Тема: Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций
Цели урока:
Показать, что развитие капиталистических отношений в стране тормозилось господством испанской монархии и сохраняемыми ею феодальными порядками. Подчеркнуть, что это противоречие привело к обострению классовой и национально-освободительной борьбы. Раскрыть причины победы революции на севере Нидерландов.
Развивать умения анализировать, сравнивать исторические факты, выяснять причинно – следственные связи.
Способствовать воспитанию чувства уважения к героической борьбе народов за свое освобождение.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, ИКТ, презентация
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Освободительная война в Нидерландах»
7 класс, 18.01
Тема: Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций
Цели урока:
Показать, что развитие капиталистических отношений в стране тормозилось господством испанской монархии и сохраняемыми ею феодальными порядками. Подчеркнуть, что это противоречие привело к обострению классовой и национально-освободительной борьбы. Раскрыть причины победы революции на севере Нидерландов.
Развивать умения анализировать, сравнивать исторические факты, выяснять причинно – следственные связи.
Способствовать воспитанию чувства уважения к героической борьбе народов за свое освобождение.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, ИКТ, презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
Голландия – маленькая страна, объехать которую можно за 6 часов. В XVI веке она входила в состав Нидерландов, и после буржуазной революции стала одной из передовых стран Европы. Почему? Какие события происходили в это время и будет темой нашего урока.
II. Изучение нового материала
1. «Жемчужина в короне Габсбургов»
Рассказ учителя
Нидерланды состояли из 17 провинций и включали в себя территорию современных государств: Голландии, Бельгии, Люксембурга, части Франции. Это была самая густонаселенная страна Европы. Нидерланды называли “страной городов”, т.к. на небольшой территории находилось 300 городов.
В XII в., море затопило низкие участки суши их страны. В результате упорного труда нидерландцы создали целую систему дамб, плотин, каналов, что бы отвести воду обратно в море.
Определить выгоды географического положения Нидерландов.
Выводы:
В результате Великих географических открытий город Антверпен становится центром мировой торговли.
Благодаря географическому положению Нидерланды стали родиной смелых моряков и мореплавателей, купцов и искусных ремесленников.
Страна была богата. На верфях Антверпена и Гааги строились самые быстроходные и современные суда. Голландское сукно и полотно славились по всему миру. Строились мануфактуры. В XVI веке в промышленности и сельском хозяйстве развивалось капиталистическое предпринимательство.
В начале XVI в. Нидерланды входили в состав Испании державы Карла V, затем Филиппа II.
Император управлял страной через наместников.
Определённый вес имели представительные учреждения – Генеральные штаты.
2. Противоречия обостряются.
Задание: Что стало причиной революции? (самостоятельная работа с учебником стр. 139)
Выводы: Нидерландская революция – это переплетение:
1. Увеличение налогов, поборов.
2. Запретил торговлю с Англией.
3. Разорение купцов, предпринимателей.
4. Физическое уничтожение населения
5. Борьба с распространяющимся кальвинизмом
? Почему в Нидерландах широко распространились идеи Жана Кальвина?
Еще безжалостнее оказалось правление Филиппа II – сына Карла V (1556 – 1598 гг)
Обращение Филиппа II: Мое святейшее величество заявляет всем присутствующим:
В 1556 году по воле ныне покойного моего батюшки его святейшего величества Карла V я получил корону и завещание: как управлять вверенным мне народом.
“Сын мой, говорил мне отец, тем больше мы тянем с народа, тем сильнее он нас любит”. В Нидерландах я обрек на смерть по обвинению в ереси 50 тысяч самых доблестных мужчин и самых хорошеньких девушек. Не считая конфискаций, я выкачал денег оттуда больше, нежели из Вест – Индии и из Перу. Они постоянно чувствуют на себе мою властную руку. Я искореняю ересь не потому, что она противоречит римско– католической вере, а потому что в Нидерландах она расшатывает устои нашей власти.
– Что характерно для правления Филиппа II?
3. Иконоборческое движение
Комментированное чтение стр. 140 - 141
Конфликт между королем Испании и населением Нидерландов назрел.
В 1566 году делегация дворян представила королю свои требования. Одежда обедневших дворян была жалкой и их прозвали гезами, т. е. нищими. С тех пор всех противников испанского владычества называли гезами. Переговоры с властями ни к чему не привели и в 1566 году на севере страны вспыхнуло народное движение.
Задание: комментированное чтение со слов «В августе 1567 г.»
? Какие действия стали причиной войны?
4. Испано – нидерландская война
Рассказ учиттеля
С 1572 года между Испанией и Нидерландами началась настоящая война. Руководителем освободительного движения стал Вильгельм Оранский.
Борьбу против испанцев повели простые люди. Они уходили в леса, в предгорные районы, вели партизанскую войну и называли себя “лесными гезами”. Рыбаки и матросы северных провинций Голландии и Зеландии стали морскими гезами.
Герцог Альба организовал поход испанских войск на север, во время которого он проявил крайнюю жестокость и вероломство.
Задание: основные события войны записать в тетрадь
Но эти дикие расправы не запугали жителей, а лишь укрепили их решимость сражаться с врагом. Войска Испании терпели поражение Альба понимал, что им недовольны в Мадриде и подал просьбу об увольнении. В 1573 году он покинул Нидерланды. А его войска осадили город Лейден.
Несмотря на нарастающую борьбу нидерландского народа, Филипп II не шел на уступки и продолжал войну. Денег в казне не было, войскам перестали платить жалование. Солдаты грабили страну. В 1576 году они убили почти 7 тысяч жителей Антверпена.
Южные провинции Нидерландов тоже примкнули к освободительной войне Севера, но феодалы Юга, боясь народного гнева, помогли Испании удержать южные Нидерланды под своей властью. В 1579 году южные провинции выразили готовность подчиниться испанскому королю.
5. Рождение республики Голландия.
Работа с термином республика, записать в тетрадь.
Респу́блика (лат. res publica — «общее дело») — форма государственного правления, при которой все органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной не выборный способ передачи власти.
Комментированное чтение стр.145 и до конца
1579 год – Утрехтская уния – 7 северных провинций объединились.
– Как вы думаете, о чем писали газеты того времени?
заключение унии;
признание Голландии Испанией в 1609 году;
убийство иезуитами Вильгельма Оранского.
IV. Закрепление изученного материала
Значение революции.
Вывод: В Нидерландах победила буржуазная революция, которая проходила под религиозным знаменем протестантизма.
V. Домашнее задание.
Домашнее задание:
Учебник, §15
Ответить на вопросы:
Какие изменения произошли в Нидерландах после буржуазной революции (изменения в промышленности и торговле)?
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Методическая разработка урока по всемирной истории на тему: "Международные отношения в начале 20 века. Первая мировая война". "
["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-vsiemirnoi-istorii-na-tiemu-miezhdunarodnyie-otnoshieniia-v-nachalie-20-vieka-piervaia-mirovaia-voina"
["file_id"] => string(6) "165777"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1422874013"
}
}