kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План - конспект урока "Греческие города- государства "

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект  урока  истории в 6 классе по теме "Греческие города - государства" в разделе «Древняя Греция». Урок предназначен  для  изучения новой темы.  В начале урока проверка домашнего задания (вопросы). Далее  учитель объясняет новую тему урока с использованием мультимедийной презентации. Затем закрепление изученного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока "Греческие города- государства "»


















Открытый урок

«Греческие города – государства»

6 класс

Учитель: Абрашкин Д.Д.















2015-2016 учебный год

Тема урока: Греческие города – государства

6 класс

Цели урока:

обучающая: сформировать у учащихся представление о жизни в древнегреческих городах – государствах и расслоении общества в них на социальные группы;

развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;
воспитательная: воспитать интерес к истории, любовь к культуре, человеколюбие, гуманизм в духе сочувствия к угнетённым и обездоленным, уважения к трудящимся массам – создателям всех общественных благ.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: флипчарт , карта, учебник.

План урока:

  1. История возникновения городов – государств.

  2. Жизнь и быт горожан.

  3. Социальное неравенство.

  4. Культура греческих городов – государств.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение новой темы урока.


Слово учителя: Здравствуйте ребята. Сегодня урок истории будет немножко непохожий на обычный и проведем мы его в форме путешествия. Мы с вами начали изучение раздела Древняя Греция. Государство Греция расположено на Балканском полуострове, омываемом водами Эгейского, Ионического и Средиземного морей. Греция делится на Северную (области Фессалия и Этолия), Среднюю (Атика) и Южную (Пелопоннес). Тема нашего сегодняшнего урока Древнегреческие города - государства поэтому, чтобы приступить к изучению новой темы, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов, связанных с историей Древней Греции. Постарайтесь меня внимательно слушать и прежде чем ответить на вопрос, подумайте и поднимите руку. За каждый правильный ответ вы будете получать поощрительные жетоны. А в конце урока, кто больше наберет жетонов, тот и получит самые высокие оценки. 

I. Проверка знаний учащихся

1) Какой город являлся столицей Древней Греции? (Афины)

2) Назовите главный признак любого государства? (власть опирающаяся на силу войска и стражников).


Получив ответ учитель повторно объясняет, что государство образуется в связи с появлением неравенства и эксплуатации человека человеком. С разделением общества на классы угнетателей и угнетённых в каждом греческом городе появились правители которые управляли опираясь на войско и устанавливали законы, выгодные им и невыгодные другим.

Чтобы пересечь нашу страну с запада на восток надо ехать на поезде много дней. Территория же любого из греческих государств показалась бы нам крошечной. Обычно это была горная долина, где находился город, а вокруг него пшеничные и ячменные поля, виноградники, оливковые рощи и небольшие посёлки. Осмотреть территорию такого государства, пройти её вдоль и поперёк можно было за несколько часов. Афинское и Спартанское государства о которых мы будем говорить на сегодняшнем уроке были крупными греческими государствами, но и они значительно уступали по размерам например Древнему Египту или Вавилонии. Так Атику можно пересечь пешком от моря и до моря меньше чем за два дня. (от моря до Афин 6 км. От Афин до Марафона – 42 км. т.е. от одного побережья Атики до другого менее 50 км. ) Протяжённость в длину долины Нила в Египте более 700 км.

В VIII - VI вв. в Греции сформировались полисы. Полисы – это города – государства. В Древней Греции насчитывалось около ста городов – государств. Среди них Афины, Спарта, Коринф, Микены, Троя, Кнос, Фест, Тиринф, Пилос и другие. Наибольшую роль в истории Древней Греции сыграли два государства: Афинское и Спартанское.

Афинское государство образовалось в Средней Греции в области Атика. В западной части Атики расположена равнина, где можно было заниматься земледелием. Почти вся остальная Атика покрыта горами. Здесь разводили овец, свиней , коз. В прибрежных посёлках жили рыбаки промышляя ловом морской рыбы.. Почвы для зерновых в Атике, как и в большей части остальной Греции были неважные, зато виноград и оливки здесь росли прекрасно. Оливы – вечно зелёные небольшие деревья с искривлённым стволом и серебристыми листьями. На деревьях росли зеленоватые плоды которые называются оливки или маслины. Выглядят они как мелкие сливы, но вкус у них особый , ни на что не похожий, мякоть масляничная. Греки ели их свежими, солёными, маринованными. Из оливок выдавливали качественное масло, лучшие сорта масла шли в пищу (жарили рыбу, заправляли овощи, каши т.к. коровье масло отсутствовало). Худшие сорта масла использовали для освещения (наливая в светильники) Оливковые деревья растут 250 лет, плоды дают на 16-18 год. Поэтому войны приводили к потере урожая. Обычной едой древних греков была ячменная лепёшка, белый сыр, жаренная рыба (мясо стоило дорого), овощи, вино разбавленное водой . пьянство осуждалось. Афины были центром ремесла и торговли. Главный город Атики . Жители боялись нападения пиратов и поэтому укрепляли мощными стенами свои поселения. Афины быстро росли и на Акрополе (мощные стены ) уже не хватало места, стали селиться у подножия Акрополя. (Миф «О споре Посейдона и Афины»). Среди жителей Афин были гончары, кузнецы, кожевенщики, каменьщики, башмачники, ткачи.Очень развито было гончарное ремесло и целый район Афин назывался Керамик и располагался вблизи Акрополя. Афинские улицы не были вымощены и не имели тротуаров(узкие и кривые) в жару пыльные, в дождь грязные. Дома обычно строили в один, два этажа. Двери открывались во внутрь. Дом освещался и проветривался. Окна на 1 этаже отсутствовали (помогало сохранить прохладу, но улицы имели мрачный вид.). Имелась рыночная площадь Агора с сотнями продавцов и покупателей. В ходу были серебряные монеты с изображением совы и Афины и надписью ате (атенай- афины), называли их драхма. Делом государственной важности считался театр. Ему придавалось большое воспитательное значение. Театр Диониса вмещал 17 тыс. зри­телей. Театральные состязания продолжались несколько дней, ежедневно ставилось четыре-пять пьес. На это время деловая жизнь в городе за­мирала, народные собрания не созывались, мно­гие государственные учреждения закрывались. Чтобы неимущие граждане могли посещать театр, в Афинах раздавали так называемые зрелищные деньги из государственных средств. В Афинах, кроме театральных, музыкальных состязаний, происходили и гимнастические. Но, конечно, заветной мечтой каждого юноши было участвовать в общегреческих олимпий­ских играх.
В городах-государствах Древней Греции в том числе и в Афинах существовали группы (Ареопак-совет знати – состоявший из 9 человек ), должники, чужеземцы, свободные крестьяне, купцы, ремесленники, аристократы. Афинское госу­дарство представляло собой демократию рабо­владельческую, а его блестящее для своего вре­мени развитие стало возможным благодаря эксплуатации рабов. Рабство существовало как правило за долги. Большинство свободного населения составляла беднота —ремеслен­ники, крестьяне, рыбаки, гребцы и т. д. Трудовой люд не имел возможности пол­ностью использовать свое право участвовать в управлении государством: для этого нужно было иметь средства и свободное время. Введе­ние оплаты некоторых государственных долж­ностей не изменило положения: богатые и влия­тельные люди имели значительно больше доступа к власти. Кроме того, нужно помнить, что афин­ский народ, т. е. полноправные граждане, составлял меньшинство населения Аттики. Ни метеки-чужеземцы, ни женщины, не говоря уже о рабах, не могли принимать никакого участия в общественно-политической жизни. В результате разложения общества на классы начиналась борьба рабов и аристократов. Разрешить классовые противоречия было получено Солону (занимался морской торговлей). Реформы проходили в 594 г. до н.э. и состояли из двух частей:

  1. Отмена долгового рабства;

  2. Изменение в управлении государства

а) все долги были прощены;

б) были выкуплены все рабы – должники;

в) стало созываться народное собрание;

г) отменены драконовские законы.

Не менее известным было Спартанское государство. Главной его задачей было держать в повиновении илотов (рабов). Спартанцы не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Каждый спартиат владел земельным участком (клером), который обрабатывали прикреплённые к земле бесправные илоты. Чтобы держать илотов в повиновении, спартиаты должны были поддерживать свою военную готовность, что наложило отпечаток на их быт. Жители близлежащих мелких городов, занимавшиеся ремёслами и торговлей, — формально свободные периэки — не имели гражданских прав и несли повинности в пользу спартиатов. Сами спартиаты хозяйственной деятельностью не занимались. По преданию, это было им запрещено ещё законодателем Ликургом (9—8 вв. до н.э.). Согласно его законам, спартиаты с семилетнего возраста и почти до старости отдавали себя военному делу. Государство брало на себя общественное воспитание и обучение детей в условиях сурового быта. Юноши жили отдельно от своих родителей. Когда они достигали возраста двадцати лет, их зачисляли в войсковые подразделения, где они проводили всю свою последующую жизнь. Основным занятием спартанцев было военное дело. Ремеслом и торговлей занимались периэки - лично свободные, но лишенные политических прав жители Спарты. Земледелием занимались илоты – жители покоренных спартанцами земель, превращенные в государственных рабов. В связи с нацеленностью спаратанского государства на равенство всех свободных граждан (причем равенство не в правовом, а в буквальном – бытовом смысле) из ремесел было распространено только изготовление самых необходимых предметов – одежды, посуды и прочей хозяйственной утвари. В связи с военной направленностью Спарты на высоком техническом уровне находилось лишь изготовление оружия и доспехов. Спартанцы использовали лошадей, повозки и колесницы. Согласно законам Ликурга спартанцы не имели право быть моряками и воевать на море. Однако в более поздние периоды спартанцы имели военный флот. Спартанцы не признавали излишеств и потому их архитектура (как внешнее, так и внутренне убранство строений) отличалась крайней функциональностью. Естественно, что при таком подходе спартанцы не создали выдающихся архитектурных сооружений. Армия спартанцев имела жесткую организационную структуру, которая, эволюционировала и отличалась в разные временные периоды. Тяжеловооруженные пехотинцы – гоплиты набирались из граждан Спарты и составляли основу армии. Каждый спартанец являлся на войну с собственным оружием. Комплект оружия был четко регламентирован, и состоял из копья, короткого меча, круглого щита и доспехов (бронзовые шлем, панцирь и поножи). Каждый гоплит имел слугу-оруженосца из илотов. В армии также служили периэки, вооруженные луками и пращами. Спартанцы не знали фортификации и осадного дела. В поздние периоды истории Спарта имела военный флот и одержала ряд морских побед, однако спартанцы никогда не уделяли большого внимания военному делу на море. Спартанцы с детства готовились к войне. С 7 лет ребенка забирали у матери, и начинался длительный и сложный процесс обучения, длящийся 13 лет. Это позволяло к 20 годам воспитать сильного, умелого и опытного воина. Спартанские воины были лучшими в Древней Греции. В Спарте практиковалось множество видов атлетических занятий и соревнований. Спартанские девочки также проходили военно-атлетическую подготовку, включающую в себя такие разделы как бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья.


Вывод:Таким образом в VIII - VI вв. в Греции сформировались полисы. В зависимости от результатов борьбы земледельцев и ремесленников с родовой знатью государственная власть в полисе была либо демократической (в Афинах), либо олигархической (в Спарте, на острове Крит). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство; в Спарте, Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя.
V - IV вв. период высшего расцвета полисов. Он связан с возвышением Афин в результате победы греков в греко-персидских войнах (500 - 449 гг. до н. э.) и созданием Делосского союза (во главе с Афинами). Время наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры годы правления Перикла (443 - 429 гг. до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом из-за торговых путей привели к Пелопоннесской войне (431 - 404 гг. до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

  1. Закрепление пройденного материала

Вопросы:

Представьте себе, что вы оказались на рыночной площади в Афинах. Глашатай приглашал всех граждан на народное собрание, на котором предстоит обсудить два важных вопроса.

1. Расскажите, что вы могли бы увидеть на агоре?

2. Кого могли встретить?

3. Предположите, какие вопросы были рассмотрены на народном собрании. Могли бы вы в нём участвовать?



1.Спартитату нельзя было заниматься никаким физическим или умственным трудом. Во время совместных трапез велись разговоры о событиях в государстве и подвигах спартиатов. 2.Чем занимались в остальное время спартиаты? Ответ: упражнялись в боевых искусствах, занятиях спортом.

3.Вместе с окрестными поселениями города образовывали небольшие города-государства. Как они назывались в Древней Греции? Ответ: полис.

4.Высшая власть в полисе решала важнейшие государственные дела, вопросы войны и мира, принимала новые законы, избирала должностные лица. Как называлась высшая власть? Ответ: народное собрание.

5.«Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда

Злобным взором провожают, словно я их злейший враг» (Солон)

6.«Он писал законы не чернилами, а кровью» (Дракон)

«Мать черная, земля многострадальная, с которой сбросил я позорные столбы» Кто этот человек? О каких столбах речь? (Солон, долговые камни)

7.Как называлась в Афинах рыночная площадь? (Агора)

8.Как назывался район Афин, где жили ремесленники? (Керамик)

9.На каком полуострове располагалась Древняя Греция? (Балканском)
10.Какой город являлся столицей Древней Греции? (Афины)
11.Назовите один из самых могущественных полисов Греции? (Спарта)
12.Каковы особенности спартанского воспитания?

  1. Домашнее задание: § 24 стр.124-128 Кроссворд.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
План - конспект урока "Греческие города- государства "

Автор: Абрашкин Дмитрий Дмитриевич

Дата: 07.01.2016

Номер свидетельства: 273253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Новые города Эллады "
    ["seo_title"] => string(21) "novyie-ghoroda-ellady"
    ["file_id"] => string(6) "117965"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412965744"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Внешняя политика Екатерины II""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokanatiemuvnieshniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "313689"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459522672"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока истории "Древний Восток" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-drievnii-vostok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237090"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444231118"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока( дистанционное обучение) по теме: Греки и критяне. "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-distantsionnoie-obuchieniie-po-tiemie-grieki-i-kritianie"
    ["file_id"] => string(6) "217175"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433260910"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока и презентация по теме "Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "119695"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413480128"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства