I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по вопросам по карте Работа по карте | 1. «Историческая эстафета» Ученики формируют 2 команды, остальные составляют группу экспертов. Доску делят на 2 части, в каждой учащиеся будут записывать ответы на вопросы. Отдельно прикрепляется карта или карта на слайд-презентации. Эксперты также разделяются на 2 группы; им участники команд по мере выполнения задания сдают свои карточки, и эксперты проверяют правильность выполнения заданий. По окончании работы эксперты подводят итоги и указывают на допущенные в ответах ошибки. Учитель объявляет оценки. 2. Работа с картой | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Участники команд поочерёдно отвечают на вопросы карточек, которые они получают, выходя к доске. Вопросы к участникам команд представлены в виде таблицы; она имеет вид итоговой записи, которая должна получиться на доске. Ученики заполняют таблицу | Фронтальная работа Индивидуальная | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. Записи на доске |
III. Изучение нового материала | 17 | Работа в группах Характеристика исторических деятелей Заполнение таблицы Составление презентации | Шаг 1. Обязательное ознакомление учащихся с критериями оценки. Критерии оценки. На оценку «3» – заполнение таблицы. На оценку «4» – заполнение таблицы, составление вывода (возможные ошибки: несоответствие позиции следствию, несоответствие обоснования примерам и т.д.). На оценку «5» – все сделано. Шаг 2. Деление учащихся на пары для работы за компьютером. Предоставление ссылок для работы в Интернет-сети. Шаг 3. Предоставление перечня вопросов, необходимых для характеристики исторического деятеля. Используя материалы Интернета, попытайтесь ответить на следующие вопросы: - Каковы были годы жизни князя (княгини)? Укажите возможные родственные связи. - Каким образом происходило укрепление власти киевского князя (княгини)? Какие реформы были проведены? Каков был их результат? - Каковы были отношения с Византийской империей? - Каковы были отношения с восточными соседями? - Каковы были итоги правления? Способствовала ли деятельность князя (княгини) росту авторитета государства или, наоборот, его падению? Шаг 4. Таблица, куда будут занесены результаты работы учащегося с материалом Интернета (ответы на вопросы, указанные в Шаге 3) Таблица. Деятельность первых русских князей. Шаг 5. Учащийся представляют презентации. Они должны сделать свой вывод, используя материал презентации и таблицы. | Заполняют таблицу Работа в парах за компьютером. Изучение исторических личностей: Рюрик, Олег, Ольга, Святослав Кратко записывают основные направления политического курса князя Отвечают на вопросы Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу. Заполняют таблицу (см.Приложение) Составление презентации (4-5 слайдов) | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. 4. Письменные задания. 5. Письменные задания. |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: «Древо познания» - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Как повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его» (1 б) - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!» (1 б) - Как погиб князь Игорь? (1 б) - Какому князю посвятил А.С.Пушкин свою поэму? (1 б) - Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? (3 б) - Что общего было в деятельности первых русских князей? (3 б) - Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? (2 б) - Что такое полюдье? (1 б) - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь» (1 б) - Что такое погост? (1 б) - Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. (3 б) | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |