kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока "Образование Древнерусского государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План открытого урока

 

Тема: Образование Древнерусского государства

Преподаватели:   

 Орлова Ольга Сергеевна, преподаватель истории и обществознания             

 Гарайс Лидия Потаповна, преподаватель русского языка и литературы                     

Дата:  30 октября 2013

Время и место проведения:  13:35, аудитория 48

Группа: 3ТЕХ

Тип занятия: изучение новой темы

Метод: проектный

Цели:

 

  1. Образовательная:

 

  • углубление знаний студентов о происхождении слов в русском языке
  • знакомство с летописью Повесть Временных Лет
  • ознакомление с особенностями этимологии
  • ознакомление студентов с теориями образования Древнерусского государства и особенностями его развития на начальном этапе
  • изучение внутренней и внешней политику Древнерусского государства
  • формирование научного мировоззрения, с позиций которого учащиеся учатся рассматривать исторические процессы и явления.

 

 

2. Развивающая:

  • развитие логического мышления, навыков формулирования выводов;
  • содействие в ходе мероприятия формированию внимательности;
  • развитие навыки культурного  поведения, творческие способности студентов, познавательный интерес к истории, обществознанию, русскому языку
  • развитие речевых умений (выступать перед аудиторией, высказывать и обосновывать свою точку зрения);
  • формирование навыков самостоятельного поиска новой информации в первоисточнике

 

  1. Воспитательная:
  • воспитание патриотизма
  • развитие чувства коллективизма, ответственности за результат
  • развитие чувств духовности и морально-этических принципов

 

4. Методическая:

  • отработка методики проведения интегрированного занятия
  • представление приемов организационной деятельности студентов, направленные на формирование и развития интереса к Отечественной истории, русскому языку, обществознанию, расширение кругозора и умений студентов.

 

Компетенции:

 

  • ценностно-смысловая компетентность (осмысленная организация собственной деятельности);
  • общекультурная компетентность – использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры);
  • учебно-познавательная компетентность (привитие интереса к обучению, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни);
  • информационная компетентность (умение добывать нужную информацию, используя доступные источники);

коммуникативная компетентность (умение работать в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение и вести диалог

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка открытого урока "Образование Древнерусского государства" »

КАЛИНИНГРАДСКИЙ

ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КОЛЛЕДЖ - ФИЛИАЛ РАНХиГС








Интегрированный открытый урок



Тема: «Образование Древнерусского государства»







Преподаватели:

Орлова О.С.

Гарайс Л.П.










Калининград, 2013

Утвержден:

на заседании ПЦК

«Общеобразовательных дисциплин »

Протокол №2

от « 29 » сентября 2013г.

Председатель ПЦК

___________________ Н.В.Горская








План открытого урока


Тема: Образование Древнерусского государства

Преподаватели:

Орлова Ольга Сергеевна, преподаватель истории и обществознания

Гарайс Лидия Потаповна, преподаватель русского языка и литературы

Дата: 30 октября 2013

Время и место проведения: 13:35, аудитория 48

Группа: 3ТЕХ

Тип занятия: изучение новой темы

Метод: проектный

Цели:


  1. Образовательная:


  • углубление знаний студентов о происхождении слов в русском языке

  • знакомство с летописью Повесть Временных Лет

  • ознакомление с особенностями этимологии

  • ознакомление студентов с теориями образования Древнерусского государства и особенностями его развития на начальном этапе

  • изучение внутренней и внешней политику Древнерусского государства

  • формирование научного мировоззрения, с позиций которого учащиеся учатся рассматривать исторические процессы и явления.



2. Развивающая:

  • развитие логического мышления, навыков формулирования выводов;

  • содействие в ходе мероприятия формированию внимательности;

  • развитие навыки культурного поведения, творческие способности студентов, познавательный интерес к истории, обществознанию, русскому языку

  • развитие речевых умений (выступать перед аудиторией, высказывать и обосновывать свою точку зрения);

  • формирование навыков самостоятельного поиска новой информации в первоисточнике


  1. Воспитательная:

  • воспитание патриотизма

  • развитие чувства коллективизма, ответственности за результат

  • развитие чувств духовности и морально-этических принципов


4. Методическая:

  • отработка методики проведения интегрированного занятия

  • представление приемов организационной деятельности студентов, направленные на формирование и развития интереса к Отечественной истории, русскому языку, обществознанию, расширение кругозора и умений студентов.


Компетенции:


  • ценностно-смысловая компетентность (осмысленная организация собственной деятельности);

  • общекультурная компетентность – использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры);

  • учебно-познавательная компетентность (привитие интереса к обучению, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни);

  • информационная компетентность (умение добывать нужную информацию, используя доступные источники);

  • коммуникативная компетентность (умение работать в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение и вести диалог, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей)


Междисциплинарные связи:

- история:

Тема: История происхождения и расселения славян, Образование Древнерусского государства

- русский язык

Тема: Этимология слов, значение слов.

- обществознание

Тема: Государственное устройство

- литература

Тема: Повесть Временных Лет, древнерусская литература

- география:

Тема: Восточно-европейская равнина


Методическое и техническое сопровождение урока:

        • раздаточный материал (карта Расселение славян VI-IX вв., текст «Повесть Временных лет», таблица «Теории образования государства»)

        • этимологический словарь

        • карта «Древнерусское государство»

        • презентация;

        • магнитная доска;

        • персональный компьютер;

        • мультимедийный проектор.



Список литературы:

  1. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995

  2. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России, М., 2009

  3. Повесть временных лет

  4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988

  5. Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI в, М., 2009

  6. Интернет-сайт «Исторические карты. Россия»

  7. www.hrono.ru



Элементы открытого урока


п/п

Этапы мероприятия

Студенты

Деятельность преподавателей

Время (мин)

Организационный момент

Слушают, записывают план

Приветствие, сообщение плана, актуальность

5

Проверка домашнего задания

1. Теории происхождения славян


Приводят примеры теорий по принципу территория – автор – доказательство


Задают вопросы для оптимизации ответов


10-12

Проверка домашнего задания

2.Этимология слов славяне, Русь, князь

Работают с понятиями

Помогают с объяснением

5-7

Проверка домашнего задания

2.Территории расселения племенных союзов славян

Работают с контурной картой

Работа с интерактивной доской - карта

8-10

Мотивация

слушают,

смотрят видео-ролик

Задают вопросы по теме, объясняют необходимость знания древней истории

8

Презентации с сопроводительным докладом.

1. Повесть Временных лет

2. Нестор

Выписывают незнакомые слова

Объясняют происхождение слов


6

Изучение нового материала

Сообщения студентов

1.«Предпосылки образования Древнерусского государства»

Работают в группах с письменными источниками, составляют проект-схему

Консультируют студентов, готовят на доске материал для совместной проверки проектов

15

Изучение нового материала

2.Защита проект-схемы по группам

Записывают общие результаты в соответствии с проектами и материалом на доске в тетради

Слушают выступления групп, дополняют, корректируют ответы

5

Изучение нового материала

4. Самостоятельная работа в группах, обмен информацией: Норманнская, славянская и центристская теории происхождения государства

Заполняют таблицу

«Теории образования Древнерусского государства»

Консультируют по заполнению таблицы, информируют

10

Экспресс-опрос

Отвечают на вопросы

Задают вопросы

10

Оценка знаний.

Домашнее задание

Высказывают мнение об уровне сложности работы

Выставляют оценки, комментируют проведенную работу

3-5


Ход мероприятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, студенты! Здравствуйте, коллеги! Мы собрались сегодня на открытый интегрированный урок – истории, литературы и русского языка. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет строка из Повести Временных Лет «Откуда есть пошла земля Русская и откуда земля Русская пошла есть?»

1.1. Сообщение темы и плана

Тема сегодняшнего занятия «Образование Древнерусского государства». По ходу занятия мы вместе с вами выясним предпосылки и особенности образования Древнерусского государства, а так же познакомимся с различными теориями возникновения государства у восточных славян.

План

  1. Предпосылки возникновения государства.

  2. Создание единого государства Русь.

  3. Теории возникновения государства


В конце занятия мы подведем итоги, и каждый сможет получить оценку.



2. Проверка домашнего задания

2.1 Теории происхождения славян (опрос)

Вам нужно было подготовить теории происхождения славян. Нужно назвать теории по схеме «название – автор – территория происхождения».

Скажите, какая теория является в настоящее время самой популярной? Какая из теорий наиболее обоснована?

1) Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу Х века, с принятием на Руси христианства.)

2) Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение» игумена Даниила, «Поучения» Владимира Мономаха и др.)

3) Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, монах Кирилл Туровский, путешественник Афанасий Никитин и др.)


2.2 Словарная работа

1. Этимология слов:

Славяне - Часто этимологию самоназвания связывают со словом «слово». Таким образом, словѣне — люди, говорящие «словами» (то есть по-нашему).

По другой версии, этимология самоназвания восходит к «слава». Таким образом, самоназвание «славяне» — это «славные», «знаменитые люди», то есть люди, о которых слышно, о которых говорит молва, о которых идет слава.


Русь – 1. (др.рус. Рѹсь, или Рѹсьскаѧ землѧ) — историческое название земель восточных славян, происходящее от летописного племени русь, основавшего Древнерусское государство

2.от слова рось, ряса, русло - река то есть... славяне селились по рекам, речные люди, если можно так выразиться... отсюда и берет свое название Русь,


2.Значение слов:

Сказание - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.

Фолиант - толстая, красиво оформленная книга, часто старинная.


2.3 Работа с контурной картой

Следующий этап нашей проверки домашнего задания, это работа с контурной картой. Вам нужно назвать основные племенные союзы, образовавшиеся у восточной ветви славян, а затем на контурной карте, которую вы получите, подписать названия племен (Приложение 2).

(кривичи, радимичи, древляне, дреговичи, ильменские словене, полочане, поляне, северяне, уличи и тиверцы, вятичи)

Проверка осуществляется совместно с привлечением интерактивной доски.


3. Изучение новой темы

3.1 Мотивация

Как вы думаете, почему тема «Образование Древнерусского государства» является обязательной для изучения?

Вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. И мы не должны быть “Иванами непомнящими своего родства”. Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Чтобы понять современную ситуацию, необходимо изучить исторические вехи наших предков. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества.


Прежде, чем вы приступите к изучению нового материала, мы узнаем о том, как об этом событии рассказывает Повесть Временных лет, написанная монахом Нестором. Мы познакомимся с историей создания Повести Временных лет, краткой биографией преподобного Нестора, прочитаем отрывок из летописи.

1. Сообщение студента – Повесть Временных лет

Повесть временных лет - (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века.

В повести дано богословное осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.

Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Многие рассматривают её как основной источник по начальному периоду русской истории


2.Сообщение студента – биография Нестора

За столом в тихой келье творит свои исторические писания мудрец. Во всю ширину его фолианта простираются тонкие писания - свидетели осторожных, но гениальных дум.

Седина его поблескивает серебром, во взгляде чувствуется светлая душа и честь, его пальцы- инструмент благородного труда – отличаются гибкостью и длиной. Он - тот самый талантливый писатель, мудрый мыслитель в монашеской рясе, литературный самородок, написавший «Повесть временных лет»

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.

Главным подвигом его жизни было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет", которая позволила Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда, и погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.


3.2 Чтение отрывка из Повести Временных лет как подготовка к групповой работе по изучению нового материала.

О названии «Русская земля». 852–862 гг.

Вот где впервые начинает употребляться название «Русская земля»: тогдашняя византийская летопись упоминает о походе некоей руси на Царьград. Но земля ещё разделена: варяги берут дань с северных племён, в том числе с новгородских словен, а хазары берут дань с южных племён, в том числе с полян.

Северные племена изгоняют варягов за Балтийское море, перестают давать им дань и пытаются управлять собой сами, но не имеют общего свода законов и оттого втягиваются в междоусобицы, ведут войну на самоуничтожение. Наконец они договариваются между собой: «Поищем себе единого князя, но вне нас, чтобы он управлял нами, а судил бы, исходя из права». Эстонская чудь, новгородские словены, славяне-кривичи и угро-финская весь посылают своих представителей за море к другим варягам, племя которых зовётся «русь». А предлагают руси перечисленные четыре племени следующее: «Наша земля велика пространством и богата хлебом, но в ней нет государственного устроения. Идите к нам княжить и управлять». Берутся за дело три брата со своими семействами, забирают с собой всю русь и прибывают (на новое место): старший из братьев — Рюрик — садится княжить в Новгороде (у словен), второй брат — Синеус — в Белозерске (у веси), а третий брат — Трувор — в Изборске (у кривичей). Через два года Синеус и Трувор умирают, всю власть сосредоточивает Рюрик, который раздаёт города в управление своим варягам - руси. От всех тех варягов - руси и возникает название (новому государству) — «Русская земля».


Теперь мы с вами переходим к изучению нового материала, ваша задача самостоятельно добыть информацию, а для оптимизации этого процесса мы вас разделим на три группы (случайный выбор при помощи цветных карточек). Каждая из групп получит текстовый источник информации, ватман и маркеры, вам нужно прочитать текст, из него выделить предпосылки образования государства у славян, и полученную информацию перенести на ватман в виде проекта. На работу с текстом и выделение предпосылок у вас 15 минут. После чего каждая группа имеет 2 минуты на защиту своего проекта, где вы объясняете, что хотели показать в своей работе.

Прежде чем начнется ваша самостоятельная работа, давайте вспомним, какие признаки характеризуют государство? Признаки государства:

1. Единство территории (карта).

2. Публичная власть (Верховная власть носила в древней Руси преемственный характер следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь-царь и великий князь всея Руси).

3. Суверенитет (Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства).

4. Законодательная деятельность (Закон Русский — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в “Русской Правде”. Однако Н. М. Карамзин считал существование письменного закона в Древней Руси вполне возможным.).

5. Налоговые сборы. (Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал “дым”, то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был водну шкурку с дыма. Как сообщает историк С.М. Соловьев, “некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала”. Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси, “От рала”— т.е. с плуга или сохи.)


В то время, когда студенты работают над проектами, на доске записываются основные предпосылки, к которым в итоге должны придти участники каждой из групп. Соответственно после защиты, результаты, записанные на доске, студенты переносят в тетрадь

политические: (наличие союзов славянских племен, усиление роли военной знати - князь, дружина, появление системы правления);

экономические: (развитие производительных сил у восточнославянских племен, развитие торговли, в т.ч. международной; возникновение городов);

социальные: (возникновение имущественного неравенства, переход к соседской общине; усложнение социальной структуры общества);

внешнеполитические: (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги; угроза нападения внешних врагов).

мы выяснили, какие сложились предпосылки у славян необходимые для создания государства: политические, экономические, социальные, внешнеполитические.


Мы выяснили предпосылки образования государства, но как вы помните из школьного курса Отечественной истории, история нашего государства начинается с призвания варягов и княжения Рюрика. Источников по этому периоду очень мало, не все события удается восстановить, соответственно в исторической науке существует несколько взглядов на эту проблему и выделяют три основные теории образования государства.

Начертите в тетради таблицу, которую вы видите на экране.


Теории образования Древнерусского государства (Приложение 3)


Норманнская

Центристская

Славянская





В современной историографии наиболее распространенной теорией является норманнская, основывающаяся на призвании из-за моря варягов, которые образовали государство Древняя Русь и стали первыми князьями. Все правители до Ивана Грозного носили имя первого князя-варяга Рюрика, но это тема уже следующего занятия, к которому вам нужно будет подготовить генеалогическое древо Рюриковичей.


  1. Подведение итогов занятия


А сейчас у нас есть для вас экспресс-опрос по материалу сегодняшнего занятия

  1. Автор Повести Временных лет? (Нестор)

  2. Название реки давшей название сначала племени, а затем государству? (Рось)

  3. Племенной союз, расположившийся в болотистой местности? (дреговичи)

  4. Какой этап в жизни общины предшествовал образованию государства? (соседская община)

  5. Главный государственный титул в Древней Руси? (князь)

  6. Год призвания варягов на княжение? (862)

  7. Основной торговый путь у славян? (из варяг в греки)

  8. Автор славянской теории? (М.В.Ломоносов)

  9. Время создания Повести Временных лет? (XI в)

  10. Какие темы привлекали авторов древнерусской литературы? (Родины, защита её от внешних врагов, нравственное совершенствование человека)

  11. Первый упоминаемый в Повести Временных лет князь Древней Руси? (Рюрик)

  12. Центральный город Древнерусского государства? (Новгород)

  13. Религия Древней Руси? (язычество)

  14. К какому жанру литературы относится «Повесть Временных лет»? (летопись)

  15. Племенной союз, первый пришедшей к государственному образованию? (поляне)

  16. Единица взимания дани? (дым)


4. Подведение итогов

Оценка формируется по количеству полученных в ходе занятия баллов, по трем этапам – домашнее задание, работа в группах и экспресс-опрос:

Этап

Работа

Критерий оценки

Максимальное количество баллов

Домашняя работа

1. Теории этногенеза

Одна приведенная по схеме теория – 1 балл

Неполная схема – 0,5 балла


9 баллов

2. Работа с контурной картой

Название племенного союза – 1

Расположение племенного союза на карте - 1


20 баллов

Изучение новой темы

Работа в группах






Деление предпосылок на группы – 5 баллов

Каждая выделенная предпосылка – 1 балл

16 баллов

Рефлексия

Экспресс-опрос

Один ответ – 1 балл

15 баллов

Итого



60 баллов


Конверсия баллов в оценку: 35 и более – 5(отлично); 25-35 баллов – 4(хорошо): 15-25 баллов – 3(удовлетворительно), менее 15 баллов – не оценивается.


За дисциплинарные нарушения возможно снятие баллов.



Обратная связь:

Самооценка ученика (Ф.И.) …
1. На занятии я узнал (ла) …
2. Лучше всего на занятии у меня получалось …
3. Основные трудности у меня были …
4. Сам (ой) себе я желаю …



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Территории расселения племенных союзов восточных славян









ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Отрывок из «Повести Временных Лет», XI в. Нестор по переводу Д.С.Лихачева

По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.

Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон. По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель".

Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.


Задание: выделить основные предпосылки образования государства у славян и записать это в виде схемы.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Теории образования Древнерусского государства

Норманнская

Центристская

Славянская

Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян.
Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира.

Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы.
Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.

Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства.
Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.





ПРИЛОЖЕНИЕ 4

НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ – направление в изучении отечественного прошлого, сторонники которого считают скандинавов, викингов, норманнов основателями русского государства. Тезис о «призвании варягов», легший в основу теории, как и она сама, более трех веков используются в научно-политических спорах как идейное обоснование концепции о неспособности славян и прежде всего русских к самостоятельному государственному творчеству и вообще развитию без культурно-интеллектуальной помощи Запада.

Норманнская теория была впервые сформулирована немецкими учёными, работавшими в России по приглашению Петербургской АН во времена правления Анны Ивановны (вторая четверть XVIII в.), – Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и чуть позже приехавшим в Петербург А.Л.Шлецером. Описывая историю создания русского государства, они основывались на легендарном рассказе летописца из Повести Временных лет о призвании славянами на Русь варяжского конунга Рюрика, который и дал имя первой русской княжеской династии (Рюриковичи, IX–XVI вв.). Под пером этих немецких историков норманны (северо-западные племена варягов, шведских викингов) и были создателями древнерусской государственности, их представители составили основу господствующего класса древнерусского общества (князья, бояре, верхушка командного состава их дружин во «времена военной демократии»). М.В.Ломоносов, современник Байера, Миллера и Шлецера, усмотрел в выдвинутой ими теории враждебный России политический смысл и указал на ее научную несостоятельность. Он не отрицал достоверности летописного рассказа, но полагал, что под «варягами» (норманнами) следует понимать племена готов, литовцев, хазар и многих других народов, а не одних лишь шведских викингов.

В XIX в. норманнская теория приобрела в официальной русской историографии XVIII–XIX вв. характер основной версии происхождения русского государства. Норманистами были Н.М.Карамзин и мн. другие историки его времени. С.М.Соловьев, не отрицая призвания варяжских князей на Русь, не видел в этой легенде оснований для размышлений об ущемлении национального достоинства.



АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ

М. В. Ломоносов отождествлял русь (россы) с пруссами, последних причисляя к славянам. В этом Михаил Васильевич полагался в первую очередь на свое личное мнение о сходстве «их (пруссов) языка со славенским», а также ссылался на Претория и Гельмольда, почитавшим «прусский и литовский язык за отрасль славенского».

Используя «Окружное послание патриарха Фотия», он опровергал норманскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков[источник не указан 1021 день]. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», — скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т. н. «чуди» (в терминологии Ломоносова — это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера.

Основной труд по истории — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян. Множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.

Д. И. Иловайский считал полностью легендарным. По его мнению совершенно невозможно представить чтобы славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу. Если же произошло завоевание, то это должно было сопровождаться перемещением больших масс людей и множеством событий которые должны были оставить след во множестве источников (в частности, иностранных), но этого не произошло. Кроме того малонаселенная и неразвитая тогда Скандинавия не могла бы предоставить необходимого количества сил для такого предприятия. Во всех последующих событиях Русь выступает как достаточно организованное и имеющее опыт государство, что невозможно если представить, что завоевание произошло недавно.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
разработка открытого урока "Образование Древнерусского государства"

Автор: Орлова Ольга Сергеевна,Гарайс Лидия Потаповна

Дата: 22.06.2014

Номер свидетельства: 107709

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Древнерусское государство в период правления Ярослава Мудрого"
    ["seo_title"] => string(64) "drievnierusskoieghosudarstvovpieriodpravlieniiaiaroslavamudrogho"
    ["file_id"] => string(6) "287149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454433356"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства