kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование Древнерусского государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала.

Цели урока: выяснить причины, предпосылки, этапы формирования Древнерусского государства; углубить знания учащихся по ранней историиРуси; обеспечить рефлексию и самоконтроль учащихся в процессе деятельности.

Задачи урока: продолжать работу по формированию ключевых компетенций; активизировать познавательную деятельность учащихся; продолжать развивать навыки устной монологической речи учащихся.

Тип урока: комбинированный, с использованием объяснительно-иллюстративного, частично поискового метода с использованием ИКТ.

Формы работы: в парах, фронтальная. индивидуальная

Предполагается, что результатом урока будет прочное усвоение, обобщение и систематизация полученных  знаний по теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Капитонова Жанна Михайловна

МБОУ «Сушиновская СОШ»

Уярского района, Красноярского края



Урок истории в 6-м классе

Тема: «Образование Древнерусского государства»



Цели урока:

  • выяснить причины, предпосылки, этапы формирования Древнерусского государства

  • углубить знания учащихся по ранней истории России.

  • обеспечить рефлексию и самоконтроль учащихся в процессе деятельности

Задачи урока:

  1. Продолжать работу по формированию основных компетенций

  • Коммуникативной (умение слушать, умение работать в паре)

  • Информационной (умение работать с текстом учебника)

  • Когнитивной (воспитание патриотизма)

  1. Активизировать познавательную деятельность уч-ся, через проблемные вопросы, поиск необходимой информации в учебной литературе, работу с документами, при помощи клише

  2. Продолжать развивать навыки устной монологической речи учащихся

Тип урока: комбинированный, с использованием объяснительно-иллюстративного, частично поискового метода обучения, с применением ИКТ.

Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

Предполагается, что результатом урока будет прочное усвоение, обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Образование Древнерусского государства».

Этапы урока

I этап. Организационный момент. Постановка целей. Рефлексия настроения

Учащиеся настраиваются на работу. Рефлексия эмоционального состояния проводится в начале и конце урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися (смайлики)

II этап. Вызов

Актуализация имеющихся знаний (тест)

Пробуждение интереса к получению новой информации

Постановка учеником собственных целей


III этап. Осмысление содержания


Получение новой информации.

Корректировка учеником поставленных целей обучения


IV. Обобщение первичного закрепления и систематизация знаний


V. Рефлексия

Размышление, рождение нового знания

Постановка учеником новых целей


VI. Определение домашнего задания

Ход урока

Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня нам предстоит много работы, я очень надеюсь, что мы получим взаимное удовлетворение от совместного труда.

Посмотрите, у вас на столах лежат листочки двух цветов. На белых – индивидуальная рабочая карта урока (приложение 1), с ней мы будем сегодня работать и вы заберете ее с собой, она поможет вам в выполнении домашнего задания. Мы возьмем их чуть позже, а пока положите перед собой желтый листочек, он один на парту (приложение 2).

По нему мы будем сегодня оценивать свою работу. Давайте договоримся – на каждом ряду по правую руку от меня первый вариант, по левую – второй. Понятно? Подпишите листочки.

Видите смайлики? Отметьте галочкой тот, который выражает ваше настроение сейчас.

Готовы? Итак, мы начинаем (приложение 3)



Слайд №2

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки.

  • Как вы думаете, о каком народе идет речь в этом стихотворении? (о восточных славянах)

  • На прошлом уроке мы уже говорили о восточных славянах. Как вы думаете, хорошо ли вы освоили материал, который уже изучали?

Поставьте себе сами оценку в карточке оценивания знаний (приложение 2). А теперь при помощи небольшого теста посмотрим, все ли вы усвоили.


Положите перед собой белые листочки. Найдите таблицу для выполнения теста (приложение 1).

Ставьте в таблице для выполнения теста буквы, под которыми спрятан правильный ответ.



Слайды 3 – 7

А теперь проверьте друг друга. Поменяйтесь листочками.



Слайд 8

Проверьте по ключу работу соседа. Зачеркивайте неправильные ответы, правильные пишите в нижней строке

Посмотрите на слайд и поставьте отметку соседу в колонке «Реальная оценка» (приложение 2)

Посмотрите на свои результаты. Поднимите руки те, у кого самооценка не совпала с той, которую вам поставил товарищ. Кто-нибудь хочет прокомментировать свой результат?

Посмотрите, пожалуйста, следующий слайд, послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о ком идет речь.

Слайд 13

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом…

Он писал из года в год

Про великий наш народ

  • Как звали этого монаха? (Нестор)

  • Чем он известен? («Повесть временных лет»)

  • О чем он писал в этой летописи? (о возникновении государства Русь)

  • Вы можете предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (образование государства у славян)

Слайд 10


Как вы считаете, что нам нужно знать по этой теме? (ответы учащихся).

Возможно, в ходе урока у вас будут возникать вопросы, и мы будем вместе искать ответы.

Понятие «государство» вы слышите довольно часто. Давайте вспомним, какую страну можно назвать государством? В этом нам поможет следующее задание


Слайд 11


Давайте устно вставим пропущенные слова и прочитаем определение, которое у нас получилось.

Как вы думаете, государство может возникнуть само по себе?

Конечно, для этого надо чтобы возникли определенные условия. Такие условия мы называем предпосылками. Попробуем определить, сложились ли такие условия у славян. Сейчас мы вместе с вами заполним схему, которая у нас на стр. 1-2 наших рабочих листов. В пустые прямоугольники вставляйте номера правильных, по вашему мнению, ответов (приложение 1).


Слайд 11

Посмотрим, что у вас получилось.


Расставьте в схеме номера, в соответствии со своими представлениями о предпосылках возникновения государства:


  1. Возникновение частной собственности

  2. Появление излишков продукции

  3. Появление вождей и дружин

  4. Необходимость поддержания в обществе порядка

  5. Переход от родовой общины к соседской







Совершенствование орудий труда

Грабительские походы в другие земли

Необходимость защиты от набегов врагов






Переход от коллективного труда к индивидуальному

Появление вождей и дружин

Появление излишков продукции





Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой



Появление возможности эксплуатировать чужой труд

Возникновение частной собственности







Возникновение неравенства

Переход от родовой общины к соседской



Возникновение государства

Появление противостоящих друг другу интересов у членов общества









Необходимость поддержания в обществе порядка








Все понятно в этой схеме?

По вашему мнению, сложились ли на Руси предпосылки возникновения государства?

Чтобы лучше разобраться в новой теме, нам нужно знать основные понятия и определения к ней. Выполните, пожалуйста, задание 2 на рабочем листе.(приложение 1).(Выполнение и проверка задания)


Слайды 13-15.

Физкультминутка

Слайд 16

Сейчас вы внимательно послушайте мой рассказ, а потом попробуйте ответить на вопросы, которые даны в задании 3 Рабочего листа. Посмотрите их внимательно. Все понятно? (приложение 1).

Слайды 17 - 20

Рассказ учителя о возникновении Древнерусского государства, с применением презентации (приложение 3)

Ну как, внимательно слушали? Сможете ответить на вопросы? Поставьте себе в оценочных листах ту оценку, на которую, по вашему мнению, вы усвоили тему.

(приложение 2)

Слайд 16 (Возвращение по гиперссылке)

А теперь попробуйте поработать в парах, обсудить информацию по вопросам и оценить знания товарища. Поставьте оценку товарищу (приложение 2)

(При достаточном количестве времени можно по этим вопросам спросить одного - двух человек)

Теперь сложите все результаты и разделите на 4. Получившуюся оценку поставьте в пятую колонку. Это и есть ваш результат работы сегодня. При выполнении домашнего задания вы сможете обратить внимание на те моменты, по которым у вас возникли проблемы.

Слайд 21

Домашнее задание

§ 3.

Закончить работу с понятиями, выучить их

По желанию – любая творческая работа по теме (кроссворд, рисунок, сочинение)


Вы весь урок занимались и оценкой и самооценкой. А теперь решите для себя, удовлетворены ли вы своей работой на уроке. Поставьте галочку около смайлика, который соответствует вашему настроению. Изменилось у вас настроение с начала урока? В какую сторону? Можете прокомментировать?

По окончании урока оставьте желтые листочки на столах.


Слайд 22

На этом наш урок закончен. Спасибо за хорошую работу. До свидания.

1



Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

Индивидуальная рабочая карта урока

Тема «Создание Древнерусского государства»

Таблица для выполнения теста


1

2

3

4

5

Твой ответ






Правильный ответ








Задание 1.

Возникновение государства у восточных славян

Расставьте в схеме номера, в соответствии со своими представлениями о предпосылках возникновения государства:

  1. Возникновение частной собственности

  2. Появление излишков продукции

  3. Появление вождей и дружин

  4. Необходимость поддержания в обществе порядка

  5. Переход от родовой общины к соседской

Совершенствование орудий труда

Грабительские походы в другие земли

Необходимость защиты от набегов врагов






Переход от коллективного труда к индивидуальному







Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой



Появление возможности эксплуатировать чужой труд









Возникновение неравенства




Возникновение государства

Появление противостоящих друг другу интересов у членов общества















Задание 2

Пользуясь материалом учебника (стр.21) заполни таблицу по понятиям №1,2

1


Группа вооруженных людей, которых купцы нанимали для охраны своих судов и складов

2

Князь


3


Территории, признающие власть того или иного князя

4

Варяги


5


Объезд киевским князем подвластных земель с целью сбора дани

6

Воевода


7


Собрание у славян, решавшее все важнейшие вопросы

8

Тысяцкий




Задание 3.

Прослушав рассказ учителя, попробуй ответить на вопросы.

  1. Как складывались отношения славян с варягами?

  2. В каком году варягов пригласили княжить славянами?

  3. Назови два главных центра восточных славян

  4. Почему славяне пригласили варягов княжить?

  5. В каком году князь Олег объединил славянские земли?

  6. Как звали первого русского князя из варягов?



Желаю успеха!



Задание 2

Пользуясь материалом учебника (стр.22,23) заполни таблицу по понятиям №3,4

1


Группа вооруженных людей, которых купцы нанимали для охраны своих судов и складов

2

Князь


3


Территории, признающие власть того или иного князя

4

Варяги


5


Объезд киевским князем подвластных земель с целью сбора дани

6

Воевода


7


Собрание у славян, решавшее все важнейшие вопросы

8

Тысяцкий




Задание 3.

Прослушав рассказ учителя, попробуй ответить на вопросы.

  1. Как складывались отношения славян с варягами?

  2. В каком году варягов пригласили княжить славянами?

  3. Назови два главных центра восточных славян

  4. Почему славяне пригласили варягов княжить?

  5. В каком году князь Олег объединил славянские земли?

  6. Как звали первого русского князя из варягов?



Желаю успеха!

Задание 2

Пользуясь материалом учебника (стр.26 - 27) заполни таблицу по понятиям №5,6

1


Группа вооруженных людей, которых купцы нанимали для охраны своих судов и складов

2

Князь


3


Территории, признающие власть того или иного князя

4

Варяги


5


Объезд киевским князем подвластных земель с целью сбора дани

6

Воевода


7


Собрание у славян, решавшее все важнейшие вопросы

8

Тысяцкий




Задание 3.

Прослушав рассказ учителя, попробуй ответить на вопросы.

  1. Как складывались отношения славян с варягами?

  2. В каком году варягов пригласили княжить славянами?

  3. Назови два главных центра восточных славян

  4. Почему славяне пригласили варягов княжить?

  5. В каком году князь Олег объединил славянские земли?

  6. Как звали первого русского князя из варягов?



Желаю успеха!

Задание 2

Пользуясь материалом учебника (стр.27) заполни таблицу по понятиям №7,8

1


Группа вооруженных людей, которых купцы нанимали для охраны своих судов и складов

2

Князь


3


Территории, признающие власть того или иного князя

4

Варяги


5


Объезд киевским князем подвластных земель с целью сбора дани

6

Воевода


7


Собрание у славян, решавшее все важнейшие вопросы

8

Тысяцкий




Задание 3.

Прослушав рассказ учителя, попробуй ответить на вопросы.

  1. Как складывались отношения славян с варягами?

  2. В каком году варягов пригласили княжить славянами?

  3. Назови два главных центра восточных славян

  4. Почему славяне пригласили варягов княжить?

  5. В каком году князь Олег объединил славянские земли?

  6. Как звали первого русского князя из варягов?



Желаю успеха!



Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

Оценочная карта урока

Твое настроение на начало урока. Поставь галочку в клетке

Ф.И.учащегося

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Итоговая отметка

самооценка

реальная оценка

самооценка

реальная оценка


1.







2.

















Твое настроение на конец урока. Поставь галочку в клетке





Просмотр содержимого презентации
«приложение 3»

Образование Древнерусского государства  6 класс Капитонова Жанна Михайловна МБОУ «Сушиновская СОШ» Уярского района Красноярского края

Образование Древнерусского государства 6 класс

Капитонова Жанна Михайловна

МБОУ «Сушиновская СОШ»

Уярского района

Красноярского края

Утро, пробуждается природа.  Первые рассветные лучи На воротах древнего поселка Отблески оставили свои.  Здесь живет народ, высокий и красивый,- Светлоокие и сильные мужи, Женщины, изящные, как ивы, Дети, словно крепкие дубки.

Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ,

высокий и красивый,-

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети, словно крепкие дубки.

Главным занятием древних славян было :    А) скотоводство    Б) земледелие    В) рыболовство    Г) ремесло

Главным занятием древних славян было :

А) скотоводство

Б) земледелие

В) рыболовство

Г) ремесло

Бог грома и молний у восточных славян    А) Стрибог    Б) Волос    В) Ярило    Г) Перун

Бог грома и молний у восточных славян

А) Стрибог

Б) Волос

В) Ярило

Г) Перун

Как славяне называли людей, которые, по их мнению, могли общаться с богами ?    А) жрецы    Б) шаманы    В) волхвы    Г) священники

Как славяне называли людей, которые, по их мнению, могли общаться с богами ?

А) жрецы

Б) шаманы

В) волхвы

Г) священники

Народное собрание у славян называлось :    А) агора    Б) сенат    В) парламент    Г) вече

Народное собрание у славян называлось :

А) агора

Б) сенат

В) парламент

Г) вече

Соседями восточных славян не были    А) персы    Б) авары    В) булгары    Г) хазары

Соседями восточных славян не были

А) персы

Б) авары

В) булгары

Г) хазары

Проверь товарища 1    Правильный ответ Б 2 3 Г В 4 5 Г А Поставь оценку товарищу 5 правильных ответов – оценка «5» 4 правильных ответов – оценка «4» 3 правильных ответов – оценка «3» 2 правильных ответов – оценка «2»

Проверь товарища

1

Правильный ответ

Б

2

3

Г

В

4

5

Г

А

Поставь оценку товарищу

5 правильных ответов – оценка «5»

4 правильных ответов – оценка «4»

3 правильных ответов – оценка «3»

2 правильных ответов – оценка «2»

  • Поставь оценку товарищу 5 правильных ответов – оценка «5» 4 правильных ответов – оценка «4» 3 правильных ответов – оценка «3» 2 правильных ответов – оценка «2»
В монастырской келье      узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом… Он писал из года в год Про великий наш народ

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом…

Он писал из года в год

Про великий наш народ

Образование Древнерусского государства

Образование Древнерусского государства

Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система людьми, проживающими на единой  , взаимоотношения между ними регулируются на основе единых  , осуществляется охрана , регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими управления территории  законов границ государствами

Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система людьми, проживающими на единой , взаимоотношения между ними регулируются на основе единых , осуществляется охрана , регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими

управления

территории

законов

границ

государствами

Необходимость защиты от набегов врагов Грабительские походы в другие земли Совершенствование орудий труда Появление излишков продукции Переход от коллективного труда к индивидуальному Появление вождей и дружин Возникновение частной собственности Появление возможности эксплуатировать чужой труд Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой Переход от родовой общины к соседской Возникновение неравенства Появление противостоящих друг другу интересов у членов общества Возникновение государства Необходимость поддержания в обществе порядка

Необходимость защиты от набегов врагов

Грабительские походы в другие земли

Совершенствование орудий труда

Появление излишков продукции

Переход от коллективного труда к индивидуальному

Появление вождей и дружин

Возникновение частной собственности

Появление возможности эксплуатировать чужой труд

Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой

Переход от родовой общины к соседской

Возникновение неравенства

Появление противостоящих друг другу интересов у членов общества

Возникновение государства

Необходимость поддержания в обществе порядка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗАРЯДКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ»  ПОВТОРЯЙ ЗА НАМИ!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«ЗАРЯДКА РУССКАЯ НАРОДНАЯ»

ПОВТОРЯЙ ЗА НАМИ!

Прослушав рассказ учителя, попробуй ответить на вопросы.   1. Как складывались отношения славян с варягами?  2. В каком году варягов пригласили княжить славянами?  3. Назови два главных центра восточных славян  4. Почему славяне пригласили варягов княжить?  5. В каком году князь Олег объединил славянские земли?  6. Как звали первого русского князя из варягов?

Прослушав рассказ учителя, попробуй ответить на вопросы.

1. Как складывались отношения славян с варягами?

2. В каком году варягов пригласили княжить славянами?

3. Назови два главных центра восточных славян

4. Почему славяне пригласили варягов княжить?

5. В каком году князь Олег объединил славянские земли?

6. Как звали первого русского князя из варягов?

Варяги

Варяги

862 г.  Аскольд Дир

862 г.

Аскольд

Дир

Аскольд Дир 882 г.

Аскольд

Дир

882 г.

Полюдье

Полюдье

Прочитать § 3, ответить устно на вопросы к нему  Закончить работу с понятиями, выучить их  По желанию выполнить любую творческую работу (кроссворд, рисунок, сочинение)
  • Прочитать § 3, ответить устно на вопросы к нему

  • Закончить работу с понятиями, выучить их

  • По желанию выполнить любую творческую работу (кроссворд, рисунок, сочинение)

Спасибо за хорошую работу! Спасибо за хорошую работу! Спасибо за хорошую работу! Спасибо за хорошую работу! Спасибо за хорошую работу! Всего доброго, дорогие ребята!

Спасибо за хорошую работу!

  • Спасибо за хорошую работу!
  • Спасибо за хорошую работу!
  • Спасибо за хорошую работу!
  • Спасибо за хорошую работу!

Всего доброго, дорогие ребята!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образование Древнерусского государства

Автор: Капитонова Жанна Михайловна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конструкт урока "Образование Древнерусского государства" "
    ["seo_title"] => string(59) "konstrukt-uroka-obrazovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "222576"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436460974"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "разработка открытого урока "Образование Древнерусского государства" "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-otkrytogho-uroka-obrazovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "107709"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403382089"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Образование Древнерусского государства. 10 класс."
    ["seo_title"] => string(48) "obrazovaniiedrievnierusskoghoghosudarstva10klass"
    ["file_id"] => string(6) "279230"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453209478"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Славяне и образование Древнерусского государства (I тыс. до н.э. - IX век н.э.)"
    ["seo_title"] => string(73) "slaviane_i_obrazovanie_drevnerusskogo_gosudarstva_i_tys_do_n_e_ix_vek_n_e"
    ["file_id"] => string(6) "494302"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1547006441"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Закономерности образование древнерусского государства"
    ["seo_title"] => string(56) "zakonomiernostiobrazovaniiedrievnierusskoghoghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "267179"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450327257"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства