Мог ли представить Наполеон, уже находясь в Москве, что эта война обернётся для него не блестящей победой, а позорным бегством из России обезумевших от ужаса солдат его некогда великой армии, покорившей всю Европу? В 1807 году, после поражения русской армии в битве с французами под Фридландом, император Александр I был вынужден подписать с Наполеоном невыгодный и унизительный Тильзитский мирный договор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года»
КОНСПЕКТ УРОКА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 г.»
Технологическая карта урока
Тема урока,
план урока, возможная личностно
значимая проблема
1. Вторжение Наполеона в Россию.
2. битва под Смоленском.
3. Бородинское сражение.
4. Совет в Филях и оставление Москвы.
5. Отступление и гибель «Великой армии».
Каждое историческое событие имеет определенные последствия; победа в Отечественной войне 1812 года послужила началом гибели армии Наполеона и освобождением стран Европы от наполеоновского владычества. Победа достигнута в результате полководческого искусства русских генералов, патриотизма и героизма русских людей, единства в борьбе.
Планируемые результаты изучения материала.
Учащиеся понимают, что победа в войне — это великий подвиг русского народа.
Определяют историческое значение войны по рассказу учителя и ответам одноклассников.
Методы
обучения и формы организации учебной деятельности.
Иллюстративно-репродуктивный метод с познавательным заданием:
1. Определить причины победы русских в Отечественной войне.
2. Сделать вывод об историческом значении этой победы.
Форма урока: комбинированный урок с использованием сообщений учащихся.
Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный повествовательный рассказ, беседа, организация работы с картой, картосхемой, учебной картиной, персонификация (М.И.Кутузов), эвристическая беседа (итоги и значение войны, причины победы), обучение решению учебных проблем и предъявлению результатов своей деятельности, обсуждение значимости содержания урока для личности подростка.
Развитие умений учащихся.
ОУУН.
Развитие картографических умений, выделение главного, предъявление результатов учебного задания, учатся оценивать исторические события, готовить сообщение, делать выводы, слушать рассказ учителя, работать с учебной картиной, составлять хронологическую таблицу, характеризовать исторического деятеля. Учатся сопереживать.
— учебник «История России XIX век» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина §4;
— рабочая тетрадь «История России XIX век» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, часть 1, §4;
— карта «Отечественная война 1812 года»;
Образовательное пространство расширяется:
— Детская энциклопедия по истории;
— М.Ю.Лермонтов «Бородино»;
__Л.Н. Толстой «Война и мир», Том 3
— В.Н.Белязин «1000 занимательных сюжетов из русской истории».
— Мультимедийный компьютер;
— Мультимедийный проектор;
— Презентация;
ЦЕЛИ УРОКА
Образовательная: формировать представлениеучащихся о последовательности, ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер.
Воспитательная: способствовать формированию уважения к историческому прошлому России, воспитывать чувство гордости и любви к родине на примерах подвигов российского народа и великих полководцев.
Развивающая: развить познавательные интересы, умение ставить цель, действовать по плану, навыки поиска и анализа информации, умение работать в группе, вступать в диалог, аргументировать ответ. Продолжить работу по развитию умения определять и объяснять понятия, сравнивать, развивать навыки работы с картой; дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами русского языка.
Знать основные события: Смоленское сражение, Бородинская битва, совет в Филях, битва под Малоярославцем, Тарутинский маневр, битва при Березине
Уметь работать с исторической картой, самостоятельно извлекать информацию
Личностные: воспитывать уважение к историческому наследию России; развивать сотрудничество при работе в парах; формировать умение применять исторический материал для осмысления современных событий
-коммуникативные УУД: развивать умение групповой и парной работы; умение формулировать и доказывать свою точку зрения, уважать противоположное мнение
Познавательные УУД: находить необходимую информацию, используя материал учебника; получать как можно больше информации, работая с легендой исторической карты
ХОД УРОКА
(комментарии к технологической карте урока)
Орг.момент: готовность к уроку, приветствие. Машуков Александр Васильевич
Начало урока: Анаграмма на слово ОТЕЧЕСТВО на 1 мин.(веет вест вето вече овес осот отто свет счет свое тест тост ответ отвес тесто течет сотов ) демонстрируется слайд.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Откройте тетради, запишите тему урока.
Изучая тему, работаем по следующему плану:
1. Вторжение Наполеона в Россию.
2. Битва под Смоленском.
3. Бородинское сражение.
4. Совет в Филях и оставление Москвы.
5. Отступление и гибель «Великой армии».
Запись домашнего задания: при выполнении домашнего задания вы будете готовиться по материалам §4
РАБОТА ПО ТЕМЕ
1. Давайте вспомним из предыдущего урока, каковы причины войны между Россией и Францией. (После ответов учеников, демонстрируется слайд со схемой – презентация)
Итак, в ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона вторглись в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Запишите эту дату в свои тетради.
Каково же было соотношение сил русской и наполеоновской армий?
Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий?
Каков был характер войны для обеих сторон?
Каковы же были планы Наполеона?
Он хотел двинуться на Москву, и, разгромив поодиночке 3 русские армии, взять город. Он говорил: (Демонстрируется слайд — презентация)
С приближением ночи Наполеон приблизился к реке Неман.
(Демонстрируется карта — презентация)
Показ по карте расположение русских войск.
Барклай де Толли принимает единственно правильное решение – не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1 и 2 армий под Витебском. Но только лишь во второй половине июля армии встретились под Смоленском. Под общим командованием Барклай де Толли. Таким образом, план Наполеона был сорван.
Работа по контурным картам в рабочих тетрадях.
-отметить расположение русской армии
-отметить города Смоленск, Москва, реку Нарва
-отметить направление наступлений войск Наполеона, и отступления русской армии.
2. В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Не смотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс. своих солдат. Барклай де Толли считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. (Звуковая дорожка, слайд — презентация)
После того как русские войска и население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража, на которые так рассчитывал Наполеон, захватить так и не удалось.
Фураж – корм для лошадей. (работа с учебником (стр. 29) и рабочей тетрадью).
Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед объявили Барклай де Толли. По всей России стали распространяться слухи о его измене, и вопрос о назначении нового главнокомандующего был поставлен народным голосом.
8 августа 1812г. М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии. (записать в тетради)
Сообщение учащегося: “Биография М.И. Кутузова”
(Демонстрируется слайд — презентация)
Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклай де Толли были верными, и отступил еще ближе к Москве. Лишь в 110км от Москвы, неподалеку от села Бородино он решил дать генеральное сражение.
3. 26 августа 1812г. в половине шестого утра началось крупнейшее сражение войны.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Чтобы подробно поговорить о Бородинском сражении, нам понадобятся термины: Работа с учебником (стр. 29) и рабочей тетрадью.
Флеши – земляные укрепления.
Редут – сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа
Ополчение – военное формирование на добровольных началах в помощь действующей армии.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Чтение пункта учебника “Бородино” и показ по карте.
(Звуковая дорожка — презентация)
Кутузов отдал приказ отступать к Москве.
— Каков был итог Бородинского сражения?
— Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву?
4. Совет в Филях.
Царь требовал дать новое сражение, но Кутузов 1 сентября собирает военный совет в подмосковной деревне Фили.
(Демонстрируется слайд — презентация)
Принимается решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии это оказалось единственно верным в тех условиях шагом спасшим Россию.
2 сентября русская армия оставила Москву, а с ней покинуло город и население. Наполеон вступил в опустевший город.
5. Отступление и гибель великой армии.
(Демонстрируется слайд — презентация)
РЕФЛЕКСИЯ Задания по горизонтали:
2. Река, при переправе через которую погибла большая часть отступающей армии Наполеона.
3. Василиса … - руководитель крупного крестьянского партизанского отряда.
7. Село в 120 километрах от Москвы, при котором состоялось решающее сражение русской армии с армией Наполеона
9. Атаман, командовавший казачьими частями во время Отечественной войны 1812 г.
10. Герой Отечественной войны, погибший во время восстания декабристов.
12. Русский полководец, командовавший русской армией с августа 1812 года.
14. Герой Отечественной войны, генерал от кавалерии. При Бородино командовал корпусом, защищавшим Курганную высоту.
Задания по вертикали:
1. Город, который Наполеон так и не смог взять после отступления из Москвы, хотя французская армия штурмовала его 7 раз.
2. Деревня, в которой состоялся знаменитый совет штаба русской армии после Бородинской битвы и на котором было решено оставить Москву.
5. Российский император, находившийся на троне во время Отечественной войны 1812 г.
6. Герой Отечественной войны, полководец, получивший смертельное ранение в битве при Бородино.
8. Город, в котором соединились отступающие 1-я и 2-я русские армии.
11. Русский офицер, один из основателей партизанского движения.
13. Село, в котором разбила лагерь русская армия после отступления из Москвы.
Ответы:
По горизонтали:
По вертикали:
2. березина
3. кожина
7. бородино
9. платов
10. милорадович
12. кутузов
14. раевский
1. малоярославец
4. фили
5. александр
6. багратион
8. смоленск
11. давыдов
13. тарутино
Приближалась холодная осень и Наполеон принимает решение возвращаться во Францию, а русская армия, отступив по Рязанской дороге, развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 года окончательно решило судьбу армии Наполеона.
Таким образом, Наполеону пришлось отступать по разоренной смоленской дороге.
В стране разрасталось партизанское движение (работа с рабочей тетрадью).
Партизан – член народного вооруженного отряда действующего в тылу врага.
Инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным. В Районе р. Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками, но Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г. Борисова, понеся, правда, огромные потери. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию.
6 января 1813 г. Александр I издает манифест об окончании войны (запись в тетрадях).
Отечественная война закончилась.
6. Обобщение и закрепление изученного материала.
7. Выполняя домашнее задание, попробуйте ответить на вопрос, каково историческое значение Отечественной войны 1812 года.