kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по подготовке к итоговой аттестации по истории 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Добрый день дорогие друзья!

Итогом окончания школы является получение аттестата об основном общем или о среднем общем образовании.

Чтобы получить аттестат об основном общем образовании выпускникам 9 класса необходимо сдать 4 экзамена: русский язык, математику и 2 предмета по выбору.

Выпускникам 11 класса чтобы получить аттестат о среднем общем образовании достаточно написать сочинение (как допуск к государственной итоговой аттестации) и сдать 2 экзамена: русский язык и математику «база», но для поступления в ВУЗ выпускнику 11 класса необходимо иметь результаты ЕГЭ по 3 предметам соответствующим выбранному направлению.

Мы сегодня повторяя и обобщая знания по истории Древней Руси будем знакомиться с заданиями и или их элементами контрольно-измерительных материалов по истории и повторим очень важную и сложную тему по обществознанию «Государство».



























I.Задания ЕГЭ и ОГЭ по истории России, с использованием иллюстративного материала весьма разнообразны. В таких заданиях могут быть представлены как художественные произведения (памятники архитектуры, живопись, скульптура), так и изобразительные источники, имеющие историческое или культурное значение (плакаты, фотопортреты, исторические иллюстрации или реконструкции, карикатуры). Дать какой-то общий алгоритм решения этих заданий (ЕГЭ задания № 18 и 19; ОГЭ задания № 22) довольно трудно.

Нередко главным для выполнения подобных заданий является «узнавание» изображения. Подчеркиваю – именно «узнавание», потому, что в заданиях с иллюстративным материалом подписи под изображением отсутствуют.

Поэтому в ходе учебного процесса нужно внимательно знакомиться с иллюстративным материалом в учебнике, стараться дополнить его собственными изысканиями в Интернете.

Сложность заданий с иллюстративным материалом заключается еще и том, что в КИМе он представлен в черно-белом варианте.

За правильно выполненные задания № 18 и 19 можно получить по 2б. Итого 4б.

Перед вами портреты первых князей. Расставьте их в той последовательности в какой они правили.

Ответ: 45872316

II. Теперь вспомним о деятельности каждого из правителей.

Схема следующая: даты правления

Внутренняя политика

Внешняя политика

Итоги правления.







III. При сдаче экзамена по истории необходимо знать когда произошло то или иное событие, какое из ни произошло раньше, а какое позже. Для этого необходимо знать даты. Цена таких заданий от 1 до 2 баллов.

Постараемся выполнить задания связанные со знанием хронологии.

Даты

  1. Крещение Руси относится к

  1. X Iв. 2) X в. 3) XIII в. 4) VIII в.

2. В каком веке было написано «Слово о полку Игореве»?

1) IX в. 2) XII в. 3) XIV в. 4) XV в.

3. Имя летописца Нестора связано с

1) VIII в. 2) IX в. 3) XII в. 4) XIII в.

Ответ: 1-2; 2-2; 3-3

4. Соотнесите даты и события:

  1. Объединение Киева и Новгорода под властью Олега.

  2. Языческая реформа князя Владимира.

  3. Крещение Руси.

  4. Убийство древлянами князя Игоря.

  5. Поход Олега на Константинополь.

Ответ: 1-г, 2-д, 3-б, 4-в, 5-а

5. Восстановите последовательность событий:

  1. Убийство Аскольда и Дира

  2. Языческая реформа Владимира Святославовича

  3. Княжение Рюрика в Новгороде

  4. Восстание древлян

  5. Крещение Киева

  6. Война Святослава с Византией

Ответ: 314625

6. Восстановите хронологическую последовательность событий:

  1. Крещение Новгорода

  2. Смерть Ольги

  3. Взятие Херсонеса

  4. Первый договор с Византией

  5. Разгром Хазарии

  6. Поход Олега на Константинополь

Ответ: 645231

7. Расставьте в хронологической последовательности народы, с которыми враждовали восточные славяне в догосударственный и государственный периоды:

  1. 1.Половцы

2.Хазары

  1. 3.Готы

  2. 4.Печенеги

  3. 5.Авары

  4. 6.Болгары

Ответ: 352641

Обращаю ваше внимание на то, что типичной ошибкой при выполнении таких заданий является желание выпускников вспомнить их точную датировку, что не обязательно для успешного выполнения задания. Упоминаемые в заданиях события относятся к разным периодам истории и определение века достаточно для правильного решения







































а) 907

б) 988

в) 945

г) 882.

д) 980


IV. При выполнении заданий № 3и № 4 КИМа по истории, необходимо знать термины и понятия. Сегодня я хочу остановиться на особенностях выполнения задания № 4. Типичной ошибкой при выполнении данного задания является определение термина не по всем из перечисленных признаков. Например, и закупы, и рядовичи относятся к категориям экономически и лично зависимого положения в Древней Руси, но только указание на путь попадания в зависимость (договор или заем) позволяет определить, о какой именно категории идет речь.

Термины и понятия

1.Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют социальную структуру Древней Руси?

Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу

  1. Приписные крестьяне

  2. Рекруты

  3. Рядовичи

  4. Смерды

  5. Дворцовые крестьяне

  6. Закупы






Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов №1 (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 346


2. Установите правильное соответствие между сло­вом и его значением:

1) погосты - 2) уроки - 3) полюдье -

4) усобицы - 5) рядовичи - 6) общество –

А) размер дани и сама дань в Древней Руси

Б) княжеские раздоры на Руси

В) места сбора дани

Г) объезд киевским князем с дружиной своих зе­мель для сбора дани

Д) люди, объединенные общей жизнью и деятель­ностью в одном государстве

Е) люди, которые заключили договор, согласив­шись жить и работать у господина на опреде­лённых условиях

Ответ: 1-в, 2- а, 3-г, 4- б, 5-е, 6- д


3. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления.

1) «Русская Правда» 2)усобица 3)погосты 4)родовая община

Ответ: 4321



4. Напишите пропущенное слово

Служители языческих культов, знахари, считавшиеся чародеями и прорицателями, в Древней Руси назывались_________________

Ответ: волхвы


5. Напишите пропущенный термин.

Теория, объясняющая возникновение государства у славян цивилизующим влиянием варягов, называется _____________________________

Ответ: Норманская









































V. Причины и следствия событий

Умение увидеть, выделить, назвать причинно-следственную связь необходимо при выполнении № 20 -25 ЕГЭ. Задания 20-22 – работа с историческим источником, 23 задание – анализ исторической ситуации, задание № 24 – аргументация исторической оценки и задание № 25- историческое сочинение (в ОГЭ – это задания № 7 и задания второй части 31-35)

Что именно понимается под причинно-следственной связью?

Причинно-следственная связь -  связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (процесс, явление), называемое причиной, при наличии определенных исторических условий порождает другое событие (процесс, явление), называемое следствием. 
  Таким образом, эксперты ЕГЭ хотят увидеть, как выпускник умеет показывать СВЯЗЬ между двумя историческими событиями. Связь между событием-причиной и событием-следствием. 


  1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится

  1. Крещение Руси

  2. Принятие «Русской Правды»

  3. Великое переселение народов

  4. Необходимость отпора внешним врагам

  1. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани: «уроков», «погостов», «повоза» вместо «полюдья» было результатом

  1. Деятельности княгини Ольги

  2. Принятия «Русской правды»

  3. Принятие «Устава» Владимира Мономаха

  4. Походов князя Святослава

  1. Что из названного было одной из причин принятия христианства на Руси?

  1. Стремление к укреплению великокняжеской власти

  2. Необходимость создания свода законов Руси

  3. Распад Древнерусского государства на несколько самостоятельных центров

  4. Необходимость свержения монголо-татарского вдадычества над Русью



  1. Выберите из отрывка причину и следствие

А) «Будучи мудрой и дальновидной правительницей, Ольга решает принять религию Византийской империи – христианство. В 957 году происходит крещение Ольги в Константинополе. Ее крестным отцом стал византийский император. Такой шаг способствовал укреплению международный связей Руси и Византии: как политических, так и экономических. 
Б) В эти же годы происходит молниеносная война с Болгарией, закончившаяся победой русского князя. В результате войны Русь получила новые земли, однако присутствие воинственного Святослава у границ Византии не устраивало византийского императора. В связи с этим в 970 году начала русско-византийская война». 
Ответ:

А) Крещение Ольги (это причина) и укрепление связей между Русью и Византией (это следствие). 

Б) Приближение России к византийским границам (это причина) и начало русско-византийской войны (это следствие). 


5. В отечественной исторической науке существует точка зрения о том, что в результате принятия христианства на Руси произошла смена духовно – нравственных ценностей. Приведите три подтверждения данной точки зрения.



Ответ: 1) После принятия христианства на Руси произошел отказ от многоженства, безнравственного с точки зрения христианства;

  1. После принятия христианства на Руси произошел отказ от человеческих жертвоприношений, распространенных в языческие времена;

  2. После принятия христианства на Руси благодаря деятельности церкви распространялись идеалы человеколюбия, терпимости, уважения к родителям и детям











VI. Задания на установление соответствия между событиями, явлениями.

1.Установите соответствие между приведенными отрывками из летописей и названиями событий, о которых в них говорится.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



ОТРЫВКИ

А) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.»

Б) «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму на имут.»

В) «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – будет мне врагом.»

Г) «В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь и нам. И послушал их Игорь – пошёл… за данью, и прибавил к прежней дани новую.»

СОБЫТИЯ

  1. Походы князя Святослава

  2. Призвание варягов

  3. Восстание древлян

  4. Крещение Руси

  5. Съезд князей в Любече



А

Б

В

Г





Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов№1 (без пробелов и каких-либо символов)

Ответ: А-2; Б-1; В- 4; Г- 3







VII. В ЕГЭ задание № 11- это работа с информацией, представленной в таблице. Часть таблицы заполнена, а часть остается пустой. Для заполнения таблицы даны пропущенные элементы. Сложность этого задания заключается в том, что данная информация относится не только к истории России, но к всемирной истории. Правильно выполненное задание - 3балла. Давайте заполним ее вместе.

  1. Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента. 

Пра­ви­тель

Со­бы­тие

Дата (век, год)

Вильгельм I

__________________ (А)

__________(Б)

__________(В)

__________(Г)

Х в.

__________(Д)

Со­став­ле­ние пер­во­го пись­мен­но­го

за­ко­но­да­тель­ства

XI в.

Урбан II

__________(Е)

__________(Ж)

 

Пропущенные элементы:

 1) Вла­ди­мир Крас­ное Солнышко

2) 1066г.

3) про­воз­гла­ше­ние крестовых походов

4) кре­ще­ние Руси

5) пре­да­ние анафеме Пра­во­слав­ной церкви католиками

6) XIV в.

7) Нормандское завоевание

8) XI в.

9) Яро­слав Мудрый

 Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 



Ответ:А-7, Б -2, В -1, Г -4, Д -9, Е -3, Ж - 8

А)-Б) Вильгельм I в 1066г. завоевал Англию (нормандское завоевание)

(В 1066г началось завоевание Англии герцогом Нормандии Вильгельмом)

В)−Г) Владимир Крас­ное Сол­ныш­ко в X в. ввел хри­сти­ан­ство на Руси (крещение Руси).

Д) Ярослав Муд­рый учре­дил в XI в. пер­вый пись­мен­ный сбор­ник законов.

Е)−Ж) Урбан II при­звал христиан на­чать крестовые по­хо­ды в 1095 г.

(В 1095г., у французского г.Клермон, выступил папа римский Урбан II. В своей речи, Урбан II, призывал христиан к крестовому походу)

VIII. Задания для работы с документами

Задания № 6, 10 и 12 (в ЕГЭ) – до 3 баллов; задания № 8,15, 18, 26, 29 и с 31- 33(в ОГЭ) за выполнение этих заданий выпускник 9 класса может получить от 1 до 2 баллов за каждое задание – работа с документами. Работая над таким заданием необходимо внимательно читать и сам документ и вопрос. Постарайтесь выделить в тексте те моменты, которые указывают на правильный ответ или являются «подсказкой» к правильному ответу.



  1. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке.


«Сказал (он) матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы»».

Ответ : о Святославе


  1. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорилось в документе.


«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».

Ответ: «Повесть временных лет»


3. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите к кому из князей Древней Руси относится эта характеристика.

«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывал им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».

Ответ: Ярославу Мудрому


IX. Задания с историческими картами традиционно вызывают затруднения у выпускников. По данным статистики Методических рекомендаций И. А. Артасова, в 2016 году с этими заданиями не справились более 50% сдающих ЕГЭ по истории.  
  В демоверсии ЕГЭ по истории 2017 г. четыре задания (13-16) посвящены работе с картой. 
Задания 13, 14, 15 оцениваются максимум в один балл, задание 16 – в два балла. Таким образом, на заданиях с картой можно заработать (или потерять?) первичных баллов из 55. 

В ОГЭ задания с картой под № 20.
Изучая определенный исторический период, обращайтесь к соответствующим историческим картам. 
Этим вы достигните двойного положительного эффекта: 
1) Воспринимать материал учебника вам будет легче, потому что карты дополняют и визуализируют его. 
2) Вы будете учиться пользоваться картой - постепенно и последовательно. Это сформирует и укрепит ваши навыки работы с картографическим материалом, и задания ЕГЭ перестанут казаться столь сложными и невыполнимыми. 
  
Если вы изучаете внешнюю политику, то обращение к карте является обязательным. Очень важно представлять себе географию событий, схемы движения войск и т.д. – без исторической карты это сложно визуализировать.   
Однако имейте в виду, что в ЕГЭ по истории встречаются не только военные карты. Возможны и другие – например, социально-экономические. По кодификатору нет никаких ограничений.  
  
Но не стоит этого бояться - составители вариантов ЕГЭ берут карты для заданий из школьных учебников и атласов (но могут поменять масштаб, например). 
Если вы добросовестно работаете с историческими картами, которые встречаете на страницах школьного учебника или атласа, то никакая карта на ЕГЭ не останется для вас непонятной. 
 Для работы с картами вы можете использовать, например:  
А) Школьные учебники Данилова – в них содержится большое количество как иллюстративного, так и картографического материала. 
  Б) Атласы «Дрофа» 
6 класс – до конца XVI века 
7 класс – конец XVI – XVIII вв. 
8 класс – XIX век 
9 класс – XX – начало XXI вв. 
  
На мой взгляд, удобнее всего работать именно с атласами, а точнее – с их бумажной (а не электронной!) версией. 

Работа с картой

  1. Рассмотрите схему и выполните задания 1.1—1.4.

1.1. Напишите названия городов, обозначенных на схеме цифрами «1» и «2».

Ответ: Новгород Киев

1.2. Напишите имя князя, объединившего под своей властью эти два города.

Ответ: Олег

1.3. Напишите название торгового Пути, который проходил через эти города.

Ответ: Из варяг в греки

1.4. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Князь, о котором говорится в задании, убил Аскольда и Дира.

2) Торговый путь соединял Верхнее Поволжье с Каспийским морем.

3) Южный центр славянских племён стал столицей Древнерусского государства.

4) Следуя показанным на карте торговым путям, князь покорил племена радимичей, древлян и северян и заставил платить себе дань.

5) Радимичи, древляне, северяне ранее платили дань булгарам.

6) Указанные события происходили в X в.

Ответ: - 134

XI. Задачи.

1)Согласно сложившейся традиции, многие короли Франции во время торжественной церемонии коронования, проходившей в Реймском соборе, давали клятву на Евангелии. При этом они соприкасались с … эпохой киевского князя Ярослава Мудрого. Каким же образом?

Ответ:

Дочь Ярослава Мудрого Анна стала женой французского короля

Генриха 1. Из Киева в Париж она привезла древнеславянское Евангелие, позднее известное как Реймское ( по месту его

хранения). Именно на нем давали клятву дофины, становящиеся

королями.

2)Как поделили сыновья Ярослава Мудрого власть на Руси? Почему между ними почти не было усобиц, а после смерти Владимира и Святослава усобицы были?

Ответ:

Ярослав установил лествицу – очередь князей на киевский

престол, старшего в роду. В ожидании этого они правили

разными городами, переходя в более богатые города.

3)Какой обычай Древней Спарты сами того не ведая соблюдали русские князья в 9 -10 вв. в повседневной жизни. Подсказку вы можете найти у А.С. Пушкина в очень известном произведении; вот только о Спарте в нем ничего не сказано.

Ответ:

В Спарте практиковались обязательные совместные

обеды. В Древней Руси существовали совместные

трапезы князя и его дружинников.




XII. Мы сегодня говорили о создании государства у славян.

Давайте вспомним, что такое государство (определение, теории происхождения государства, формы устройства и функции).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытое занятие по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ

Автор: Савченко Татьяна Ивановна

Дата: 24.08.2019

Номер свидетельства: 518243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Открытое занятие по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ"
    ["seo_title"] => string(45) "otkrytoe_zaniatie_po_podgotovke_k_oge_i_ege_1"
    ["file_id"] => string(6) "518244"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1566630094"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Организация работы кабинета английского языка "
    ["seo_title"] => string(52) "orghanizatsiia-raboty-kabinieta-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "148306"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419656327"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Игра по географии "Угадай страну""
    ["seo_title"] => string(36) "ighra_po_ghieoghrafii_ughadai_stranu"
    ["file_id"] => string(6) "381079"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1484773882"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Перспективные технологии в изучении русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(67) "pierspiektivnyietiekhnologhiivizuchieniirusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "276881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452792965"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Анализ деятельности  ШМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год"
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-dieiatiel-nosti-shmo-uchitieliei-ghumanitarnogho-tsikla-za-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "338472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1470131602"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства