• учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России , XIX век», 8 класс;
• рабочие листы, документы для групповой работы.
3.1. Причины Отечественной войны 1812 г. Планы сторон.
3.2.Начало войны, отступление русских войск.
3.3.Смоленское сражение.
3.4.Бородинское сражение. Совет в Филях.
3.5. Партизанское движение.
3.6. Отступление и гибель «Великой армии».
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Название используемых ЭОР | Время (в мин.) |
1. | Организационный Цель для педагога: создание благоприятной эмоциональной атмосферы урока, организация внимания школьников. Цель для обучающихся: подготовка к работе на уроке Форма работы: фронтальная Метод обучения: словесный | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Начинает урок словами Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу на уроке. Концентрируют внимание на словах учителя. | | 1мин |
2. | Актуализация и мотивация учебной деятельности. Цель для педагога: подведение обучающихся к формулированию темы, постановка проблемного вопроса Цель для обучающихся: актуализация опорных знаний. Форма работы: индивидуальная. Метод обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный | Ребята, надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам много интересного и увлекательного. Предлагает просмотр видеоклипа и ставит задание: Попробуйте по просмотренному видеоклипу определить историческое событие, которое будет являться темой сегодняшнего урока. Организует просмотр видеоклипа «Герои войны 1812 года». Организует беседу, помогает обучающимся правильно сформулировать тему урока. Демонстрирует слайд с названием темы и эпиграфом (слайд2) Задаёт вопросы: -Что вы уже знаете об этом событии? -Скажите, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке? Запишите их на цветных листочках, лежащих у вас на партах Вводит элемент игры (игра «Древо познания».) -Надеюсь, к концу урока вы получите ответы на ваши вопросы. Знакомит с планом урока. Зачитывает эпиграф на слайде №2 и мотивирует обучающихся на изучение новой темы постановкой проблемного вопроса: Каковы причины победы русского народа в войне 1812 года? (вопрос записывается на доске). Ваша задача - ответить на этот вопрос в конце урока. Учитель: К любой войне приводят события внешней политики. Какие именно, проверим в ходе беседы. Организует беседу по вопросам: 1.Какова была расстановка сил в Европе в начале 19 века? 2. Каково было основное условие Тильзитского мира? Как отразилось участие в континентальной блокаде на экономике России? 3. По каким причинам произошёл разрыв между Францией и Россией? -Какой вывод о взаимоотношениях России и Франции мы можем сделать? Подводит итоги беседы. | Смотрят видеоклип, воспринимают, осмысливают Называют событие и формулируют тему. Записывают тему в тетради. Высказывают мнения и убеждаются в том, что их знаний не достаточно. Определяют круг вопросов, необходимых для изучения, записывают на листках. Вопросы прикрепляются к «Древу познания» на доске Записывают проблемный вопрос в тетрадях. Воспроизводят знания, отвечают на вопросы Предполагаемые ответы: 1.С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта начинаются войны за мировое господство, связанные с агрессивной, захватнической политикой Франции. 2.Присоединение к континентальной блокаде против Англии. Сказалось невыгодно - означало ухудшение экономического положения. 3. Александр 1 возобновил торговлю с Англией. Это стало причиной разрыва отношений с Францией. Вывод: Назревала война | Ресурс №1 видеоклип «Герои войны 1812года». (Слайд №1) Слайд №2 (эпиграф) Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” (А.С.Пушкин) | 5 мин |
3. | Этап изучения нового материала 1.Причины Отечественной войны 1812 г. Планы сторон. Цель для педагога: формирование у обучающихся знаний о причинах войны; содействие развитию умений устанавливать причинно - следственные связи и умения работать в группах. Цель для обучающихся: овладение умениями: анализировать источники, обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике. Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Метод обучения: практический, частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный | -Попробуем выяснить причины войны. Организует групповую работу по документам. Вопросы для анализа документа: 1.Каковы причины войны, по словам Наполеона? 2.Какова причина войны со стороны России? Заслушивает группы, корректирует ответы. Таблицу с ответами выносит на экран. Обобщает. Организует работу по тексту учебника «Планы и силы сторон» на стр.24-25 и предлагает задание: определите планы Франции и России. Проверяет работу, корректирует ответы. Задание: Исходя из целей, определите, характер войны для России и для Франции. | Знакомятся с документом №1, анализируют. 1 группа работает с документом «Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г», 2 группа работает с документом “Приказ Александра I по русской армии». Государства | Причины войны | Характер войны | РОССИЯ | | | ФРАНЦИЯ | | | Фиксируют причины войны в тетради.Сверяют свои формулировки. Читают текст и определяют планы сторон. Предполагаемый ответ: план Наполеона – разгром русской армии; подчинение России. План России – защитить свои территории и не допустить завоевания страны. Определяют характер войны, делают вывод: для Наполеона война захватническая, для России – освободительная. (заносят ответ в таблицу.) | Приложение №1,документ1. (слайд3) Причины и характер войны 1812г. (собственный ресурс) | 5мин |
| 2.Начало войны, отступление русских войск. Цель педагога: формирование понимания причин отступления русской армии; умения работать с исторической картой и интерактивной доской. Цель обучающихся: овладение навыками работы с исторической картой, интерактивной доской; изучение направления движения французской армии. Форма работы: индивидуальная Метод обучения: объяснительно – иллюстративный, практический | Даёт задание: заполнить по ходу урока таблицу№1в рабочих картах «Основные события Отечественной войны 1812г» Излагает материал о нашествии Наполеона в Россию, используя анимированную карту, и предлагает выполнить задание. По карте «Отечественная война 1812 года» определите расположение русских армий, командующих,направление, которое они защищают, и отметьте на контурной карте. Контролирует выполнение работы. Предлагает провести взаимопроверку. Организует работу с интерактивной доской. (Использование функции перемещения) Задание: соотнесите портреты русских военачальников с месторасположением их армий. Вопрос: Как вы считаете, почему, командование русской армии в начале войны выбрало тактику отступления? | Знакомятся с содержанием рабочей карты. «Основные события Отечественной войны 1812г». Дата | Событие | 12 июня 1812 г. | | 3 августа 1812 | | 4-6 авг. 1812 г. | | 8 авг.1812 г. | | 26 авг.1812 г. | | 12 окт. 1812 | | 25 декабря1812 | | Выполняют задание на контурных картах. Взаимопроверка. Работают с интерактивной доской. Предполагаемый ответ: армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать. Это единственная возможность сохранить армию, не дать разгромить ее. | Ресурс №2 анимированная карта «Нашествие Наполеона». (слайд№4) Интерактивная доска | 5мин |
| 3.Смоленское сражение. Цель педагога: формирование новых знаний о переломном моменте в ходе войны. Цель обучающихся: получение знаний о Смоленском сражении и определение его значения. Форма: индивидуальная метод: объяснительно – иллюстративный, практический | Учитель: Барклай де Толли, избрал верное решение – отступать, чтобы сохранить войско, и впоследствии соединить силы 1-й и 2-й армий. Организует работу со схемой и контурной картой. Задание: определите по карте место соединения русских армий и отметьте на контурной карте. Контролирует выполнение задания. Вопрос: Как отразилось соединение русских армий на планах Наполеона? Организует работу с текстом учебника (стр.25-26 учебника «Смоленское сражение») и ставит вопрос: Какое значение имело сражение под Смоленском? Информирует о назначении М.И.Кутузова главнокомандующим и предлагает краткую информацию о нём, подготовленную обучающимся. | Просмотр анимированной карты. Выполняют задание на контурных картах. Предполагаемый ответ: Соединение русских армий означало срыв плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии поодиночке. Изучают информацию по учебнику и отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ: Русская армия была не только сохранена, но и убедилась, что «Великая» и непобедимая армия не так уж непобедима. Обучающийся даёт краткую биографическую справку о М.И. Кутузове. | Ресурс№3 анимированная карта. слайд №5 Ресурс №4 Иллюстрация (портрет М.И. Кутузова). Слайд №6 | 4мин |
4. | Физкультминутка. Цель: снятие мышечной и зрительной усталости | Организует выполнение упражнений под песню «Солдатушки, браво, ребятушки». | Выполняют систему упражнений. | Звучит песня | 1мин |
| 4. Бородинское сражение. Совет в Филях. Цель учителя: создание условий для усвоения знаний о Бородинском сражении как об одном из важных этапов войны, формирования у обучающихся собственной позиции по вопросу дальнейших военных действий русской армии. Цель обучающихся: усвоение новых знаний о Бородинской битве; показать умение отстаивать собственную позицию в ходе дискуссии. Метод: исследовательский, иллюстративный,практический элементы дискуссии Форма: групповая, индивидуальная | Учитель: стремясь поднять боевой дух войска, Кутузов решает дать генеральное сражение недалеко от села Бородино. Организует групповую работу с документами. Задание обучающимся: Прочитайте документы и определите цели сторон в Бородинском сражении. 1 группа - Приказ Наполеона. 2 группа - Обращение М.И. Кутузова. Слушает выступление групп, помогает сформулировать ответы. Демонстрирует анимированную схему «Бородинское сражение», организует беседу: -Рассмотрите карту-схему «Бородинское сражение» и объясните, почему Кутузов выбрал именно Бородинское поле? - Скажите, какие укрепления были построены русскими перед сражением? Работа с новыми терминами. Организует работу с интерактивной доской. Задание: соотнесите термины и определения. -Посмотрите на карте, какие рода войск участвовали в сражении? - Где находилась ставка Наполеона? Введение термина «ставка». Информирует о ходе Бородинской битвы, выделяет основные моменты сражения. Предлагает послушать оценку сражения Наполеоном и Кутузовым. Вводит элемент дискуссии. Выскажите свое мнение: Бородино – это победа или поражение? Ответ аргументируйте Слушает аргументы, вносит коррективы. Просит сделать вывод. Отмечает значение Бородинского сражения: Был развеян миф о непобедимости Великой армии Наполеона; укрепился моральный дух русской армии. Рассказывает о совете в Филях и ставит вопрос: Как вы думаете, почему Кутузов принял решение оставить Москву? Подумайте, в чём плюсы и минусы оставления Москвы? Демонстрирует слайд с заполненной таблицей. Рассказывает о Тарутинском манёвре, предлагает ответить на вопрос: 1.Какова роль Тарутинского манёвра? Корректирует высказывания обучающихся, помогает правильно сформулировать ответ. | Работают в группах, анализируют документы, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения. Предполагаемые ответы: В Бородинском сражении М.И.Кутузов поставил задачу: ослабить врага, сделать его дальнейшее продвижение невозможным. Наполеон стремился разгромить русскую армию, захватить Москву и завершить войну Просмотр анимированной карты и ответы на вопросы Предполагаемые ответы: Был затруднён обход русской позиции, справа её прикрывали берега реки Колочи, а слева леса. Шевардинский редут, Багратионовы флеши, батарея Раевского. Выполняют задание на интерактивной доске Рассматривают положение войск,отвечают на поставленные вопросы. Фиксируют дату битвы в таблице рабочей карты. Слушают учителя, осмысливают. Высказывают своё мнение После коллективного обсуждения делают вывод: Бородинское сражение не выявило победителя. Стороны не сумели добиться поставленных целей Рассматривают картину Алексея Кившенко «Военный совет в Филях» (1880) Предполагаемый ответ: сохранить армию и подготовиться к последующим битвам. Высказывают мнения. Сверяют ответы по таблице Предполагаемый ответ: перекрыть дорогу к Туле с её оружейными заводами и Калуге со складами продовольствий оружия и направить французскую армию по разорённой ею дороге | Приложение №1, документ 2. Ресурс №5 схема «Бородинское сражение» (слайд№7) Интерактивная доска Ресурс №6 Иллюстрация «Военный совет в Филях» автор Алексей Кившенко (слайд №8) Слайд №9 | 9мин |
| 5. Партизанское движение Цель педагога: ознакомление обучающихся с понятием партизанское движение, его формами, значением в ходе войны. Цель обучающихся: осознание вклада партизан в дело разгрома врага. Метод обучения: обьяснительно-репродуктивный форма работы: индивидуальная | Предлагает информацию о « Партизанском движении в годы Отечественной войны 1812 г» Формулирует вопрос: Какова роль партизанского движения в ходе войны | Слушают, осмысливают. Определяют роль партизанского движения в ходе войны. | Слайды №10-11 | 4мин |
| 6.Отступление и гибель «Великой армии». Цель педагога: совершенствование умения обучающихся находить ответ на проблемные вопросы, излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий Цель обучающихся: овладение умением находить ответы на проблемные вопросы; аргументировать свое отношение к историческим событиям. Метод обучения: словесный, наглядный, проблемный. Форма работы: коллективная | Информирует о падении морального духа французской армии. На карте показывает отступление наполеоновских войск по Смоленской дороге. Вопрос учителя: -Что ожидало армию Наполеона на смоленской дороге? Рассказывает о переправе через р.Березину, гибели армии, бегстве Наполеона. Учитель: Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. Возвращается к слайду №2. Просит дать ответ на проблемный вопрос: Каковы причины победы русского народа в войне 1812 года? Помогает сформулировать ответ на главный проблемный вопрос к уроку Учитель: Приходит час испытаний и человек, движимый порывом сердца, поступает так, как требует долг. Это и есть патриотизм. | Следят по карте за ходом отступления. Предполагаемый ответ: Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву. Дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, наступала русская зима. Слушают учителя. Используя данные промежуточных выводов, проводят анализ материала и формулируют ответ на проблемный вопрос к уроку Предполагаемый ответ: Это талантливые военачальники, морозы. Но прежде всего – это народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. После коллективного обсуждения делается вывод: В войне проявился героизм русского народа. Это и явилось главной причины победы. | Карта «Отечественная война 1812 года» Ресурс№7 Иллюстрация (слайд№12) Слайд№2 эпиграф | 5мин |
5. | Первичное закрепление нового материала Цель учителя: выявление уровня осмысления и первичного закрепления обучающимися изученного материала. Цель обучающихся: первичное осмысление и закрепление изученного материала. Метод: тестирование Форма: индивидуальная | Предлагает выполнить в рабочих картах тест по теме «Отечественная война 1812 года» (5 вопросов). | Работают с тестом. | Тест Собственный ресурс. | 4 мин |
6. | Домашнее задание. Цель учителя: обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Цель обучающихся: оценивание возможности выполнения задания дома самостоятельно. Метод: словесный. | Предлагает разноуровневое домашнее задание. 1-й уровень: прочитать § 4. выучить даты основных событий. 2-й уровень: приготовить презентацию о героях битвы под Бородино. 3-й составить кроссворд по теме «Отечественная война 1812 года» | Знакомятся с предложенными заданиями. Записывают в дневнике. Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей | | 1мин |
7. | Подведение итогов. Рефлексия. Цель педагога: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. Цель обучающихся: осуществление самооценки собственной учебной деятельности и эмоционального состояния. Метод: словесный | Подводит итог урока, отмечает успехи обучающихся. Комментирует и выставляет отметки за работу на уроке. Просит дежурного собрать рабочие карты. Для выявления эмоционального настроя применяет приём «Три лица». Предлагает выбрать на интерактивной доске смайлик, который соответствует их настроению. Всем спасибо. Урок окончен. До свидания. | Получают отметки за работу на уроке. Принимают объективный комментарий учителя. Выбирают смайлик на интерактивной доске Прощаются с учителем | | 1мин |