kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

От ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК-СЕМИНАР в 11 классе «От ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ»

Просмотр содержимого документа
«От ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ»

УРОК-СЕМИНАР в 11 классе «От ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ»

Цели:

Образовательные:

  • проверить усвоение материала;

  • обобщить и систематизировать изученный материал;

  • развивать навыки критического и исторического мышления

  • Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в группах;

  • воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;

  • воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес и активность учащихся;

  • развивать навыки обобщения и классификации информации;

  • развивать умения и навыки работы с текстом, преобразования информации;

  • развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

  • подвести итог развития системы знаний, навыков и умений в рамках изученной темы;

  • формировать навыки логического мышления.

Оборудование урока: проектор, компьютер, раздаточный материал, учебные пособия разных авторов.


Применяемые технологии:

-деятельностный подход;

-проектная технология;

-технология продуктивного чтения;

-технология проблемного обучения;

-технология критического мышления

-компетентностный подход;





Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Оборудование

Актуализация знаний

1)Работа с группами учащихся


2) Проверка домашнего письменного задания-систематизирующей таблицы «Кризисы 1917 года» совместно с учениками

3)Перестановка цитат в правильной хронологической последовательности

Представление группового домашнего задания(Приложение1)

Взаимопроверка домашнего задания и групповая защита таблицы как мини-проекта

Плакаты, транспаранты 1917 года,



цитаты из стихов А.Блока, З.Гиппиус

Создание проблемной ситуации

«Какова основная мысль, основная идея февральских стихов?»

«СВОБОДА!»

цитаты из стихов А.Блока, З.Гиппиус



«Что меняется в настроении поэтов к осени?»

«Народ убил свою свободу, засек ее кнутом»


Формулирование проблемы

Почему же так произошло?

Почему Россия в 1917м году прошла путь от Февраля к Октябрю?


Систематизация знаний

Кратко охарактеризуйте апрельский кризис

Представление группового домашнего задания (Приложения 2-3)

На экране - данные о численности политических партий в начале апреле 1917г.


Как и почему меняется ситуация к лету 1917 г?

Представление группового домашнего задания (Приложение 4)

Работа с учебными пособиями

Рост численности партии большевиков; партийный состав Iсъезда советов


В чем значение июльских событий 1917г? Почему они считаются переломными в ходе революции?

Представление группового домашнего задания (Приложение 5)

Работа с учебными пособиями

В тетради-схема

Схема «Политические силы в июле-августе 1917г»


Итак, результатом июльского перелома стал переход от мирного развития революции к вооруженной борьбе за власть. Какие политические силы вступили в эту борьбу? Каково было соотношение сил? Каковы были основные события этого периода (август-сентябрь 1917г)?

Представление группового домашнего задания (Приложения 6-7)

В тетради-опорная схема «Левые радикалы-Временное правительство (Директория)-правые радикалы)


Схема «Политические силы в июле-августе 1917г»


Какие условия сложились к концу осени 1917г? Почему они были благоприятны для большевиков? Какие действия были ими предприняты для захвата власти?

Работа с учебными пособиями

Представление группового домашнего задания (Приложения 8-9)


Рост численности партии большевиков; партийный состав II съезда советов

Применение нового знания

Основываясь на утверждении Ленина о том, что «восстание – это искусство», попробуем показать, как большевикам удалось одержать победу в октябре 1917 г.

Работа с учебными пособиями

В тетради-сравнительная таблица «Действия правых и левых политических сил по захвату власти. Победа большевиков»


Ответ на проблемный вопрос. Рефлексия

Заключительные слова (Приложение 10)

Самостоятельный устный вывод (возможны разные точки зрения)

цитаты из стихов А.Блока, З.Гиппиус


  1. Сравните информацию о реакции на события Февраля 1917г. в Петрограде и Москве. Выделите общее и различное.

  1. «Старый режим рухнул по всей России. И мало кто сожалеет о нем…большинство народа надеется, …что войну теперь будут вести более успешно. Солдаты, госчиновники, горожане и крестьяне – все проявляют огромную энергию…

Однако, пытаясь убедить себя, что все действительно прекрасно, я не мог закрыть глаза на определенные реальности. Рабочие несли такие лозунги, как «К станкам!», а сами бросали работу и проводили почти все свое время на политических митингах… Солдаты вчера отказывались отправляться на фронт, мотивируя тем, что они необходимы в Петрограде для защиты революции… Крестьяне захватывают частные поместья, грабя и сжигая их. На улицах я видел много пьяных, матерившихся и кричавших: «Да здравствует свобода! Ныне все позволено!»

П.Сорокин. Автобиография

  1. «В Москве… улицы полны толпами народа, все пьяны революционным хмелем, все пьяны свободой… Все так счастливы, что никто не помнит о войне. К чему она, когда свергнуто ярмо рабства?! В Думе на лестнице лежат усталые солдаты. Грязь на ступенях, махорка ест глаза, коридоры полны народу. Ошалевшие от усталости студенты, рабочие, журналисты, врачи, юнкера, земские и городские деятели, адвокаты – все, кто охвачен лихорадкой свободы, все казались братьями… На улицах города проходил подлинный революционный карнавал»

Москва революционная

  1. На основе Апрельских тезисов В.И.Ленина составьте систематизирующую таблицу.

Политические задачи партии

Экономические

задачи

Внутрипартийные задачи

В отношении войны

В отношении власти


Временное правительство

советы





3. Какие положения вошли в апрельскую альтернативу В.И.Ленина?

1) превратить войну империалистическую в войну гражданскую;

2) война до победного конца;

3) война, которую ведет временное правительство, - империалистическая, капиталистического характера; кончить ее миром без свержения капитала нельзя;

4) своеобразие текущего момента – в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии, ко второму этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства;

5) вся власть советам!;

6) немедленная подготовка вооруженного восстания;

7) немедленная подготовка к созыву Учредительного собрания, которое невозможно без Советов рабочих и солдатских депутатов



  1. На основе письма солдата охарактеризуйте изменение политической ситуации к июню 1917г. Подчеркните главные положения письма.

«Товарищи! Мы кровью своих братьев завоевали свободу слова и что же видим теперь? Нам зажимают рот …Говорят только люди образованные и богатые, которые кричат о войне до полной победы. Когда же я их спрашиваю, почему они не идут на фронт, …, почему своей жизнью должен жертвовать я, а не они, в ответ мне кричат: «Ты ленинец, тебя надо арестовать». Я вовсе не ленинец и не знаю Ленина. А только высказываю свое мнение.

Товарищи!... Неужели теперь, когда мы завоевали (свободу), мы отдадим ее в руки наших врагов – буржуев?!»


  1. О каких событиях рассказывает в письме А.Луначарский? Почему он характеризует эти события как «страшный опыт»?

3-4 (вставьте название месяца) были ужасные дни. Мне пришлось солидаризироваться с большевиками…Но они далеко не считаются с моими советами. …Началось 3го: они приняли решение не противодействовать вооруженному выступлению. А лишь придать ему более организованный характер. Я старался помогать в этом отношении. Но …все это выступило из берегов. Черносотенцы. Хулиганы. Провокаторы, анархисты, отчаявшиеся люди превратили …демонстрацию в нелепую и хаотичную. Я это предвидел. Я предупреждал, …что петроградский пролетариат и революционная часть гарнизона, оторвавшись от всей российской демократии. – погибает и, видимо, и революция погибает. …Может быть, страшный опыт 3-4го заставит людей оглянуться. Или уже никто не удержит этот бег к пропасти».


  1. Приведите аргументы в поддержку мнения казачьего генерала Каледина, высказанного им на Государственном совещании 14 авг. 1917 г. Объясните различную реакцию на его слова (дана в скобках)

«С глубокой скорбью отмечаю я …расстройство в тылу и на фронте, развал дисциплины в войсках и отсутствие власти на местах, преступное разжигание вражды между классами, …расхищение власти безответственными организациями как в центре, так и на местах, центробежное стремление групп и национальностей, грозное падение производительности труда, потрясение финансов, промышленности и транспорта…

Для спасения родины мы намечаем следующие меры: 1) армия должна быть вне политики (аплодисменты справа, возгласы: «Браво»), полное запрещение митингов, собраний (возгласы справа: «Правильно»; 2) все Советы и коммунисты должны быть упразднены (шум слева, аплодисменты справа. Сильное движение на левой, возгласы: «Это контрреволюция»…)…; 3) декларация прав солдата должна быть пересмотрена (аплодисменты справа, шум слева) и дополнена декларацией его обязанностей (возгласы: «Браво», «Верно»); 4) дисциплина в армии должна быть …укреплена самыми решительными мерами (шум, возгласы справа: «Правильно»); 5) тыл и фронт – единое целое, и все меры, необходимые для укрепления дисциплины на фронте, должны быть применены и в тылу; вождям армии должна быть предоставлена полная мощь (возгласы справа: «Правильно», бурные аплодисменты, шум и свист слева)







  1. На основе предложенного текста объясните, почему в сентябре 1917г. глава временного правительства А.Ф. Керенский стремительно утрачивал свой авторитет политического лидера?

«У многих складывалось впечатление, что осенью 1917г. Керенский утратил способность к критическому самоанализу и правильной оценке событий.

Без каких бы то ни было консультаций, самостоятельно он издавал указы и постановления по самым различным вопросам. Он запрещал или ограничивал деятельность политических партий, закрывал газеты и журналы, вносил изменения в законы..., разрешал или запрещал съезды и совещания…

Вокруг Керенского, где бы он ни находился, носились какие-то растерзанные типы обоих полов, все это в революционной экзальтации галдело, ожидая от Керенского каких-то чудес»





  1. Почему лидер большевиков в работе «Марксизм и восстание» называет восстание искусством? Как В.И.Ленин описывал стратегию восстания?



  1. Для чего и как В.И. Ленин в статье «Марксизм и восстание» сравнивал политическую ситуацию июля и сентября 1917г? Самостоятельно выделите линии сравнения.



  1. «Пишу утром 25го. Фактически борьба за власть началась. …для меня ясно, что вне перехода власти к советам нет спасения для России. Правда, есть еще выход – чисто демократическая коалиция, т.е. фронт: Ленин, Мартов – Чернов – Дан –Верховский. Но для этого нужно со всех сторон столько доброй воли и политической мудрости, что это, по-видимому, утопия.

…Сегодня-завтра все должно решиться по трем точкам: 1. …Либо Временное правительство победит целиком, тогда реакция может быть медленная, но верная; 2. Либо Петроградский Совет победит целиком. Тогда ряд спасительных революционных мер…; 3. Либо демократическая власть без цензорских элементов (т.е. без буржуазии). Созыв Учредительного собрания при толковой оппозиции большевиков, может быть, при участии их в общедемократическом правительстве…., но это – лучший исход.

Страшные, страшные времена, на кончике острия. Много волнений, страданий, может быть, преждевременной гибелью грозят они нам…»














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
От ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ

Автор: Валиева Гульнара Маратовна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515279

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Проект "Альпийская горка" "
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-al-piiskaia-ghorka"
    ["file_id"] => string(6) "183775"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425925060"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Викторина для школьников с ответами"
    ["seo_title"] => string(38) "viktorina_dlia_shkol_nikov_s_otvietami"
    ["file_id"] => string(6) "392736"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1487280103"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "тема воспитательского часа"дети войны" "
    ["seo_title"] => string(42) "tiema-vospitatiel-skogho-chasa-dieti-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "238048"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444471210"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "методическая литература - дневник здоровья "
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia-litieratura-dnievnik-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "230353"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442103017"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок – лекция. Тема «А.И.Солженицын» "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-liektsiia-tiema-a-i-solzhienitsyn"
    ["file_id"] => string(6) "203899"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429554903"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства