kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отечественная война 1812 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие входит в раздел «Россия в XIX веке». Рассчитано на два  часа плюс один час, предназначенный для контроля и творческих  заданий по данной теме. Проводится в кабинете истории, оборудованном мультимедийным проектором. Уроки сопровождаются показом презентации. На контрольно-обобщающем уроке  , в соответствии с возможностями кабинета, применение современных цифровых и образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР)

Целью современного образования – это формирование новой образовательной системы. Процесс информатизации общества с этим тесно связан и помогает лучше адаптировать учащихся к применению новых образовательных ресурсов.

Отечественная война 1812 года и Бородинское сражение относятся к тем событиям всемирной и отечественной истории, которые всегда будут служить для потомков высоким примером патриотизма, беспредельной стойкости и богатырской силы русского народа и его армии в борьбе за национальную честь и независимость Родины. Уроки по этой теме нацелены на приобретение более полных и ярких знаний по истории своего государства, на выработку патриотических чувств у современных учеников и гордость за свое Отечество. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года »

УРОК 1-2

Отечественной войны 1812 года

1 слайд

Тема урока «Отечественная война 1812 года»

2 слайд

Цели: Отечественная война 1812 года, причины, характер, значение и уровень подготовленности сторон.

3 слайд

План урока:

1.Причины и начало войны.

2.Смоленское сражение.

3.Назначение Кутузова главнокомандующим.

4.Бородино.

5.Тарутинский маневр.

6.Партизанское движение.

7.Гибель «Великой армии».

4 слайд

1.Причины и характер войны:

- основные противоречия, приведшие к войне;

- цели участников войн;

- характер войны.

2. Подготовка к войне:

- соотношение сил;

- планы сторон.

3. Ход войны (основные этапы, главные сражения).

4. Итоги войны:

- условия мира;

- значение войны.


5 слайд

Эпиграф

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?


6слайд

Со дня событий Отечественной войны 1812 года прошло 200 лет! Наш урок посвященной этой яркой теме.

К началу XIX века Россия стала одним из самых могущественных государств Европы. По размерам территории она в несколько раз превосходила крупные европейские державы, имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить её народ не раз пытались чужеземные захватчики.

7-8

слайд

В это время грозная опасность нависла над нашей страной. Все страны Западной Европы, за исключением Англии, были включены в состав Французской империи или стали её вассалами. На европейском континенте лишь Россия продолжала вести самостоятельную политику и Наполеон начал готовить новую войну, войну против России: "Я буду властелином мира - остается одна Россия, но я раздавлю её".


Чтобы выяснить причины войны с двух сторон, давайте прочитаем документы. Приложение 1

9слайд

Причины войны

  • конфликт между Россией и Францией из-за континентальной блокады

  • стремление Наполеона к мировому господству

  • польский вопрос (угрозы по восстановлению независимости Польши)

  • германский вопрос (Россия требовала вывести французские войска из Пруссии)

  • ближневосточный вопрос


9 слайд

Пояснение причин.

  • Участие России в континентальной блокаде Англии губительно отражалось на русской экономике.

  • Александр I все больше прислушивался к протестам дворян и купцов против блокады и все чаще разрешал им ее нарушать

  • Мучительным источником раздора между Россией и Францией был польский вопрос. Наполеон создал так называемое Великое Герцогство Варшавское в качестве своего плацдарма на случай войны с Россией. Эти угрозы нервировали царизм и обостряли русско-французские отношения.

  • К 1812 г. вражду между Россией и Францией усугубил еще и германский вопрос. Наполеон, присоединил к Франции ряд мелких княжеств Германии, включая Герцогство Ольденбургское. Это было сделано без ведома Александра I, это больно ущемлял и династические интересы царизма.

  • Остро столкнулись русско-французские интересы к 1812 г. и в ближневосточном вопросе, поскольку Александр Ӏ стремился к захвату Константинополя, а Наполеон препятствовал этому, желая сохранить Турцию как постоянный противовес России.


10 слайд

В ходе урока мы с вами должны заполнить таблицу, тем самым конкретизировав знания по данной теме. Приложение 2


11 -12 слайд

Подготовка к войне и планы сторон

  • Готовясь к войне, Наполеон засылал разведчиков в Россию - польских и немецких купцов, гувернеров, учителей, потратив на это от 3-5 млн. франков из государственной казны, хотел завербовать русских генералов. Наполеон изучал историю поражения Карла XII под Полтавой. Он хотел расчленить Россию, создав на оккупированной территории несколько вассальных государств. На военные нужды Наполеон мобилизовал экономику Франции и почти всей Европы. Ему удалось создать огромную армию, в которую входили солдаты из захваченных стран, её называли "армией двунадесяти языков". Эта армия более чем в два раза превосходила русскую армию.

  • Наполеон планировал захватить значительную часть русской территории вплоть до Москвы и подписать с Александром новый договор, чтобы подчинить Россию. Стратегический замысел Наполеона покоился на его военном опыте, приобретенном во время войн в Европе. Он намеревался не дать соединиться рассредоточенным русским силам и решить исход войны в одном или нескольких приграничных сражениях.

  • Русский император и его окружение еще накануне войны приняли решение не идти с Наполеоном ни на какие компромиссы. При успешном исходе столкновения они собирались перенести военные действия на территорию Западной Европы. В случае поражения Александр был готов отойти в Сибирь (вплоть до Камчатки, по его словам), чтобы оттуда продолжать борьбу.

13 слайд

Итак, столкновение интересов ведут к нарастанию напряжения и приготовлению к войне

Французская армия - массовая, собранная на основе всеобщей воинской повинности, а русская - рекрутская (25 лет, остальные не обучены военному делу). К началу вторжения Наполеона Россия вела войны на Кавказе: с Ираном (1804-1813) и Турцией (1806-1910). Войну с Турцией удалось завершить в 1812г. до вторжения Наполеона, благодаря полководческому мастерству М.И.Кутузова, назначенному сюда в последний момент главнокомандующим.

14 слайд

Соотношение сил к июню 1812 г.

Франция

  • Армия – 600 тыс. чел

  • Всеобщая воинская повинность

  • Армия «двунадесяти языков»

Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов, вторую половину составляли воины покоренных народов Европы, т.е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славе и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученным азам военного дела людьми

Россия

  • Армия – около 210 тыс. чел

  • Рекрутская повинность (большинство мужчин не были обучены военному делу)

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужского населения страны не были обучены военному делу


15-16 слайд

Готовясь к войне с Наполеоном, император Александр I начал реорганизацию русской армии. Военная коллегия была преобразована в Военное министерство. Было сформировано множество новых полков, для улучшения управления войсками созданы дивизии и корпуса нового типа.

Пехота включала собственно пехоту егерей и гренадеров. Егеря — легкая пехота, обученная действиям в рассыпном строю и ведению прицельного огня Гренадеры — тяжелая пехота, предназначенная для метания гранат поэтому и позднее в гренадеры традиционно подбирали физически сильных и высоких солдат.

Кавалерия делилась на легкую (гусары и уланы) и тяжелую (кирасиры и драгуны). Гусары и уланы использовались для разведки, боевого охранения, рейдов и партизанских действий. Вооружены они были саблями, пистолетами и карабинами (ружье), а уланы еще и пиками с цветными флюгерами. Кирасиры действовали в сомкнутом строю и наносили решающий массированный удар. Их вооружение — палаш, пистолеты, карабин и кираса (отсюда их название). Драгуны предназначались для действий в конном и пешем строю, для чего они кроме сабли или палаша и пары пистолетов вооружались ружьями (мушкетами) со штыками. В гвардейскую входили все перечисленные виды кавалерии, а кирасиров представляли Кавалергардский и Конный полки.

В 1812 году саперов представляли минерные, пионерные и понтонные роты, придаваемые армиям и отдельным корпусам.

17-18 слайд

Французская армия была скомплектована из :……

19 слайд

Командующие армиями прославленные полководцы своего времени:

французской

  • Наполеон I

  • Э. Макдональд

  • Жером Бонапарт

  • К.-Ф. Шварценберг

  • Е. Богарне

  • Н.-Ш. Удино

  • К.-В. Перрен

  • Л.-Н. Даву

  • М. Ней

русской

  • Александр I

  • М. И. Кутузов

  • М. Б. Барклай-де-Толли

  • П. И. Багратион †

  • А. П. Тормасов

  • П. В. Чичагов

  • П. Х. Витгенштейн


20 слайд

На уроке мы встретимся с военными понятиями и терминами, прежде чем приступим к изучению нового материала, давайте познакомимся с ними (выдаются памятки. Приложение 3)

21 слайд

Летом 1812 г. французская армия численностью 600 тыс. человек сосредоточилась на территории Польши

Наполеон рассчитывал в приграничном сражении разбить противника и продиктовать условия мира.

Русские, не зная планов Наполеона, разбили армию на 3 группы и расположили их вдоль всей границы.

Наполеоновских планов нападения русские не знали и поэтому решили действовать следующим образом. План противостояния Наполеону был разработан прусским военным теоретиком Фулем, и одобрен императором Александром I. Фуль разделил русские армии на три группы:

  • 1-ой командовал Барклай – де – Толли;

  • 2-ой Багратион;

  • 3-ей Тормасов.

22-23 слайд

12 июня 1812 года собрав 600 тысячную армию, Наполеон форсировал Неман и вторгся в пределы России. 

24 слайд

Михаил Богданович Барклай де Толли

«Барклай де Толли - выходец из шотландского рода. В боях отличался храбростью и хладнокровием. Особенно прославился в период наполеоновских войн, за семь лет, пройдя путь от генерал-майора до фельдмаршала,

Сравнительно быстрая карьера вызывала раздражение и зависть генералитета.

Барклая несправедливо обвиняли в предательстве, трусости, отсутствии плана действий.

25 слайд

Петр Иванович Багратион

Происходил из старинного рода грузинских князей. Сам Суворов отметил Багратиона как "наиотличнейшего генерала и достойного высших степеней" и подарил ему шпагу, с которой Багратион не расставался до конца жизни. В войнах против наполеоновской Франции отряд Багратиона называли "Дружина героев". За 30 лет службы Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях.


26 слайд

Александр Петрович Тормасов

Русский генерал от кавалерии. Принимал активное участие в русско-турецких войнах. Во время контрнаступления русских войск принимал участие в сражениях под Малоярославцем, Вязьмой и Красным. Весной 1813г. во время болезни М. И. Кутузова исполнял обязанности главнокомандующего. С 1814г. главнокомандующий в Москве, много сделал для восстановления города после пожара 1812г.

27слайд

Далеко стоящие друг от друга армии, общее командование  которых было   поручено   военному  министру Барклаю-де-Толли, как старшему по чину. Фуль предполагал, что армии будут планомерно отступать, на укрепленные позиции, соединяться, и сдержит натиск Наполеона, но на практике же вышла катастрофа, так как позиция на Дриссе была невыгодной, а укрепления — слабыми. Русские войска отступали. План Фуля полностью провалился, несмотря на отчаянное сопротивление русского народа. 

28слайд

Быстрое продвижение мощной французской армии опрокинуло планы русского командования задержать ее силами армии Барклая и ударить во фланг силами Багратиона. Стратегическая обстановка требовала скорейшего соединения двух армий, а это заставляло отступать.

С отъездом Александра в Петербург общее руководство войсками осуществлял военный министр Барклай де Толли. В условиях быстрого продвижения неприятеля он избрал единственно верный образ действий — любой ценой сохранить войска и, не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий. Первоначально армии Барклая и Багратиона должны были соединиться в районе Витебска. Однако лишь во второй половине июля армии смогли встретиться в Смоленске. Тем самым первоначальный замысел Наполеона был сорван.

29 слайд

Смоленское сражение

Соединившись под Смоленском армии, решаются дать бой. В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли под его стенами около 20 тыс. своих солдат. После того как русские войска и население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины города. Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь так и не удалось. Русская армия не только была сохранена, но и убедилась в том, что «непобедимого» противника вполне можно успешно бить.

30 слайд

Под Смоленском развернулось ожесточенное сражение. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, и протест у большей части армии.

Очень неохотно, под давлением общественного мнения, Александр I в августе назначил Кутузова главнокомандующим всех русских войск. Кутузов немедленно же выехал в действующую армию.

31слайд

К началу Отечественной войны Кутузову исполнилось 67 лет. Именно ему было суждено привести русскую армию к победе над Наполеоном.

Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет».

Наполеон называл его «старым лисом».

32 слайд

Армия встретила Кутузова с восторгом. «Приехал Кутузов бить французов» — говорили солдаты, намекая этим на то, что Кутузов не будет отступать, а даст бои Наполеону. В армии ожидали решительного боя и надеялись, что Кутузов даст этот бой немедленно. Он считал необходимым на путях к Москве дать решительное сражение, используя тот могучий дух, тот гнев и обиду, которыми был полон русский народ, для нанесения Наполеону жестокого удара.

Военная философия Кутузова: « Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». Еще одной чертой Кутузова – человека и военачальника- была хитрость.

Кутузов решает дать генеральное сражение, недалеко от Москвы близ села Бородино.

33 слайд

Соотношение сил перед Бородинской битвой.

34 слайд

26 августа 1812 года – Бородинское сражение (на доске). Бородинское поле, расстановка сил. (Приложение 4) Учебный фильм.

Моральный перевес оказался на стороне русской армии.

35 слайд

Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

Проблемный вопрос. Бородино – это победа или поражение?


36- 40 слайд

М.Ю.Лермонтов, отрывок из поэмы «Бородино»

На этой возвышенной ноте хотелось бы окончить наш сегодняшний урок.

  • Рефлексия урока

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. я понял, что…

  4. я почувствовал, что…

  5. я приобрел…

  6. я научился…

  7. я смог…

  8. меня удивило…

  9. урок дал мне для жизни…

  10. мне захотелось…

Домашнее задание: § 4 прочитать стр.24-28, заполнить печатную тетрадь, подготовить сообщения на тему «Участие костромичей в Отечественной войне 1812 года»

41слайд

1 сентября 1812 г. Военный совет в Филях

После кровопролитнейшей 12-ти часовой битвы, фактически представлявшей собой штурм французскими войсками укреплённой линии русских, французы ценой 30-34 тысяч убитыми и ранеными потеснили левый фланг и центр русских позиций, но развить наступление не смогли. Русская армия также понесла тяжёлые потери (40-45 тысяч убитыми и ранеными), и Кутузов приказал отступить, с твёрдым намерением сохранить армию. Александр I и придворные требовали, чтобы под Москвой Кутузов дал новое сражение.

Кутузов подойдя к Москве, собрал военный совет в д.Фили 1 сентября 1812 г. и выслушав всех присутствующих заявил: «С потерей Москвы - не потеряна еще Россия…Но, когда уничтожится армия, погибнет Москва и Россия». Барклай поддержал его.

Вопрос:

Как вы думаете, прав ли был Кутузов, оставляя Москву?

(Учащиеся высказывают своё мнение)

Сделаем вывод. В сдаче Москвы были плюсы, но много было и минусов.


42слайд

Плюсы



Плюсы


Минусы


  1. Сохранение армии и возможности дальнейшего сопротивления;

  2. Дальнейшее изматывание противника;

  3. Возможность оторваться от противника и пополнить армию.


  1. Захват противником древней столи­цы, что могло оказать большое мо­ральное воздействие на русских;

  2. Разорение Москвы;

  3. Захват крупного богатого города и крупного опорного центра


43слайд

Сдача Москвы французам

  • 2 сентября русские покинули свою древнюю столицу, которая впервые за 200 лет оказалась в руках иноземцев.

  • Наполеон подошел к Москве, он стоял на Поклонной горе и ожидал ключи от города. Так его встречали в Берлине, Вене, Милане, преподнося золотые или серебряные ключи от города на атласных подушечках, но вскоре пришло сообщение, что город пуст.

44 слайд

  • Он беспрепятственно въехал в Москву, и отдал ее своим солдатам на разграбление. Планы французов были в том, что бы отдохнуть на теплых квартирах и пополнить запасы провиантом, но ни продовольствия, ни отдыха французы не получили.


45 слайд

Пожар в Москве

А вечером в Москве начался страшный пожар, который пылал несколько дней. Существует несколько версий возникновения пожара:

  • организованный поджог при оставлении города,

  • поджог русскими лазутчиками (несколько русских было расстреляно французами по такому обвинению),

  • действия оккупантов,

  • случайно возникший пожар,

Очагов у пожара было несколько, так что возможно, что в той или иной мере верны все версии.


46 слайд

Отрывок из фильма С.Бондарчука «Война и мир»

47-48 слайд

Партизанское движение против Наполеона

  • Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников.

  • Командование русской армии приняло решение создать летучие партизанские отряды для действий в тылу и на коммуникационных линиях противника, с целью препятствовать его снабжению. Наиболее известными, но далеко не единственными командирами летучих отрядов были Денис Давыдов, Александр Сеславин, Александр Фигнер. Армейские партизанские отряды получали всестороннюю поддержку у крестьян.

  • Наравне с мужчинами в партизанском крестьянском движении участвовали и женщины. Самыми известными были: Ермолай Четвертаков, Семён Шубин, Герасим Курин и Егор Стулов, Василиса Кожина, Самусь, Прасковья . А много было неизвестных…

49 слайд

Много картин и произведений посвящено этой теме

  • Началась партизанская война. Французы не могли отъехать от Москвы, не попадая в крестьянские ловушки.

  • Наполеоновские войска преследовала русская армия, со всех сторон теснили партизаны. От бескормицы падали лошади французской кавалерии, голодали солдаты

50 слайд

Тарутинский маневр

  • Оставив Москву, Кутузов начал отход по Рязанской дороге. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино.

  • Кутузов перекрыл пути возможного продвижения неприятеля к Туле с ее оружейными заводами и Калуге, где находились склады продовольствия и оружия. Французы надолго потеряли противника из вида. Это совершенно обескуражило Наполеона: он начал всерьез сомневаться в успехе своего похода в Россию.


Вопрос? Какова роль Тарутинского маневра?



Малоярославец

  • Узнав об отступлении французов из Москвы, Кутузов вывел русскую армию к Малоярославцу и преградил дорогу неприятелю.

  • В ходе разыгравшегося сражения город 7 раз переходил из рук в руки. В результате французы повернули на Старую Смоленскую дорогу

  • Началось параллельное преследование

  • Наполеоновская армия отступала поспешно, бросая часть своих обозов. В Малоярославце были обнаружены оставленные раненые неприятельские солдаты, здесь же было взято в плен около сотни отставших солдат противника

51-52 слайд

Гибель «Великой армии»

  • Отступать французской армии пришлось по уже разграбленной Старой смоленской дороге, преследуемые русской армией и партизанами.

  • Голод, и наступившие морозы делали отход французов мучительным и приносили большие потери. Это было не отступление, а практически бегство.

  • При переправе через реку Березина, Наполеон потерял еще 30 тысяч солдат, Границу перешли лишь жалкие остатки «Великой армии». Сам Наполеон бросил войска и бежал в Париж.

  • В конце декабря 1812 года генерал – фельдмаршал М.И.Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля».

  • 25 декабря 1812 года Александр 1 издал Манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.

! Выскажите свое мнение. Почему Наполеон не смог победить Россию?

Проверить заполнение таблицы

53 слайд

Значение Отечественной войны 1812 г.

54-81 слайд

Памятники войны

Звучит романс Андрея Петрова романс посвященный «Героям Отечественной войны 1812 года»


Домашнее задание: § 4 выучить, подготовиться к контрольной работе по теме «Отечественная война 1812 года»; подготовить сообщения о героях и ярких события Отечественной войны 1812 года; найти интересные факты и истории времен Отечественной войны 1812 года.



















Урок 3.

Контрольно-обобщающий урок по теме:

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года

Цель урока: обобщить представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных и значимых страниц российской истории.

Задачи:

– углубить и обобщить знания о событиях войны 1812 г;

– продолжить работу по формированию умений и навыков работы с различными источниками

информации; анализа и обобщения изучаемого материала; оценки исторических событий;

– акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого;

– воспитание чувства патриотизма и национальной гордости, чувства уважения к памяти предков и к памятникам культуры и искусства.

Ход урока:

I этап. «А я знаю что…..» (сообщения интересных фактов связанных с Отечественной войной 1812 года или с ее последствиями; интересные факты о героях и участниках войны; сообщения о костромичах участвующих в событиях и т.д.

II этап. «Знатоки»

Конкурс “Знатоков истории”.

Принцип игры следующий, учитель задаёт вопросы, задача ребят ответить на них не только правильно, но и быстро. На партах лежат жетоны, и если ученик, отвечает правильно на вопрос, то берет жетон. Знатоком является тот, кто быстрее и правильнее ответит на поставленные вопросы и больше наберет жетонов.

- Назовите литературные произведения, посвященные Отечественной войне 1812 года.
- Кому принадлежат следующие слова: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.
- О ком идет речь: “Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791гг., в войнах против Франции в 1805-1807гг.. В Отечественную войну 1812 г. командовал 2-й Западной армией. Смертельно ранен в Бородинском бою”.
- Летом 1812 года, Александр1 сказал: “Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки”. Речь шла о ….
- “Эта участница войны с Наполеоном, кавалерист-девица, великолепно конём и оружием, выдав себя за мужчину, она служила в качестве офицера”. Это была……

Примеры:

- Он был поэтом и гусаром, служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов, о его подвигах слагали легенды. “Я был рожден для рокового 1812года” - писал он. Это был….
- Кто из русских полководцев впервые в ходе кампании 1812 г. стал придерживаться тактики заманивания врага вглубь своей территории?
- Когда впервые Наполеон поднял вопрос о мирных переговорах в ходе кампании 1812 г.?

Спасибо, конкурс “Знатоков истории” закончен.

Конкурс. Кому принадлежат следующие слова? В чём их смысл?

  1. “С потерей Москвы, не потеряна ещё Россия. Доколе будет существовать армия и находиться, в состоянии противиться неприятелю, до тех пор имею сохранить надежду благополучно довершить войну, но когда уничтожиться армия, то погибнут и Москва, и Россия”. (Кутузов)

  2. «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург – я возьму Россию за голову; если я возьму Москву- я поражу её в самое сердце» ( Наполеон)

  3. «Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём» (Александр Ӏ)

  4. «Поздравляю вас, господа. Эта старая лиса Кутузофф едет в русскую армию. Значит генеральное сражение всё же будет» ( Наполеон)

  5. «Общество желало его назначения, и я его назначил. Сам же я умываю руки» ( Александр I)

  6. « Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». (Кутузов)

III этап «Итоговый»



Тест по истории России. 8 класс

«Отечественная война 1812 г


1. В каком месяце началась Отечественная война, в которой в итоге русская армия одержала победу над войсками Наполеона. 

А. в июне 1812 г.

Б. в июле 1812 г.

В. в августе 1812 г.

Г. в сентябре 1812 г. 

2. Укажите дату Бородинского сражения: 

А. 26 августа 1812 г.

Б. 5 октября 1812 г. 
В. 1 сентября 1812 г.

Г. 25 декабря 1812 г. 


3. Выберите название ключевого пункта обороны левого фланга, которым в Бородинской битве командовал Н.И.Багратион: 

А. Шевардинский редут

Б. батарея Раевского (18 орудий) 
В. земляные укрепления (флеши) у села Семёновское

В. Курганская высота 

4. Выберите имена, с которыми связано партизанское движение в России во время Отечественной войны 1812 г. 

А. П.С.Нахимов, В.А.Корнилов; Б. Д.В.Давыдов, В.Кожина; 

В. М.Д.Скобелев, И.В.Гурко; Г. А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. 

5. Укажите командующего 3-й русской армией в начале Отечественной войны 1812 года. 

А. П.И.Багратион

Б. М.Б.Барклай де Толи

В. М.И.Кутузов

Г. А.П. Тормасов 

6. Восстановите хронологическую последовательность событий 1812 года. 

1. Бородинское сражение;

2. соединение 1-й и 2-й русских армий; 
3. Тарутинский маневр;

4. переправа через Березину 

А. 1, 3, 2, 4

Б. 2, 1, 3, 4

В. 3, 2, 4,1

Г. иной ответ 


7. Прочитайте отрывок из донесения главнокомандующего русской армией. Укажите название и дату войны, в ходе которой произошло описываемое сражение: 

«Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение при Малоярославце повлекло за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции». 

8. Подмосковное село, в котором 1 сентября 1812 года М.И.Кутузов на военном совете принял решение оставить Москву, чтобы сохранить армию. 

9. Название марша-маневра русских войск под командованием М.И.Кутузова после оставления Москвы осенью 1812 года. 

10. Определите, о каком историческом деятеле идёт речь: 

Военачальник. В Бородинском сражении командовал войсками левого фланга и принял на себя главный удар Наполеона. В разгар битвы был тяжело ранен, увезён с поля боя. Вскоре скончался. 

11. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах для помощи регулярной армии. 

(Возможно применение для тестирование ЭОРов)

Итог:

В завершении урока давайте составим синквейн по следующей схеме:

  1. Тема урока

  2. Прилагательные (2-3 )

  3. Глаголы (2-3)

  4. Мое отношение

  5. Вывод

1 ряд – подготовить синквейн о Наполеоне;

2ряд – подготовить синквейн о Кутузове.

3 ряд - подготовить синквейн об Отечественной войне 1812 года


























ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты:

Учащиеся должны узнать о новой героической вехе в истории государства, о патриотизме всего русского народа начиная от высших чинов и заканчивая простыми крепостными крестьянами. Умение делать выводы из документальных источников, выводы и заключения из полученных знаний. Знать основные и важные страницы истории России. Оказывать учащимся помощь в получение дополнительных и углубленных знаний по новой теме.

Метапредметные результаты:

Использовать полученные знания в различных видах деятельности и применять их на уроках других изучаемы предметов.

Информационные ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki - Отечественная война 1812 года

  2. http://www.notabene.ru/history/1812.html - история

  3. http://oko-planet.su/history/historydiscussions/page,2,116239-otechestvennaya-voyna-1812-goda-kratkiy-kurs.html

  4. http://www.uchportal.ru/

  5. http://pedsovet.su/load/130

  6. http://do.gendocs.ru/docs/index-46241.html?page=3

  7. http://beiderbecke.typepad.com/tba/images/2007/11/09/moscow4.jpg

  8. http://s39.radikal.ru/i083/1009/3d/18ba1f2f224f.jpg

  9. http://img1.liveinternet.ru/images/attach_bagration.jpg

  10. http://img-fotki.yandex.ru/get/27/svoifilm.6f/0_1b1d4_9ea39572_XL

  11. http://www.lomonpansion.ru/img/upload/x1-z113.jpg

  12. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/36/750/36750709_500pxBarclay1829.jpg

  13. http://photofile.ru/photo/slavaam/3484070/large/75521915.jpg

  14. http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/69/Ermolov-borodino.jpg

  15. http://festival.1september.ru/files/articles/50/5051/505121/image242.gif

  16. http://shkolazhizni.ru/img/content/i35/35961_or.jpg

  17. http://www.encyclopaedia russia.ru/failes/other_articles/010910/napoleon/03.jpg

  18. http://i078.radikal.ru/0907/0f/e76af0fb6e10.jpg

  19. http://lingua.russianplanet.ru/library/from1812/pic/page_063.jpg

  20. http://gallerix.ru/pic/Hermitage-4/image/glrx-832183837.JPG

  21. http://bookz.ru/authors/oleg-mihailov/mihalo01/pic_55.jpg

  22. http://i.futuriti.com/n/4170/0_2_big.jpg

  23. http://s61.radikal.ru/i174/1003/9f/ea3b8c655344.jpg

  24. http://fcior.edu.ru/search.page?phrase - отечественная война 1812

  25. Бабкин В. И. Народное ополчение в Отечественной войне 1812 г. М., Соцэкгиз, 1962.

  26. Бескровный Л. Г. Партизаны в Отечественной войне 1812 г. - вопросы истории, 1972, №1,2.

  27. Богданов Л. П. Русская армия в 1812 г. Организация, управление, вооружение. М, Воениздат, 1979.

  28. Бородино. Документы, письма, воспоминания. М., Советская Россия, 1962.

  29. Бородино, 1812. Б. С. Абалихин, Л. П. Богданов, В. П. Бучнева и др. П. А. Жилин (отв. Ред.) - М., Мысль, 1987.

  30. Жилин П. А. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и полководческая деятельность. М., Воениздат, 1979.

  31. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Хрестоматия по истории России. М., Проспект, 2003.


В презентации использовались картины художников:

  1. Александр АПСИТ  Партизаны

  2. Александр АПСИТ Приготовление к ужину 

  3. Александр АПСИТ  Партизаны в засаде

  4. Василий ВЕРЕЩАГИН Не замай – дай пройти!

  5. Владимир ЗВОРЫКИН Отсталые 

  6. Л. КРАТКЕ Отступление Великой Армии

  7. Ежи КОССАК  Отступление Наполеона из России (фрагмент)

  8. Адольф НОРТЕРН Отступление после Смоленска 

  9. Илларион ПРЯНИШНИКОВ В 1812 году. Пленные французы

  10. Януарий СУХОДОЛЬСКИЙ Отход французов из Москвы 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Отечественная война 1812 года

Автор: Тихомирова Елена Евгеньевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Историко-литературная игра  «Великая Отечественная война: год за годом». "
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko-litieraturnaia-ighra-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-ghod-za-ghodom"
    ["file_id"] => string(6) "151990"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420795749"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Историко – познавательное мероприятие "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ГОД ЗА ГОДОМ""
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko_poznavatelnoe_meropriiatie_velikaia_otechestvennaia_voina_god_za_godom"
    ["file_id"] => string(6) "489148"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544072869"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "классный час «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(75) "klassnyi-chas-moi-rodstvienniki-uchastniki-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "191363"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427297592"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Герой Великой Отечественной войны -  летчик-штурмовик Талгат Бегельдинов". "
    ["seo_title"] => string(82) "gieroi-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-lietchik-shturmovik-talghat-bieghiel-dinov"
    ["file_id"] => string(6) "212511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431863628"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) ""Песни Великой Отечественной войны". Конспект занятия по музыке "
    ["seo_title"] => string(70) "piesni-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-konspiekt-zaniatiia-po-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "231355"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442479251"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства