3. Изложение нового материала | 25 мин. | Учитель излагает новый материал, демонстрирует слайды. В процессе изложения привлекает к беседе учащихся, активизируя полученные знания. План изложения нового материала. Эпоха, с которой мы сегодня познакомимся относится к 15-16 векам. Я предлагаю Вам познакомиться с этим замечательным временем. Помогут нам совершить такое необычное путешествие ваши товарищи. В ходе путешествия просьба нанести важнейшие маршруты, Х. Колумба, Васко да Гамы и Ф. Магеллана на контурную карту, используя стрелки разных цветов и ответить на вопросы исторического характера. 1. Причины, послужившие для наступления эпохи великих географических открытий: - стремление Европейских морских держав проникнуть к богатствам Индии и Китая; - технические достижения – появление многомачтовых судов, способных идти под любым ветром (каравелла); - появление новых карт и компасов для ориентирования в открытом море; - появление огнестрельного оружия – главной силы в подчинении непокорных стран и народов. - в 15 веке в Европе возобновляется интерес к науке. - возникает идея поиска новых путей в богатые восточные страны, так как традиционный путь в связи с турецкими завоеваниями, становился всё более опасным. - в Европе произошло возрождение античных идей о шарообразности Земли. -благодаря развитию книгопечатания в Европе становится популярной “Книга Марко Поло” о странах Востока. - величайшее географическое заблуждение средневековья – берега Азии удалены от Европы не более 4 тыс. км (вместо действительных 17). 2. Открытие пути в Индию 1) Путешествие Бартоломео Диаша (1482-1488) - открытие южной оконечности Африки, мыс Бурь (Доброй Надежды). 2) Васко да Гама (1497-1499) – открыл морской путь в Индию, обогнув Африку вдоль восточного побережья. 3. Открытие Нового Света 1) Христофор Колумб (Кристобаль Колон) - 1492-1504 (4 плавания) – острова Карибского бассейна, побережье Центральной Америки 2) Америго Веспуччи 1499-1504 (3 плавания) – открыл Северное и восточное побережье Южной Америки, дельту Амазонки, Гвианское течение; доказал, что открытые земли не являются Индией, предложил их называть Новым Светом. 4. Кругосветные путешествия 1) Фернан Магеллан – (1519-1522) – первое кругосветное плавание, открытие Магелланова пролива, архипелага Огненная Земля, Тихого океана. 2) Френсис Дрейк (1577-1580)- второе кругосветное плавание, западные берега Южной и Северной Америк, пролив Дрейка. Физминутка (фрагмент видеоролика) Дети проговаривают слова с характерными движениями. У индейцев побывали, Как живут они, узнали. Встретили они гостей, Семь красавцев без бровей. Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой, Они не пили и не ели, На Колумба все глядели И делали вот так…. | | 5. Практическая работа Инструктаж по выполнению работы, консультации учеников 6. Итоги ВГО - Какую роль сыграли великие географические открытия? - Открытие Нового Света, подтверждение шарообразности Земли, открытие новых стран и земель, их описание. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменяли новые достоверные знания. Стал складываться единый мировой рынок. - Какие негативные моменты на ваш взгляд были в истории в результате ВГО? - Начало создания первых колониальных империй с их ограблением и уничтожением коренного населения. Гибель древней культуры народов Нового Света. Падение цен на золото и вздорожание всех других товаров, что привело к ухудшению положения покупателей. - Что получили мы с вами в результате этих открытий? Далее учитель демонстрирует продукты, появившиеся на столах европейцев. - В меню европейцев вошли картофель, томаты, фасоль. С развитием в Атлантике рыбных промыслов европейцы стали есть больше рыбы. Появились на столе европейцев и новые напитки – чай, кофе, шоколад. Диагностика предметных результатов урока 1.Началом эпохи Великих географических открытий считают плавание А) Васко да Гамы Б) Христофора Колумба В) Фернана Магеллана Г) Афанасия Никитина Ответ: Б 2.Первое кругосветное плавание совершила (английская, испанская, португальская) экспедиция во главе с (В. Да Гамой; Х. Колумбом; Ф. Магелланом) Ответ: испанская; Ф. Магелланом. 3.Когда проходила первая экспедиция, возглавляемая Христофором Колумбом? А) в 1492-1493 гг. Б) в 1493-1496 гг. В) в 1497-1499 гг. Г) в 1519-1522 гг. Ответ: А 4.Первым европейцем, достигшим берегов Индии морским путем, считается А) Васко да Гама Б) Христофор Колумб В) Фернан Магеллан Г) Афанасий Никитин Ответ: А 5.По каким морям проходило «хождение за три моря» Афанасия Никитина в 1471-1474 гг? А) Азовское Б) Аравийское В) Каспийское (море-озеро) Г) Красное Д) Средиземное Е) Черное Ответ: Б, В, Е. | Учащиеся усваивают материал, просматривают слайды и работают с текстом и иллюстрациями учебника. Участвуют в беседе, отвечая на предлагаемые учителем вопросы в процессе изложения нового материала Рассказ ученика, получившего опережающее задание. Обучающиеся выполняют практическую работу в контурных картах, наносят основные маршруты путешествий ВГО. Обучающиеся участвуют в беседе, отвечая на предлагаемые учителем вопросы. Поиск и выделение информации (П); выполнение учебного действия (Наносят на контурную карту маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба, Васко да Гама, тверского купца Афанасия Никитина. Надписать названия материков и океанов.); фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |