разработка открытого урока "Образование Древнерусского государства"
Разработка открытого урока "Образование Древнерусского государства"
План открытого урока
Тема: Образование Древнерусского государства
Преподаватели:
Орлова Ольга Сергеевна, преподаватель истории и обществознания
Гарайс Лидия Потаповна, преподаватель русского языка и литературы
Дата: 30 октября 2013
Время и место проведения: 13:35, аудитория 48
Группа: 3ТЕХ
Тип занятия: изучение новой темы
Метод: проектный
Цели:
Образовательная:
углубление знаний студентов о происхождении слов в русском языке
знакомство с летописью Повесть Временных Лет
ознакомление с особенностями этимологии
ознакомление студентов с теориями образования Древнерусского государства и особенностями его развития на начальном этапе
изучение внутренней и внешней политику Древнерусского государства
формирование научного мировоззрения, с позиций которого учащиеся учатся рассматривать исторические процессы и явления.
2. Развивающая:
развитие логического мышления, навыков формулирования выводов;
содействие в ходе мероприятия формированию внимательности;
развитие навыки культурного поведения, творческие способности студентов, познавательный интерес к истории, обществознанию, русскому языку
развитие речевых умений (выступать перед аудиторией, высказывать и обосновывать свою точку зрения);
формирование навыков самостоятельного поиска новой информации в первоисточнике
Воспитательная:
воспитание патриотизма
развитие чувства коллективизма, ответственности за результат
развитие чувств духовности и морально-этических принципов
4. Методическая:
отработка методики проведения интегрированного занятия
представление приемов организационной деятельности студентов, направленные на формирование и развития интереса к Отечественной истории, русскому языку, обществознанию, расширение кругозора и умений студентов.
Компетенции:
ценностно-смысловая компетентность (осмысленная организация собственной деятельности);
общекультурная компетентность – использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры);
учебно-познавательная компетентность (привитие интереса к обучению, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни);
информационная компетентность (умение добывать нужную информацию, используя доступные источники);
коммуникативная компетентность (умение работать в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение и вести диалог
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка открытого урока "Образование Древнерусского государства" »
КАЛИНИНГРАДСКИЙ
ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ - ФИЛИАЛ РАНХиГС
Интегрированный открытый урок
Тема: «Образование Древнерусского государства»
Преподаватели:
Орлова О.С.
Гарайс Л.П.
Калининград, 2013
Утвержден:
на заседании ПЦК
«Общеобразовательных дисциплин »
Протокол №2
от « 29 » сентября 2013г.
Председатель ПЦК
___________________ Н.В.Горская
План открытого урока
Тема: Образование Древнерусского государства
Преподаватели:
Орлова Ольга Сергеевна, преподаватель истории и обществознания
Гарайс Лидия Потаповна, преподаватель русского языка и литературы
Дата: 30 октября 2013
Время и место проведения: 13:35, аудитория 48
Группа: 3ТЕХ
Тип занятия: изучение новой темы
Метод: проектный
Цели:
Образовательная:
углубление знаний студентов о происхождении слов в русском языке
знакомство с летописью Повесть Временных Лет
ознакомление с особенностями этимологии
ознакомление студентов с теориями образования Древнерусского государства и особенностями его развития на начальном этапе
изучение внутренней и внешней политику Древнерусского государства
формирование научного мировоззрения, с позиций которого учащиеся учатся рассматривать исторические процессы и явления.
2. Развивающая:
развитие логического мышления, навыков формулирования выводов;
содействие в ходе мероприятия формированию внимательности;
развитие навыки культурного поведения, творческие способности студентов, познавательный интерес к истории, обществознанию, русскому языку
развитие речевых умений (выступать перед аудиторией, высказывать и обосновывать свою точку зрения);
формирование навыков самостоятельного поиска новой информации в первоисточнике
Воспитательная:
воспитание патриотизма
развитие чувства коллективизма, ответственности за результат
развитие чувств духовности и морально-этических принципов
4. Методическая:
отработка методики проведения интегрированного занятия
представление приемов организационной деятельности студентов, направленные на формирование и развития интереса к Отечественной истории, русскому языку, обществознанию, расширение кругозора и умений студентов.
Компетенции:
ценностно-смысловая компетентность (осмысленная организация собственной деятельности);
общекультурная компетентность – использование сведений из разных областей знаний, формирование грамотной, логически верной речи, способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры);
учебно-познавательная компетентность (привитие интереса к обучению, способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни);
информационная компетентность (умение добывать нужную информацию, используя доступные источники);
коммуникативная компетентность (умение работать в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение и вести диалог, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей)
Междисциплинарные связи:
- история:
Тема: История происхождения и расселения славян, Образование Древнерусского государства
- русский язык
Тема: Этимология слов, значение слов.
- обществознание
Тема: Государственное устройство
- литература
Тема: Повесть Временных Лет, древнерусская литература
- география:
Тема: Восточно-европейская равнина
Методическое и техническое сопровождение урока:
раздаточный материал (карта Расселение славян VI-IX вв., текст «Повесть Временных лет», таблица «Теории образования государства»)
этимологический словарь
карта «Древнерусское государство»
презентация;
магнитная доска;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор.
Список литературы:
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995
Орлов А.С., Георгиев В.А. История России, М., 2009
Повесть временных лет
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988
Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI в, М., 2009
Интернет-сайт «Исторические карты. Россия»
www.hrono.ru
Элементы открытого урока
№п/п
Этапы мероприятия
Студенты
Деятельность преподавателей
Время (мин)
Организационный момент
Слушают, записывают план
Приветствие, сообщение плана, актуальность
5
Проверка домашнего задания
1. Теории происхождения славян
Приводят примеры теорий по принципу территория – автор – доказательство
Задают вопросы для оптимизации ответов
10-12
Проверка домашнего задания
2.Этимология слов славяне, Русь, князь
Работают с понятиями
Помогают с объяснением
5-7
Проверка домашнего задания
2.Территории расселения племенных союзов славян
Работают с контурной картой
Работа с интерактивной доской - карта
8-10
Мотивация
слушают,
смотрят видео-ролик
Задают вопросы по теме, объясняют необходимость знания древней истории
8
Презентации с сопроводительным докладом.
1. Повесть Временных лет
2. Нестор
Выписывают незнакомые слова
Объясняют происхождение слов
6
Изучение нового материала
Сообщения студентов
1.«Предпосылки образования Древнерусского государства»
Работают в группах с письменными источниками, составляют проект-схему
Консультируют студентов, готовят на доске материал для совместной проверки проектов
15
Изучение нового материала
2.Защита проект-схемы по группам
Записывают общие результаты в соответствии с проектами и материалом на доске в тетради
Слушают выступления групп, дополняют, корректируют ответы
5
Изучение нового материала
4. Самостоятельная работа в группах, обмен информацией: Норманнская, славянская и центристская теории происхождения государства
Заполняют таблицу
«Теории образования Древнерусского государства»
Консультируют по заполнению таблицы, информируют
10
Экспресс-опрос
Отвечают на вопросы
Задают вопросы
10
Оценка знаний.
Домашнее задание
Высказывают мнение об уровне сложности работы
Выставляют оценки, комментируют проведенную работу
3-5
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, студенты! Здравствуйте, коллеги! Мы собрались сегодня на открытый интегрированный урок – истории, литературы и русского языка. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет строка из Повести Временных Лет «Откуда есть пошла земля Русская и откуда земля Русская пошла есть?»
1.1. Сообщение темы и плана
Тема сегодняшнего занятия «Образование Древнерусского государства». По ходу занятия мы вместе с вами выясним предпосылки и особенности образования Древнерусского государства, а так же познакомимся с различными теориями возникновения государства у восточных славян.
План
Предпосылки возникновения государства.
Создание единого государства Русь.
Теории возникновения государства
В конце занятия мы подведем итоги, и каждый сможет получить оценку.
2. Проверка домашнего задания
2.1 Теории происхождения славян (опрос)
Вам нужно было подготовить теории происхождения славян. Нужно назвать теории по схеме «название – автор – территория происхождения».
Скажите, какая теория является в настоящее время самой популярной? Какая из теорий наиболее обоснована?
1) Когда и как начиналась русская литература? (Возникновение русской литературы относится к концу Х века, с принятием на Руси христианства.)
2) Каковы ее первые произведения? («Повесть временных лет», жития князей Бориса и Глеба, «Слово о законе и благодати», «Хождение» игумена Даниила, «Поучения» Владимира Мономаха и др.)
3) Известны ли имена их авторов? (Летописец Нестор, игумен Киево-Печерского монастыря Феодосий, киевский митрополит Иларион, игумен Даниил, князь Владимир Мономах, монах Кирилл Туровский, путешественник Афанасий Никитин и др.)
