где? Когда?

Вращается волчок, выбирается номер вопроса

  1. Конкурс «Блиц»

Команде нужно дать ответ на 3 вопроса подряд. На размышление дается 20 секунд. Балл засчитывается в случае, если команда дает правильные ответы на все 3 вопроса.

Какие из названных предметов, имен и явлений в перечне лишние. Через минуту, уважаемые знатоки, выберите лишнее и дайте обоснование своему ответу.

Дмитрий Донской – Иван IV – Игорь (Игорь, т.к. был правителем Киевской Руси, а не Московского княжества)

Дреговичи – вятичи – хазары (хазары, т.к. не относятся к группе восточных славян)

Бортничество – охота – земледелие (земледелие, т.к. относится к производящему хозяйству, а не присваивающему)

  1. Конкурс – Супер-блиц

За столом остается один участник от команды. В зале идеальная тишина. Задание состоит из трех ребусов. На разгадывание каждого ребуса дается 20 секунд. Ответ засчитывается в случае, если правильно разгаданы все ребусы (см. приложение).

  1. Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Крестное имя – Василий. Совершил 83 далеких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чтите, как отцов, молодых – как братьев. В доме своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами». Через минуту дайте ответ, о каком князе идет речь.

  2. Именно этот человек провел первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места ее сборов; соблюдая традиции своего времени. Жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. Через минуту дайте ответ, о каком человеке идет речь?

  3. Он был самым ярким и загадочным царем Всея Руси. Одни историки считают его передовой личностью, другие воспринимают как помешенного. Карамзин подчеркивал двойственность натуры царя: с одной стороны мудрый правитель, с другой стороны тиран и деспот. Наследовал престол в трехлетнем возрасте. Внимание вопрос. О каком правителе идет речь?

  4. Большой интерес вызывает у людей обряд гадания. Ни одно серьезное дело не начиналось в древности без попытки узнать направление судьбы. Гадали по снам, поведению животных, внутренностям животных. У разных народов были вещие птицы–гадалки. Внимание вопрос. Какую птицу, предсказательницу по вопросам долголетия, чтили древние Русичи?

  5. Внимание. Картина Васнецова. (Выносится репродукция картины Васнецова «Призвание варягов на княжение»). Через одну минуту скажите, какое событие в истории Руси изображено на картине.

  6. Из года в год самые ученые мужи Древней Руси просиживали за этим занятием, которое требовало внимательности, хорошей памяти и много терпения, чтобы вы, уважаемые знатоки, могли успешно изучать историю того времени и получить хорошие оценки по истории. Чем занимались ученые мужи?

  7.  Около четырех тысяч лет назад из общей группы индоевропейцев выделились известные вам племена. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Примерно в 5 веке до новой эры появились отдельные племенные группы. Они освоили территории от среднего течения Днепра до Одера. От Карпатских гор до Припяти. Внимание, вопрос: о каких племенах идет речь?

  8. Это была самая кровопролитная битва того времени. Состоялась она на реке, по названию которой князь, руководивший битвой получил прозвище, крепко закрепившееся за ним в истории. Внимание вопрос. О какой битве идет речь?

  9. «…Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания…» Что описал в своем произведении Прокопий Кессарийский.

  10. «…И Владимир сказал…: Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг. Услышав это… пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре. На следующий день вышел Владимир с попами… на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… попы же совершали молитвы...» Внимание вопрос. О каком событии истории Киевской Руси идет речь?

  1. Заключительное слово ведущего

Определение победителя, подведение итогов



ПРИЛОЖЕНИЯ

СУПЕР-БЛИЦ


Ярмарка





Язычество Москва



БЛИЦ


Дмитрий Донской – Игорь – Иван IV


Дреговичи – вятичи – хазары


Земледелие – бортничество – охота



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок-игра "Что? Где? Когда?" по истории Древней Руси

Автор: Пономарева Екатерина Сергеевна

Дата: 29.12.2014

Номер свидетельства: 148930


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства