kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Имя героя священно. Ескелді би, батыр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы: Примеры народных защитников и славные страницы истории всегда были и будут основой патриотического воспитания. К сожалению, в истории Казахстана имеет место недостсточная информация о героизме казахских батыров.К нераскрытым страницам истории можно отнести и героическую судьбу Ескелді батыра. Материалы о батыре представлены фрагментарно. На сегодняшний день это статьи и брошюра Ораза Исмаил?ы, которые были выпущены к 300-летию Ескелді батыра. Имеющиеся материалы о Ескелді батыре написаны на казахском языке, что затрудняют доступ широкой русскоязычной аудитории к истории нашего славного предка. Думаю что в рамках празднования 550-летия образования Казахского ханства все же данной тематике будет уделено достойное внимание. Мне хотелось внести свою лепту в изучении и систематизации имеющихся материалов о нашем славном предке. Только тот народ, который знает и помнит историю, традиции, героев достоин свободы и независимости. Цель исследовательской работы: На примере жизни и героизма Ескелді батыра, показать пример мужества, любви к Родине, стойкости казахского батыра – защитника Отечества. Задачи: 1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории Ескелді батыра. 2) Определить роль Ескелді батыра в освободительной борьбе казахского народа против джунгарского нашествия 3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя героя священно. Ескелді би, батыр.»

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Республиканский дистанционный конкурс исследовательских работ «Юный исследователь»













Тема: Имя героя священно. Ескелді би, батыр.

Номинация: шаг в науку

Направление: краеведение


Ф.И.О,возраст: Ким Лариса,16 лет

Руководитель учитель истории Идрышева Гульжан Сапашевна

Место учебы: КГУ «Средняя школа имени Лермонтова»

Алматинская область

Каратальский район

село Кызылжар


















Город Уштобе, 2015 год

Оглавление




I.Введение 2 -3 стр

II.Имя героя священно. Ескелді би,батыр. 3-7 стр

  1. Биография, родословная. 3-4 стр

  2. Ескелді предводитель рода 4-6 стр

  3. Ескелді би, батыр 6-7стр

III.Заключение 8 стр

IV. Библиографический список 8 стр



Введение

Актуальность выбранной темы:

Примеры народных защитников и славные страницы истории всегда были и будут основой патриотического воспитания. К сожалению, в истории Казахстана имеет место недостсточная информация о героизме казахских батыров.К нераскрытым страницам истории можно отнести и героическую судьбу Ескелді батыра. Материалы о батыре представлены фрагментарно. На сегодняшний день это статьи и брошюра Ораза Исмаилұы, которые были выпущены к 300-летию Ескелді батыра. Имеющиеся материалы о Ескелді батыре написаны на казахском языке, что затрудняют доступ широкой русскоязычной аудитории к истории нашего славного предка.

Думаю что в рамках празднования 550-летия образования Казахского ханства все же данной тематике будет уделено достойное внимание. Мне хотелось внести свою лепту в изучении и систематизации имеющихся материалов о нашем славном предке. Только тот народ, который знает и помнит историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.

Цель исследовательской работы:

На примере жизни и героизма Ескелді батыра, показать пример мужества, любви к Родине, стойкости казахского батыра – защитника Отечества.

Задачи:

1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории Ескелді батыра.

2) Определить роль Ескелді батыра в освободительной борьбе казахского народа против джунгарского нашествия

3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.

Объект исследования: биография, жизнедеятельность Ескелді батыра.

Предмет исследования: его родословная, его место в управлении рода жалаир,участие в известных сражениях против джунгарского нашествия

Методы исследования: изучение и анализ документальных источников и Интернет-ресурсов, систематизация и обобщение рассказов его потомков,

Этапы проекта:

1) Подготовительный ( сбор материала, анализ и систематизация документальных источников, интервью у его потомков в шестом поколении Жунисбаевых).

2) Оформление работы.

Данный материал исследования носит как теоретический так и практический характер, так как на русском языке отсутствуют материалы об Ескелді батыре.



Основная часть.

Имя героя священно. Ескелді би, батыр.

1.Биография,родословная


Сила народа – в его памяти в преклонении

Перед вершителями истории – великими предками,

в почитании старших, в сохранении и преумножении

своего духовного наследия.

У народа не знающего свою историю, нет будущего.


323 года – слишком много, если мерить одной человеческой жизнью и слишком мало в масштабах всемирной истории. Но ведь такие явления, как Ескельды-би, никогда не будут пребывать в прошлом, они всегда – только в сегодняшнем и грядущем.

Народная память всегда безошибочна. В свой вечный фонд она отбирает особые имена. Это люди, чья деятельность, мысли поступки соответствовали духу народа, его чаяниям, его представлениям о национальной гордости. Какая-то особая надежность и мудрое достоинство слышатся в их именах. Само их звучание наполняет сердце каждого казаха гордостью за отечественную историю. И, конечно, среди этих имен – Ескельды Жылкелдыулы.Какой материал мы имеем на сегодняший день о Великом предке. Ищем в интернет ресурсах и находим краткую справку: Ескельды би Жылкельдыулы (1695–1770) — видный казахский би, батыр, имя которому дал сам Толе би. Прославился мудростью и отвагой в годы джунгарского нашествия. Одной из главных заслуг Ескельды бия можно считать возвращение на историческую родину, разбросанного во время войны, рода Жалаир (1).

Он жил и умер как великий патриот своего народа. Правда, наши, знания о прославленном би и батыре зияют пока немалыми пробелами: спорят о годе его рождения, материалы об участии батыра не полные. По ориентировочным справочным сведениям известно, что Ескельды родился в 1692.

В своих исследованиях Искак Тампаков ( 1911 – 1985 ) писал: … из рода Сиыршы – Ескельды; из Андаса – Балпык, из Мырзы – Карынбай, из Кальпе – Айту, из рода Кушык – Жолбарыс были знаменитыми биями и батырами. Род Сиыршы, Такымбета родился сын Байымбет. Одним из трех сыновей его был Жангабыл.

У сына Жангабыла Жылкельды было 5 сыновей. Ескельды является последним ребенком в семье. ( вторым Ә. Ысқабаев по некоторым данным ) – из сведений Ораза Ысмайлулы.

Несмотря на то, что он был последним сыном в семье и хотя, ему потакали во всех его слабостях, вырос настоящим джигитом, мудрым и мужественным.

Его дедом по материнской линии был знаменитый на всю великую казахскую степь Толе-би. Небольшая справка о его нагаши.

Толе бий Алибекулы родился на территории нынешней Жамбылской области, в местности Жайсай. Получил хорошее для своего времени образование. С детства был знатоком народных изречений и поэтом. В возрасте 20-ти лет начал заниматься судебным разбирательством, при решении вопросов отличался справедливостью, благодаря чему становился популярным в народе. Получившего известность Толе тогдашний хан Тауке привлекает к государственной работе, и он вместе с другими биями становится советником хана, участвует в составлении свода законов Тауке «Жеті Жарғы». Со временем Толе удостаивается звания «Төле би» (Главный би). После смерти Тауке- хана, когда Казахское ханство раздробилось, он управлял старшим жузом и некоторое время правил Ташкентом.

Был одним из организаторов борьбы казахов против джунгаров.

2. Ескелді - предводитель рода.

Предание гласит: "Дочь известного бия Толе Уланбике, ожидавшая ребенка, попросила у отца голову быка тигровой масти, которого она заприметила в стадах своих родителей. Толе ничего не жалел для любимой дочери. «Вероятно, следующий внук у меня будет батыром», — подумал он, исполняя прихоть Уланбике. «Когда поставят голову быка на стол, обратите внимание, с чего начнет трапезу дочь», — наставлял он жигитов, которые повели быка в аул сватов.

Уланбике первым делом съела мясо в области затылка, а затем полакомилась небом и языком. Когда Толе би услышал об этом, то предсказал: «Мой внук будет не только батыр – предводитель войска, но и бий, к словам которого будет прислушиваться народ».

С рождения ему было предвещено быть главою рода. Сам Толе-би благословил его, предвидя в нем большое будущее.

Ізденіп кепсің жиенім,

Ағытсам сөздің тиегін.

Саған да қонған киенің

Әруағын білемін,

Өсиет айтса атасы,

Мынау болар батасы,

Халқыңның баласы бол,

Ақылшысы санасы бол,

Бірліктің тағасы бол,

Жастардың атасы бол,

Жол бастар данасы бол.

Қараны қара деп бағала.

Ел өзегін талдырмас

Өзен бойын жағала.

Іс түссе егер басыңа.

Көпшілікті сағала.

Өзіңе-өзің кәміл бол,

Жауыңа қатал бол,

Досына адал бол,

Еңсең биік тұғырлы

Өмірің болсын ғұмырлы.

Әумин.

Таким образом, благославив на великий путь своего внука.

Это слова – благословения был ярким лучом света, который освещал весь жизненный путь Ескельды и он никогда не забывал наказ своего деда. Для нег о эти слова служили амулетом, талисманом его яркой жизни.

Под руководством Ескельды батыра и примкнувших к нему Балпык бия и Оракты батыра, Кабылиса акына и других народных вождей, народы,перекочевавшие со своей родины, нашли новую родину в долине Жетысу. Конечно, перекочевывать с насиженных мест в незнакомые края было очень трудно, на пути вставали многочисленные преграды. Умирающие от жажды люди становились легкой добычей для степных разбойников, жестоких и беспощадных. Вот здесь-то и проявились в полной мере ум и энергия Ескельды. Сила его духа, дарованная свыше, помогла народу перенести все эти неимоверные трудности.

Перекочевкой народа и его расселением в долине семи рек также руководил Ескельды. Разумеется, что одному человеку не под силу устроить на новом месте всех перекочевавших людей. Возглавляемые Ескельды двенадцать аксакалов разместили род жалайыров на территории от Текели до Балхаша. Разместили не просто так, а среди близких людей, дабы не было всяческих обид и ссор. Этому они хода не давали.

Долгие дни искал удобной стоянки для своего рода Ескельды батыр. Но вот Ескельды би дал приказ остановить кочевье и ставить юрты на берегу реки Каратал.

Тогда Кабан жырау обратился к нему со следующими словами:

«Мынажер еліңе құт бола ма, жоқ әлди жұт бола ма, ұрпағыңның болашағы не болады? Осыларды жасылмай айт». Будет ли эта земля благодатной для твоего народа? Что будет с потомством, поколением? Скажи все, не утаивая ничего!

Әй, Кабекем ай,

Қайсы бірін айтайын

Қилы-қилы заман болар

Ел жұртым талай жыл аман болар,

Бірақ темірден кұрсауы болар,

Араны ашылған жемсауы болар,

Сол үшін төгілер де, шашылар

Өзі емес, қонағы билеп басынар

Одан кейін дүниені бүлдірген

Бір жаман дүрбелең болар

Елдің іргесі сөгіліп

Көзінен жасы төгіліп,

Талай қыршын көктей солар.

Қорғансыз халық қойдай маңырап

Торғайдай тозар.

Тектіден тексіздер озар.

Бірақ ұзаққа бармас,

Темір кұрсау үзілер,

Темір кісен шешілер,

Бір жақсылық көріп тұрмын,

Әруақтаған ұрпағымның

Мәртебесін өсірер.

3. Ескелді бий, батыр

С раннего детства Ескельды поражал Толе бия и окружающих своей находчивостью. Пытливый острый ум мальчика помогал седоволосым аксакалам в трудных спорных решениях.

Говорят, что эпоха творит людей. Но люди творят эпоху. Ескельды би жил во времена, наполенные военными походами, великими сражениями народов, угрозами порабощения одних гусударств другими.

Так, джунгарское нашествие поставило под угрозу существование казахского народа. Только за 1723-1725 годы в результате внезапного нашествия джунгар казахи потреяли треть своей численности.

За пять веков войн и годы джунгарского нашествия земля предков узнала имена сотен своих истинных сынов, успешно отражавших натиски врагов, отстоявших исторические границы Казахстана. Одним из таких легендарных героев был Ескельды – сын Жанкельды.

Главная историческая заслуга Ескельды батыра состоит в том что под его руководством и благодаря его полководческому таланту народ Семиречья оказал достойный отпор джунгарскому нашествию.

Само то обстоятельсво, что война шла за родную землю, укрепляло дух казахского народа, придавало ему силу. Благоприятствовали победе,

чередование различных горных ландшафтов и отличное знание местности хорошая разведка, объединенность отрядов, и такие важные тактические приемы ведения боя, как стремительные атаки и упорные преследования противника. Ескельды и Балпык би были самыми первыми, кто откликнулся на призыв главно-командующего казахским войском Кабанбай батыра. Согласно плану полководцев: казахские войска, готовившиеся к наступлению, составляли 3 группы армии и должны были действовать в трех направлениях:

  1. Хоргосское направление, возглавляли Наурызбай, Ханкельды, Райымбек.

  2. Джунгарские ворота Ескельды би, Балпык би.

  3. Тарбагатайское направление – Кабанбай батыр, Богенбай батыр.

Это было одно из героических сражений в истории казахского народа, которое внесло свою лепту в дело освобождения родной земли от джунгарского нашествия.

Ярким следом в истории останется деятельность Ескельды Жылкельдыулы в отношении своего народа, его стремление сохранить единство людей, взаимоуважение, нерушимость братских уз. Ведь что ни говори, а среди народа случается всякое. И роль Ескельды как миротворца неоценима.

Именно здесть как нельзя лучше проявились черты характера Ескельды, порывы его благородной души, близко воспринимавшей все чаяния народа. Все вопросы и проблемы он решал всегда прямо и справедливо. Никогда он не обращал внимания на титулы, называл белое белым, черное черным. И другим своим приближенным и последователям он привил эту черту, воспитывая в духе свободолюбия и независимости.

Заключение

Переломные моменты истории, как правило, способствуют рождению крупных дарований. Человеку становятся, как бы видны сразу два берега широкого потока, обе стороны бытия – одна, безвозвратно уходящая и отжившая, другая – возникающая и крепнущая час от часу. Появляется возможность сравнений и обобщений.

Провидческий взгляд мыслителя открывает черты великого будущего. Его пророческие слова о выборе места стоянки его рода, о будущем своего народа сказанные в далеком 18 веке, до сих пор поражают нас своей проницательностью.

Незаурядность Ескельды – бия, как личности; многогранность его возможностей и способностей подтверждает следующие факты из его жизни:

Аул Ескельды – бия, прошедший долгий путь от родных берегов Сырдарьи и нашедший приют у гостеприимного Каратала решило заняться земледелием.

Первым предложившим роду эту идею был Ескельды би. Как привести воду, где прорывать арыки – эти вопросы, которые приходилось решать предводителю рода, находим подтверждение в словах известного акына – айтыскера XIX в Бактыбая Жолбарысулы

Ескельді атам есімін,

Білмейтін адам шамалы,

Аш болмасын елім деп,

Қаздырған бар қаналы,

Шымыр дегей тоғанды,

Ескелді атам қаздырлы.

Еще Ш. Уалиханов говоря о биях писал, что «…только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали казахам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия, нужно было казаху не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность».

Подлинным мастером слова, блестящим оратором был и Ескельды, и поэтому его изречения запомнились народам с глубин веков до нас, передаваясь из поколения а поколение. Все перечисленные люди были и остаются великими людьми, память о которых в народе священна, как священно и имя Ескельды – этого великого человека, посвятившего всю свою жизнь служению на благо своего Отечества. Имена таких людей неподвластны времени, они бессмертны. В народе говорят «Святое не разлагается, драгоценное – не износится», «Не удовлетворивши дух предков, живые не разбогатеют».

Данное исследование может быть ипользовано учителями истории и географии, а также в работе по сбору материалов по истории края.

Новизна работы заключается в том, что ни в интернете нет материалов, не говоря об отсутствии систематизации и обобщения материалов по жизни Ескелді батыра. Можно говорить об отсутствии каких либо сведений на русском языке.


Библиографический список


1. http://almatyregion-tour.kz/ru/location/eskeldi-zhylkeldiuly.html

2.Ораз Исмаилұлы «Ел есіндегі Ескелді»- Талдықорған қаласы,1992 ж


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Имя героя священно. Ескелді би, батыр.

Автор: Идрышева Гульжан Сапашевна

Дата: 05.02.2016

Номер свидетельства: 288739


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства