Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Приемы |
Оргмомент. Мотивация 3 минуты | Приветствие. - Здравствуйте ребята, как вы поняли, сегодня мы работаем в группе, повторим правило группы. | Фронтальная работа | Развивать умение самоорганизации, определение собственных целей и способа деятельности на уроке; мотивы и интересы своей познавательной деятельности; | |
Актуализация знаний. Целеполагание 6 минут | Обращение ребят к теме «ССР» - Как вы думаете, чтобы прочитать тему, нам необходимо что сделать? - Для того, чтобы найти эти буквы, мы проверим домашнее задание. - У каждой группы имеются карточки с вопросами. Если вы правильно ответите, то гласные встанут на свое место, и мы сможем прочитать тему урока. Попробуем разгадать запись. - Прочитаем Тему урока. - Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок, определите цели. - Определите источники информации, необходимые нам сегодня. | Интригующий момент. Ответы-гипотезы - Найти пропущенные гласные Задание у каждой группы: Буква А: В какой древней стране Передней Азии находятся города Библ, Сидон, Тир? Покажите территорию данной страны на карте. (Финикия, стр. 90-91) Буква И: Благодаря чему росли и богатели города Финикии? Какая дурная слава овеяла финикийцев? (Финикийские города превратились в центры ремесла и торговли. На море финикийцы легко превращались в пиратов. (стр. 91-92) Буква И: Перечислите достижения финикийцев? 1) Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Финики́йская пи́сьменность — одна из первых зафиксированных в истории человечества систем фонетического письма. Появилась около XIII века до н. э. и, предположительно, стала родоначальницей большинства современных письменных систем. 2) финикийцы первыми начали строить корабли нового типа, способные совершать дальние плавания и нести на себе большой груз. 3) Доказанным считается факт, что именно моряки из этого государства первыми обогнули Африку. Плавание заняло больше трех лет. Сначала путешественники вышли в Красное море, обогнули Черный континент и вошли в Гибралтар. 4) А еще они наладили торговлю между западом и востоком. Буква Я: Чем отличалась письменность финикийцев от письменности Двуречья и Египта? Чем сходна и различна с нашим алфавитом? (В Египте использовались иероглифы, соответствующие отдельным словам, а в Междуречье - клинопись, где значки - пиктограммы отвечали словам, слогам и понятиям. Легче запомнит пару десятков букв, из которых можно сложить любое слово или понятие. Гласных букв у финикийцев не было, писали справа налево. Многие наши согласные буквы восходят к финикийским. стр. 94) Запись темы в тетрадь Цели урока: - получить представление об развитии Ассирии - определять на карте местоположения Ассирии природных и климатических условий, сравнивать данные с ранее изученными государствами; - познакомиться с бытом, открытиями и изобретениями ассирийцев 1-3 ответа Источники информации: Учебник, карта, письменные источники | Умение доказывать свое мнение, Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Умение целеполагания | Таинственные знаки |
Практическая работа по изучению нового материала 6 минут 4 мин | Инструктаж группам по выполнению задания. - Сейчас мы начинаем изучение новой темы. Я раздаю вам карточки с заданиями, а вы должны найти как можно больше информации о жизни ассирийцев, выписать ключевые слова. 2. После работы-заслушать ответы детей: собрать общую корзину знаний об образе жизни ассирийцев. - Итак, мы с вами собрали общую корзину знаний об образе жизни ассирийцев. 3. Ассирийцы вели завоевательные походы: а почему они это делали? 4. Давайте проследим направления походов. В VIII веке до н.э. ассирийские цари покорили всё Южное Междуречье, финикийские города и Израиль. В VII веке до н.э. они подчинили своей власти Иудею и Египет. Анализ затруднений. | Работа в группах по заданию, данному на карточках: найти как можно больше информации о жизни ассирийцев, выписать ключевые слова. 1 группа - работа только с картой. Изучите карту (с. 100, карта на с. 101), найдите как можно больше информации о географическом положение Ассирии. Выпишите ключевые слова в тетрадь! 2 группа - текст (Геродот). Изучите текст, найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. 3 - текст учебника (С.100 п.1, 1 абзац), Изучите текст учебника (с. 100, карта на с. 101), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. 4 - Иллюстрации, текст. Изучите данный ниже текст, найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Ответы детей: мало земли и т.д. Работа с пунктом 2 с. 102, с картой. | Умение работать с текстовым, картографическим, иллюстративным источником: выделять главное. Ответственность за знания и перед самим собой и перед товарищем; Коммуникативные умения Взаимопроверка: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи Формулировать своё мнение; владение устной речью | Корзина идей; Работа с ключевыми словами, взаимообучение |
Первичное закрепление во внешней речи. 3 минут | - Ассирия превратилась в огромную страну. Благодаря чему ей это удалось? Каждая группа обобщает знания полученные совместными усилиями и формулирует ответы. | Группы обобщают и отвечают. Ответ 1-2 групп. Территория государства увеличилась благодаря завоевательным походам. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | |
Самостоятельная работа. 5 минут + ответы 5 мин. | - Что же помогло ассирийцам сделать столько завоеваний? Сейчас я раздаю карточки с заданиями, вы продолжаете работать в группе и совместно ищете ответ на данный вопрос. При ответе составляется общий кластер «Причины побед Ассирии» - выкладывается на доске при ответе детей - Итак, почему Ассирия смогла стать мощной державой? - Сейчас мы слово даём Захаровой Злате она нам расскажет несколько добавлении об Ассирии. | Работают с одним и тем же текстом, иллюстрациями, но задания разные: 1 группа: текст - состав войска Ассирии Войско постоянное: пехота, конница, боевые колесницы, строительные войска. 2 группа: текст - вооружение войска Вооружение: войско вооружено оружием из железа, железные доспехи, осадные оружия, плав средства, таран, копья, луки, колесницы 3 группа: иллюстрации - войско и вооружение 4 группа: текст - ответ на проблемный вопрос: в чем преимущества ассирийцев над египетской армией; что было одинаковым в двух армиях. А что новым в армии Ассирии (Ассирия первой вооружила свою армию железным оружием, что давало ей преимущество перед другими армиями, обе армии использовали пехоту и боевые колесницы – с возницей и лучником, новым в ассирийской армии была конница. - хорошо организованная армия; - войско вооружено оружием из железа; - в Ассирии появилась конница; - использовали тараны – осадные приспособления; - ассирийцы могли в полном вооружении переплывать через реки. Ассирийцы насильно переселяли покорённые население в другие страны – так было легче управлять им. Все ценности и сокровища захваченных городов ассирийцы увозили с собой. Население Ассирийской державы платило налоги, выполняло строительную и воинскую повинности. Страна была разделена на области во главе с ассирийскими наместниками. Для лучшего управления захваченными странами ассирийцы проложили широкие дороги из кирпича и камня, скреплённых асфальтом. Столицей ассирийской державы, была Ниневия. «Логовищем львов и городом крови» названа она в Библии. Башни из желтоватого кирпича и мощные стены протяженностью в несколько километров надежно защищали город. Над ним возвышался царский дворец. Дворец представлял собой настоящую крепость. Последний царь Ашшурбанапал был одним из самых образованных людей своего времени. Он собрал огромную библиотеку из 30 тысяч глиняных книг. | Умение работать с текстовым, иллюстративным источником: четко выполнять учебную задачу. Ответственность за знания и перед самим собой и перед товарищем; Коммуникативные умения Формирования умения логически мыслить, Умение аргументировать собственную позицию | кластер |
Оценивание. Рефлексия 5 минут | - Итак, давайте делаем вывод что нового мы узнали на уроке. - Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока? - Значит мы достигли своих целей. - Сейчас, вы сами оцениваете свои знания. | Получили представление о развитии Ассирии. Научились определять на карте местоположения Ассирии, узнали природные и климатические условия, научились сравнивать данные с ранее изученными государствами. Познакомились с бытом, открытиями и изобретениями ассирийцев. Такие же цели Да, мы достигли своих целей. Самооценка работы групп. | Умение оценить свою работу, выявить собственные знания | |
Д/з 3 минуты | - прочитать параграф 17 учебника, - составить словарь новых понятий, - составить кроссворд «Ассирийское войско» (7-8 слов) | | Умение оценить свои возможности | |
1 группа 1 ЗАДАНИЕ: изучите карту (с. 100, карта на с. 101), найдите как можно больше информации о географическом положение Ассирии. Выпишите ключевые слова в тетрадь! | 1 группа 2 ЗАДАНИЕ: Выполните задание, данные ниже, ответьте на вопрос - вывод: что помогло ассирийцам сделать много завоеваний и превратиться в огромную державу? Изучите текст учебника (с.100-101), иллюстрации (с. 101), отберите информацию для кластера «Состав войска царя Ассирии», составьте кластер. |
2 группа 1 ЗАДАНИЕ: изучите данный ниже текст, найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку: 1. Климатические и природные условия Ассирии. 2. Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев. Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождем мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают здесь руками и с помощью насосов». Выпишите ключевые слова в тетрадь! | 2 группа
2 ЗАДАНИЕ: Изучите текст «Надпись царя Синахериба», пункт 1 учебника (с.100-101), иллюстрации (с. 101), отберите информацию для кластера «Вооружение войска царя Ассирии», составьте кластер. Надпись царя Синахериба. (691 год до н.э.). Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал… Вражеское войско стрелами и дротиками я приуменьшил и все тела их пронзал, словно решето. |
3 группа 1 ЗАДАНИЕ: изучите текст учебника (с. 100, карта на с. 101), найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку: Климатические и природные условия Ассирии. Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев. Выпишите ключевые слова в тетрадь! | 3 группа 2 ЗАДАНИЕ: Изучите текст, иллюстрации (с. 100-101), из каких отрядов состояло войско Ассирии, каким было вооружение воинов? |
4 группа
1 ЗАДАНИЕ: изучите данный ниже текст, найдите как можно больше информации о жизни ассирийцев. Используйте план-подсказку: 1. Взаимосвязь природно-климатических условий и занятий ассирийцев. 2. Достижения ассирийцев В VIII веке до н.э. ассирийцы одними из первых овладели способом добычи и обработки железа. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добывать вещество, гораздо более твердое, чем медь. В чистом виде железо – мягкий металл, но люди научились изготовлять из железа сталь. В Ассирии почва была твердая, поэтому долгое время основными занятиями жителей оставалась охота и скотоводство. Но с появлением стальных плугов, лопат и мотыг земледелие стало процветать. Выпишите ключевые понятия, даты в тетрадь! | 4 группа 2 ЗАДАНИЕ: Изучите пункт 1 учебника (с. 100-101), иллюстрации (с. 101), вспомните армию египетского фараона и ответьте на вопрос: что было одинаковым в этих армиях, что различного и в чем преимущество войска ассирийцев над войском фараона? |