Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Письменность"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4
Открытый урок в 5 классе
«Письменность как способ передачи информации и ее значение»
номинация «Методическая разработка по предмету»
Автор:
Шенкаренко Виолетта Евгеньевна,
учитель истории и обществознания,
I квалификационной категории,
г.о.Чехов, 2022
Цель:изучить разные виды письменности и выявить ее значение для развития общества.
Задачи:
Рассмотреть разные виды письма и их основные особенности;
Определить значение термина «письменность»;
Самостоятельно отгадать письменные шифры;
Определить основные трудности и требования при чтении разных шифров;
Расшифровать закодированное слово;
Подобрать основные эпитеты-характеристики к понятию «письменность»;
Ответить на проблемный вопрос, используя полученные знания в ходе урока;
Сделать соответствующие выводы по данной теме.
Аудитория: 5-6 класс.
Тип урока:открытие нового знания.
Оформление:м/мпрезентация, карточки с заданиями, видеоролик.
Организационный этап.
Деятельность учителя: Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.
Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
Деятельность учащихся: Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку.
Учитель: Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами (учащиеся повторяют):
Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)!
Мотивационно-целевой этап.
Прием отсроченной отгадки.
На доске зашифровано с помощью символов понятие (приложение 1)
Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Что мы видим? (знаки, символы)
Как вы думаете, что может быть зашифровано? (тема урока)
А что нам поможет отгадать этот шифр?(ответы учащийся)
Легко ли нам понять друг друга при помощи этих символов и знаков?(ответы учащихся)
Каким образом наши предки передавали информацию на большие расстояния - нам и предстоит сегодня выяснить.
Учитель:
Оглянись на предков наших
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом-
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли. (слайд 1)
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим на некоторые записи и подумаем, как они называются, какое значение имеют, где могли использоваться?
Слайды на экране (слайд 2-8)
Беседа по содержанию слайдов:
- Что увидели?
- Что необычного?
- Что использовано для записи?
- Как понять эти записи?
- Что общего во всех рисунках?
Вывод: передача информации у людей осуществлялась разными способами: рисунками, иероглифами, узелками.
Благодаря им мы можем узнать о событиях, происходивших задолго до нас (слайд 9).
Просмотр ролика про письменность и книги (слайд 10)
Беседа по содержанию(слайд 11):
С помощью чего люди оставляли записи и рисунки? (известняк, уголь, палочками на глиняных брусочках, на папирусе)
С помощью чего осуществляли записи? (буквы, цифры, иероглифы)
Что такое сушеные рыбные книги? У каких народов использовались?
Какие необычные материалы использовались для записи информации? (клыки и рога животных)
Из чего сделали бумагу? (из рисовой муки)
Почему книги и записи имели особую ценность?
Могли ли люди изготовить много экземпляров книг? Почему?
Какое приспособление и кто придумал для массового печатания на бумаге?
По каким причинам не все письменные источники дошли до наших дней?
Какую важную роль сыграло появление разных видов записи в передаче информации?
Учитель:Ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какая наша тема?
Дети выводят тему урока: «Письменность как способ передачи информации и ее значение» (запись в тетрадь) (слайд 12)
Постановка учебных задач.
Формулирование целей и задач, проблемного вопроса урока совместно с учащимися.(слайд 13)
Проблемный вопрос: каково значение письменных знаков при передаче информации? (слайд 14)
Учитель: Как вы считаете, что называется письменностью?
Совместно с учащимисяформулируют определение понятия «письменность».
Письменность- знаковая система, предназначенная для написания и передачи тех или иных данных на расстоянии(запись в тетрадь)(слайд 15).
Ход урока.
Виды письма (слайд 16).
1. Легенда (рассказ учителя+картинки на слайдах) (слайд 17-22)
Изначально люди не обладали никакой письменностью. Поэтому было достаточно трудно передавать информацию на большие расстояния. Известная легенда (рассказанная Геродотом) о персидском царе Дарии I гласит, что как-то раз он получил послание от кочевников скифов. Послание включало в себя следующие четыре предмета: птицу, мышь, лягушку и стрелы. Гонец, доставивший послание, сообщил, что более ничего сообщать ему не велено, и с тем распрощался с царем. Встал вопрос, как же интерпретировать это послание скифов. Царь Дарий посчитал, что скифы отдают себя в его власть и в знак покорности принесли ему землю, воду и небо, ибо мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Однако один из мудрецов возразил Дарию. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». Как оказалось в дальнейшем, этот мудрец был прав
Пересказанная легенда раскрывает тот факт, что первоначально люди пытались передавать информацию при помощи различных предметов. Известными историческими примерами предметного письма также являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу(счётная система и письменность инков и предшествующих им андских культур, в которой информация передавалась цветом и количеством узелков на веревках). Конечно, предметное письмо не было самым удобным средством передачи информации и со временем люди придумали более универсальные инструменты.
2. Виды письма (слайды 23-26). Рассказ учителя с помощью учащихся.
Пиктографическое письмо
Иероглифическое письмо
Слоговое письмо
Алфавитное письмо
Вывод: какой самый удобный способ передачи информации? (слайд 27)
6. Физкультурная минутка (слайд 28).
Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
( Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
( дети садятся за парты.)
7. Работа в группах (слайд 29).
У ребят на столах конверты с зашифрованными словами, фразами.
Имеется ключ к каждому символу. Задача учащихся разгадать шифр.
Каждая группа предъявляет свой результат, рассказывает о трудностях при работе (время выполнения 5-7 минут).
Вывод: какие требования должны быть предъявлены к записи любой информации?
8. Закрепление изученного материала.
Расшифровка записи начала урока.
Учащиеся подбирают эпитеты-характеристики к каждой букве зашифрованного слова.
На доске:
П
И
С
Ь
М
Е
Н
Н
О
С
Т
Ь
О
Н
О
Е
Д
А
А
Б
И
О
Н
Ф
Г
Ж
И
Д
Г
Щ
М
Ч
Я
О
Л
Д
Н
Ё
Л
Е
В
Н
Т
Р
А
У
А
Ж
Я
Д
О
А
Н
М
С
Н
Я
Н
Д
О
Л
Я
А
А
О
А
А
Н
С
И
Я
Т
В
Р
Я
А
Т
Ч
И
А
О
Я
У
Н
В
Н
Д
П
А
Н
А
Н
Н
Я
А
Я
А
А
Я
Я
Я
9. Ответ на проблемный вопрос.
10. Рефлексия.
Метод « Пятерочка – 1» (слайд 30) Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.
Зашифровать на выбор фразу, состоящую из 4-х слов любым из изученным на уроке способом.
Список используемой литературы:
Додонов И.Ю. Истоки славянской письменности. — М.: Вече, 2008. 123-126 с.
Домбровский. А. Искусство первой буквы // Наука и жизнь. – №5, 2008. 19 с.
Зиндер Л.Р. Из истории письма. Л., 1988.С.8.
Павленко Н.А. История письма : Учеб. Пособие / Н.А.Павленко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск :Вышэйша школа, 1987. 13-15 с.
Панов Е.Н. Знаки. Символы. Языки. М., 2000. 280 с.
Соболева Л.С. Рукописная и старопечатная книга Древней Руси : учеб.пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2007. 76-80 с.
Столярова Л.В., Каштанов С.М. История книги в Древней Руси XI–XVI вв. М., 2010. 34,50,87 с.
Щепкина М. В., Протасъева Т. П. Сокровища древней письменности и старой печати. Обзор рукописей русских, славянских, греческих, а также книг старой печати Государственного исторического музея. М., 1958. 58-60 с.