Просмотр содержимого документа
«Отечественная война 1812 год»
Урок в 8 классе (фрагмент урока)
по теме «Отечественная война 1812 года»
разработала и провела Костромина Валентина Николаевна учитель общественных дисциплин МБОУ СОШ с.Акуличи Клетнянского района Брянской области.
Цели: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
продолжить работу по совершенствованию умений и навыков работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала.
Оборудование: учебник «История России 19 век» (авторы Данилов, Косулина., для 8 класса)
Настенная карта. Компьютерная презентация .
План изучения темы.
Повторение изученного: «Внешняя политика, задачи России на международной арене накануне начала войны 1812 года»
Изучение новой темы:
а) причины войны, уровень подготовки стран к военным действиям;
б) начало военных действий;
в) назначение М.И.Кутузова главнокомандующим русской армии;
г) Бородинское сражение;
д) герои Отечественной войны 1812 года;
е) совет в Филях;
ж) малая война (партизанское движение, народное ополчение, положение французов в Москве);
з) изгнание французских войск из России, окончание войны;
и) итоги и значение Отечественной войны 1812 года.
3. Анкетирование.
4. Домашнее задание.
Новые термины и даты: 1812 г. Отечественная война, 26 августа 1812 года – Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Ход урока.
Проверка д/з.
Назовите основные направления внешней политики Александра 1. (ближневосточное и европейское направления).
Какие войны вела Россия в начале 19 века? (война со Швецией 1808-1809гг, русско-турецкая война 1806-1812 гг, война с Ираном 1804-1813гг, в составе коалиции государств (Австрия, Пруссия, Англия) Россия вела войну с Францией).
Чем завершилась для России война с Францией?
( поражением и подписанием Тильзитского мира, одним из условий которого, было присоединение к континентальной блокаде против Англии).
Как сказалось на России участие в континентальной блокаде?
Какова была реакция Наполеона на нарушение Россией условия Тильзитского мира?
Началась усиленная подготовка обеих стран к войне.
Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, мне бы хотелось прочитать вам отрывок из стихотворения.
Скажи-ка дядя
Ведь недаром, Москва спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят ещё какие,
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
Какому историческому событию посвящены эти строки?
Кто его написал?
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Отечественная война 1812 года»
Слайд 1. В тетрадь.
Чуть больше двух веков отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет её огромного значения для истории России. Борьба с иноземными захватчиками пробудила тогда в народе Высшие чувства любви к Родине, истинного патриотизма, гордости и чести, народного единения. У войны нет срока давности, нет цены. Подвиг русских солдат бессмертен.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова А.С.Пушкина.
«Гроза двенадцатого года настала –
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай, зима
Иль русский бог?»
Слайд 2.
Какие цели мы сегодня поставим перед собой?
(выяснить причины войны, узнать о ходе войны, выяснить, кто командовал войсками, какие сражения произошли во время войны, каков был её итог?)
План изучения новой темы. На доске.
Причины войны.
Вторжение Наполеона в Россию.
Бородинское сражение.
Совет в Филях и оставление Москвы.
Отступление и гибель Наполеоновской армии.
Причины войны.
Как вы думаете, что могло привести Россию и Францию к войне?
Слайд 3
Причины войны
Стремление Наполеона к мировому господству.
Агрессивная политика Франции.
Противоречия между Францией и Россией.
В тетрадь.
Внимание на карту.
Показ по карте вторжения.
12 июня 1812 года, перейдя р. Неман армия Наполеона вторглась на территорию России. Началась война.
Слайд 4.
Давайте выясним данные о численности армий России и Франции.
Для этого откроем учебник на с. 24 и почитаем 1 пункт 4 параграфа.
Слайд 5.
Французская армия не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия.
Русская армия – около 210 тысяч солдат и офицеров.
Что ещё вы можете сказать о русской армии.
(Она была разделена на 3 части) карта.
А французская армия?
Комплектование армий.
А теперь, давайте, вместе определим характер войны.
Для Франции. Захватническая, грабительская, не справедливая.
Для России. Освободительная, Отечественная, защита свободы и независимости своей Родины.
Вернёмся к ходу войны.
Предполагалось , что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому был план генерального сражения вблизи границы силами 1-й армии при поддержке 2-й армии Багратиона. Это же входило и в планы Наполеона. Не дать соединиться частям русской армии разбить основные силы в крупном сражении и двинуться на Москву.
После взятия Москвы Наполеон планировал превратить Александра в зависимого правителя, какими он сделал почти всех европейских монархов. Он предполагал отторгнуть от России часть территории и через территорию России нанести удар по Англии, лишив её Индии.
Военные действия русских войск затрудняло то, что первоначально главнокомандующим армии был сам Александр 1, человек далёкий от военного дела. Вскоре его убедили уехать из армии, и руководство войсками перешло к военному министру Барклаю де Толли.
Барклай де Толли стремился избежать большого сражения до соединения 1-й и 2-й армий, но встретиться армиям удалось лишь во второй половине июля под Смоленском.
Здесь, под стенами города 4-6 августа состоялось крупное сражение. Удержать город не удалось, хотя потери французов были около 20 тысяч солдат.
Слайд.
Русская армия продолжала отступать к Москве. Виновником отступления при царском дворе стали считать Барклая де Толли. Учитывая его шотландское происхождение его обвиняли в предательстве. Хотя в тех условиях его действия были единственно правильными для сохранения армии.
8 августа 1812 г. главнокомандующим русской армии был назначен недавний победитель Турции генерал от инфантерии (пехоты) светлейший князь Михаил Илларионович Кутузов.
Слайд 6. Картина на доске.
Александр не любил Кутузова за его самостоятельность, популярность в народе и за поражение под Аустерлицем. Но вынужден был уступить.
Подписав указ о назначении Кутузова главнокомандующим, он произнёс: «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки».
Став главнокомандующим Кутузов решает дать генеральное сражение в 110 км. от Москвы, неподалёку от с.Бородина.
26 августа 1812 года началось Бородинское сражение.
Слайд 7.
Самостоятельная работа с учебником и схемой.
Задание. Выяснить, каков был итог сражения?
Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву?
Слайд.
Итог.
(потери: русские – 44 тыс. человек; французы – 60 тыс. человек.)
На сегодняшний день существуют различные точки зрения на этот вопрос.
М.И.Кутузов считал, что победу одержали русские, т.к. потери русских были меньше в этом сражении.
Наполеон, что победили французы, т.к. французским войскам удалось продвинуться дальше.
Современные историки считают, что была «ничья», поскольку стороны не сумели добиться поставленных целей.
О мужестве и героизме солдат в сражении вспоминали выжившие русские и французские солдаты. Давайте зачитаем воспоминания.
Работа с документами.
Какие слова сказал Наполеон после Бородина? С.27.
После Бородина царь требовал новое сражение, но Кутузов на военном совете в Филях 1 сентября принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии.
Работа с иллюстрацией с.27. Совет в Филях. С картины художника Кившенко.