-отметить особенности проявления феодального строя.
-развивать у учащихся навыки анализировать полученные сведения и делать обобщения и выводы.
-воспитание сотрудничества, интереса, социальной культуры.
2. Понимать и уметь характеризовать:
- основные признаки феодального строя;
- натуральное хозяйство и причины его преобладания в раннем средневековье;
- причины и следствия феодальных междоусобиц;
3. Прийти к выводам:
Главными признаками феодального строя являются:
- превращение земли в главный источник дохода и богатства;
- земля становится наследственной собственностью знати
Время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников. |
1 мин | Психологический настрой. (физминутка «Пожелание другу!») | Вместе с учениками выполняет физминутку «Пожелание другу!»), подбадривает детей | Выполняют физминутку «Пожелание другу!») |
2мин | Подготовка к основному этапу занятия Мозговой штурм. Учитель: Что составляло основной источник жизни населения? В чьих руках в основном была сосредоточена земля? - Как видите, земля стала основным источником богатства и благополучия. Сегодня нам предстоит выделить основные признаки феодального строя. | Задает вопросы | Отвечают на вопросы Приводят примеры |
1мин | 2.Обьявление темы. В. Какова цель нашего урока? | Объявление темы урока. | Самостоятельно формулируют цель урока |
1 мин | Деление на группы. | Раздает фишки разного цвета. | Делятся на группы по цветам фишек |
1 мин. | Оценивание по листам самоконтроля. № | Виды работ | оценка | 1. | Работа в парах | | 2. | Работа в группе | | 3. | Составление кластера | | | Итоговая оценка | | | Объяснение работы на листке самоконтроля. Рекомендации по дальнейшей работе с листом самоконтроля в течение урока | Знакомство с листом самоконтроля |
5 мин | Объяснение нового материала | Объясняет новый материал по слайдам (презентация «Поместья феодалов»). Информационная деятельность. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Делают записи в тетрадях. |
3 мин | Работа с новыми терминами. Работа в парах. Учащимся предоставляется слайд с термином феодализм, из которого учащиеся должны сформулировать два новых понятия: - феод - феодал | Показывает слайд с термином «феодализм» и разъясняет задание для учащихся. Проверяет, как они справились с заданием. | Используя значение термина «феодализм» находят значение новых терминов «феод» и «феодал». Проставляют себе оценку за работу в парах |
3 мин | Просмотр слайдов поместье « Пенсхерст Плейс, Англия» | Показывает слайды. | Внимательно смотрят затем обсуждают. |
2 мин | Знакомство с правилами работы в группах. Но в начале выработаем правила (критерии) по которым будем работать в группах 1.умейте слушать каждого в группе. 2. быстро и активно выполняем заданиям Распределение обязанностей в группе тайм менеджер - контролирует время репортер – собирает информацию руководитель – оценивает работу, вносит коррективы спикер – презентует мнение всей команды секретарь – записывает мнение всех членов группы | Инструктаж по правилам работы в группах.
| Знакомятся с правилами работы в группе |
8 мин | Вызов Работа в группах Перед учащимися ставится задача для составления своего проекта: 1 группа: -Доказать, какой из двух строев был прогрессивнее феодальный или рабовладельческий? 2 группа: - Доказать, была ли для них жизненно необходима покупка товаров? 3 группа: - Доказать, что усиление личной власти феодала привело к феодальной раздробленности. | Знакомит с заданием и правилами его выполнения. | Знакомятся с заданием и выполняют его. Работа в группах. Защита работы Проставляют себе оценку за работу в группах |
3 мин | Осмысление: - Сравнить труд рабов и труд вольных крестьян и определить, какой из них производительней. -Где брали одежду, обувь, средства и орудия труда и продукты питания жители феодальных поместий в ранее средневековье? Вывод: по сравнению с предыдущими первобытнообщинным и рабовладельческим строями феодальный строй представлял собой более прогрессивную ступень общественного развития. | Объяснение учителя. Задает вопросы. Делает выводы. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы. Делают записи в тетрадях. Делают вывод |
3 мин | У. Теперь, я думаю, вы готовы и сможете определить признаки феодального строя и сделать выводы. Продолжим работу в группах Основные признаки феодального строя | Составление кластера. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем Делают записи в тетрадях. Запись кластера в тетрадях Делают вывод |
3 мин | Закрепление. Работа в парах. Вам предстоит объяснить друг другу ключевые понятия урока (мини зачет). | Прослушивание ответов учащихся | Обсуждение в парах своих записей Проставляют себе оценку за работу в парах |
3 мин | Подведение итогов урока в виде игры «Поймай мяч» 1. О чем шла речь на уроке? 2. Какой строй мы начали с вами изучать? 3.В чем разница между феодальным и рабовладельческим строем? 4. Что такое феодализм? 5. Что из себя представляет натуральное хозяйство? | Задаю вопросы Проверка первичного восприятия и осознанности усвоения нового материала | Обсуждение решения в группе Отвечают на вопросы
|
2 мин | Корзина идей, понятий, имен…….. «Основные признаки феодального строя» | Предлагаю учащимся за определенное время высказать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием | Говорят все, приходящие им на ум ассоциации |
1 мин | Оценивание. Самооценка по листам самоконтроля. | Анализ и оценка успешности работы на уроке. | Самооценивание |
1 мин | Домашнее задание § 9, используя рисунок на странице 36 учебника, подумай и ответь, почему в хозяйстве стали использовать систему двупольного земледелия. | Комментирование домашнего задания | Делают записи в дневнике |
1 мин | Рефлексия. На стикерах напишите свое мнение об уроке, что вам понравилось, чему вы научились, что было необычного, какие затруднения у вас возникли. | Совместный анализ результатов деятельности | Записывают свое мнение на стикерах |