Капитонова Жанна Михайловна
МБОУ «Сушиновская СОШ»
Уярского района, Красноярского края
Урок истории в 6-м классе
Тема: «Образование Древнерусского государства»
Цели урока:
выяснить причины, предпосылки, этапы формирования Древнерусского государства
углубить знания учащихся по ранней истории России.
обеспечить рефлексию и самоконтроль учащихся в процессе деятельности
Задачи урока:
Продолжать работу по формированию основных компетенций
Коммуникативной (умение слушать, умение работать в паре)
Информационной (умение работать с текстом учебника)
Когнитивной (воспитание патриотизма)
Активизировать познавательную деятельность уч-ся, через проблемные вопросы, поиск необходимой информации в учебной литературе, работу с документами, при помощи клише
Продолжать развивать навыки устной монологической речи учащихся
Тип урока: комбинированный, с использованием объяснительно-иллюстративного, частично поискового метода обучения, с применением ИКТ.
Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.
Планируемый результат:
Предполагается, что результатом урока будет прочное усвоение, обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Образование Древнерусского государства».
Этапы урока
I этап. Организационный момент. Постановка целей. Рефлексия настроения
Учащиеся настраиваются на работу. Рефлексия эмоционального состояния проводится в начале и конце урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися (смайлики)
II этап. Вызов
Актуализация имеющихся знаний (тест)
Пробуждение интереса к получению новой информации
Постановка учеником собственных целей
III этап. Осмысление содержания
Получение новой информации.
Корректировка учеником поставленных целей обучения
IV. Обобщение первичного закрепления и систематизация знаний
V. Рефлексия
Размышление, рождение нового знания
Постановка учеником новых целей
VI. Определение домашнего задания
Ход урока
Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня нам предстоит много работы, я очень надеюсь, что мы получим взаимное удовлетворение от совместного труда.
Посмотрите, у вас на столах лежат листочки двух цветов. На белых – индивидуальная рабочая карта урока (приложение 1), с ней мы будем сегодня работать и вы заберете ее с собой, она поможет вам в выполнении домашнего задания. Мы возьмем их чуть позже, а пока положите перед собой желтый листочек, он один на парту (приложение 2).
По нему мы будем сегодня оценивать свою работу. Давайте договоримся – на каждом ряду по правую руку от меня первый вариант, по левую – второй. Понятно? Подпишите листочки.
Видите смайлики? Отметьте галочкой тот, который выражает ваше настроение сейчас.
Готовы? Итак, мы начинаем (приложение 3)
Слайд №2
Утро, пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
высокий и красивый,-
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.
Как вы думаете, о каком народе идет речь в этом стихотворении? (о восточных славянах)
На прошлом уроке мы уже говорили о восточных славянах. Как вы думаете, хорошо ли вы освоили материал, который уже изучали?
Поставьте себе сами оценку в карточке оценивания знаний (приложение 2). А теперь при помощи небольшого теста посмотрим, все ли вы усвоили.
Положите перед собой белые листочки. Найдите таблицу для выполнения теста (приложение 1).
Ставьте в таблице для выполнения теста буквы, под которыми спрятан правильный ответ.
Слайды 3 – 7
А теперь проверьте друг друга. Поменяйтесь листочками.
Слайд 8
Проверьте по ключу работу соседа. Зачеркивайте неправильные ответы, правильные пишите в нижней строке
Посмотрите на слайд и поставьте отметку соседу в колонке «Реальная оценка» (приложение 2)
Посмотрите на свои результаты. Поднимите руки те, у кого самооценка не совпала с той, которую вам поставил товарищ. Кто-нибудь хочет прокомментировать свой результат?
Посмотрите, пожалуйста, следующий слайд, послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о ком идет речь.
Слайд 13
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом…
Он писал из года в год
Про великий наш народ
Как звали этого монаха? (Нестор)
Чем он известен? («Повесть временных лет»)
О чем он писал в этой летописи? (о возникновении государства Русь)
Вы можете предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (образование государства у славян)
Слайд 10
Как вы считаете, что нам нужно знать по этой теме? (ответы учащихся).
Возможно, в ходе урока у вас будут возникать вопросы, и мы будем вместе искать ответы.
Понятие «государство» вы слышите довольно часто. Давайте вспомним, какую страну можно назвать государством? В этом нам поможет следующее задание
Слайд 11
Давайте устно вставим пропущенные слова и прочитаем определение, которое у нас получилось.
Как вы думаете, государство может возникнуть само по себе?
Конечно, для этого надо чтобы возникли определенные условия. Такие условия мы называем предпосылками. Попробуем определить, сложились ли такие условия у славян. Сейчас мы вместе с вами заполним схему, которая у нас на стр. 1-2 наших рабочих листов. В пустые прямоугольники вставляйте номера правильных, по вашему мнению, ответов (приложение 1).
Слайд 11
Посмотрим, что у вас получилось.
Расставьте в схеме номера, в соответствии со своими представлениями о предпосылках возникновения государства:
Возникновение частной собственности
Появление излишков продукции
Появление вождей и дружин
Необходимость поддержания в обществе порядка
Переход от родовой общины к соседской
Совершенствование орудий труда
Грабительские походы в другие земли
Необходимость защиты от набегов врагов
Переход от коллективного труда к индивидуальному
Появление вождей и дружин
Появление излишков продукции
Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой
Появление возможности эксплуатировать чужой труд
Возникновение частной собственности
Возникновение неравенства
Переход от родовой общины к соседской
Возникновение государства
Появление противостоящих друг другу интересов у членов общества
Необходимость поддержания в обществе порядка
Все понятно в этой схеме?
По вашему мнению, сложились ли на Руси предпосылки возникновения государства?
Чтобы лучше разобраться в новой теме, нам нужно знать основные понятия и определения к ней. Выполните, пожалуйста, задание 2 на рабочем листе.(приложение 1).(Выполнение и проверка задания)
Слайды 13-15.
Физкультминутка
Слайд 16
Сейчас вы внимательно послушайте мой рассказ, а потом попробуйте ответить на вопросы, которые даны в задании 3 Рабочего листа. Посмотрите их внимательно. Все понятно? (приложение 1).
Слайды 17 - 20
Рассказ учителя о возникновении Древнерусского государства, с применением презентации (приложение 3)
Ну как, внимательно слушали? Сможете ответить на вопросы? Поставьте себе в оценочных листах ту оценку, на которую, по вашему мнению, вы усвоили тему.
(приложение 2)
Слайд 16 (Возвращение по гиперссылке)
А теперь попробуйте поработать в парах, обсудить информацию по вопросам и оценить знания товарища. Поставьте оценку товарищу (приложение 2)
(При достаточном количестве времени можно по этим вопросам спросить одного - двух человек)
Теперь сложите все результаты и разделите на 4. Получившуюся оценку поставьте в пятую колонку. Это и есть ваш результат работы сегодня. При выполнении домашнего задания вы сможете обратить внимание на те моменты, по которым у вас возникли проблемы.
Слайд 21
Домашнее задание
§ 3.
Закончить работу с понятиями, выучить их
По желанию – любая творческая работа по теме (кроссворд, рисунок, сочинение)
Вы весь урок занимались и оценкой и самооценкой. А теперь решите для себя, удовлетворены ли вы своей работой на уроке. Поставьте галочку около смайлика, который соответствует вашему настроению. Изменилось у вас настроение с начала урока? В какую сторону? Можете прокомментировать?
По окончании урока оставьте желтые листочки на столах.
Слайд 22
На этом наш урок закончен. Спасибо за хорошую работу. До свидания.
1