Одежда, обувь и головные уборы в разные исторические эпохи.
Одежда, обувь и головные уборы в разные исторические эпохи.
Представляю Вашему вниманию конспект урока истории для 3 класса на тему " Одежда, обувь и головные уборы в разные исторические эпохи". Целями данного урока являются: познакомить учащихся с видами одежды, обуви, головных уборов Древней Руси; обобщить знания учащихся об истории одежды; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать интерес к истории родного края.
На данном занятии используются различные виды работ. Для более продуктивной работы на уроке используется постоянная смена видов деятельности: беседы, просмотр презентации, разгадывание кроссворда, иллюстрации видов одежды. На уроке воспитывается любовь к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Одежда, обувь и головные уборы в разные исторические эпохи. »
Тема. Одежда, обувь и головные уборы в разные исторические эпохи.
Цель:
познакомить учащихся с видами одежды, обуви, головных уборов Древней Руси;
обобщить знания учащихся об истории одежды;
развивать внимание, память, логическое мышление;
воспитывать интерес к истории родного края.
Тип урока: комбинированный.
Метод: частично-поисковый, эвристический.
Оборудование: учебник Окружающий мир 3 класс, презентация, карточки с видами одежды, кроссворд.
Ход урока.
Организация класса.
У.: Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь. Меня зовут Денис Юрьевич. Этот урок проведу у вас я.
Проверка знаний и умений предыдущего урока.
У.: Давайте вспомним, чем вы занимались на предыдущем уроке.
Д.: На прошлом уроке мы говорили о характерных особенностях одежды.
У.: Отгадайте загадку:
И сияет и блестит!
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет.
Д.: Зеркало.
У.: А какое отношение оно имеет к одежде?
Д.: Когда одеваемся, смотрим в зеркало.
У.: Верно! Именно к нему человек во все времена обращался с вопросом: “А красив ли я?”
Переход к изучению нового материала.
У.: Говоря об истории одежды, мы не можем не вспомнить о том, какую одежду носили на Руси. Кто-нибудь из вас уже знает, какую одежду носили на Руси?
Д.: (возможные ответы детей).
У.: А какую одежду предпочитаете носить вы?
Д.: (ответы детей).
Изучение нового материала.
У.: Одежда на Руси не поразила бы вас красотой и обилием красок. Основной цвет был белый.
Из чего делали ткань? Вспомните, какие растения можно было увидеть на лугах и полях? Какое из них шло на изготовление одежды?
Д.: Лен.
У.: Правильно. Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали лен, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой.
Прясть пряжу из шерсти животных или растительных волокон, ткать из этих нитей (пряжи) ткани и шить из них одежду умели на Руси почти все женщины. Они украшали, раскрашивали свои одежды. Даже княгини и боярыни любили рукодельничать. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев различных растений, настоями из растертого в порошок камня.
У.: Россия – огромное государство, которое населяют десятки больших и малых народов. Каждый из них привносит в одежду свои особенности. Но во всех костюмах есть общие детали: сарафаны, рубахи, преобладание в одежде красного цвета. (Показ картинок с одеждой разных районов Руси).
Так как одежда имела большое значение, народ посвящал ей много загадок, пословиц, поговорок.
У.: Давайте отгадаем загадки:
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью.
Д.: Тапочки.
У.: Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
Д.: Перчатки, варежки.
У.: Сижу верхом,
Не знаю на ком.
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу.
Д.: Шапка.
У.: Пушистая, а не зверь. Греет, а не печка.
Д.: Шуба.
У.: Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода.
Д.: Шарф.
У.: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием.
А вы знаете какие-либо загадки или пословицы про одежду или со словом одежда?
Д.: (ответы детей).
У.: Давайте разберем смысл пословиц:
1. По одежде встречают, по уму провожают.
2. Листом красиво дерево, а одеждою – тело.
3. Хорошая одежда ума не прибавит.
(Работа по пословицам).
У.: Как вы считаете, какую функцию выполняет одежда? Для чего она нужна?
Д.: Украшает, защищает.
У.: А как вы думаете, что еще мог рассказать костюм о своем владельце? Рассмотрите картинки с одеждой. (Картинки крестьянина, ремесленника, боярина).
Д.: Костю определял место человека в обществе, указывал на профессию.
У.: О костюме мы немного поговорили, теперь давайте поговорим о головных уборах.
В древности и мужчины, и женщины носили головные уборы. Показаться на людях с непокрытой головой, т.е. простоволосым, считалось неприличным.
Головные уборы на Руси были разнообразны. Зимой мужчины носили меховые остроконечные шапки-колпаки. В теплое время года они надевали кожаный, войлочный или тканый колпак. Обязательным головным убором бояр была высокая меховая шапка-столбунец.
Разница в головных уборах у женщин заключалась в том, что у женщин они скрывали волосы, а у девушек – нет.
Женщина носили на голове кокошники. Зимой носили меховую шапку-каптур (капор), венец, волосник.
Теперь перейдем к обуви.
Распространенной обувью были плетеные из бересты, лыка или веревки лапти. Также носили кожаную обувь. Это были: сапоги, сначала на мягкой, а затем на жесткой подошве. Также носили поршни – обувь из кожи, наподобие тапочек. Поршни были с одним швом на носке или пятке. К ноге их привязывали ремнями или веревками.
Все эти виды обуви носили как мужчины, так и женщины.
(Рассказ сопровождается показом головных уборов и обуви).
Работа по учебнику.
У.: Откройте учебник на странице 47. Давайте прочитаем текст.
Д.: (чтение текста).
У.: Теперь давайте ответим на вопросы в конце текста.
Д.:(работа по вопросам).
Закрепление нового материала.
У.: Давайте разгадаем кроссворд.
По горизонтали:
3. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.
4. Женская одежда, которая грела не только душу.
7. Зимняя верхняя одежда, которую носили не только мужчины, но и женщины.
8. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.
9. Украшение, которое могло быть величиной с яйцо.
10. Обувь, плетенная из лыка.
По вертикали:
1. Чем подвязывали одежду на талии?
2. Как раньше назывались брюки?
5. Верхняя мужская одежда, которую в холодную погоду надевали по нескольку штук – одна на другую.
У.: Теперь выполним индивидуальное задание: у вас на партах лежат карточки с одеждой, головными уборами и обувью. Ваше задание состоит в том, чтобы подписать все виды одежды.
Д.: (Выполняют задание, проверка).
У.: А теперь давайте соотнесем современную одежду с той, которая было на Руси. (Дети выделяют сходства в названии и свойствах одежды).
У.: Видите, прошли столетия, много изменилось, но слова, называвшие предметы обуви и одежды, дошли до нас. Мы употребляем их в речи, не задумываясь об их происхождении.
У.: Как вы считаете, почему на уроках истории мы уделяем внимание одежде?
Д.: Одежда – часть истории и культуры любого народа!
Домашнее задание.
У.: О прошлом одежды мы с вами поговорили. Давайте теперь помечтаем и представим себе, во что будут одеваться в будущем. Дома выполните творческое задание: конкурс рисунков «Мода будущего».
Резерв: Игра по теме «Как обувались и одевались наши предки».
Верхняя парадная одежда, которую носили внакидку, застегивавшаяся сверху донизу на пуговицы. Эта одежда, подбитая мехом, становилась шубой. (Опашень);
Короткая, чуть ниже талии, и очень широкая сборчатая женская одежда на лямках. (Душегрея);
Доходившая до пят одежда с длинными, очень широкими рукавами (в названии есть созвучие с одним из времен года). (Летник);