Просмотр содержимого документа
«"Певцы русской природы"»
Тема: «Певцы русской природы». 8 класс.
Цель урока: на примерах творчества художников И.Левитана и И.И. Шишкина показать, что картины могут отражать и судьбу, настроение самих авторов;
-учить сравнивать, делать выводы, понимать живопись, сопереживать людям;
-расширение кругозора учащихся;
- показать, что у таланта нет национальности, все люди в этом равны;
-воспитание толерантности.
Оборудование урока: Слайды картин И.Левитана и И.И. Шишкина, их портреты.
Литература: 1) И.Н.Шувалова «И.И. Шишкин»; 2) К. Паустовский «И. Левитан».
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Основная часть.
- На прошлых уроках мы познакомились с творчеством многих передовых художни-ков и литераторов. Убедились, что из произведений можно узнать очень много о жизни людей изучаемой нами эпохи. 19 век был « золотым веком» и в живописи. Однако и о самих художниках можно рассказывать очень много. Это и биография известного уже вам Перова. Интересны судьбы Брюллова, Венецианова, Васнецова.
(По картинам Васнецова можно изучать русские народные сказки.) Прекрасны картины, интересна судьба мориниста Айвазовского. Обо всех, конечно, за урок не расскажешь. В картинах художников отражаются их душа, настроение, судьба. Очень хорошо это заметно в произведениях И.И. Шишкина и И. Левитана. Сегодня вы сами убедитесь в этом. И Шишкин и Левитан- художники- пейзажисты. ( Кого называют пейзажистами?) Однако, Левитана называют ещё «художником печального пейза-жа». Почему? На это вопрос мы так же ответим в конце урока.
- Итак, начинаем знакомство с художниками и их творчеством. (Просмотр слайдов с картинами Шишкина и Левитана). Какие ассоциации вызывают у вас картины Шишкина и Левитана? Почему? Как вы думаете, почему картины Шишкина кажутся более светлыми, радостными, а картины Левитана наводят грусть, печаль? ( Ответы учеников.) Мы не зря говорили, что картины отражают судьбу и настроение самих художников. Какова же их судьба? ( Рассказать биографию художника может сам учитель или ученик, в зависимости от уровня подготовки класса.)
(Левитан.) Левитан был выходцем из гетто, лишённого прав и будущего, выходцем из западного края- страны захудалых еврейских местечек, чахоточных ремесленников, чёрных синагог, тесноты и скудности. Бесправие преследовало его всю жизнь. Из местечка КибартыКовенской губернии родители Левитана приехали в Москву. Однако, вскоре умерли, оставив Исаака и его старшую сестру на улице без средств существования. Ему приходилось очень трудно. Негде было жить. Часто тайком от сторожа ночевал в Училище живописи и ваяния, учеником которого являлся. Иногда его кормил ужином его учитель – художник Саврасов, иногда собирали ему деньги друзья по училищу. Ходил Исаак в старой латаной одежде, в летнее время часто- босиком. Мальчик был очень талантлив, прекрасно учился. Саврасов прочил ему большое будущее. Друзья восхищались прелестью его пейзажей. В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачный посёлок Салтыковку. Вышел царский указ, запрещающий евреям жить в русской столице. Левитану в то время было 18 лет. По вечерам он слышал пение с соседней дачи, видел нарядных весёлых людей, однако общаться ни с кем он не хотел, стеснялся своего вида. «Левитан был беден, почти нищ. Клетчатый пиджак протёрся вконец. Юноша вырос из него. Всё лето Левитан ходил босиком. Куда было в таком наряде появляться перед весёлыми дачниками!» Поэтому Левитан избегал людей, уходил к пруду, брал лодку, заплывал в тростники и там, в одиночестве писал свои любимые этюды. Природу он любил страстно. Этой осенью он написал картину « Осенний день в Сокольниках». (Демонстрация слайда.) Это была его первая картина, где серая осень, печальная как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителя сердце. По дорожке парка по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в чёрном- та незнакомка, чей голос Левитан никак не мог забыть. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало её ощущением грусти и задумчивости. «Осенний день в Сокольниках»- единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то написана она Николаем Чеховым. Больше люди нигде не появлялись. Их заменили леса и пажить, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие. Годы учения в училище окончились. Левитан написал последнюю дипломную работу-
облачный день, поле, копны сжатого хлеба. Саврасов, взглянув на картину, написал мелом на обратной стороне: «Большая серебряная медаль.» Однако. Многие преподаватели с неприязнью относились к талантливому еврейскому мальчику. Они считали, что еврей не может писать русскую природу и быть её певцом. Это должны делать только русские художники. Картину признали недостойной медали. Левитан не получил звания художника. Ему дали всего лишь диплом учителя чистописания. С этим жалким дипломом вышел в жизнь
один из тончайших художников своего времени, друг Чехова, первый и ещё робкий певец русской природы. Он стал певцом громадной нищей страны, певцом её природы. Он смотрел на эту природу глазами измученного народа.
(Умер в 1900г.)
(И.И.ШИШКИН) А вот судьба другого известнейшего пейзажиста И.И. Шишкина.
(Кратко рассказываем о Шишкине). С его картинами вы встречались не раз, может и не подозревая, чья это работа. (Демонстрация картин «Рожь», «Утро в сосновом лесу» и ряд др. Где могли вы видеть эти картины?) Вглядитесь влюбое произведение Шишкина, и вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травинки (демонстрация слайдов с картинами Шишкина), каждой морщины травы,изгиба ветвей, сочетания стеблей листьев в букетах трав. Без искренней любви кприроде невозможно дойти до такого точного знания. Шишкин жил своими деревьями и травами. Он предпочитал солнечные полдни, когда больше всего света. ( А что предпочитал Левитан?Как вы думаете, почему?) Глядя на картины Шишкина, подумайте, какой была его жизнь?
(Биография Шишкина.)Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге в многочисленной и небогатой купеческой семье. Его отец считался грамотным человеком и хотел, чтобы и сын тоже получил хорошее образование. Иван окончил уездное училище, затем учился в Казанской мужской гимназии. Сверх любви к чтению очень любил рисовать. Рисовал на любой бумаге всё, что видел.
Приехав летом 1848года домой на каникулы, заявил родителям, что в гимназию больше не вернётся. Отец не стал настаивать, и Ванечка был водворён в верхнем этаже родительского дома. Освободившись от основных занятий, Иван всё свободное время отдавал рисованию. Кодга позволяла погода. Он мог целыми днями бродить в окрестностях города, наблюдая и изучая природу, делая эскизы. Дома он казался дикарём, нелюдимым, постоянно сидел у себя в комнате, где из окон открывался чудесный вид на прибрежные луга и закамские леса. Иван не любил семейные торжества, визиты к родным и знакомым, он считал, что это отвлекает от работы. В семье Шишкиных все работали, а занятий Ивана никто понять не мог. Отец сначала посылал его по коммерческим делам вместо себя, однако, вскоре понял, что это бесполезно, «Ваничка» всё путал, был невнимате-лен. Отцу пришлось отказаться от помощи сына. Однако он замечал, что Иван всё время чем- то занят, быстро соображает. Имеет хорошую память. Но Иван Васильевич привык соединять ум с практичностью, поэтому тоже не мог понять сына. Он так увлекался рисованием, что однажды во время пожара чуть не сго-рел. Увлёкшись своим делом, Иван не заметил, что горит соседский дом, и огонь уже перекинулся на их дом. Он опомнился только тогда. Когда стало нестерпимо жарко. В этом пожаре сгорели почти все первые рисунки Ивана. Пострадал почти весь город. При постройке нового дома знания Ивана оказались незаменимыми. Он сумел сделать дом очень уютным и удобным для всех. Этим он поднял свою репутацию как дома, так и в обществе. В 1851 году из Москвы приехали в Елабугу живописцы расписывать в местной церкви иконостас. Иван познакомился с художником Осокиным и от него узнал о Московском училище живописи и ваяния. Когда родные узнали, что «Ваничка» хочет стать художником, отчаянию матери не было предела. «Никогда ещё в роду Шишкиных не было художни-ков!»-воскликнула она, поднимая руки к образам. Однако Иван в 1852 году уехал в Москву и поступил в училище. На товарищей производил впечатление скромного человека, держался в стороне от их буйных компаний.
Преподавателей и студентов удивлял своим трудолюбием и успехами. В1856 г. Шишкин поступил в Петербургскую Академию художеств. Продолжал много работать. Лето проводили на природе. В 1862-1863гг побывал за границей- в Германии и Швейцарии, однако считал, что работать лучше дома. В Петербурге Шишкин знакомится со многими известными художниками, у которых многому научился. Судьба, казалось, благосклонна к Шишкину. Он много пишет картин, награждён большой и малой серебряными, а также большой и малой золотыми медалями, участвует в выставках. Однако и в его жизни были проблемы, случа-лись большие потери. Умер художник Васильев Ф.В., которого Иван Иванович очень ценил. Вскоре умирает жена Шишкина-Евгения Александровна, оставив дочку и сына, который тоже вскоре умер. Иван Иванович с большим трудом справился со своим горем.
Через несколько лет он снова женился на талантливой художнице Ольге Лагоде.
Однако и она, заболев, вскоре умерла, оставив также маленькую дочку Ксению.
Несмотря на семейные проблемы, художник до самого последнего момента продолжал работать. У него были и портреты, однако природа оставалась любимой темой.(Умер художник 8 марта 1898г.)
-Просмотрим ещё раз картины Левитана и Шишкина. Внимательно всмотритесь в них. Подумайте, как в картинах отразились настроение, судьба самих худож-ников? Почему у Шишкина на полотнах много света, радости, а Левитана называют «художником печального пейзажа? Могло ли быть иначе?
- В наше время и Шишкин и Левитан имеют мировую известность. Их произве-дения стали классикой. Так можно ли говорить, что русскую природу должны на своих полотнах отображать только русские, французы –только –французскую и т.д.? Может ли быть национальность у настоящего таланта? Примеры этих художников ещё раз убеждают, что все люди равны, каждая нация имеет свои таланты. (Примеры современной живописи –по материалам печати- о художни-ках ВКО).
-Чтобы лучше запомнить названия картин и их авторов сделайте записи в тетради.
-Оцените свои выступления и выступление товарищей на уроке.
- Подумайте, о ком из деятелей культуры вы бы хотели услышать на уроке? Что можете сами предложить классу? Нам предстоит поездка в город Семей в музей Невзоровых, где вы сможете сами увидеть некоторые произведения Левитана и Шишкина.
- Д/З: подготовить сообщение( презентацию) о творчестве одного из художников