I.Организационный момент Цель: организация обучающихся для успешной учебной деятельности, основанной на личностно-значимом уровне | (1- мин) | Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, контурных карт, тетрадей. | Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся. | Личностные: формирование знаний морально –этических норм Регулятивные:умение концентрировать внимание, организовывать свою деятельность на уроке |
II.Актуализация опорных знаний. Цель: определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания | (3 мин). | -Какие затруднения возникли в процессе подготовки домашнего задания? - Предлагаю одному из вас выйти к доске и ответить на вопросы домашнего задания, а остальные внимательно следят и справляют, если есть ошибки. -Обратимся к Ленте времени, которую мы составляли на прошлом уроке и отметить на ней 3000г. - Вспомните понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках. | Обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Обучающиеся открывают свои тетради и сравнивают свои ответы с ответами отвечающего у доски, исправляют его, если он допустил ошибки. Выполняют работу на ленте времени, тем самым закрепляют навыки счета. Называют понятия: наша эра, до нашей эры, цивилизация, государство и др. | Строят высказывания; формулируют выводы, аргументируют свою точку зрения(К, Л). Выслушивая ответы одноклассников, формируется уважение к другому мнению; дают определения понятиям; строят логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей.(П) Формируется умение работать у доски и взаимодействовать с учителем и всем классом. (К) |
III.Мотивация к изучению новой темы. Цель: вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы | 3 мин. | Сегодня мы начинаем изучать раздел «Древний Восток». Наш раздел начинается с главы «Цивилизация речных долин». Первое наше путешествие по Древнему Востоку начинается с изучения цивилизации Древнего Египта. На предыдущих уроках мы изучали понятия цивилизация и государство. - Как вы думаете, почему первые цивилизации появились на берегах великих рек Древнего Востока? | Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. Называют части света и показывают их на физической карте. | Установление причинно- следственных связей с использованием имеющихся ресурсов(карт) (П). Установление целевых приоритетов (Р). Владение устной речью (К). |
IV.Изучение нового материала Цель: обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока. | 18 мин | Постановка учителем проблемного вопроса: Только ли наличие реки Нил стало основанием для возникновения цивилизации Древнего Египта? План изучения новой темы: 1.Природа Египта. 2.Возникновение неравенства между людьми. 3.Объединение Египта. 4.Письменность египтян. Просмотр видеоролика о реке Нил. (к 1 вопросу) - Как река Нил помогала египтянам в развитии земледелия ? - Ответом почему египтяне молились богу Хапи станет документ из учебника. -Давайте познакомимся с мифом о Боге Хапи и гимном в честь него. -Откройте с. 48 и прочтите миф и гимн. -О чем говорится в тексте мифа и в гимне? -Найдите описание природы в мифе. -Почему Египет называют «Даром Нила»? - Самостоятельная работа обучающихся с первым пунктом §7. Природа Древнего Египта. При чтении обратите внимание на новые термины, которые вам встретятся и выпишите их в тетрадь. Переходим ко второму вопросу - Вспомните, что такое неравенство? Как оно возникло? Дополняя ответы обучающихся предлагает рассмотреть как оно появилось в Египте. -Предположите, как именно развитие хозяйства связано с возникновением неравенства между людьми? Для изучения третьего вопроса Работа с картой. -Где находится Египет? Найдите в атласе и покажите его на настенной карте «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» - Чем защищен Египет с запада? -Чем защищена восточная часть страны? Каким морем омывается северная часть страны? -Где берет начало Нил? - Куда впадает Нил? -Что такое дельта реки? -Какие новые понятия вы встретили и выписали в тетради? Вопрос четвертый -Как вы думаете, откуда мы узнали о событиях, которые вам изобразили ребята?
Предполагается обучающимся прочитать слова, выведенные на экран необычными буквами, в виде рисунков. -Какое слово написано? - Что это за знаки? -Как они называются? -Подумайте, легко ли было научиться читать и писать в Древнем Египте? | Обучающиеся читают текст мифа и гимна -О боге Хапи и природе Обучающиеся находят описание в мифе. Обучающиеся высказывают свою точку зрения, почему Египет называют «Даром Нила», а затем сравнивают свою точку зрения с текстом параграфа Обучающиеся работают с текстом параграфа и выписывают понятия в словари Обучающиеся читают с. 44-45. Дают ответы, дополняя друг друга Обучающиеся делятся на 3 группы: земледельцы, ремесленники и вельможи. Обсуждают предположение в группах и высказывают своё мнение.
-В северо- восточной части Африки
-Ливийской пустыней
-Рекой и пустыней болотистыми местами, или «безднами» - Средиземным морем
Обучающиеся читают записи из словарей
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов, среди которых будет письменность
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов
| Смысловое чтение и анализ прочитанного; работа с документами, картами, текстом учебника, понятиями; (П) Устанавливать и сравнивать разные точки зрения Выражать свои мысли; работать в микро группах и учет разных мнений (К) Формировать историко- географический образ изучаемого государства и личное отношение каждого к нему(Л) |
V.Первичное закрепление . Цель: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; проведение коррекции. | 3 мин | На контурной карте нужно отметить: Территорию Египта, пороги Нила, Ливийскую пустыню, города Фивы и Мемфис. | Обучающиеся выполняют работу с контурной картой. | Работа с контурной картой и умение контролировать своё время(П,Р) |
VII.Практикум Цель: расширение и углубление знаний , полученных на уроке | 8 мин | Обучающимся предлагается заполнить таблицу и докажите, что в Египте возникла цивилизация . | Обучающиеся заполняют таблицу на стр. 48 | работа с текстом, извлекать информацию. П. Умение доказывать и аргументировать. К. |
IХ. Подведение итогов урока Цель: осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | 4 мин | -Какую тему мы сегодня разбирали на уроке? -С какими понятиями познакомились, изучая новую тему? -Могут ли они нам пригодиться на последующих уроках и вашей повседневной жизни? - Давайте дадим ответ на наш проблемный вопрос: Только ли наличие реки Нил стало основанием для возникновения цивилизации Древнего Египта? -Как вы оцениваете свое понимание изученной темы? Учитель выставляет и комментирует оценки за урок. | -Дают ответы на вопросы Обучающиеся предлагают свои варианты ответов Анализируют деятельность свою и всего класса | Рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД, следование в поведении моральных норм и эстетическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; Формулирование и аргументация своего мнения и учет разных точек зрения (К) |
Х.Инструктаж домашнего задания Цель: дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. | 1 мин | Объясняет домашнее задание. Дает 2 варианта заданий на выбор к §7. 1 вариант для учащихся предлагает составить кроссворд из новых понятий. 2 вариант для учащихся поработать с заданием на стр. 44 (календарь) Благодарит учащихся за работу на уроке. | Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. | Регулирование и координация деятельности учеников (Р) |