I. Ұйымдастыру бөлімі /Организационная часть (3 – 5 мин.)
1. Проверка наличия учащихся.
2. Проверка внешнего вида учащихся (соответствие спецодежды
требованиям производственной санитарии и безопасности
труда):
3.Назначение дежурных:
II. Кіріспе нұскаулық /Вводный инструктаж (40 – 50 мин.)
1.Сообщение темы и цели урока.
Тема сегодняшнего урока «Пайка!.
Цель урока: Научиться выполнять неразъемные соединения при помощи пайки.
2.Проверка ранее пройденного материала:
а). Индивидуальная работа учащегося у доски: приглашается учащийся _________________, предлагается решить кроссворд
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ: «ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»
5. Б
6. М
О
Л
О
Т
О
8. К
1. П
К
Е
Л
О
Р
2. О
Т
В
Ё
Р
Т
К
А
Н
С
Е
Е
К
З
Р
3. Н
О
Ж
Ы
7. З
Г
У
4. К
Р
У
Г
Л
О
Г
У
Б
Ц
Ы
Б
И
Ц
Л
Ы
О
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Инструмент которым выполняют скрутку проводов.
5. Инструмент для снятия изоляции.
7. Им рубят.
8. Инструмент для нанесения углублений.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
2. Фигурная...
3. Режущий инструмент.
4. Инструмент для оконцевания кольцом.
6. Инструмент с круглой или квадратной рабочей частью.
А пока учащийся решает кроссворд, остальные участвуют во фронтальном опросе.
Проведем в такой форме. На доске выведены вопросы. Проводится фронтальный опрос (Приложение №1)?
Какой процесс называют пайкой?
Преимущества паяния?
Что называют припоем?
Какими свойствами должны обладать припои?
Перечислите группы припоев.
На какие группы делятся паяльники по способу нагрева?
Какой процесс называют лужением?
А сейчас обратите ваше внимание на доску. В первом столбике вы видите слова на русском языке, давайте найдем во втором столбике их перевод на казахском языке.
Пайка - Дәнекерлеу
Припой - Дәнекер
Паяльник - Дәнекерлеуіш
Лужение - Қалайылау
Канифоль - Шайыр
Провод - Сым
Круглогубцы – Үшкіртістеуіш
Мы повторили теорию, которую вы изучали на уроках спецтехнологии, а с какими предметами еще можно связать нашу тему? (Эталон ответа - электротехника, охрана труда, физика, химия, материаловедение, казахский язык, производство, жизнь).
Перед тем как я продемонстрирую приёмы пайки проводов. Посмотрим видеоролик по теме нашего урока.
(Демонстрация видеоролика).
Какие типы паяльных соединений вы знаете? – встык, внахлест, встык с накладкой, ступенчатый, косым срезом, герметичный.
Итак, какова же технология спаивания:
- зачистка провода от изоляции;
- Зачистка жилы;
- обработка канифолью;
- спаивание (согласно виду соединения).
А теперь я вам продемонстрирую все эти последовательные действия. (Демонстрация практического показа). А сейчас я хочу пригласить одного учащегося, который хотел бы нам сейчас еще раз показать, ___________________________________ , а все остальные внимательно наблюдают.
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности о которой нам расскажет учащийся, подготовивший нам этот материал заранее ___________________________________________.
1. Требования безопасности во время работы
1.1. Осторожно обращаться с электропаяльником, не ронять его и не ударять по нему какими-либо предметами, не использовать его в качестве ударного инструмента.
1.2. Не касаться горячих мест электропаяльника незащищенными руками, остерегаться при пайке брызг расплавленного припоя.
1.3. При кратковременных перерывах в работе класть нагретый электропаяльник на специальную термостойкую подставку.
1.4. Во избежание ожогов не определять степень нагрева электропаяльника и нагретых его частей рукой.
1.5. Не оставлять без присмотра включенный в сеть электропаяльник.
2. Требования безопасности в аварийных ситуациях
2.1. При неисправности электропаяльника, подводящего электрического шнура немедленно прекратить работу и сообщить об этом мастеру производственного обучения, отключив, при этом, электропаяльник от сети.
2.2. При возникновении пожара немедленно отключить электропитание, эвакуировать обучающихся из помещения, сообщить о пожаре администрации лицея и в ближайшую пожарную.
Есть ли какие-нибудь вопросы?
Затем учащиеся идут каждый за свой стол для самостоятельного выполнения пайки.
Оценочные показатели работы учащихся.
III. Ағымдағы нұскаулық/ Текущий инструктаж (280-290 мин.):
Деятельность учащихся:
- проверка пригодности паяльников
- тренировочные упражнения по пайке проводов.
Деятельность мастера:
Текущее инструктирование во время целевых обходов:
1-й обход. Проверить организацию и содержание рабочих мест,
обратить внимание на учащихся ____________________
2-й обход. Проверить правильность выполнения трудовых приёмов
обратить внимание на учащихся ____________________
3-й обход. Контролировать выполнение приёмов работы с инструментами и паяльником ____________________
4-й обход. Контролировать соблюдение правил ТБ учащимися на
протяжении всего урока.
IV. Қорытынды нұсқаулық/ Заключительный инструктаж: (10-15 мин.)
Приём и оценка выполненных работ (оценочная ведомость Приложение №4):
Отметить лучшие работы:
Сообщение оценок каждого учащегося:
Рефлексия:
Вопросы: - Чему научились вы сегодня на уроке?
- С какими трудностями столкнулись? (Интересно, доступно ли вам было?)
- Вопросы есть?
- Что бы вы еще хотели узнать по теме нашего урока?
Домашнее задание: Н.И.Макиенко «Слесарное дело с основами материаловедения» стр. 434-455