Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки.
Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки.
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки».
Цель урока: повторить, закрепить, систематизировать полученные знания по теме с использованием методов коллективно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока: повторить ключевые вопросы темы, обобщить имеющие знания по теме;
развивать навыки групповой работы, способствовать закреплению умений обобщать, сравнивать, выделять главное, устанавливать последовательность, делать выводы; продолжить формирование интереса к древней истории страны;
воспитывать умения работать в команде.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения: фронтальный опрос, групповая работа, логические задания, викторины, работа с картой.
Просмотр содержимого документа
«Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки. »
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки».
Цель урока: повторить, закрепить, систематизировать полученные знания по теме с использованием методов коллективно-познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока: повторить ключевые вопросы темы, обобщить имеющие знания по теме;
развивать навыки групповой работы, способствовать закреплению умений обобщать, сравнивать, выделять главное, устанавливать последовательность, делать выводы; продолжить формирование интереса к древней истории страны;
воспитывать умения работать в команде.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения: фронтальный опрос, групповая работа, логические задания, викторины, работа с картой.
Урок начинается с приветствия на фоне музыкальной композиции Поля Мориа.
II. Круг радости
Мы рады видеть каждого из вас!
И пусть еще весна прохладой в окна дышит,
Здесь всем уютно, ведь ваш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Учитель: Дети, вам тепло? (Да)
В классе светло? (Да)
Прозвенел уже звонок? (Да)
Уже закончился урок? (Нет)
Только начался урок? (Да)
Хотите учиться? (Да)
Значит можно всем садиться! (Да)
Наш веселый школьный звонок пригласил всех на урок!
Урок повторения сегодня у нас, компьютер будет работать для вас.
На наших гостей вы сейчас оглянитесь.
Доброй улыбкой всем улыбнитесь.
Много работы сегодня у нас.
И всем я желаю успехов сейчас!
Давайте эпиграфом нашего урока возьмем слова:
Если бы ты выкинул все свои драгоценности,
Вооружился луком со стрелами
И жил среди саков, то ты также
Был бы свободным человеком.
(Из этих слов видно, что мы сегодня будем говорить о …..).
Верно, тема нашего урока «Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. Саки.»
Сегодня у нас обобщающий урок-путешествие по этой теме.
Ребята, давайте пройдем с вами по тем местам, где когда-то жили наши предки. Вы готовы отправиться сейчас в далекое прошлое?
На нашем пути будут встречаться препятствия, которые мы будем стараться преодолевать, как и много веков назад преодолевали их наши предки. Сегодня мы закрепим свои знания об этом племени.
Повторяя пройденный материал, мы будем опираться на разделы основных тем, которые были посвящены истории саков.
И так первый наш этап.
У вас на столе лежат сигнальные карточки, с помощью которых вы мне сообщите об уровне подготовленности к уроку.
1. Красная сигнальная карточка – «К уроку готов полностью, хорошо знаю материал, готов ответить на любой вопрос».
2. Синяя сигнальная карточка – «Материал урока знаю нетвердо, но могу ответить на некоторые вопросы»
3. Желтая сигнальная карточка – «Материал урока не знаю»
Сейчас каждый поднимите карточку соответствующую вашему уровню подготовленности к уроку.
И так как вы все готовы к уроку начнем работать.
На пути нам встретяться следующие станции:
1. Источники информации о саках.
2. Племена и территория их расселения.
3. Общественное устройство саков.
4. Борьба саков за независимость.
5. Хозяйство и быт саков.
6.Культура и религия саков
7. Закрепление
Ш. Разминка.
Давайте начнем наш урок с разминки и проведем небольшую викторину.
Вопросы викторины:
1. Это основной археологический памятник сакской культуры.…(курган). Перечислите известные вам курганы.
2. Один из письменных источников называл саков азиатские…..(скифы). Кто называл саков азиатские скифы?
3. Назовите греческого историка, собравшего большую информацию о саках…..(Геродот). Какие еще историки древности писали о саках?
4. Правители этого государства оставили информацию о саках в своих документах, так как воевали с ними, назовите это государство…..(Персия). Назовите известных вам царей этого государства.
5. Так как у саков большое значение имели быстрые кони, то иранские источники называли саков….(туры)
6. Этот письменный источник – священная книга иранцев….(Авеста).
IV. Выполнение заданий
А теперь, начинаем наше путешествие и первая наша остановка
1. Станция «Источники информации о саках».
Вы знаете, о жизни людей эпохи раннего железа свидетельствуют различные источники.
Перечислите основные.
(Дети называют источники)
Источники несут основную информацию об истории саков, в том числе и о многочисленных племенах, которые входили в сакский племенной союз.
2.Станция «Племена и территория их расселения»
Давайте поговорим с вами о территории расселения саков.
Вопрос. Перечислите известные вам сакские племена?
(Дети перечисляют племена саков)
Задание 1:
Групповая работа: сейчас вам нужно нанести на контурной карте названия племен там, где они проживали, указывая территорию.
(После выполнения задания группы меняются работами и проверяют их, выставляя друг другу оценки)
Большое количество сакских племен говорит о сплоченности племенного союза. А это в свою очередь указывает на развитое общественное устройство у саков. Так как только хорошо организованный и крепкий коллектив способен сосуществовать единым целым. И сейчас мы выясним, как было организовано сакское общество.
3.Станция «Общественный строй саков».
Ребята, скажите из каких групп состояло сакское общество?
(Ответы детей)
Юля:
Сакское общество состояло из трех групп:
Воины: носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные»
Жрецы: носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы
Скотоводы и земледельцы: носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков
Во главе сакского общества — вождь (царь), который решал вопросы войны и мира, заключал союзы, отправлял послов, возглавлял войска. Власть передавалась по наследству.
Вождя выбирали на народном собрании . Это время распада первобытного строя и формирования военной демократии
Задание 2:
Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Групповая работа: вставить в текст пропущенные слова.
( После завершения работы, происходит взаимопроверка. Ответ дает группа, которая первая выполнила работу).
Пропущенные слова отображены на доске:
народное собрание, цари, совет вождей, женщины, воины, вождь, народная демократия, жрецы, военачальники, союз племен, матриархат, общинники.
Текст с пропущенными словами:
Сакские племена объединяются в….. Во главе их стоят верховные вожди, их называют ….. Они избираются на…..тех племен, которые входят в союз. Во главе каждого племени стоял ….., который избирался из числа самых сильных ловких воинов. Выборы проходили на….племени, там же обсуждались все важные дела. Такая форма власти называлась …. Правители племен были не только вождями, но и…… В сакском обществе выделялись три группы населения:
Равными правами с мужчинами пользовались и ….., так как у саков сохранились пережитки…..
4. Станция «Борьба саков за независимость».
Одним из ярких событий истории саков является борьба с внешними врагами и защита своих земель.
Закрепить полученные знания, поможет нам следующее задание.
Задание 3:
Индивидуальная проверочная работа: распределить события в нужные группы.
Борьба саков с 1. Киром. 2. Дарием. 3. А. Македонским.
1. Этот царь предложил царице массагетов стать его женой.(Кир)
2. В 518 г. до н.э. этот царь с огромным войском оправился в поход против саков.(Дарий)
3. По некоторым данным, саки ранили этого правителя в бедро.(Македонский)
4. Этого правителя сакский воин Ширак заманил в пустыню, в результате чего большая часть его войска погибла.(Дарий)
5. Против этого завоевателя народы Средней Азии, в том числе и саки, подняли восстания.(Македонский)
6. Этот правитель заманил в ловушку сакских воинов, используя еду и вино.(Кир)
7. Этот царь переодел в одежду саков свой отряд и направил его к сакам.
8. Воины этого правителя жестоко обращались с людьми, убивая мужчин, уводя в рабство детей и женщин.Македонский)
9. В плену этого царя покончил жизнь самоубийством сын царицы Томирис.(Кир)
10. В битве с саками этот правитель погиб и был обезглавлен.(Кир)
11. После долгих лет борьбы этот правитель все-таки захватил часть сакских земель, и саки платили ему дань, выделяя своих воинов.(Дарий)
12. Этот правитель воевал с саками в IV в. до н.э. (Македонский)
Правители государств, которые сталкивались в бою с саками, утверждали, что с ними очень трудно воевать. Тактика ведения боя была тесно связана с образом жизни племен, так как саки были кочевниками. А что еще нам известно о хозяйстве и быте сакских племен? Поможет нам в этом новое задание.
5. Станция «Хозяйство и быт саков».
Задание 4: (для фронтального опроса) «Согласны ли вы?» (все ошибки исправлять и аргументировать)
1. Согласны ли вы, что основное место в хозяйстве саков занимало земледелие?
2. Согласны ли вы, что саки вели оседло-кочевой образ жизни?
3. Согласны ли вы, что скотоводство у них было только одного вида: кочевое?
4. Согласны ли вы, что зиму саки проводили на летовках, а лето на зимовках?
5. Согласны ли вы, что саки разводили в основном лошадей, овец, коров и свиней?
6. Согласны ли вы, что особое предпочтение саки отдавали разведению лошадей?
7. Согласны ли вы, что саки разводили лошадей трех видов: для мужчин, для женщин и детей?
8. Согласны ли вы, что саки употребляли в пищу продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты?
9. Согласны ли вы, что саки занимались только гончарным и кузнечным ремеслом?
10. Согласны ли вы, что сакские семьи обладали равным количеством земли и скота, поэтому среди них не было ни богатых, ни бедных?
11. Согласны ли вы, что саки были искусными мастерами и ремесленниками?
12. Согласны ли вы, что у саков хозяйство и быт были на высоком уровне развития?
Благодаря развитому хозяйству и хорошо организованному обществу, у саков культура достигла высокого уровня развития. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
6. Станция «Культура и религия саков».
Задание 5: «Знаешь ли ты?»
На доске задания, каждая группа выбирает одно задание и либо отвечает на вопрос, либо объясняет иллюстрацию. Правильные ответы учитываются параллельной группой.
1.Иллюстрация Золотого человека. Что здесь изображено? К какому периоду относится эта находка?
2.Иллюстрация.Вопрос. Птица, конь, козел, 4 стрелы. Что обозначали эти символы, где вы их видели?
4.Вопрос. Каких зверей изображали сакские ювелиры, почему?Как назывался стиль в искусстве саков?
5.Иллюстрации гончарных изделий. Какой вид ремесла здесь изображен? Какие еще ремесла вы знаете?
V. Физминутка (ёлочка)
Игра «Юные археологи»
А теперь, ребята, давайте поиграем с вами в археологов.
Каждой группе нужно побыть в качестве археологов на раскопках сакских курганов.
1 группа- Иссыкский курган
2 группа- Бесшатырский курган
Задание 6: «Выбери нужное»
Каждая группа получает конверт с заданиями, группы выбирают все, что относится к сакам.
куйме(юрта на повозке), Актас (поселение), земледелие, скотоводство, неравенство, Ширак, Модэ, улус, Аттила, «Золотой человек»
(Взаимопроверка)
7. Исторический диктант «Закончите предложение»:
1. Большая часть персидского войска пала на месте сражения, а сам Кир был… (убит)
2. Представившись обиженным сородичами, Ширак заявил, что готов…(помочь персам)
3. В 336г. до н.э. царем Македонии стал 20-летний…(Александр)
4. Борьбу против греко-македонских завоевателей возглавил сак … (Спитамен)
5. Жившие за Сырдарьей кочевые племена так и не были покорены завоевателями и сохранили свою … (независимость)
VI. Заключительный этап.
Задание 8: Расскажи о себе.
Но и в завершении нашего урока я хочу вам предложить задание «Расскажи о себе»
Каждой группе нужно представить, что вы племя саков и рассказать о себе.
Например: ( Мы саки кочевые племена,делились на три основные группы тиграхауда (жетысу,) парадарайа (Приаралье), хаумаварга в долине р.Мургаб в раннем железном веке сложилось неравенство. Во главе стоял царь, существовало народное собрание это было время создания военной демократии. Общество в основном состояло из трех групп: воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Воины носили одежду красного и желтого цвета , скотоводы синего. Высокое положение женщины: царица Томирис и Зарина. Хоронили в курганах.)
(Взаимопроверка)
VII. Подведение итогов.
Домашнее задание: выполнить тест по разделу «Саки»
В заключении, давайте подведем итоги нашего урока.
(Группы считают набранные баллы)
Группы выставляют друг другу оценки
VIII. Рефлексия
С каким настроением пришли на урок?
А с каким уходим?
А теперь:
Топните правой ногой, если урок был скучным и неинтересным
Возьмитесь за руки, если вы любите историю
Поднимите руку, если вы будете выполнять домашнее задние
Похлопайте, если вы с удовольствием придете на следующий урок.
Сегодняшний открытый урок хотелось бы закончить следующими словами нашего Президента Н.А.Назарбаева: