~~ПРИЧИНЫ ИНТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ XXI ВЕКА
"Варварскому стремлению разжечь
конфликт цивилизаций и религий
мы обязаны противопоставить
духовность и терпимость»
(Путин В.В., 2000).
В связи с ростом терроризма, нестабильности международной обстановки особую остроту приобретает вопрос о росте межцивилизационных и межэтнических конфликтов и соответственно социальной терпимости и нетерпимости (интолерантности).
В становлении толерантной личности значительную роль отводят семье, так как нетерпимость часто выступает предпосылкой деструктивных и девиантных форм поведения молодежи.
Возникают устойчивые стереотипы по отношению к представителям других культур, которые усваиваются в детском возрасте и используются детьми задолго до появления их собственного мнения о тех или иных культурных группах. К собственно психологическим барьерам относятся эгоцентрические установки сознания «бессознательного архетипа свой/чужой», т.е. видение мира через призму только своих интересов. Эгоцентристу свойственно считать свои взгляды и свой образ жизни единственно верными; он осуждает, может быть агрессивен по отношению к тем, кто живет иначе; он не желает принимать их точки зрения, менять собственные утверждения.
Самая опасная нетерпимость (интолерантность) - та, которая рождается в отсутствии какой бы то ни было доктрины, как результат элементарных импульсов. Поэтому она не может критиковаться, не сдерживаться рациональными аргументами.
На развитие морального сознания и нравственного поведения влияют сверстники, социальная роль, связанная с принадлежностью ребенка к тому или иному полу, телевидение, «семья, общество, государство, причем формирование установок толерантного сознания должно начинаться с самых первых этапов формирования личности, с первых контактов ребенка и родителей». Исследования установили, что ригидный стиль воспитания приводит к истерическим расстройствам, дезадаптации у детей; у них отмечается упрямство, нетерпимость, протестное поведение. Дети вырастают нетерпимыми в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской нетерпимости безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого отношения предпочитаются силовые методы, особенно физические наказания.
Типичная черта подростковых групп — чрезвычайно высокая конформность, которая проявляется в склонности приспособиться к любому окружению, к любой точке зрения и мировоззрению, жить не собственными интересами, а схемами, придуманными в обществе, игнорировать или не иметь своего взгляда на происходящие события. Давление конформности увеличивается с численностью группы. С яростью, отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критически относятся к мнению собственной группы и её лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «МЫ», которое в свою очередь утверждается в противоположность к каким-то «ОНИ». Страстное желание быть как все (а «все» - это исключительно «свои») распространяется на одежду, вкусы, стиль поведения.
На сегодняшний день важнейшей задачей образования XXI века является коррекция интолерантности посредством воспитания толерант¬ных отношений и утверждения ценностей человеческого достоинства.
Таким образом, можно выделить основные направления ликвидации интолерантности, посредством формирования толерантности в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения:
1. развитие у учащихся межкультурной толерантности, воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;
2. обучение пониманию отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
3. привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, которые базируются на осознании и принятии собственной самобытности и признания многообразия окружающего мира;
4. совершенствование знаний и умений взаимодействия с людьми на основе уважения человеческого достоинства и принятия другого;
5. формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения и сотрудничества на основе толерантных ценностей.