kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними Врагами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Сформировать  представление о Византийской империи. Выяснить особенности феодального строя в империи. Узнать о причинах и последствиях завоевательных походов, предпринимаемых Византийскими правителями.

Персоналии: Юстиниан – император Византии.

Основные даты и события: начало 6 в. – на Византию нападали славяне.

Своего наибольшего могущества империя достигла в 6 веке в правление Юстиниана (527-565).

Основные понятия и термины: ромеи – римляне; скипетр – знак власти правителя; римское право – сборник законов; василевс – по-гречески  император;

Оборудование: карта «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в 6 – 11 вв.».

План изучения нового материала:

1. Особенности развития Византии.

2. Власть императора.

3. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

4. Борьба с внешними врагами.

?  ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Почему Византия устояла под натиском варваров и просуществовала ещё тысячу лет?

1. Особенности развития Византии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними Врагами»»

 Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними

                               врагами.

Цели урока: Сформировать  представление о Византийской империи. Выяснить особенности феодального строя в империи. Узнать о причинах и последствиях завоевательных походов, предпринимаемых Византийскими правителями.

Персоналии: Юстиниан – император Византии.

Основные даты и события: начало 6 в. – на Византию нападали славяне.

Своего наибольшего могущества империя достигла в 6 веке в правление Юстиниана (527-565).

Основные понятия и термины: ромеи – римляне; скипетр – знак власти правителя; римское право – сборник законов; василевс – по-гречески  император;

Оборудование: карта «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в 6 – 11 вв.».

План изучения нового материала:

1. Особенности развития Византии.

2. Власть императора.

3. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

4. Борьба с внешними врагами.

???  ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Почему Византия устояла под натиском варваров и просуществовала ещё тысячу лет?

1. Особенности развития Византии.

   

        В 395 году  император Феодосий разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием на западную и восточную Римские империи. Её столица Константинополь когда-то называлась Византий. По древнему названию столицы это государство позднее назвали Византией. Он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части, и тысячелетняя жизнь восточной.  Даже после раздела империи каждая из двух её частей оставалась огромной и густонаселённой.

→ Работа с картой: Показать состав Восточно-Римской империи: Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет.

       Её населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Все жители называли себя по-гречески ромеями – римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.

       

Византийская империя оставалась единственным государством Европы и Ближнего Востока, которое уцелело под натиском варваров.

→ Дайте оценку географическому положению Византии:

Константинополь, как и все государство, располагалось на перекрестке важнейших торговых путей (СУХОПУТНОГО ИЗ Европы в Азию и морского из Черного в Средиземное моря) и определяло быстрый рост населения и расцвет экономики. Несколько веков столица империи Константинополь был самым большим городом Европы. Нигде больше не было таких великолепных церквей и дворцов, рынков и гаваней. Здесь по-прежнему процветали ремесла: производство стеклянной посуды, роскошных тканей, ювелирных украшений… Византийские купцы торговали с Индией и Китаем, привозили восточные товары в Западную Европу. В глазах западноевропейцев Византия и е столица оставались олицетворением богатства и могущества.

     

   2. Власть императора.

Во главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император). Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник. Власть василевса была не только светской, он считался и покровителем церкви.

    Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в одежды расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (то есть темно - или ярко-красный) цвета.  УЧЕБНИК стр. 58 читать. Вывод: торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.

??? Какую роль выполняет император?

   Император обладал огромной власть. Власть императора передавалась по наследству.  Император, управляя страной, назначал  чиновников, издавал законы, судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир, принимал иностранных послов.

     В Византии священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Лесть, интриги, заговоры были неотъемлемыми чертами византийского двора. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться человек из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты, и даже, конюхи.

!!! Подсчитано, что из 109 человек, занимавших престол с 395 по 1453 год, лишь 34 умерли своей смертью, находясь в императорском сане. Остальные погибли, были свергнуты или вынуждены были отречься.

3. Император Юстиниан. Внутренняя и внешняя политика.

 Своего наибольшего могущества империя достигла в 6 веке в правление Юстиниана (527-565).

    Юстиниан 1 родился около 482 года в семье бедного крестьянина. В Константинополь он был приглашен своим дядей Юстином, который в то время был влиятельным придворным. Юстиниан получил хорошее образование, дядя нашел ему работу при дворе. В 518 г. Сенат, жители Константинополя и гвардия провозгласили старого Юстина императором, а тот в свою очередь назначил своим приемником Племянника – Юстиниана. В 527 г – после смерти дяди – 45-летний Юстиниан стал самодержцем ромеев.

Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат. Прекрасно разбираясь в людях, он привлёк к себе на службу талантливых современников: полководцев, юристов, архитекторов.  Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия». В характере Юстиниана с умом и волей уживались худшие пороки. Под маской дружелюбия скрывался жестокий тиран. Завистливый и подозрительный, он легко верил доносам и был скор на расправу   Император, желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки, строил храмы и монастыри. В его правление начались гонения на язычников,

??? → Кого называли язычником? (Человек другой веры)  иудеев и отступников от учения церкви.  Их ограничивали в правах, увольняли со службы, осуждали на смерть. Была закрыта знаменитая школа в Афинах – крупный центр языческой культуры.

     Чтобы ввести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткой срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введенные  самим Юстинианом, краткое руководство к пользованию законами. Эти труды были изданы под общим названием «Свод гражданского права» - римское право. Его изучали юристы в Средние века и Новое время, составляя законы для своих государств.

   

                                ИЗ ЗАКОНОВ  РИМСКОГО ПРАВА

    Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Рабство не отменялось, но раб теперь имел много возможностей освободиться:

- если стал солдатом;

- если ушел в монастырь;

-  если стал епископом.

    Теперь раба нельзя было убивать.

 По новым законам Юстиниана, женщина теперь уравнивалась в правах с мужчиной. Был запрещен развод.

    Но оставались ещё пережитки старого времени. Не была отменена смертная казнь. Особенно жестоко карались простые люди:

                       - их жгли на кострах;

                       - распинали на кресте;

                       - избивали розгами до смерти и т.д.

Знатных людей казнили через обезглавливание.

Запрещалось и каралось оскорбление императора.

По словам историка – Прокопия, император  мог «тихим ровным голосом отдать приказ перебить десятки тысяч ни в чем не повинных людей».

Вопросы:

1) Как менялось положение раба  по новым законам?

2) В каком положении находились женщина в древнем мире? Как изменилось положение женщины благодаря новым законам?

3) К кому закон относился наиболее сурово?

4) Почему законы карали даже знатных людей?

Свою главную задачу как императора Юстиниан видел в том, чтобы восстановить Римскую империю в её прежних границах. Это был грандиозный замысел, для которого требовались сильная армия, талантливые полководцы и много денег.

    Пользуясь раздорами в варварских королевствах, византийские войска сравнительно легко разгромили вандалов в Северной Африке, а позже захватили у вестготов часть Испании. Зато покорить остготскую Италию византийцам удалось лишь после 20-ти летней войны.

→ Работа с картой.

Для защиты границ империи Юстиниан строил на окраинах крепости, размещал в них гарнизоны, прокладывал к границам дороги. Повсюду восстанавливались разрушенные города, сооружались водопроводы, ипподромы, театры.

    Но население самой Византийской империи было разорено непосильными налогами. Повсюду вспыхивали восстания, которые Юстиниан жестоко подавлял.

Попытки Юстиниана восстановить мир и стабильность на территории византийской империи обернулись жестокостью и кровопролитием.

4. Борьба с внешними врагами.

   Успехи Византии были непрочными. Долгие годы Византия вынуждена была вести войну с Ираном. По мирному договору Византия уступала Ирану часть территории и вынуждена была платить ежегодную дань.

     После смерти Юстиниана часть завоеваний Византии была утеряна. Варварские королевства заняли свои прежние владения.

→ РАБОТА С КАРТОЙ: Определите, какие народы вторгались в пределы Византийской империи? (арабы, славяне).

- Определите, какие области были завоеваны арабами, славянами?

- Какие территории были заселены славянами?

Вывод: Византийская империя с большим трудом отбивала нападения славян и арабов. В результате войн Византия потеряла Сирию, Палестину, Северную Африку.

→ РАБОТА С КАРТОЙ: Показать территорию Византийской империи при Юстиниане; после его смерти.

Вывод: Империя сократилась почти в три раза.

??? Что необходимо было сделать, чтобы сохранить империю? Укрепить войско.

Чтобы успешно отбивать нападения врагов, в Византии был введён новый порядок набора в войско: вместо наёмников в армию брали воинов из крестьян, получавших за службу участки земли. Уже в 8 веке произошел перелом в войнах с арабами. Византийцы сами стали вторгаться во владения арабов и даже отвоевали у них часть Малой Азии, острова Кипр  и Крит.

Вывод по уроку: Сегодня мы познакомились с одной из самых могущественных империй просуществовавших около 1000 лет -  Византийской империей.

Рассмотрение проблемного вопроса.

Д/З  §6 вопросы после параграфа.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
« Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними Врагами»

Автор: Исаев Саид магомедович

Дата: 18.02.2021

Номер свидетельства: 573552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "« Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними Врагами»"
    ["seo_title"] => string(60) "vizantiia_pri_iustiniane_borba_imperii_s_vneshnimi_vragami_1"
    ["file_id"] => string(6) "582544"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622772063"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "" византия при юстиниане. борьба империи с внешними врагами"."
    ["seo_title"] => string(63) "vizantiia_pri_iustinianie_bor_ba_impierii_s_vnieshnimi_vraghami"
    ["file_id"] => string(6) "432323"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507973730"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами"
    ["seo_title"] => string(60) "vizantiia_pri_iustiniane_borba_imperii_s_vneshnimi_vragami_2"
    ["file_id"] => string(6) "635388"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1691522572"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Урок по истории в 6 классе на тему "ВИЗАНТИЯ""
    ["seo_title"] => string(46) "urok_po_istorii_v_6_klassie_na_tiemu_vizantiia"
    ["file_id"] => string(6) "453475"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517249095"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка поурочного плана по "Всемирной истории" для 7 класса "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-pourochnogho-plana-po-vsiemirnoi-istorii-dlia-7-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "141072"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418053538"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства