kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Одежда, обувь и головные уборы в разные исторические эпохи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю Вашему вниманию конспект урока истории для 3 класса на тему " Одежда, обувь и головные уборы в разные исторические эпохи". Целями данного урока являются: познакомить учащихся с видами одежды, обуви, головных уборов Древней Руси; обобщить знания учащихся об истории одежды; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать интерес к истории родного края.

На данном занятии используются различные виды работ. Для более продуктивной работы на уроке используется постоянная смена видов деятельности: беседы, просмотр презентации, разгадывание кроссворда, иллюстрации видов одежды. На уроке воспитывается любовь к Родине.

Просмотр содержимого документа
«Одежда, обувь и головные уборы в разные исторические эпохи. »

Тема. Одежда, обувь и головные уборы в разные исторические эпохи.

Цель:

  • познакомить учащихся с видами одежды, обуви, головных уборов Древней Руси;

  • обобщить знания учащихся об истории одежды;

  • развивать внимание, память, логическое мышление;

  • воспитывать интерес к истории родного края.

Тип урока: комбинированный.

Метод: частично-поисковый, эвристический.

Оборудование: учебник Окружающий мир 3 класс, презентация, карточки с видами одежды, кроссворд.

Ход урока.

  1. Организация класса.

У.: Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. Меня зовут Денис Юрьевич. Этот урок проведу у вас я.

  1. Проверка знаний и умений предыдущего урока.

У.: Давайте вспомним, чем вы занимались на предыдущем уроке.

Д.: На прошлом уроке мы говорили о характерных особенностях одежды.

У.: Отгадайте загадку:

И сияет и блестит!

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет.

Д.: Зеркало.

У.: А какое отношение оно имеет к одежде? 

Д.: Когда одеваемся, смотрим в зеркало.

У.: Верно! Именно к нему человек во все времена обращался с вопросом: “А красив ли я?”

  1. Переход к изучению нового материала.

У.: Говоря об истории одежды, мы не можем не вспомнить о том, какую одежду носили на Руси. Кто-нибудь из вас уже знает, какую одежду носили на Руси?

Д.: (возможные ответы детей).

У.: А какую одежду предпочитаете носить вы?

Д.: (ответы детей).

  1. Изучение нового материала.

У.: Одежда на Руси не поразила бы вас красотой и обилием красок. Основной цвет был белый.

Из чего делали ткань? Вспомните, какие растения можно было увидеть на лугах и полях? Какое из них шло на изготовление одежды?

Д.: Лен.

У.: Правильно. Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали лен, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой.

Прясть пряжу из шерсти животных или растительных волокон, ткать из этих нитей (пряжи) ткани и шить из них одежду умели на Руси почти все женщины. Они украшали, раскрашивали свои одежды. Даже княгини и боярыни любили рукодельничать. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев различных растений, настоями из растертого в порошок камня.

У.: Россия – огромное государство, которое населяют десятки больших и малых народов. Каждый из них привносит в одежду свои особенности. Но во всех костюмах есть общие детали: сарафаны, рубахи, преобладание в одежде красного цвета. (Показ картинок с одеждой разных районов Руси).

Так как одежда имела большое значение, народ посвящал ей много загадок, пословиц, поговорок.

У.: Давайте отгадаем загадки:

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

Д.: Тапочки.

У.: Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

Д.: Перчатки, варежки.

У.: Сижу верхом,

Не знаю на ком.

Знакомца встречу,

Соскочу – привечу.

Д.: Шапка.

У.: Пушистая, а не зверь. Греет, а не печка.

Д.: Шуба.

У.: Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Он помогает нам всегда,

Когда приходят холода.

Д.: Шарф.

У.: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием.

А вы знаете какие-либо загадки или пословицы про одежду или со словом одежда?

Д.: (ответы детей).

У.: Давайте разберем смысл пословиц:

1. По одежде встречают, по уму провожают.

2. Листом красиво дерево, а одеждою – тело.

3. Хорошая одежда ума не прибавит.

(Работа по пословицам).

У.: Как вы считаете, какую функцию выполняет одежда? Для чего она нужна?

Д.: Украшает, защищает.

У.: А как вы думаете, что еще мог рассказать костюм о своем владельце? Рассмотрите картинки с одеждой. (Картинки крестьянина, ремесленника, боярина).

Д.: Костю определял место человека в обществе, указывал на профессию.

У.: О костюме мы немного поговорили, теперь давайте поговорим о головных уборах.

В древности и мужчины, и женщины носили головные уборы. Показаться на людях с непокрытой головой, т.е. простоволосым, считалось неприличным.

Головные уборы на Руси были разнообразны. Зимой мужчины носили меховые остроконечные шапки-колпаки. В теплое время года они надевали кожаный, войлочный или тканый колпак. Обязательным головным убором бояр была высокая меховая шапка-столбунец.

Разница в головных уборах у женщин заключалась в том, что у женщин они скрывали волосы, а у девушек – нет.

Женщина носили на голове кокошники. Зимой носили меховую шапку-каптур (капор), венец, волосник.

Теперь перейдем к обуви.

Распространенной обувью были плетеные из бересты, лыка или веревки лапти. Также носили кожаную обувь. Это были: сапоги, сначала на мягкой, а затем на жесткой подошве. Также носили поршни – обувь из кожи, наподобие тапочек. Поршни были с одним швом на носке или пятке. К ноге их привязывали ремнями или веревками.

Все эти виды обуви носили как мужчины, так и женщины.

(Рассказ сопровождается показом головных уборов и обуви).

  1. Работа по учебнику.

У.: Откройте учебник на странице 47. Давайте прочитаем текст.

Д.: (чтение текста).

У.: Теперь давайте ответим на вопросы в конце текста.

Д.:(работа по вопросам).

  1. Закрепление нового материала.

У.: Давайте разгадаем кроссворд.

По горизонтали:

3. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.

4. Женская одежда, которая грела не только душу.

7. Зимняя верхняя одежда, которую носили не только мужчины, но и женщины.

8. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.

9. Украшение, которое могло быть величиной с яйцо.

10. Обувь, плетенная из лыка.

По вертикали:

1. Чем подвязывали одежду на талии?

2. Как раньше назывались брюки?

5. Верхняя мужская одежда, которую в холодную погоду надевали по нескольку штук – одна на другую.

6. Что носили зимой на руках?

8. Кожаная обувь.


(Ответы:

По горизонтали: 3. Волосник. 4. Телогрея. 7. Шуба. 8. Сарафан. 9. Пуговица. 10. Лапти.

По вертикали: 1. Пояс. 2. Порты. 5. Рубаха. 6. Рукавицы. 8. Сапоги).

У.: Теперь выполним индивидуальное задание: у вас на партах лежат карточки с одеждой, головными уборами и обувью. Ваше задание состоит в том, чтобы подписать все виды одежды.

Д.: (Выполняют задание, проверка).

У.: А теперь давайте соотнесем современную одежду с той, которая было на Руси. (Дети выделяют сходства в названии и свойствах одежды).

рубаха
порты
кафтан
шуба
телогрея
летник
колпак
лапти

рубашка
брюки
пальто
шуба
кофта
плащ
шапка
ботинки

  1. Итог урока.

У.: Видите, прошли столетия, много изменилось, но слова, называвшие предметы обуви и одежды, дошли до нас. Мы употребляем их в речи, не задумываясь об их происхождении.

У.: Как вы считаете, почему на уроках истории мы уделяем внимание одежде?

Д.: Одежда – часть истории и культуры любого народа!

  1. Домашнее задание.

У.: О прошлом одежды мы с вами поговорили. Давайте теперь помечтаем и представим себе, во что будут одеваться в будущем. Дома выполните творческое задание: конкурс рисунков «Мода будущего».

Резерв: Игра по теме «Как обувались и одевались наши предки».

  • Верхняя парадная одежда, которую носили внакидку, застегивавшаяся сверху донизу на пуговицы. Эта одежда, подбитая мехом, становилась шубой. (Опашень);

  • Короткая, чуть ниже талии, и очень широкая сборчатая женская одежда на лямках. (Душегрея);

  • Доходившая до пят одежда с длинными, очень широкими рукавами (в названии есть созвучие с одним из времен года). (Летник);

  • Женская нижняя рубашка. (Сорочица);

  • Плетенная из лыка липы обувь. (Лапти);

  • Женский головной убор. (Кокошник);

  • Головной убор бояр. (Столбунец);

  • Портянки – обмотки под сапоги и лапти. (Онучи).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Одежда, обувь и головные уборы в разные исторические эпохи.

Автор: Кобликова Вера Васильевна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189516

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Основные требования к одежде. Стили и силуэты. "
    ["seo_title"] => string(50) "osnovnyie-triebovaniia-k-odiezhdie-stili-i-siluety"
    ["file_id"] => string(6) "128503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415529502"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "стили и силуэты одежды "
    ["seo_title"] => string(24) "stili-i-siluety-odiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "113360"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410000098"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "силуэт и стиль. "
    ["seo_title"] => string(13) "siluet-i-stil"
    ["file_id"] => string(6) "195397"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427903264"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок технологии в 10-м классе по теме "Композиция костюма""
    ["seo_title"] => string(60) "urok_tekhnologii_v_10_m_klasse_po_teme_kompozitsiia_kostiuma"
    ["file_id"] => string(6) "489827"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544377566"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "творческая исследовательская работа "Варвара-краса" "
    ["seo_title"] => string(55) "tvorchieskaia-issliedovatiel-skaia-rabota-varvara-krasa"
    ["file_id"] => string(6) "223937"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438257243"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства