kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Испания. Недерланды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Испания. Нидерланды

Цели:

Образовательная: рассмотреть события раннего Нового времени в Испании, установить причины, рассмотреть ос­новные события, результаты и значение Нацио­нально-освободительной войны в Нидерландах;

Развивающая: развивать умения учащихся устанавливать при­чинно-следственные связи, составлять таблицы, работать с картой, историческими документами;

Воспитательная: формировать отношение к гражданскому подвигу жителей Нидерландов, сумевших отстоять незави­симость своей страны.

Основные понятия:  восстание комунерос, национально-освободительная война.

Тип урока: комбинированный.

Просмотр содержимого документа
«Испания. Недерланды»

Всемирная история

8 класс

Урок № 8

Тема: Испания. Нидерланды

Цели:

Образовательная: рассмотреть события раннего Нового времени в Испании, установить причины, рассмотреть ос­новные события, результаты и значение Нацио­нально-освободительной войны в Нидерландах;

Развивающая: развивать умения учащихся устанавливать при­чинно-следственные связи, составлять таблицы, работать с картой, историческими документами;

Воспитательная: формировать отношение к гражданскому подвигу жителей Нидерландов, сумевших отстоять незави­симость своей страны.

Основные понятия: восстание комунерос, национально-освободительная война.

Тип урока: комбинированный.


Структура урока

I Организационный момент

II Актуализация опорных знаний учащихся
III. Изучение нового материала

  1. Испания при Карле V.

  2. Восстание комунерос в Кастилии.

  3. Филипп II. Присоединение Португалии к Испании.

  4. Нидерланды в составе испанской монархии.

  5. Начало национально-освободительного движения. Вильгельм Оранский.

  6. Восстание на севере страны.

  7. Рождение республики.

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся

  2. Итоги урока

VI. Домашнее задание


ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Индивидуальное задание.

Во время проверки домашнего задания двое учащихся воспроизво­дят на доске таблицу «Религиозные войны во Франции» (один — пе­риод с 1562 по1576 г., второй — с 1588 по 1594 г.). В это время учи­тель проводит фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

  1. Какие черты абсолютной монархии проявились во Франции в XVI в.?

  2. Как развивались промышленность и торговля во Франции в XVI в.?

  3. Какие слои и почему были заинтересованы в установлении не­ограниченной власти короля?

  4. В чем заключались причины религиозных войн и что стало по­водом к их началу?


Проверка выполнения письменного задания.

в конце 80-х гг. XVI в. борьба между католиками и протестантами-кальвинистами достигла во Франции высшей точки. В ходе войны страна расколо­лась на два лагеря.

Королевская власть оказалась изолированной, так как обе противоборствующие группировки дворян выступали против короля. Генрих III был вынужден искать защиты у вождя гугенотов Генриха Бурбона. Обстановка во Франции все больше осложнялась


Религиозные войны во Франции (1562—1594 гг.)

Год

Основные события

Последствия

1562

Нападение герцога Гиза на собрание гугенотов в местеч­ке Васси

Повод к началу религиозных войн

1562— 1570

Три войны гугенотов и ка­толиков. Каждая из груп­пировок стремилась иметь влияние на короля и править от его имени

Погибли почти все вожди с обеих сторон. Гугенотов возглавили Ген­рих Наваррский и Колиньи, като­ликов — Генрих Гиз и его братья

1570

Эдикт примирения

Гугеноты получили право зани­мать государственные должности, им отошли четыре крепости, было разрешено отправлять кальвинист­ские богослужения

1572

Варфоломеевская ночь — из­биение гугенотов

Адмирал де Колиньи погиб, Генрих Наваррский и принц Конде были арестованы и перешли в католиче­ство. Гугеноты создали на Юге Фран­ции «государство в государстве»

1576

Создание католиками Като­лической лиги

Католики заключили тайный союз с королем Испании Филиппом II

1588

Восстание в Париже

Генрих III сбежал из столицы и за­ключил союз с Генрихом Бурбоном, провозгласив его своим наследни­ком; в Париже стал править Генрих Гиз





1589

Убийство Генриха Гиза и Генриха III

Королем был провозглашен Генрих Бурбон (Генрих IV), но Северная Франция не признала его власти

1591

Вступление испанских войск в Париж

Разруха страны, рост народного недовольства

1592

Восстание на северо-западе Франции

Размах народного движения, эко­номическая разруха страны заста­вили дворян и буржуазию объеди­ниться вокруг Генриха IV

1593

Принятие Генрихом IV като­личества

Капитуляция Католической лиги

1594

Вступление Генриха IV в Па­риж

Окончание религиозных войн


Фронтальная беседа.

  1. В результате каких событий Генрих Бурбон стал королем Фран­ции?

  2. Дайте оценку политике Генриха IV. Почему его называли « доб­рым королем» ?

  3. В чьих интересах действовал Ришелье, борясь с феодальной знатью и преследуя некоторых дворян? (Выборочная проверка письменного домашнего задания.)

Выслушав ответы учащихся на третий вопрос, учитель акцентиру­ет их внимание на том, что внутренняя и внешняя политика Ришелье соответствовала интересам абсолютизма. Абсолютная монархия была государством дворян.

С помощью этой системы дворяне держали в покорности народ и получали налоги. Ришелье был сторонником сильной централизованной власти. Многие знатные дворяне не согла­сились с утратой своего влияния в государственных делах. Чтобы от­странить Ришелье, они совершали заговоры, в которых были замеша­ны даже мать, жена и брат короля. Но Ришелье беспощадно подавлял сопротивление вельмож, он приказал разрушить замки некоторых из них.

Под угрозой смерти Ришелье запретил дуэли — поединки меж­ду дворянами, которые ежегодно приводили к смерти сотен людей. Он считал, что дворяне могут проливать кровь, только если состоят на службе у короля. Однако, расправляясь с отдельными непокор­ными феодалами, Ришелье действовал в интересах всего дворяйства. «Дворянство следует рассматривать как один из главнейших нервов государства», — писал он в «Политическом завещании». И Ришелье всеми силами укреплял дворянское государство.


Вопрос на повторение.

В каких странах наблюдались подобные явления в XVI в.?

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Испания при Карле V.

Рассказ учителя

В 1516 г. королем Испании стал Карл I Габсбург. Он был потомком ряда европейских правящих семей, благодаря чему унаследовал огром­ные территории: кроме собственно Испании, он был правителем Бур­гундии и ее владений, прежде всего Нидерландов, владений в Италии, Священной Римской империи, в том числе Австрии, а также заморских владений Испании.

Как представитель самой влиятельной немецкой семьи, в 1519 г. он был избран императором Священной Римской им­перии.

Таким образом, он стал самым могущественным и влиятельным правителем в Европе. Такое сосредоточение власти в одних руках не могло не обеспокоить его соседей, прежде всего давнего соперника Ис­панииФранцию. Поэтому уже в начале правления молодому королю пришлось вести войну — в 1521 г. французский король Франциск I вторгся в испанские владения в Италии. Война завершилась победой Испании. Эта победа обеспокоила правителей итальянских государств, в том числе и одного из самых могущественных из них — Папу Климен­та VII. Однако итальянские государства также были разбиты, а Рим, столица Пап, был ограблен наемниками Карла.

Другим врагом, с которым Карлу пришлось вести борьбу, была Реформация. Протестантских князей, объединившихся в Шмаль-кальденский союз, поддерживала Франция; в тяжелой борьбе Карл победил, но был вынужден подписать компромиссный Аугсбургский мир с протестантами.

При Карле V значительно расширились заморские владения Испании. Так, были завоеваны империи ацтеков и инков;

в 1524 г. был основан Мехико, в 1536 г. — Буэнос-Айрес; была колонизирована Новая Гранада (современная Колумбия). Современники говорили, что во владениях Карла никогда не заходит солнце, намекая на ее огромные размеры.

Заморские владения Испании стали источником богатства страны, ее могущества, ее позиции ведущей силы в Европе. Однако большое количество американских драгоценных металлов, наводнивших Ев­ропу, привело к значительной инфляции, а недостаточное развитие экономики в самой Испании сделало ее зависимой от своих колоний.

В 1526 г. Карл V заключил брак с сестрой короля Португалии Иза­беллой. В этом браке у него родился единственный сын — Филипп II, которому он и передал свои испанские владения в 1556 г. (германские владения корону Священной Римской империи получил брат Карла, Фердинанд ; таким образом Габсбурги разделились на две ветви австрийскую и испанскую.


2. восстание комунерос в Кастилии.

работа с учебником. самостоятельно знакомятся с текстом соответствующе параграфа учебника и заносят необходимую информацию в таблицу.

Задание.

Заполнить сравнительную таблицу.

Восстание комунерос и Национально-освободительная война в Нидерландах

Критерии

сравнения

Восстание комунерос


Национально-освободительная война в Нидерландах

Причины



Участники



Итоги



Значение




  1. Филипп II. Присоединение Португалии к Испании.

Рассказ учителя

Королем Испании после отречения императора Карла V в 1556 г, стал его сын, Филипп II. Его роль в истории довольно неоднозначна. Многие в Испании считают Филиппа II великим правителем, ведь при нем почти удвоилась территория империи, оставленной его отцом. Сам Филипп говорил; «Унаследовал, купил, завоевал», перефразировав выражение Цезаря «Пришел, увидел, победил». Вместе с тем усилился кризис Испании, ее зависимость от колониальных владений и процессы инфляции из-за наплыва колониальных драгоценных металлов.

Еще с детства Филиппа готовили к тому, что он станет королем. На укрепление империи Габсбургов были направлены и его браки. Первый брак, который он заключил в 1543 г. со своей кузиной Марией Порту­гальской, продолжался недолго: она умерла, родив Филиппу сына.

Второй брак Филиппа имел огромное политическое значение — его женой стала Мария Тюдор, королева Англии.

Таким образом, в 1554 г. он стал английским королем; однако после смерти его жены в 1558 г. корону унаследовала ее сестра, протестантка Елизавета I. В результате политический курс Англии коренным образом изменился: из союзника Испании она на несколько столетий превратилась в ее противника.

В 1559 г. был подписан Като-Камбрезийский мирный договор, за­вершивший франко-испанскую войну, которая с перерывами длилась почти шестьдесят лет. Этот договор подтвердил испанское домини­рование в Италии — прямо (во владениях, которые включали Сар­динское, Сицилийское и Неаполитанское королевства, Миланское герцогство) или опосредованно (влияние на Генуэзскую республику, мелкие государства Северной Италии). В результате договора реально независимыми в Италии остались лишь Венецианская республика, Папское государство и Савойя.

Однако, укрепив позиции Испании в Италии, Филипп столкнулся с новой проблемой. В 1568 г. в Нидерландах, наиболее экономически развитой части Испанской империи, вспыхнуло восстание. Его при­чины были разнообразными. С одной стороны, население Нидерлан­дов было недовольно тем, что, будучи одной из самых богатых частей империи, они оплачивали войны испанского короля, которые были им абсолютно чужды и непонятны. Более того, война с Францией и протестантскими князьями Германии приводила к тому, что нидер­ландские города подвергались периодическим нападениям врагов испанского короля, который не особенно утруждал себя защитой городов. С другой стороны, существовали и религиозные причины. Учение кальвинизма, одной из ветвей протестантской Реформации, оказалось чрезвычайно популярным среди населения Нидерландов.


Успешными оказались и действия Испании против другого своего ирага — Османской империи. Турки активно продвигались на Запад, напоевывая все новые земли. Поддерживаемые ими пираты террори­зировали Средиземноморье. Это заставило христианские государства объединиться вокруг Папы и Испании как самой могущественной силы в католическом мире. В состав союза, который получил название Священного, вошли, помимо вышеупомянутых участников, Венециан­ская и Генуэзская республики, Савойя и орден Мальтийских рыцарей. Успешные действия против турок при отражении осады Мальты и осо­бенно — в битве при Лепанто в 1571 г. развеяли миф о «непобедимости» Османской империи и остановили ее наступление на Европу.

Менее успешными оказались действия Испании против Англии. По­пытка Филиппа посадить на английский престол вместо протестантки Елизаветы католичку Марию Стюарт — королеву Шотландии — оказа­лась неудачной. Мария Стюарт была казнена.

В 1588 г. против Англии был направлен огромный испанский флот — «Непобедимая армада». Однако успешные действия небольших соединений английских кораблей и их союзников, нидерландских повстанцев — морских гезов — нанесли существенные потери этому флоту. Остатки флота были уничтожены страшной бурей. Гибель армады нанесла ощутимый удар по авторитету Испании и послужила причиной морального подъема протестантов.

Морское соперничество Испании и Англии еще долго продолжалось с переменным успехом, но в конце концов победу одержали англичане. Атаки английских пиратов, возглавляемых такими талантливыми капитанами как Френсис Дрейк и Генри Морган, обескровливали испанский флот и подрывали связи с колониями.

Филипп умер в 1598 г., оставив после себя огромную империю, мощь которой уважали во всей Европе. Однако становилось понятно, что ее возможности подорваны и вскоре начнется ее упадок.


4. Нидерланды в составе испанской монархии

Рассказ учителя

Нидерланды располагались в нижнем течении судоходных рек
Шельди, Мааса и Рейна. Нидерланды (название означает «низовые земли») охватывали в XVI в. территории современных Нидерландов, Бельгии, Люксембурга и некоторых районов Франции. С середины XVI в. страна оказалась под властью испанской монархии. Нидерланды в те далекие времена были самым густонаселенным государством в Европе. Здесь проживало 3 млн человек, насчитывалось око­ло 300 городов и 6500 сел. Трудолюбивому населению Нидерландов на протяжении столетий приходилось «отвоевывать» земли у моря, осушать их и огораживать плотинами.

В стране быстро развивалось капиталистическое производство, однако иностранное господство создавало для этого серьезные пре­пятствия.


Работа с учебником.

Прочитать текст учебника и составить таблицу в одной колонке перечислить явления общественно-полити­ческой и хозяйственной жизни в Нидерландах, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений, а в другой — явления, препятствующие этому процессу.

вывод, что к се­редине XVI в. в Нидерландах все больше назревал конфликт между развивающимся капиталистическим обществом и пережитками фео­дальных отношений/которые олицетворяла и поддерживала Испания.

Указанные факторы привели к тому, что в 1565—1566 гг. в Ни­дерландах начались волнения среди городской бедноты, рабочих ма­нуфактур, крестьян. В городах создавались кальвинистские органы управления — консистории, которыми руководили богатые буржуа. На кальвинистские проповеди приходили тысячи людей, многие из которых были вооружены. Назревало восстание.


Развитие капиталистических отношений в Нидерландах


Явления, способствующие развитию капиталистических отношений

  • Порт Антверпен стал центром мировой, торговли.

  • В гороодах и селах возникали мануфактуры, где производили сукно, ковры] іпарусину, корабельное снаряжение. В больших мастерских отливали пушки, на верфях строили корабли.

  • Цеховое ремесло приходило в упадок.

  • На мануфактурах, в рыболовстве, мореходстве и сельском хозяйстве широко использовался наемный труд.

  • Среди буржуазии и народных масс распространялась кальвинистская вера.


Явления, препятствующие развитию капиталистических отношений

  1. Неограниченная власть короля Испании.

  2. Испанский король собирал с населения непомерно большие налоги.

  1. Вражда Испании с Англией затрудняла закупку английской шерсти.

  2. Испания запрещала нидерланд­ским купцам торговать в своих колониях.

  3. После вступления на испанский престол Филиппа II в Нидерландах была введена инквизиция, нача­лись преследования протестантов.




5. Начало национально-освободительного движения. Вильгельм Оранский.

Работа по формированию понятия.

Учащиеся получают вопросы и задания.

Прочитайте определение понятия в учебнике.

Национально-ос­вободительное движение — борьба народов колониальных и зави­симых стран за свое национальное и социальное освобождение.

Назовите ключевые слова определения.

  1. Что такое война?

  2. Как вы считаете, чем национально-освободительная война от­личается от религиозной?

Работа с учебником.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с текстом учебника. Фронтальная беседа.

  1. Какие события получили название «иконоборческое движе­ние»?

  2. Почему было подавлено это восстание?

  3. Кто возглавил карательный поход испанских войск?

Анализируя ответы учащихся, учитель во время беседы подчер­кивает, что иконоборческое движение (1566 г.) — восстание против испанского господства и католической церкви — явилось началом Национально-освободительной войны в Нидерландах. Крестьяне, ремесленники и рабочие врывались в католические храмы и монастыри, уничтожали иконы и скульптурные изображения святых изгоняли священников. Деньги и ценности, захваченные в церквях восставшие использовали для покупки оружия.

Размах восстания напугал нидерландских дворян, и они помогли
испанцам подавить его. Карательную экспедицию испанцев возглавил герцог Альба, который основал «Совет по делам о мятежах с неограниченными полномочиями. Жертвами террора стали более 8 тыс. человек.


Работа с документом.

Учитель предлагает учащимся ознакомиться с фрагментом исторического документа:

Надо еще очень много сделать. Города должны быть наказаны бунтарство; крупные суммы должны быть выжаты с частных лиц должно быть получено согласие [Генеральных] штатов страны на взимание постоянного налога...Каждого нужно заставить жить в постоянном страхе, что крыша может обрушиться ему на голову. (Письмо герцога Альбы Филиппу II [6, с. 60].)

Фронтальная беседа.

1. Как именно герцог Альба намеревался бороться с непокорным и нидерландцами?

2) К чему могла привести такая политика?

6. Восстание на севере страны.

Работа с учебником.

Прочитать текст учебника и составить к нему план.

Образец

  1. Создание партизанских отрядов лесных и морских гезов.

  2. Захват порта Брилле в 1572 г. — сигнал к восстанию на севере страны.

  3. Провозглашение правителем северных провинций герцога Вильгельма Оранского.

  4. Героическая оборона Лейдена.

Во время выборочной проверки учитель обращает внимание уча­щихся на то, что причинами успехов восставших на севере Нидер­ландов были их сплоченность и стойкость. «Каждый из нас съест собственную левую руку, чтобы правой защищать свою свободу», — заявляли жители осажденного испанцами Лейдена. Восстание воз­главляла буржуазия. Правителем северных провинций был провоз­глашен Вильгельм Оранский (1533—1584 гг.) — немецкий принц.1579 по 1584 г. он был штатгальтером (наместником) Голландии,практически обладая диктаторскими полномочиями.


Рассказ учителя.

Поводом к восстанию на юге Нидерландов послужило самовольное наступление испанских войск на Антверпен в 1576 г.

Зверства испанцев, которые давно не получали жалованья, в Ант­верпене вызвали негодование нидерландцев. В крупных городах власть захватывали ремесленники и бедняки, крестьяне выступали против феодалов. Это напугало нидерландских дворян, и они помогли испанцам подавить восстание на юге. Южные Нидерланды остались под властью Филиппа II.


7. Рождение республики.

Рассказ учителя.

В 1579 г. семь северных провинций Нидерландов — Голландия, Зеландия, Утрехт, Гольдерн, Оверейсел, Фрисландия, Гронинген — за­ключили Утрехтскую унию с целью ведения войны против Испании. Условиями объединения были: общее правительство, общая казна и единая армия.

В результате объединения возникло независимое государство — Соединенные Провинции Нидерландов, которое называли также Гол­ландией (по названию крупнейшей из семи провинций).

Голландия отказалась признать своим королем Филиппа II и еще в течение 30 лет вела войну с Испанией. Лишь в 1609 г. был подписан

Договор, согласно которому Испания признала независимость этого государства.


IV. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ


Исторический диктант.

Заполните пропуски в тексте.

  1. Борьба народов колониальных и зависимых стран за свое нацио­нальное и социальное освобождение ... (термин).

  2. Непомерно высокие налоги с Нидерландов собирал король ... (страна).

  3. Отряды повстанцев в Нидерландах называли себя лесными и морскими ...

  1. Иконоборческое движение вспыхнуло в Нидерландах в ... г.

  1. Сигналом к началу восстания на севере Нидерландов был за­хват в 1572 г. порта ... (название).

  2. Правителем северных провинций в Нидерландах провозгласи­ли ... (имя).

  1. Восстание в Нидерландах возглавила ... (сословие).

  1. В результате восстания на юге Нидерландов восставшие ... (по­бедили или потерпели поражение?).

  1. Семь северных провинций объединились в одно независимое государство в 1579 г. в городе ... .

  2. В Нидерландах распространялось движение протестантизма, которое называлось ... .


v. итоги урока

Учитель проводит выборочную проверку диктанта (заполнения сравнительной таблицы), обращает внимание учащихся на ошибки, допущенные при выполнении работы.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Проработать текст учебника. № 8-9

  2. Ответить на вопрос «Почему в Германии борьба против фео­дальных устоев закончилась поражением народа, а в Нидер­ландах — его победой?».

  3. Завершить заполнение таблицы «Развитие капиталистических отношений в Нидерландах» (если это не было сделано во время урока).

  4. Опережающее задание. Подготовить сообщение на темы «Ели­завета I и Мария Стюарт— королевы-соперницы», «Титуло­ванный пират Френсис Дрейк».









12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всемирная история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Испания. Недерланды

Автор: Зубарева Анна Николаевна

Дата: 15.02.2019

Номер свидетельства: 499889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) ""?лы Отан со?ысы""
    ["seo_title"] => string(13) "ulyotansogysy"
    ["file_id"] => string(6) "321785"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461394757"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства