-продолжить воспитание нравственности и эстетического вкуса.
Ход урока.
I.Проверка домашнего задания.
II. Блиц-опрос по пройденным темам.
/Блиц-опрос может быть подготовлен одним учеником или группой ребят/
III. Работа по теме урока.
- «Знаки препинания служат нотами при чтении,»- говорил А.П.Чехов. Как вы понимаете это высказывание?
Чтобы убедиться в этом, мы с вами проведем расследование.
Для проведения нашего очередного следствия требуются знатоки. А успех расследования зависит от внимательного анализа предложенного текста, от того, как вы сумеете реализовать полученные ранее знания.
Итак, приступаем к работе. Следствие ведут знатоки!
Запишите число и тему урока.
Но сначала нам следует познакомиться с новыми словами, которые встретятся нам на протяжении урока.
пейзаж
зоркость (восприятия)
обыденный
фальшь
Лексическое значение этих слов должна была нам подготовить Альбина, но прежде я хочу спросить вас, ребята.
Задания:
-запишите в тетради;
-подчеркните орфограммы;
-составьте словосочетания
Какие орфограммы мы встретили в этих словах?
Как образовано слово «зоркость»?
Еще один ученик подготовил презентацию к уроку. Давайте дадим ему слово.
Итак, объектом нашего расследования сегодня, как вы уже поняли, является обособленное определение. А также мы поговорим о творчестве великого русского художника Левитана, певца русской природы.
Внимание на экран!
(слайд №2)
Возможно вы, ребята, спросите: как связаны между собой пейзажи Левитана и обособленные определения. Ответ и на этот вопрос мы с вами и постараемся найти в ходе расследования.
(слайд №3, №4, №5)
Пейзажи Левитана – это природа средней России. В русской природе Левитану дороги леса и поля, реки и озера, луга и пашни. Пейзажи Левитана зовут нас в мир природы, волнующий, чудный, полный неожиданностей. Картины художника, написанные с блистательным мастерством, передают любовь к родной земле.
-Что объединяет выделенные предложения?
-Почему они выделены?
-Запишите одно из них, подчеркните определяемое слово и определение. Как вы подчеркнете определение?
-Прочитайте текст (слайд №6). По ходу чтения знаком «+» отметьте информацию, которая вам уже известна, знаком «-» новую информацию.
Определения, стоящие после определяемого слова, обособляются и выделяются на письме запятыми.
Обособленные определения могут быть выражены причастным оборотом, прилагательными, причастиями, а также прилагательными с зависимым словом.
Определения, стоящие перед определяемым словом, в некоторых случаях обособляются.
-Что вы узнали нового?
-Назовите ключевые слова последнего предложения.
Продолжаем наше расследование..
Постарайтесь определить, каково первое условие обособления определений, стоящих перед определяемым словом.
Внимание на экран!
(слайд №7)
Многие пейзажи Левитана проникнуты чувством грусти. Зовущие к раздумью, они не рождают чувства отчаяния. Левитан своими пейзажами очень быстро завоевал широкое признание. «Очарованные, мы были захвачены мастерством исполнения», - вспоминали посетители выставок картин Левитана.
-Запишите одно из предложений.
-Найдите определение, определяемое слово. Подчеркните их.
-Чем выражено определяемое слово?
-Сделайте вывод.
Продолжаем наше расследование.
Посмотрите на экран.
(слайд №8)
Обладающий особой зоркостью восприятия, художник видел красоту в обыденных картинах.
-Запишите предложение, и снова подчеркните определение и определяемое слово.
-Вы видите, что данное определение обособляется, хотя стоит
перед определяемым словом. Давайте попробуем выяснить, почему. Для этого ответьте на вопрос: Почему художник видел красоту даже в обычных картинах?
(слайд №9)
Отвечая на мой вопрос, вы назвали причину, которая заключена в обособленном определении.
-Какой вывод можно сделать?
Продолжаем наше расследование.
(слайд №10)
Нелегкая была судьба художника. Очень талантливый, Левитан был выпущен из училища живописи лишь с дипломом учителя чистописания.
-Почему и это определение обособляется?
Ребята, давайте еще раз повторим условия обособления определений. Поговорим именно о тех случаях, о которых мы говорили на уроке. Откройте книги на стр.
Читаем теоретический материал.
Настало время закрепить полученные знания. Запишите текст, восстановив орфограммы и знаки препинания, с последующей взаимопроверкой.
Жизнь Левитана была заполне (н,нн)а важной для него работой. Необычайно требовательный к себе ж.вопис.ц чу(?)ствовал малейшую фальш(?) в к.ртине. Уставший больной художник всегда неутомимо работал.
(слайд №11)
И снова, ребята, внимание на экран.
(слайд №12)
1.Левитан стал выдающимся мастером – пейзажистом.
2.Он пробуждает в зрителе определенные чувства и настроения.
3.Пейзажи Левитана трогают сердце каждого.
-Передают ли данные предложения в полном объеме наше восхищение полотнами великого художника?
-Как придать данным предложениям эмоциональность, лиричность?
Выполним, ребята, творческую групповую работу. Употребите данные словосочетания в предложенных ранее предложениях.
(слайд №13)
посвятить свое творчество изображению русской природы
олицетворить природу
отличаться глубоким содержанием
Еще группа ребят подготовит монологический ответ. А помогут им вот эти вопросы.
Еще одна группа ребят напишет эссе «Великий художник Левитан».
Итак, ребята, инструментом для художника являются краски, для красивой речи – определения.
Как же связаны между собой пейзажи Левитана и обособленные определения?
Верно, ребята, как полотна Левитана украшают нашу душу, так и определения украшают нашу речь.
Еще нам осталось вспомнить, с чего начинался наш урок.
(слайд №14)
«Знаки препинания служат нотами при чтении».
А.П.Чехов.
-Согласимся ли мы с высказыванием писателя?
Молодцы, ребята! Думаю, наше расследование завершилось успешно. Всех, кто активно участвовал в нашем следствии, я оцениваю высшим баллом «5».
А теперь запишите домашнее задание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-продолжить воспитание нравственности и эстетического вкуса.
Ход урока.
I.Проверка домашнего задания.
II. Блиц-опрос по пройденным темам.
/Блиц-опрос может быть подготовлен одним учеником или группой ребят/
III. Работа по теме урока.
- «Знаки препинания служат нотами при чтении,»- говорил А.П.Чехов. Как вы понимаете это высказывание?
Чтобы убедиться в этом, мы с вами проведем расследование.
Для проведения нашего очередного следствия требуются знатоки. А успех расследования зависит от внимательного анализа предложенного текста, от того, как вы сумеете реализовать полученные ранее знания.
Итак, приступаем к работе. Следствие ведут знатоки!
Запишите число и тему урока.
Но сначала нам следует познакомиться с новыми словами, которые встретятся нам на протяжении урока.
пейзаж
зоркость (восприятия)
обыденный
фальшь
Лексическое значение этих слов должна была нам подготовить Альбина, но прежде я хочу спросить вас, ребята.
Задания:
-запишите в тетради;
-подчеркните орфограммы;
-составьте словосочетания
Какие орфограммы мы встретили в этих словах?
Как образовано слово «зоркость»?
Еще один ученик подготовил презентацию к уроку. Давайте дадим ему слово.
Итак, объектом нашего расследования сегодня, как вы уже поняли, является обособленное определение. А также мы поговорим о творчестве великого русского художника Левитана, певца русской природы.
Внимание на экран!
(слайд №2)
Возможно вы, ребята, спросите: как связаны между собой пейзажи Левитана и обособленные определения. Ответ и на этот вопрос мы с вами и постараемся найти в ходе расследования.
(слайд №3, №4, №5)
Пейзажи Левитана – это природа средней России. В русской природе Левитану дороги леса и поля, реки и озера, луга и пашни. Пейзажи Левитана зовут нас в мир природы, волнующий, чудный, полный неожиданностей. Картины художника, написанные с блистательным мастерством, передают любовь к родной земле.
-Что объединяет выделенные предложения?
-Почему они выделены?
-Запишите одно из них, подчеркните определяемое слово и определение. Как вы подчеркнете определение?
-Прочитайте текст (слайд №6). По ходу чтения знаком «+» отметьте информацию, которая вам уже известна, знаком «-» новую информацию.
Определения, стоящие после определяемого слова, обособляются и выделяются на письме запятыми.
Обособленные определения могут быть выражены причастным оборотом, прилагательными, причастиями, а также прилагательными с зависимым словом.
Определения, стоящие перед определяемым словом, в некоторых случаях обособляются.
-Что вы узнали нового?
-Назовите ключевые слова последнего предложения.
Продолжаем наше расследование..
Постарайтесь определить, каково первое условие обособления определений, стоящих перед определяемым словом.
Внимание на экран!
(слайд №7)
Многие пейзажи Левитана проникнуты чувством грусти. Зовущие к раздумью, они не рождают чувства отчаяния. Левитан своими пейзажами очень быстро завоевал широкое признание. «Очарованные, мы были захвачены мастерством исполнения», - вспоминали посетители выставок картин Левитана.
-Запишите одно из предложений.
-Найдите определение, определяемое слово. Подчеркните их.
-Чем выражено определяемое слово?
-Сделайте вывод.
Продолжаем наше расследование.
Посмотрите на экран.
(слайд №8)
Обладающий особой зоркостью восприятия, художник видел красоту в обыденных картинах.
-Запишите предложение, и снова подчеркните определение и определяемое слово.
-Вы видите, что данное определение обособляется, хотя стоит
перед определяемым словом. Давайте попробуем выяснить, почему. Для этого ответьте на вопрос: Почему художник видел красоту даже в обычных картинах?
(слайд №9)
Отвечая на мой вопрос, вы назвали причину, которая заключена в обособленном определении.
-Какой вывод можно сделать?
Продолжаем наше расследование.
(слайд №10)
Нелегкая была судьба художника. Очень талантливый, Левитан был выпущен из училища живописи лишь с дипломом учителя чистописания.
-Почему и это определение обособляется?
Ребята, давайте еще раз повторим условия обособления определений. Поговорим именно о тех случаях, о которых мы говорили на уроке. Откройте книги на стр.
Читаем теоретический материал.
Настало время закрепить полученные знания. Запишите текст, восстановив орфограммы и знаки препинания, с последующей взаимопроверкой.
Жизнь Левитана была заполне (н,нн)а важной для него работой. Необычайно требовательный к себе ж.вопис.ц чу(?)ствовал малейшую фальш(?) в к.ртине. Уставший больной художник всегда неутомимо работал.
(слайд №11)
И снова, ребята, внимание на экран.
(слайд №12)
1.Левитан стал выдающимся мастером – пейзажистом.
2.Он пробуждает в зрителе определенные чувства и настроения.
3.Пейзажи Левитана трогают сердце каждого.
-Передают ли данные предложения в полном объеме наше восхищение полотнами великого художника?
-Как придать данным предложениям эмоциональность, лиричность?
Выполним, ребята, творческую групповую работу. Употребите данные словосочетания в предложенных ранее предложениях.
(слайд №13)
посвятить свое творчество изображению русской природы
олицетворить природу
отличаться глубоким содержанием
Еще группа ребят подготовит монологический ответ. А помогут им вот эти вопросы.
Еще одна группа ребят напишет эссе «Великий художник Левитан».
Итак, ребята, инструментом для художника являются краски, для красивой речи – определения.
Как же связаны между собой пейзажи Левитана и обособленные определения?
Верно, ребята, как полотна Левитана украшают нашу душу, так и определения украшают нашу речь.
Еще нам осталось вспомнить, с чего начинался наш урок.
(слайд №14)
«Знаки препинания служат нотами при чтении».
А.П.Чехов.
-Согласимся ли мы с высказыванием писателя?
Молодцы, ребята! Думаю, наше расследование завершилось успешно. Всех, кто активно участвовал в нашем следствии, я оцениваю высшим баллом «5».