· Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
· Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, высказывать свою точку зрения;
Задачи:
обучающая: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднестве - Олимпийских играх, о том, в чью честь они проводились и когда состоялись первые Олимпийские игры; о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности и современности;
развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;
воспитательная: воспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр, воспитывать стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни; заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной, опираясь на краеведческий материал.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок "Олимпийские игры в древности " »
Тема урока "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цели урока:
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
Продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, высказывать свою точку зрения;
Задачи:
обучающая: сформировать у учащихся представление о любимом общегреческом празднестве - Олимпийских играх, о том, в чью честь они проводились и когда состоялись первые Олимпийские игры; о подготовке и проведении игр, знаменитых атлетах древности и современности;
развивающая: развивать у учащихся навыки аналитической деятельности, умение выделять главные и второстепенные связи, развивать умение работы с учебником, историческим источником, раскрывать содержание иллюстрации, оперировать историческими датами;
воспитательная: воспитать интерес к истории, подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр, воспитывать стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни; заинтересовать учащихся в дальнейшем изучении данной, опираясь на краеведческий материал.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебное оборудование: Презентация, раздаточный материал к уроку, отрывок из мультфильма «Олимпиада Гуффи», теннисные шарики, корзинки (для проведения рефлексии), карта «Древняя Греция», мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь.
Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться.
А проведем мы наш урок в форме путешествия. Все вы изучали раздел Древняя Греция и поэтому, чтобы приступить к изучению новой темы, мне хотелось бы задать вам несколько вопросов, связанных с историей Древней Греции. Постарайтесь меня внимательно слушать и прежде чем ответить на вопрос, подумайте и поднимите руку. За каждый правильный ответ вы будете получать поощрительные жетоны. А в конце урока, кто больше наберет жетонов, тот и получит самые высокие оценки.
Проверка знаний учащихся (слайд 1-6)
На каком полуострове располагалась Древняя Греция? (Балканском)
Какими морями омывается Греция? (Ионическим и Эгейскими)
Назовите самый большой остров, бывший частью Греции? (Это остров Крит)
какие города Древней Греции вы знаете? (Микены, Тиринф, Пилос, Фивы, Афины)
Какой город является столицей современной Греции? (Афины)
А теперь у меня для вас есть несколько загадок в стихотворной форме, где вы должны назвать имена греческих Богов: (слайд 7)
Он собьет с пути
Или на путь наставит
От усталости глаза сомкнуть заставит.
Весть, как молнию
Доставит всем с небес,
И зовут его ... (Гермес)
2) На фронтоне Парфенона
Необычная картина:
В спор вступила с Посейдоном
Богиня мудрости ... (АФИНА)
3) Под землей на тропе
Мрачный он сидит,
Души эллинов умерших
Он надежно сторожит.
Пес его свирепый Цербер
Никогда не спит.
Бога этого зовут ... (АИД)
4) Белолика и стройна,
Из пены родилась она.
Полна любви и не сердита
Богиня эта ... (Афродита)
5) Своей наружностью пугает всех невест
от горы его огонь пылает до небес.
Троны, щит для героя и много чудес
Кует в своей кузнице умелец ... (Гефест)
Молодцы!
2. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии. (слайд 8)
Учитель: Ребята, как вы считаете, для кого предназначены такие почести в Древней Греции?
Ну что догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Учитель: Молодцы!
В рабочей тетради записываются число и тема урока.(слайд 9)
Учитель: Звенит, заливается школьный звонок.
Позвал он нас с вами на этот урок
Нас ждёт не немецкий и не английский.
Нас ждёт необычный урок - олимпийский.
Олимпийские игры. Эти два слова знают сейчас во всех уголках нашей огромной земли.
Учитель: При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова). Посмотрите, кто из вас знает значение этих слов. (слайд 10)
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр
Учитель: Давайте запишем определения в тетрадь. (слайд 11)
Учитель: История олимпийских игр - одна из самых удивительных историй, которые привлекают внимание поэтов, писателей и ученых. Олимпийские игры – именно та арена, на которой человек еще раз подтверждает, что нет предела человеческим возможностям. Не случаен олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее! » (плакат)
А главным символом олимпиады является олимпийский белый флаг с пятью кольцами. Каждое кольцо имеет свой цвет и обозначает континент.
Голубой - Европа, чёрный - Африка, красный - Америка, жёлтый - Азия, зелёный – Австралия. Пять переплетенных колец - это символ праздника мира и дружбы. (плакат с кольцами на магнитной доске)
Учитель: Давайте сейчас попробуем вернуться в те давние времена, откуда все началось.
3. Основная часть. ( карта)
Учитель:Посмотрите на карту Древней Греции. На какие части делится Греция?
Дети: Средняя, Северная, Южная.
Учитель истории: В Южной части Греции на Пелопоннесе находится г. Олимпия- место, где проходили первые олимпийские игры. Какое место в Греции с подобным названием, вы уже знаете?
Дети: Гора Олимп.
Учитель истории: Что мы с вами уже знаем о горе Олимп?
Учитель: Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.
Учитель: Но прежде чем начать нашу работу, я хотела бы обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока. (слайд 12)
Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?
3. Изучение новой темы.
1.Первые олимпийские игры.
Учитель: Посмотрите мультфильм и ответьте на вопрос: В честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
Просмотр мультфильма. (слайд 13)
Учитель: Так в честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
Учитель: Правильно. (слайд 14)
Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Но местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м). С ней связывают прозвание богов “олимпийцами”. Однако в вопросе о том, кто основал игры, имеются расхождения. (слайд 15)
Работа по карте: Ребята откройте в учебнике с. 111. Найдите и покажите, где находится Олимпия.
Работа по карте: В какой части Греции находится Олимпия? (В южной части Греции на полуострове Пелопонесс.)
Учитель: Молодцы. В Олимпию, расположенную в Южной Греции, съезжались сотни участников и тысячи зрителей из всех полисов Греции.
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради).
От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что, же послужило причиной их появления?
Учитель: На ваших рабочих столах лежат желтые карточки с фрагментом мифа, с которым вы сейчас будете работать самостоятельно в течение 2–3 минут. Внимательно прочитайте и выполните задание.
Задание: Выяснить каковы причины первых Олимпийских игр?.
Одна из легенд приписывает честь основания игр самому Зевсу. В Элиде правил жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал новорожденных младенцев. Богиня Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. В честь этого события Зевс основал спортивные состязания.
Другая легенда повествует о том, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и стадию – дистанцию в беге.
По третьей версии царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: “Все – в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”
Учитель: Итак, каковы же причины появления первых Олимпийских игр? (слайд 16)
Основные причины появления Олимпийских игр:
поклонение богам;
стремление показать силу и ловкость жителей Греции.
Учитель: Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником? Чтение текста слайда. (слайд 17)
В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.
Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…
Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной? (Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.)(слайд 18)
Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами. Во время проведения Олимпийских игр запрещались воины и объявлялось перемирие.
Учитель: У любой игры есть правила. Были правила и у Олимпийских игр. Назовите их.
(слайд 19)
Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их программа.(Слайд 20).
Пять незабываемых дней.
Задание: С помощью учебника на с. 150, п. 3, 1–2 абзацы. Заполним пропуски в тексте на зеленых карточках. Заполнили, давайте вместе проверим. (слайд 21).
Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.
В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно.Судьи клялись выносить справедливые решения.
Следующие три дня отводились состязаниям.
В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители. (слайд 22).
Учитель: А теперь, мы с вами рассмотрим иллюстрации археологических находок. (иллюстрации лежат на партах) Это вазы древних греков, на вазах есть рисунки. Ваша задача, выяснить какие виды спортивных состязаний были в древней Греции.
Задание: Внимательно рассмотрите рисунки, подумайте и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?
Учитель: Давайте проверим, с какими видами состязаний вы познакомились.
(слайд 23).
Проведение физкультминутки. Вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам размяться. Проведём мини-олимпиаду прямо в классе. Встаньте, и… (Соревнования)
(слайд 24)
Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады.
В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.
Как вы думаете какие?(слайд 25).
Наградой победителей были венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”
Учитель: А что происходило с победителем олимпиады по возвращении на Родину?
(Слайд 26). Запишите в своей рабочей тетради.
Учитель: В истории Олимпийских игр много интересных случаев, но есть и легенды. Давайте познакомимся с ними. (Слайды 27–28.)
Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником? (Слайд 29-30)
Учитель: в завершении нашего урока давайте проведем «состязание колесниц». В Греции это было самое зрелищное соревнование. У нас «состязание колесниц» будет проходить в виде викторины «Что мы узнали об олимпийских играх?». (слайд 31-34)
1. Где проходили спортивные состязания в Греции? ( в г. Олимпия, расположенного на Пелопоннесе )
2. В каком году состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)
Эстафета Олимпийского огня прибыла к Вам из седой Греции. Я дарю его Вам в надежде, что в ваших сердцах он зажжет уважение, благородство и надежду на лучшее.
Я убедилась в том, что вы хорошо усвоили материал новой темы. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Я думаю, что мы показали нашим гостям, что мы единая команда, способная плодотворно трудиться.
РЕФЛЕКСИЯ
И выходя с урока, вам представится возможность принять участие в одном из видов соревнований Олимпийских игр – баскетболе. У меня на столе находится корзина с мячами.
Посмотрите внимательно на каждую корзину, подойдите к столу, возьмите мяч и бросьте его в ту корзину. которая соответствует вашему внутреннему состоянию после нашего урока. До свидания, до новых встреч!