kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии в 6 классе "Великие географические открытия".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии по теме "Великие географические открытия". 6-й класс

 

Цель: сформировать представления об эпохе Великих географических открытий, их роли в развитии географии.

 

Задачи:

 обучающие

  • формирование знаний о развитии географической науки в эпоху Великих географических открытий;
  • изучение маршрутов путешествий, совершенных Ф. Магелланом, Х.Колумбом, Бартоломео Диашем, Васко да Гамой, Америго Веспуччи;
  • знакомство учащихся с культурными растениями, привезенными в Европу из новых земель;

развивающие

  • формирование навыков работы с географическими картами;
  • развитие у учащихся способностей к анализу информации, высказыванию предположений, умений делать выводы по изученному материалу;
  • развитие произвольного внимания, логического мышления;
  • развитие логического мышления обучающихся, восприятия целостной картины мира;
  • развитие навыков извлечения информации из различных источников, ее первичной обработки, сопоставления географических и исторических фактов для установления причинно-следственных связей;

воспитательные

  • привитие интереса к изучению географии на примере открытий великих путешественников;
  • воспитание умения слушать товарищей, оценивать их работу.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; называть имена путешественников, их заслуги, правильно использовать в речи географические термины, знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты обучения: умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.

  • учащиеся должны уметь составлять план текста,
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  • оценивать работу одноклассников;
  • получать различную информацию из различных источников.

 

Универсальные учебные действия: 

  • Регулятивные:планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
  • Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
  • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
  • Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.

 

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 6 классе "Великие географические открытия". »








Разработка урока географии

в 6 классе


по теме: "Великие географические открытия".






Учебник

А.А.Летягин «География. Начальный курс. 6 класс».












Урок разработала

учитель географии

МОУ Телешовской основной

общеобразовательной школы

Цильнинского района

Ульяновской области

Мулендеева Н.Г.





2014 г.



Урок географии по теме "Великие географические открытия". 6-й класс


Цель: сформировать представления об эпохе Великих географических открытий, их роли в развитии географии.


Задачи:

обучающие

  • формирование знаний о развитии географической науки в эпоху Великих географических открытий;

  • изучение маршрутов путешествий, совершенных Ф. Магелланом, Х.Колумбом, Бартоломео Диашем, Васко да Гамой, Америго Веспуччи;

  • знакомство учащихся с культурными растениями, привезенными в Европу из новых земель;

развивающие

  • формирование навыков работы с географическими картами;

  • развитие у учащихся способностей к анализу информации, высказыванию предположений, умений делать выводы по изученному материалу;

  • развитие произвольного внимания, логического мышления;

  • развитие логического мышления обучающихся, восприятия целостной картины мира;

  • развитие навыков извлечения информации из различных источников, ее первичной обработки, сопоставления географических и исторических фактов для установления причинно-следственных связей;

воспитательные

  • привитие интереса к изучению географии на примере открытий великих путешественников;

  • воспитание умения слушать товарищей, оценивать их работу.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; называть имена путешественников, их заслуги, правильно использовать в речи географические термины, знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты обучения: умение работать с текстом, выделять в нем самое главное.

  • учащиеся должны уметь составлять план текста,

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

  • оценивать работу одноклассников;

  • получать различную информацию из различных источников.


Универсальные учебные действия: 

  • Регулятивные:планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

  • Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

  • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

  • Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.


Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Межпредметные связи:

География

Биология

Всемирная история

Развитие географических знаний на земле. Карты. Условные знаки.

Появление культурных растений из Нового Света.

Западная Европа.

Открытие Америки.

Изучение культуры других стран.


Опережающее задание для обучающихся: подготовить сообщения по темам “Культурные растения Нового Света”, “Плавания Америго Веспуччи”, “Плавания Христофора Колумба”, “Путешествие Фернана Магеллана”, “Плавания португальских мореплавателей Бартоломео Диаша и Васко да Гамы”, презентация.

Оборудование урока: физическая карта мира, атласы и контурные карты мира, пряности – чёрный перец, гвоздика, кунжут, корица, картофель, фасоль, помидор, кукуруза.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Актуализация знаний (фронтальная работа, 5 мин.). Беседа по вопросам о развитии географии в эпоху средневековья.

  3. Изложение нового материала, практическая работа (25 мин.).

  4. Обобщение и систематизация знаний (фронтальная работа, 5 мин.).

  5. Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и отдельных учащихся (2 мин.).

  6. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг.момент

1 мин.

Учитель приветствует класс, проверяет присутствие учащихся на уроке.

Прозвенел для всех звонок,
Начинается  урок,
Посмотрите на тетрадки,

На учебник – все в порядке?
Смотрим мы на план и  тему,
Формулируем проблему!

Учащиеся пытаются сформулировать тему урока, его цели и задачи.

2. Актуализация знаний.

Беседа по вопросам о развитии географии в эпоху средневековья.

Фронтальная форма работы

5 мин.

 - Какие мотивы приводили людей к географическим открытиям?

- Какие страны посетили европейские путешественники?

- Какие богатства Востока больше всего интересовали европейцев и почему?

Учитель показывает ученикам пряности, ради которых европейцы отправлялись в дальние путешествия, кратко рассказывает о чёрном перце (приложения к уроку); объявляет тему урока и ставит перед учащимися задачи.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

3. Изложение нового материала

25 мин.

Учитель излагает новый материал, демонстрирует слайды. В процессе изложения привлекает к беседе учащихся, активизируя полученные знания.

План изложения нового материала.

Эпоха, с которой мы сегодня познакомимся относится к 15-16 векам. Я предлагаю Вам познакомиться с этим замечательным временем. Помогут нам совершить такое необычное путешествие ваши товарищи. В ходе путешествия просьба нанести важнейшие маршруты, Х. Колумба, Васко да Гамы и Ф. Магеллана на контурную карту, используя стрелки разных цветов и ответить на вопросы исторического характера. 

1. Причины, послужившие для наступления эпохи великих географических открытий:

- стремление Европейских морских держав проникнуть к богатствам Индии и Китая;

- технические достижения – появление многомачтовых судов, способных идти под любым ветром (каравелла);

- появление новых карт и компасов для ориентирования в открытом море;

- появление огнестрельного оружия – главной силы в подчинении непокорных стран и народов.

- в 15 веке в Европе возобновляется интерес к науке.

- возникает идея поиска новых путей в богатые восточные страны, так как традиционный путь в связи с турецкими завоеваниями, становился всё более опасным.

- в Европе произошло возрождение античных идей о шарообразности Земли.

-благодаря развитию книгопечатания в Европе становится популярной “Книга Марко Поло” о странах Востока.

- величайшее географическое заблуждение средневековья – берега Азии удалены от Европы не более 4 тыс. км (вместо действительных 17).

2. Открытие пути в Индию

1) Путешествие Бартоломео Диаша (1482-1488) - открытие южной оконечности Африки, мыс Бурь (Доброй Надежды).

2) Васко да Гама (1497-1499) – открыл морской путь в Индию, обогнув Африку вдоль восточного побережья.

3. Открытие Нового Света

1) Христофор Колумб (Кристобаль Колон) -

1492-1504 (4 плавания) – острова Карибского бассейна, побережье Центральной Америки

2) Америго Веспуччи 1499-1504

(3 плавания) – открыл Северное и восточное побережье Южной Америки, дельту Амазонки, Гвианское течение; доказал, что открытые земли не являются Индией, предложил их называть Новым Светом.

4. Кругосветные путешествия

1) Фернан Магеллан – (1519-1522) – первое кругосветное плавание, открытие Магелланова пролива, архипелага Огненная Земля, Тихого океана.

2) Френсис Дрейк (1577-1580)- второе кругосветное плавание, западные берега Южной и Северной Америк, пролив Дрейка.

Физминутка (фрагмент видеоролика)

Дети проговаривают слова с характерными движениями.

У индейцев побывали,
Как живут они, узнали.
Встретили они гостей,
Семь красавцев без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,

Вот с такими усами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Они не пили и не ели,
На Колумба все глядели
И делали вот так….



5. Практическая работа

Инструктаж по выполнению работы, консультации учеников

6. Итоги ВГО

- Какую роль сыграли великие географические открытия?

- Открытие Нового Света, подтверждение шарообразности Земли, открытие новых стран и земель, их описание. В результате Великих географических открытий рушились старые представления о мире, их сменяли новые достоверные знания. Стал складываться единый мировой рынок.

- Какие негативные моменты на ваш взгляд были в истории в результате ВГО?

- Начало создания первых колониальных империй с их ограблением и уничтожением коренного населения. Гибель древней культуры народов Нового Света. Падение цен на золото и вздорожание всех других товаров, что привело к ухудшению положения покупателей.

- Что получили мы с вами в результате этих открытий?

Далее учитель демонстрирует продукты, появившиеся на столах европейцев.

- В меню европейцев вошли картофель, томаты, фасоль. С развитием в Атлантике рыбных промыслов европейцы стали есть больше рыбы. Появились на столе европейцев и новые напитки – чай, кофе, шоколад. 

Диагностика предметных результатов урока

1.Началом эпохи Великих географических открытий считают плавание

А) Васко да Гамы

Б) Христофора Колумба

В) Фернана Магеллана

Г) Афанасия Никитина

Ответ: Б

2.Первое кругосветное плавание совершила (английская, испанская, португальская) экспедиция во главе с (В. Да Гамой; Х. Колумбом; Ф. Магелланом)

Ответ: испанская; Ф. Магелланом.

3.Когда проходила первая экспедиция, возглавляемая Христофором Колумбом?

А) в 1492-1493 гг.

Б) в 1493-1496 гг.

В) в 1497-1499 гг.

Г) в 1519-1522 гг.

Ответ: А

4.Первым европейцем, достигшим берегов Индии морским путем, считается

А) Васко да Гама

Б) Христофор Колумб

В) Фернан Магеллан

Г) Афанасий Никитин

Ответ: А

5.По каким морям проходило «хождение за три моря» Афанасия Никитина в 1471-1474 гг?

А) Азовское

Б) Аравийское

В) Каспийское (море-озеро)

Г) Красное

Д) Средиземное

Е) Черное

Ответ: Б, В, Е.

Учащиеся усваивают материал, просматривают слайды и работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Участвуют в беседе, отвечая на предлагаемые учителем вопросы в процессе изложения нового материала

Рассказ ученика, получившего опережающее задание.

Обучающиеся выполняют практическую работу в контурных картах, наносят основные маршруты путешествий ВГО.

Обучающиеся участвуют в беседе, отвечая на предлагаемые учителем вопросы.


























































Поиск и выделение информации (П); выполнение учебного действия (Наносят  на контурную карту маршруты пу­тешествий Ф. Магеллана, X. Колумба, Васко да Гама, тверского купца Афанасия Никитина.  Надписать назва­ния материков и океанов.); фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

4. Обобщение и систематизация знаний

Фронтальная форма работы

5 минут

Беседа учителя с классом по вопросам:

1. Назвать причины наступления эпохи географических открытий;

2. Кто открыл Америку? Какие факты из его биографии произвели на вас впечатление, запомнились? Почему?

3. В честь кого названа Америка? Почему?

4. Какое значение имело “переселение” культурных растений из нового Света.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, стараются аргументировать свои ответы.

5. Подведение итогов урока.

Общая и инд. оценка успешности работы

2 мин.

Учитель направляет оценивание работы обучающимися.

Обучающиеся дают оценку своей работ всего класса и отдельных учеников, комментируют и выставляют отметки.

6. Домашнее задание.

2 мин.

Учитель информирует о домашнем задании, обращает внимание на особенности его выполнения, предлагает дифференцированное домашнее задание:

- сообщение: “Великие русские путешественники”.

- сообщение: “Современные исследования Земли”.

Учащиеся усваивают информацию о домашнем задании, выбирают дифференцированное задание, делают записи в дневники.


Познавательная деятельность обучающихся.

Источники знаний: статьи учебника, географическая карта, презентация к уроку, энциклопедии, раздаточный материал, заранее распечатанный учителем.

1. Чёрный перец

Индия — родина черного перца. Остров Малабар, что на юго-западном побережье Индии назывался раньше Малихабар – “земля перца”, а сам перец назывался “малабарской ягодой”. Из письменных источников известно, что употребляли перец с давних времен, более 3000 лет назад люди использовали его при приготовлении пищи. В средние века перец также ценился очень высоко, его использовали как средство уплаты налогов и даже как приданое. Если вспомнить знаменитое плаванье Христофора Колумба, то одной из задач этой экспедиции было найти кротчайший путь в Индию и налаживание поставок пряностей в Европу. Таким образом, черный перец и другие пряности послужили причиной начала эпохи великих географических открытий.

В конце XV века в поисках плантаций перца португальцы во главе с Васко Да Гама, обогнув африканский континент, открыли морской путь в Индию. А позднее подчинив себе Яву, Цейлон и Суматру получили монополию на торговлю “черным золотом”.  Да, так раньше называли вовсе не нефть.

А испанцы, под предводительством Христофора Колумба, пытаясь открыть обходной путь в Индию, случайно открыли Америку.
Так, что маленькая горошина перца оказала влияние на весь ход мировой истории!

2. Христофор Колумб (1451-1506)

Знаменитый мореплаватель, открывший для европейцев Америку. Колумб – итальянец по происхождению, родился в Генуе. Генуя – портовый город и Колумб с детства обучался морскому делу. Движимый страстью “познать тайны мира”, Колумб предложил свой проект плавания к восточным берегам Индии западным путём королеве Испании Кастилии Изабелле и её супругу королю Арагону Фердинанду. В 1492 году проект был принят и в августе этого года Христофор Колумб, исходя из представления о шарообразности Земли, предпринял попытку достичь Индии, двигаясь на запад из порта Палас по Атлантическому океану. На трёх каравеллах “Санта – Мария”, “Пинта” и “Нинья” экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов. Затем он совершил ещё три плавания и открыл острова Пуэрто-Рико, Ямайку и несколько небольших островов из группы Малых Антильских, побережье Южной и Центральной Америки. В 1506 году Колумб умер, так и не поняв, что им открыт неизвестный европейцам материк. Он был уверен, что открыл новый путь в Индию.


3. Америго Веспуччи

Америго Веспуччи (1454-1512 гг.) – итальянский мореплаватель. Родился в семье нотариуса, получил домашнее гуманитарное образование. В 1490году переехал в Испанию, где работал в Севилье, занимаясь в основном оснащением судов. В 1492 году перешел на испанскую морскую службу. Дружил с Христофором Колумбом. В 1508 году Америго Веспуччи был назначен на должность главного пилота на море Испании и служил в этой должности до своей смерти.

Америго Веспуччи является одним из первооткрывателей Южной Америки , дельты амазонки, Венесуэльского залива, лагуны Маракайбо и Бразильского нагорья. Он достиг берегов Америки позднее Колумба, но Америку назвали в его честь, так как в результате плаваний вдоль северных и восточных берегов новооткрытой земли именно у Америго Веспуччи сложилось правильное представление о том, что она является заатлантическим материком, а отнюдь не Индией, как считал Христофор. Он в 1503 году в письме на родину предложил именовать материк Новым Светом, впоследствии его назвали Америкой.


4. Бартоломеу Диаш. (1450-1500)

В конце 15 века у многих возник вопрос: верна ли карта мира Клавдия Птолемея? На этой карте Африка простиралась до Южного полюса. Но португальский путешественник Бартоломеу Диаш разрешил эту загадку. В 1488 году он доплыл до южной оконечности Африки и даже обогнул её. Самый южный выступ Африки он назвал мысом Бурь, впоследствии переименованный в мыс Доброй Надежды – надежды достигнуть Индии и других стран востока морским путём.


5. Васко да Гама. (1469-1524)

Надежда эта скоро сбылась. Через 10 лет специальная экспедиция на четырёх кораблях под начальством Васко да Гамы отправилась на поиски пути вокруг Африки в Индию. На восточных берегах Африки мореплаватели обнаружили поселения арабов. Затем в июле 1499 года экспедиция прибыла в Индию и, побывав в Каликуте, с грузом пряностей и ценных восточных тканей возвратилась в Португалию. В результате плаваний Бартоломеу Диаша и Васко да Гамы сильно изменилась карта мира. Атлантический и Индийский океаны оказались соединёнными, уточнена береговая линия Африки и нанесён на карту остров Мадагаскар.


6. Фернан Магеллан. (1480-1521)

Мореходами того времени овладела и другая идея – совершить кругосветное путешествие. Первым эту попытку предпринял Фернан Магеллан – испанский мореплаватель. Магеллан родился в Португалии. Всю свою жизнь он связал с морем. Служил Португалии, затем уехал в Испанию. Испанским королём Карлом I Магеллан был назначен руководителем первого кругосветного плавания. В те времена мысль о шарообразности земли была лишь предположением. Путешествие, несмотря ни на что, закончилось удачно – было доказано, что Земля имеет форму шара. Магеллан умер в пути. Но перед смертью он знал, что цель экспедиции была достигнута. В результате экспедиции установлено единство водного пространства Мирового океана.


7.Френсис Дрейк. (1540-1596)

Второе кругосветное путешествие совершил пират её величества королевы Англии мореплаватель и адмирал Френсис Дрейк. Френсис Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ южного материка, как считалось в то время, а архипелаг. Он открыл пролив между Южной Америкой и Антарктидой. В честь первооткрывателя самый широкий пролив мира назван именем Дрейка. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк грабил многие испанские города и поселения. Обманув все надежды своих врагов, он не повернул обратно, а пересёк Тихий океан и через Индийский и Атлантический океаны вернулся в родной английский порт Плимут.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по географии в 6 классе "Великие географические открытия".

Автор: Мулендеева Наталья Геннадиевна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Открытый урок по истории в 7 классе "Великие географические открытия""
    ["seo_title"] => string(77) "otkrytyi-urok-po-istorii-v-7-klassie-vielikiie-ghieoghrafichieskiie-otkrytiia"
    ["file_id"] => string(6) "308505"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458588948"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "урок географии 6 класс "Великие географические открытия" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-ghieoghrafii-6-klass-vielikiie-ghieoghrafichieskiie-otkrytiia"
    ["file_id"] => string(6) "130353"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415889294"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Урок географии в 6 классе на тему: "Великие географические открытия" "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-ghieoghrafii-v-6-klassie-na-tiemu-vielikiie-ghieoghrafichieskiie-otkrytiia"
    ["file_id"] => string(6) "154245"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421140203"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Интерактивный плакат "Великие географические открытия-миф или реальность", география 5 класс "
    ["seo_title"] => string(103) "intieraktivnyi-plakat-vielikiie-ghieoghrafichieskiie-otkrytiia-mif-ili-rieal-nost-ghieoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168635"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423256502"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Великие географические открытия. "
    ["seo_title"] => string(42) "vielikiie-ghieoghrafichieskiie-otkrytiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "139951"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417846462"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства