kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Отечественная война 1812 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление учащихся о  причинах войны, силах,  планах сторон, характере войны, её основных этапах и итогах

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 года»

Класс 9 Дата ____________

Тема: "Отечественная война 1812 г."

Задачи:

Обучающая: сформировать представление учащихся о причинах войны, силах, планах сторон, характере войны, её основных этапах и итогах.

Развивающая: совершенствование навыков диалогической речи, умение работать с картой, определять на ней исторические объекты, а так же умение соотносить изображение на легенде карты с изображением на самой исторической карте, умения анализировать диаграммы; развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания.

Воспитательная: способствовать осознанию учащимися роли и значение Отечественной войны 1812 года в истории России, а также её место в мировой истории.

Тип урок: урок изучения нового материала.

Ход урока

I.Организационно- мотивационный.

Здравствуйте. На прошлом уроке мы рассмотрели с вами внешнею политику Александра I.

Сегодня мы начнём изучать с вами Отечественную войну 1812 года.

Изучение данной темы поможет вам оценить роль и значение Отечественной войны 1812 года, а также последствия, к которым она привела.


II. Проверка домашнего задания

Ваше домашнее задание мы закрепим с помощью игры «Исторические пятнашки» Перед вами на доске нарисован квадрат с 9 ячейками, в которых записаны даты. Вам необходимо восстановить даты в хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идёт речь.

1805

1808

1812

1809

1801

1807

1806

1807

1805

1801 г.- Россия и Англия заключают конвенцию «О взаимной дружбе»

1805 г. – создание третьей антифранцузской коалиции; Аустерлицкое сражение.

1806 г. – создание четвёртой антифранцузской коалиции.

1807 г. – заключение Тильзитского мира.

1808 г. – начало русско-шведской войны.

1809 г. – конец русско-шведской войны.

1812 г. – Отечественная война.


III. Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812 года». Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812 года называют народной, Отечественной.

Мы с вами осветим следующие вопросы:

  1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.

  2. Характер войны, соотношение сил.

  3. Вторжение Наполеона в Россию.

  4. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

  5. Бородинское сражение.

  6. Совет в Филях и оставление Москвы.

  7. Партизанское движение и народное ополчение.

  8. Отступление и гибель «Великой армии».


На урок же вам буден задан вопрос, на который вы должны будите ответить мне в конце нашего с вами занятия.

«Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 года?


- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?

(европейское и ближневосточное)

- Какое направление внешней политики было проблемным и почему?

(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду).

- Что такое континентальная блокада? (прекращение торговых отношений с Англией)

- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?

1. сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России;

2. Россия оказалась в изоляции;

3. авторитет Александра резко упал

Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.


- Назовите причины войны.

Для Франции

Для России

1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах);

1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов);

2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции).

2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию;


3. падение авторитета Александра I.

Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.


2. Характер войны, соотношение сил.

Ознакомление с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом.


- Какого было соотношение сил?

Франция

Россия

600 тыс. человек

220 тыс. человек





- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?

Франция

Россия

Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.


- Каков был характер войны для России и Франции?

Франция

Россия

Захватническая, грабительская война

Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины



- Как расположена была русская армия перед началом войны?

(Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев)


- Какие планы преследовал Наполеон?

(Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Кроме того, через территорию России он намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив ее Индии)


3. Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради: 12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

Да, Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось.

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. Таким образом, план Наполеона был сорван.

4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Однако долгое отступление вызвало народное недовольство командованием М.Б. Барклая де Толли.

Неожиданно для всех новый главнокомандующий объявил действия Барклая де Толли верными и продолжил отступление, в поисках места для генерального сражения, пока не остановился в 110 км от Москвы, около деревни Бородино.

По приказу Кутузова около деревни Шевардино началось возведение земляного укрепления - редута.

24 августа к д. Шевардино подошли французы. Они с ходу атаковали редут. Сражение продолжалось до поздней ночи.

Утром Наполеону доложили, что русские отошли. 25 августа стороны готовились к предстоящему сражению.


5. Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.


Запись на доске и в тетради: 26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Вам не видать таких сражений! ...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! ...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.


Целые батареи переходили несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Казалось, что сия полоса России превращена в адскую обитель. Пальба, звуки. Радостное восклицание победителей, часто повторяемые «Ура», вопли умирающих. Ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках - все сие смешалось, придавало ужасной сие картине действие, которое ни какое перо изобразить не в силах».

Хотя в Бородинской битве никто не проиграл, и никто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

  1. В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

  2. Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

  3. Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

  4. Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.


6. Совет в Филях.

Запись на доске и в тетради: 1 сентября 1812 года - совет в Филях.

На совете решался вопрос – оставлять Москву или дать еще одно сражение. Кутузов сказал: «Пока цела армия есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…».

- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября русские покинули Москву, и Наполеон вошел в город и остановился на поклонной горе.

Он долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Однако все его предложения оставались без ответа. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.


7. Партизанское движение и ополчение.

- Кто такие партизаны? (Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)

Краткие сообщения учащихся о видных партизанах времен Отечественной войны 1812 года.

  1. Д. Давыдов;

  2. А.С.Фигнер;

  3. А.Н. Сеславин.


Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.

- Что такое ополчение? (Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего отечества.


8. Отступление и гибель «Великой армии».

А где русские войска во главе с Кутузовым? Кутузов со своими войсками повернул на юг и остановился в Тарутино.

Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.

После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.

- Куда повернул Наполеон? (на юг)

12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.

- Что ждало Наполеона на смоленской дороге? (Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

Обратите внимание, что русская армия шла параллельно французам, все время, угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французами.

В районе реки Березина в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.

Запись на доске и в тетради: 25 декабря 1812 года, Александр I издал манифест об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.


- В чем же заключаются причины поражения армии, которая завоевала всю Европу?

Вывод. Нашествие двунадесятых языков на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России. Это, ребята, настоящий подвиг наших предков о котором мы не должны забывать.


II. Рефлексия.

А теперь давайте проведём графический диктант. Если предложение верно то ставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. Основная причина войны 1812 года – стремление Наполеона к мировому господству. +

  2. Из трёх возможных направлений наступления, которые рассматривал Наполеон – Петербург, Киев и Москва – Наполеон выбрал Киев. -

  3. 12 июля французская армия форсировала реку Неман. -

  4. Первое ожесточённое сражение состоялось под Смоленском. +

  5. До назначения Кутузова главнокомандующим этот пост занимал Уваров. -

  6. Бородинское сражение состоялось 7 сентября 1812 года. +

  7. Военный совет в Филях состоялся 2 сентября 1812 года. +

  8. На Бородинском поле был смертельно ранен П.И.Багратион. +

  9. Инициатором партизанского движения стал полковник Д.Давыдов. +

  10. 25 декабря 1812 года Отечественная война победоносно завершилась. +



III. Домашнее задание.

Параграф 4 читать. Ответить письменно на вопросы:

  1. Действительно ли Отечественная война 1812 года была народной?

  2. Каково значение Отечественной войны 1812 года?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Отечественная война 1812 года

Автор: Пустовитова Татьяна Николаевна

Дата: 21.01.2022

Номер свидетельства: 598484

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Историко-литературная игра  «Великая Отечественная война: год за годом». "
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko-litieraturnaia-ighra-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-ghod-za-ghodom"
    ["file_id"] => string(6) "151990"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420795749"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Историко – познавательное мероприятие "ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. ГОД ЗА ГОДОМ""
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko_poznavatelnoe_meropriiatie_velikaia_otechestvennaia_voina_god_za_godom"
    ["file_id"] => string(6) "489148"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1544072869"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) ""Герой Великой Отечественной войны -  летчик-штурмовик Талгат Бегельдинов". "
    ["seo_title"] => string(82) "gieroi-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny-lietchik-shturmovik-talghat-bieghiel-dinov"
    ["file_id"] => string(6) "212511"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431863628"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "классный час «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны» "
    ["seo_title"] => string(75) "klassnyi-chas-moi-rodstvienniki-uchastniki-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "191363"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427297592"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Какое участие принимали животные в годы Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(78) "kakoie-uchastiie-prinimali-zhivotnyie-v-ghody-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "201136"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428993658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства