6 класс
История Казахстана
Тема: Гунны. Ранняя история гуннов. Шаньюй-Моде
Цель: Изучить политическую историю гуннов, образование Великой гуннской империи, её значение для мировой истории.
Задачи:
- Образовательная: создать условия для усвоения знаний об истории образования Гуннской империи, государственном устройстве.
- Развивающая: развивать умения и навыки в самостоятельной работе и при работе в парах, добывать знания, анализировать и делать выводы, развивать творческий подход к теме.
- Воспитательная: способствовать воспитанию исторического мировоззрения, любовь к Родине и чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: мини-исследование с элементами игры.
Методы обучения:
Словесный
Наглядный
Исследовательский
Игровой
Формы организации учебного процесса:
Урок предполагает собой работу индивидуальную, в парах и командную. Полученные задания разного уровня сложности. Учитель направляет работу учащихся, создает условия для активизации деятельности, применяя дифференцированный подход.
Ход урока:
Организационный момент
I. Опрос домашнего задания по теме «Кангюи»
(выставка из работ учащихся — защита работ на уроке повторения и обобщения)
Задание № 1
Задание: запишите напротив каждого предложения — верно/неверно
1. Кангюи жили в III в. до н. э. — V в. н. э. ___________
2. О кангюях писал только древнекитайский историк Сыма Цянь____________
3. Основным местом проживания была долина реки Сырдарьи___________
4. Кангюи оказали помощь гуннам в борьбе с Китаем__________
5. Землю обрабатывали только камеными кетменами__________
6. У канюгев широко было развито песенное искусство и музыка____________
Задание № 2
Пока учащиеся выполняют индивидуальное задание — 1 ученик работает у доски, выполняя задание флипчарт «Общественное устройство кангюев». (составить схему)
Хан
3 визиря
Малые ханы — 5
Племенные вожди
Рядовые общинники
— Собрать работы учащихся, проверить выполненный флипчарт у доски вместе с классом, проанализировать и оценить.
— Провести работу над ошибками индивидуального задания.
Задание № 3
— Выполнить флипчарт № 2 «Торговля кангюев». С кем торговали кангюи (стр. учебника 92)
к
а
н
г
ю
и
торговали с
Причерноморьем
Сирией
Индией
Прибалтикой
Египтом
Китаем
Ираном
Вопрос: Что свидетельствует о торговых отношениях кангюев. (ответы учащихся)
II. Переход к новой теме
— В I тыс. до н. э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли различные племена. Их территорию начали захватывать пришедшие с востока племена гуннов,(работа с картой) которые изменили дальнейшую историю огромных пространствДешт-и-Кыпчака и Сырдарьинских вод. А что послужило причиной их огромного передвижения и как происходило их объединение нам предстоит сегодня узнать (цель урока)
— Учащиеся записывают тему в тетрадь:
Мотивация: «Легенда о Моде» (на доске слайд о Моде)
1. Диалог — побуждение «Легенда о Моде»
Учитель: «Посол из низменной местности посетил Моде со словами»
— Ты еще слишком молод шаньюй. Не к лицу тебе сидеть на боевом коне своего отца. Уступи его нашему вождю.
Это было открытым оскорблением в адрес молодого шаньюя. Советники Моде предложили воевать, отомстить за оскорбление.
— Нет, — ответил Моде. — У нас одни предки. Неужели будем воевать из-за одной лошади?! Пусть лучше он будет символом нашего братства. Так Моде подарил скакуна своего отца вождю гуннов из низменной местности. Но вождь не закончил свои унижения в адрес молодого правителя. Приезжает следующий посол. Его слова были еще более грубыми:
— Моде еще молодой. А молодость не может знать цену красоте. Пусть он лучше отдаёт свою жену мне. Это должно было задеть самолюбие великого правителя и стать причиной войны. Советники Моде так и восприняли эти слова. Но Моде отклоняет предложение войны.
— И конь подо мною, и жена в моих объятиях — это милостыня моего народа. Раз на неё обратил свой взор мой брат, то пусть идёт. Передайте ханше: собираться в дорогу. Но гунны из низменной местности и на этом не остановились. Приезжает третий посол.
— Слышал, что Великая Орда собирается кочевать в Сарыжайляу. Пусть не кочуют. Я хочу год прожить в этой местности и провести наш свадебный той с ханшей.
— За один год с землей ничего не случится. Не будем, так не будем кочевать, — решили советники Моде.
Вопрос к классу: «Разрешил ли Моде кочевать в земли Сарыджайляу?»
Выслушать ответы учащихся, мнения, объяснения.
Читать дальше:
— Нет! — вскричал Моде, — готовьтесь к войне!
Вопрос к классу: «Почему Моде не разрешил гуннам из низменной местности туда кочевать и приказал готовиться к войне?»
Ответы учащихся, мнения, объяснения.
Учитель: Послушайте, как ответил Моде послу и своим советникам:
— Я исполнил два желания своего родственника, так как конь, и жена были моими. Но земля принадлежит народу. Этого оскорбления мы не потерпим! Готовьтесь к войне!
Так Моде разгромил низменных гуннов, их правитель был обезглавлен. Племена гуннов объединены в единое государство.
— И произошло это событие, по мнению Л. Н. Гумилева в 206 г. до н. э. Гунны достигли наибольшего усиления и могущества при шаньюе Моде. Проведенные реформы в государстве превратили его в самое сильнейшее государство в Евразии. На юге он захватил и подчинил племена духну и победил в Китае династию Хань.
Так каково же было государственное устройство?
Задание: «Собери схему». Работа выполняется в паре, изучая стр. учебника 96–97 составьте схему. «Кто быстрей».
Победившая пара выходит к доске и демонстрирует свою схему (раздать жетоны)
Шаньюй
туменбасы, темники
10000 всадников
тысячники
сотники
десятники
общинники
Учитель: Так что должен был иметь при себе каждый воин? Я буду перечислять слова, а вы выписывайте снаряжение война. (слайд «Всадник гуннов»)
— Сменная одежда, лук и стрелы, посуду для варки, саблю, коня, кожаную подушку, ложку, спальник, копьё.(ученики должны выписать выделенные слова)
Учитель: Бесконечные войны в середине I тыс. до н. э. привели Гуннскую Великую империю к разделению на северных и южных гуннов. Южные гунны продолжили войну с империей Хань, а северные двинулись на запад. Но они продолжали носить свое звание «великие».
Как вы думаете с чем это связанно?
(учащиеся называют слова с понятием «великие» и состовляем кластер»).
(раздать жетоны).
(слайд о Великой Китайской стене)
Учитель: С Великим переселением народов мы с вами продолжим знакомство на следующем уроке.
А сейчас проведем закрепление, что же вы узнали и поняли из сегодняшнего урока.
Игра-эстафета «Кто быстрей?» (игра по рядам)
Каждый учащийся на листочке записывает по 1 предложению по новой теме, что узнал на уроке.
— Работы учащихся собрать, проанализировать и оценить каждого члена команды победителей.
Рефлексия. На доске плакат, продолжите предложения.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок мне дал…
Мне захотелось…
— Жетоны собрать, оценить.
Домашнее задание: дополнительный материал о Великой Китайской стене, Великом переселении народов.
Творческое задание:
ЭССЕ «Моде в моем представлении
Макет Великой Китайской стены.