Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Музыкальное искусство казахов"»
Предмет: история Казахстана
Тема: Музыкальное искусство казахов
Цель: Раскрыть сведения о музыкальном искусстве казахского народа и его роли в сохранении исторической памяти народа, о древних музыкальных памятниках.
Критерии успешности урока:
Знать: отличительные особенности музыкального искусства, названия известных музыкальных инструментов и образцов музыкальных произведений, виды песен.
Уметь: делать анализ музыкальных культурных достижений, делать их краткую характеристику.
Развивать: навыки коллективной работы в группе, умение самостоятельно анализировать и систематизировать информацию;
Формировать: дружность и сплоченность в классе, умение уважать и слушать друг друга;
Учитель говорит о теме урока и основных правилах работы на уроке.
Посредством жеребьевки происходит деление на группы.
Учитель при помощи куба обсуждения информации проводит опрос домашнего задания
Учитель делает введение в новую тему.
Объясняет основные направления развития музыкального искусства
Индивидуальная работа учащихся.
Учитель выступает в роли наблюдателя и корректора работы
Подводит итог выполнения задания, озвучивает результаты.
Подводит итог по набранным звездам
Учитель озвучивает результаты и оценки
Подводит итог урока.
Дает домашнее задание.
Параграф 22 учебника.
Ученики самостоятельно при помощи куба обсуждают вопросы прошлого урока, тема «Духовная культура казахов»
Дескриптор к домашнему заданию
Ответил точно красная звезда
Ответил с дополнением своей группы – зеленая звезда
Ответил с дополнением другой группы или групп – 1 синяя звезда
Ученики самостоятельно в парах составляют кластер,
После окончания работы ученики в слухпроизносят новый материал, происходит взаимооценка групп друг друга.
Дескриптор к заданию № 1.
1-2 ошибки 1 красная звезда
3-4 ошибки 1 синяя звезда
5-6 ошибок 1 зеленая звезда
7 и более ошибок 1 желтая звезда
ИспользуютПриложение №1
Работа по методу «Пазл»
Индивидуально работая сначала самостоятельно, потом переходя к работе группе методом взаимообучения, разъясняют его друг другу новый материал. Составляют коллаж и презентуют его.
Дескриптор к заданию № 2.
Взаимооценка групп друг друга. Правильность ответа – 1 б.
Точность данных – 1 б.
Доступность изложения – 1 б.
три пункта – 1 красная звёздочка
два пункта – 1 зеленая звездочка
один пункт – 1 желтая звездочка
Каждая группа поочередно декламирует выполнение своего задания и проводит самооценку.
Ученики сами определяют, кто получает какую оценку
На бланках выставляют себе оценку за урок, суммируя формативную (звездочки) и переводят их в суммативную.
Ученики на стикерах пишут свои рефлективные отзывы об уроке.
Приложение № 1
Асатаяк— древнеказахский и древнетюркский ударный музыкальный инструмент. По форме напоминает жезл или трость с плоской головкой, украшенной орнаментом и металлическими кольцами, подвесками. Асатаяк имел открытый и резкий звук. Для усиления звучания инструмента, баксы использовали конырау — колокольчики, которые прикрепляли к головке асатаяка. При встряхивании инструмента конырау дополняли звучание металлическим звоном.
Асатаяк был атрибутом шаманских обрядов, из-за чего он не получил широкого распространения в музыкальном быту народа. Уже начиная с начала 19-го века инструмент стал постепенно забываться, его заменил кобыз, взявший на себя роль данного ударного инструмента.
Домбра(каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.
Домбра на протяжении веков сохраняет свое основное строение и вид. Народные мастера постоянно стремятся расширить её звуковые возможности, мелодичность, нежели разнообразить форму. Так, например, центрально-казахстанскаядомбыра отличается плоским корпусом и на ней две жильные струны. Типичная, наиболее распространенная домбыра с овальным корпусом, представлена на фотографии. Ниже даны названия составных частей домбыры.
Шанак — корпус домбыры, выполняет роль усилителя звука.
Какпак — дека домбыры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.
Пружина-это балка на деке с внутренней стороны, по-немецки она так и называется «derbassbalken». В казахской домбыре пружины раньше не было. Длина пружины скрипки предполагается в пределах от 250 до 270 мм- 295 мм. У домбыры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина (длинной от 250—300 мм) крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.
Обечайки изготавливаются из клёна. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1.2 мм.
Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбыры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный кон тур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.
Струна — источник звуковых колебаний домбыры. На домбыре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы.
Одним из самых распространенных музыкальных инструментов можно считать
Кобыз(Кылкобыз), относящийся к смычковому двухструнному инструменту. О нем упоминается еще в книге “Китаби деде Коркут”, датируемой XVIII-IX вв. Слово “кыл” связано со струнами из конского волоса. Кылкобыз был в употреблении убаксы (шаманов) и народных исполнителей.
Две струны кылкобыза, состоящие из 104 конских волосков, издают целую гамму обертонов при соприкосновении смычка. Колорит и густота звучания инструмента во многом зависели от силы прикосновения смычка, а также от высоты звука, при котором обертона звучали то гнусаво, то пискляво, то бархатно-густым сочным тоном.
История кобызового исполнительства была связана с религиозно-магическими ритуалами баксы – шаманов. Кобыз служил средством общения баксы со своими духами-помощниками (аруахами). Наряду с этим кобызовая традиция носит не только ритуальный характер, но и связана с эпическим творчеством жырау (певцов), которые в кочевой среде занимали одно из видных мест. Жырау находились обычно при ставке ханов, являясь военными и политическими советниками, воспевая героические подвиги ханов, батыров.
Кобызы делают из цельного куска дерева. Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте. Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами
Саз сырнай – это духовой музыкальный инструмент, сделанный из глины. Все отверстия в нем для извлечения звука. С эстетической целью, на поверхность сазсырная наносят различные узоры, и покрывают глазурью.
Саз сырнай - очень древний казахский музыкальный инструмент, который пролежал в земле столетия. И лишь в XX веке удалось найти его и восстановить забытый веками голос саз-сырная.
Даулпаз(дабыл) - казахский ударный музыкальный инструмент типа литавры. Имеет медный шлемовидный корпус (диаметр ок. 300 мм), кожаную мембрану, украшен гравировкой по металлу и цветной тесьмой. Даулпаз использовался в качестве военного- сигнального), иногда охотничьего инструмента; прикреплялся обычно к седлу. Удары по мембране делались концом нагайки или рукой. В советское время сконструировано 2 вида оркестровых Даулпаза - малый с деревянным корпусом и большой с медным корпусом и винтовым механизмом для настройки; играют на них деревянными колотушками с мягкими шарами на концах. Оба вида даулпазов применяются в Казахском государственном оркестре народных инструментов.
Жетыген— казахский и тюркский древний семиструнный щипковый инструмент, напоминающий по форме гусли или лежачую арфу. Наиболее древний тип жетыгена представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из куска древесины. На таком жетыгене не было ни верхней деки, ни колков. Струны натягивались рукой с наружной стороны инструмента. Позднее верхняя часть жетыгена была накрыта деревянной декой. Под каждую струну подставляли с двух сторон асыки, выполнявшие роль колков. Передвигая их, можно было подстраивать струну. Если асыки сближали, строй повышался, раздвигали — понижался.
Сыбызгы— казахский духовой инструмент типа свирели, традиционно изготавливался из тростника или дерева, позже и реже — из серебра. Это один из самых распространенных музыкальных инструментов на территории Казахстана до XVIII века, ввиду простоты его изготовления. С этим инструментом у казахов связано множество легенд и преданий. У казахов владение сыбызгы считалось обязательным. На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с разными исполнительскими традициями. Так восточныйсыбызгы имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму, западная разновидность крупнее и длиннее. Сыбызгы под различными названиями существует у многих евразийских народов — кавал у венгров, молдаван и болгар, хыбызгы — у башкир, гаргытюйдук — у туркмен, цоор — у монголов, шоор — у алтайцев, чоор — у кыргызов и многих других. В настоящее время сыбызгы входит в состав всех казахских музыкально-этнографических коллективов.
Уран - духовой музыкальный инструмент, употреблявшийся воинами. Две различные по длине трубки имеют по три игровых отверстия. Изготовлен по рисунку музыканта, исследователя А. Эйхгорна, который встречал этот инструмент у казахов в 1880-е годы. Духовые инструменты у тюркских народов бытовали в глубокой древности. Исследователи указывают на восточное происхождение духовых инструментов, которые были обнаружены среди народов Средней Азии. Древние духовые инструменты не имели игровых отверстий и применялись лишь для подачи сигналов. С появлением отверстий на трубке духовые инструменты значительно обогащаются техническими возможностями.
Приложение 2.
1 2
3 4
5 6
7 8
Дескриптор к домашнему заданию
Ответил точно -1 красная звезда
Ответил с дополнением своей группы – 1 зеленая звезда
Ответил с дополнением другой группы или групп – 1 синяя звезда
№
Ф.И. ученика
Звездочки
1 задание
2 задание
3 задание
итог
1
2
3
4
5
Дескриптор к заданию № 1.
1-2 ошибки 1 красная звезда
3-4 ошибки 1 синяя звезда
5-6 ошибок 1 зеленая звезда
7 и более ошибок 1 желтая звезда
№
№ группы
Звездочки
Дескриптор к заданию № 2.
Взаимооценка групп друг друга. Правильность ответа – 1 б.