"Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки»
"Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки»
Цель: повторение, закрепление, систематизация полученных знаний по теме с использованием методов коллективно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока: повторить ключевые вопросы темы, обобщить имеющие знания по теме ; развивать критическое мышление,навыки групповой работы,
способствовать закреплению умений обобщять, сравнивать.выделять главное устанавливать последовательность, делать выводы; продолжит формирование интиреса к древней истории страны, воспитовать умения работать в команде
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки» »
открытый урок по истории Казахстана в 6 «Б» классе по теме «Повторительно-обобщающий урок по теме «Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки» Цель урока: повторение, закрепление, систематизация полученных знаний по теме с использованием методов коллективно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока: повторить ключевые вопросы темы, обобщить имеющие знания по теме; развивать критическое мышление, навыки групповой работы, способствовать закреплению умений обобщать, сравнивать, выделять главное, устанавливать последовательность, делать выводы; продолжить формирование интереса к древней истории страны, воспитывать умения работать в команде.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний. урок- реконструкция с применением элементов песочной терапии. Методы обучения: фронтальный опрос, групповая работа, логические задания, викторины, работа с картой, песочная терапия. Интегрирование : с всемирной историей, с казахским языком Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации, контурные карты, раздаточный материал, карточки, песочница, набор игрушек. Ход урока: I. Организация класса. II. Актуализация умений и навыков: работа в группе, фронтальный опрос, работа консультантов, письменная работа, творческая работа. Ожидаемые результаты: Все – к концу урока смогут показать свои знания по разделу «Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки» ( каждый на своем уровне). Большинство – закрепят свои знания с помощью ответов на вопросы, заполнение контурных карт, карточек, выполнения творческого задания. Некоторые – смогут рассказать часть материала другим ребятам, организуют работу группы, справедливо оценят работу других ребят и свою работу, запомнят весь материал в деталях, оценят значимость этого раздела. Ход урока: Перед началом урока вывешивается «Карта успеха». После каждого пройденного этапа помощник консультант отмечает достижение учащихся (при помощи стикеров) В течении урока ведется регламентирование времени. (таймер на интерактивной доске)
Время в мин. Этапы урока Действия учителя и учеников Форма работы/вид оценивания 2 1.Орг.момент. Психол. настрой Учитель говорит слова, дети становятся в круг взявшись за руки, повторяют за ним: Отбросим в сторону переживания и неудачи. Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг, И на уроке этом мы опять Все поработаем на пять. Зачитывается эпиграф(слайд №2) Если бы ты выкинул все свои драгоценности, Вооружился луком со стрелами И жил среди саков, то ты также Был свободным человеком. Многие ученые, историки, правители великих государств древности, современники говорили о сакских племенах, писали о них в своих летописях, слагали о них свои легенды. Сегодня мы тоже поговорим об этом великом племени, окунувшись в эпоху раннего железа. Вспомним о том, где жили, как жили, чем дорожили, во что верили, за что боролись сакские племена. Повторяя пройденный материал, мы будем опираться на разделы основных тем, которые были посвящены истории саков. И так первый наш этап. Групповая. Формативное (похвала) 24
10
4 2.Обобщение и повторение пройденного материала
Практическая часть: Делегирование
1. Источники информации о саках (слайд №4) О жизни людей эпохи раннего железа свидетельствуют различные источники. Перечислите основные.(слайд №5) Для закрепления этой темы давайте проведем викторину. Ученики называют ответы, учитель открывает правильные ответы на доске. Вопросы викторины. 1. это основной археологический памятник сакской культуры.…(курган). Перечислите известные вам курганы.(слайд№6) 2. назовите греческого историка, собравшего большую информацию о саках…..(Геродот)(слайд№7). Какие еще историки древности писали о саках?(страбон, Ктесий, Помпей Трог) 3. правители этого государства оставили информацию о саках в своих документах, так как воевали с ними, назовите это государство…..(Персия). Назовите известных вам царей этого государства.(слайд№ 8) 4. так как у саков большое значение имели быстрые кони, то иранские источники называли саков….(туры) 5. этот письменный источник – священная книга иранцев….(Авеста).
Источники несут основную информацию об истории саков, в том числе и о многочисленных племенах, которые входили в сакский племенной союз. 2. Племена и территория их расселения. Вопросы: 1. Перечислите известные вам сакские племена. 2. В какой период саки населяли территорию Казахстана и Центральной Азии?
Групповая работа – деление на группы (прием по размеру картинки коня): нанести на контурной карте названия племен там, где они проживали, указывая территорию. 1. юг и юго-восток Казахстана 2. запад и юго-запад Казахстана 3. центральный Казахстан 4. северо-восточный Казахстан Группа, первая выполнившая задание, выходит к доске и показывает на карте территорию расселения племен, прикрепляя на карту на звания. Класс проверяет, консультанты в группах оценивают работу группы. А что еще нам известно о хозяйстве и быте сакских племен? Поможет нам в этом новое задание. 3. Хозяйство и быт саков. Задание для фронтального опроса: «Согласны ли вы?» (все ошибки исправлять и аргументировать) 1.Основное место в хозяйстве саков занимало земледелие. 2. Саки вели оседло-кочевой образ жизни. 3. Скотоводство у саков было только кочевое. 4. Зиму саки проводили на летовках, а лето на зимовках. 5. Саки разводили в основном лошадей, овец, коров и свиней. 6. Особое предпочтение саки отдавали разведению лошадей. 7. Саки из верблюжьего молока изготовляли напиток хаому. 8. Саки употребляли в пищу только продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты. 9. Саки занимались только гончарным и кузнечным ремеслом. 10. Сакские семьи обладали равным количеством земли и скота, поэтому среди них не было ни богатых, ни бедных. 11. Саки были искусными мастерами и ремесленниками.
Большое количество сакских племен говорит о сплоченности племенного союза. А это в свою очередь указывает на развитое общественное устройство у саков. Так как только хорошо организованный и крепкий коллектив способен сосуществовать единым целым. И сейчас мы выясним, как было организовано сакское общество.
3. Общественное устройство саков.(слайд№15) Групповая работа – деление на группы( прием- по цвету картинки – коня): вставить в текст пропущенные слова. После завершения работы, происходит взаимопроверка. Ответ дает группа, которая первая выполнила работу. Пропущенные слова отображены на доске, и класс дает объяснение выделенным терминам. Пропущенные слова (слайд №16) союз племен, цари, совет вождей, вождь, народное собрание, военная демократия, военачальники, жрецы, воины, общинники, женщины, матриархат.
Текст с пропущенными словами Сакские племена объединяются в (1). Во главе их стоят верховные вожди, их называют (2). Они избираются на (3) тех племен, которые входят в союз. Во главе каждого племени стоял (4), который избирался из числа самых сильных и ловких воинов. Выборы проходили на (5) племени, там же обсуждались все важные дела. Такая форма власти называлась (6). Правители племен были не только вождями, но и (7). В сакском обществе выделялись три группы населения: (8,9,10). Равными правами с мужчинами пользовались и (11), так как сохранились пережитки (12).
Группы меняются текстами. Проверка (слайд№17)
4. Борьба саков за независимость. (слайд №18) Одним из ярких событий истории саков является борьба с внешними врагами и защита своих земель. Вопросы: 1. С какими государствами и правителями воевали сакские племена? Закрепить полученные знания, поможет нам следующее задание. Индивидуальная проверочная работа: распределить события в нужные группы. Борьба саков с 1. Киром. 2. Дарием. 3. А. Македонским. 1. Этот царь предложил царице массагетов стать его женой. 2. В 518 г. до н.э. этот царь с огромным войском оправился в поход против саков. 3. По некоторым данным, саки ранили этого правителя в бедро. 4. Этого правителя сакский воин Ширак заманил в пустыню, в результате чего большая часть его войска погибла. 5. Против этого завоевателя народы Средней Азии, в том числе и саки, подняли восстания. 6. Этот правитель заманил в ловушку сакских воинов, используя еду и вино. 7. Этот царь переодел в одежду саков свой отряд и направил его к сакам. 8. Воины этого правителя жестоко обращались с людьми, убивая мужчин, уводя в рабство детей и женщин. 9. В плену этого царя покончил жизнь самоубийством сын царицы Томирис. 10. В битве с саками этот правитель погиб и был обезглавлен. 11. После долгих лет борьбы этот правитель все-таки захватил часть сакских земель, и саки платили ему дань, выделяя своих воинов. 12. Этот правитель воевал с саками в IV в. до н.э..
5. Культура и религия саков.групповая работа(деление: девочки- мальчики) На доске 6 скрытых заданий, каждая группа выбирает одно задание и либо отвечает на вопрос, либо объясняет иллюстрацию. Правильные ответы учитываются консультантами, не правильные исправляются другими группами. Викторина: «Знаешь ли ты?» 1. Иллюстрация Золотого человека. Что здесь изображено? К какому периоду относится эта находка? 2. Иллюстрации культовых предметов(блюдо, светильник, зеркало). Для чего предназначались эти предметы? 3. чем занимаются люди на этом изображении (выплавка металла) 4.Иллюстрации гончарных изделий. Какой вид ремесла здесь изображен? Какие еще ремесла вы знаете? 5. Вопрос. Птица, конь, козел, 4 стрелы. Что обозначали эти символы, где вы их видели? 6. Что изображено на картине. Консультанты оценивают работу групп. 6. Полиглот . (слайд № 29) 1. Құдіретті еркектер 2. Жүйрік атты турлар 3. Азиялық скифтер 4. Әскери демократия 5. Патша 6. Аң стилі На доске слова на казахском языке, необходимо перевести. Кто первый поднимет руку.
Метод «Песочная терапия»- «Жизнь саков» Защита работы «Поселение саков» Реконструкция сакского поселения А теперь мы переходим к практической части нашего урока к реконструкции. Воссоздадим историческую эпоху, когда жили саки. Для этого необходимо: конструктор, пластилин, фигурки людей, животных, песочница для создания ландшафта. Это будет коллективная работа под названием "Поселение саков". Каждая группа получает технологическую карту и работает по ней. Деление на пары (прием Конфета (разный сорт конфет)) Пара №1: • изобразить хозяйство и быт саков • составить рассказ Пара №2: • изобразить культуру саков • составить рассказ VII. Рассказ учащихся о сакском посилении, о занятиях его жителей Мозговой штурм. Присуще ли какие-либо черты древних саков современному поколению? На доске написаны слова нашего Президента Н.А.Назарбаева из Послания «Казахстан - 2030». О нашем государстве он сказал: (слайд №29) «Да! Это будет Казахстанский Барс с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он будет избегать прямых столкновений. Но если под угрозой окажется его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой». И сегодня, потомки, следуя, примерам героических подвигов предков стоят на защите своей Родины. Оценить учащихся (по количеству заработанных стикеров и оценок)отвечающих на уроке. С каким настроением пришли на урок? (выбрать и подойти к изображению смайла-настроение) А с каким уходим? (выбрать и подойти к изображению смайла-настроение) Топните правой пяткой, если урок был скучным и неинтересным Возьмитесь за нос, если вы любите историю Поднимите руку, если вы будете выполнять домашнее задние Похлопайте, если вы с удовольствием придете на следующий урок. Перед тем как уйти , выберите себе домашнее задание :3 конверта на доске(красный- задание на -5(презентация по теме «Саки»);синий – задание на -4(составить тест (15 вопросов)по теме «Саки»); зеленый – задание на -3(прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа)) Спасибо. До свидания.
Индивидуальное оценивание (стикер не «Карте успеха»)
Взаимооценивание (консультант-ученик вывешивает стикеры на «Карту успеха»)
Индивидуальное оценивание (стикер за правельный ответ)