2.2 Словарная работа
1. Этимология слов:
Славяне - Часто этимологию самоназвания связывают со словом «слово». Таким образом, словѣне — люди, говорящие «словами» (то есть по-нашему).
По другой версии, этимология самоназвания восходит к «слава». Таким образом, самоназвание «славяне» — это «славные», «знаменитые люди», то есть люди, о которых слышно, о которых говорит молва, о которых идет слава.
Русь – 1. (др.рус. Рѹсь, или Рѹсьскаѧ землѧ) — историческое название земель восточных славян, происходящее от летописного племени русь, основавшего Древнерусское государство
2.от слова рось, ряса, русло - река то есть... славяне селились по рекам, речные люди, если можно так выразиться... отсюда и берет свое название Русь,
2.Значение слов:
Сказание - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», то есть в хронологической последовательности.
Фолиант - толстая, красиво оформленная книга, часто старинная.
2.3 Работа с контурной картой
Следующий этап нашей проверки домашнего задания, это работа с контурной картой. Вам нужно назвать основные племенные союзы, образовавшиеся у восточной ветви славян, а затем на контурной карте, которую вы получите, подписать названия племен (Приложение 2).
Проверка осуществляется совместно с привлечением интерактивной доски.
3. Изучение новой темы
3.1 Мотивация
Как вы думаете, почему тема «Образование Древнерусского государства» является обязательной для изучения?
Вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. И мы не должны быть “Иванами непомнящими своего родства”. Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Чтобы понять современную ситуацию, необходимо изучить исторические вехи наших предков. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества.
Прежде, чем вы приступите к изучению нового материала, мы узнаем о том, как об этом событии рассказывает Повесть Временных лет, написанная монахом Нестором. Мы познакомимся с историей создания Повести Временных лет, краткой биографией преподобного Нестора, прочитаем отрывок из летописи.
1. Сообщение студента – Повесть Временных лет
Повесть временных лет - (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века.
В повести дано богословное осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор.
Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Многие рассматривают её как основной источник по начальному периоду русской истории
2.Сообщение студента – биография Нестора
За столом в тихой келье творит свои исторические писания мудрец. Во всю ширину его фолианта простираются тонкие писания - свидетели осторожных, но гениальных дум.
Седина его поблескивает серебром, во взгляде чувствуется светлая душа и честь, его пальцы- инструмент благородного труда – отличаются гибкостью и длиной. Он - тот самый талантливый писатель, мудрый мыслитель в монашеской рясе, литературный самородок, написавший «Повесть временных лет»
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.
Главным подвигом его жизни было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет", которая позволила Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда, и погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.
3.2 Чтение отрывка из Повести Временных лет как подготовка к групповой работе по изучению нового материала.
О названии «Русская земля». 852–862 гг.
Вот где впервые начинает употребляться название «Русская земля»: тогдашняя византийская летопись упоминает о походе некоей руси на Царьград. Но земля ещё разделена: варяги берут дань с северных племён, в том числе с новгородских словен, а хазары берут дань с южных племён, в том числе с полян.
Северные племена изгоняют варягов за Балтийское море, перестают давать им дань и пытаются управлять собой сами, но не имеют общего свода законов и оттого втягиваются в междоусобицы, ведут войну на самоуничтожение. Наконец они договариваются между собой: «Поищем себе единого князя, но вне нас, чтобы он управлял нами, а судил бы, исходя из права». Эстонская чудь, новгородские словены, славяне-кривичи и угро-финская весь посылают своих представителей за море к другим варягам, племя которых зовётся «русь». А предлагают руси перечисленные четыре племени следующее: «Наша земля велика пространством и богата хлебом, но в ней нет государственного устроения. Идите к нам княжить и управлять». Берутся за дело три брата со своими семействами, забирают с собой всю русь и прибывают (на новое место): старший из братьев — Рюрик — садится княжить в Новгороде (у словен), второй брат — Синеус — в Белозерске (у веси), а третий брат — Трувор — в Изборске (у кривичей). Через два года Синеус и Трувор умирают, всю власть сосредоточивает Рюрик, который раздаёт города в управление своим варягам - руси. От всех тех варягов - руси и возникает название (новому государству) — «Русская земля».
Теперь мы с вами переходим к изучению нового материала, ваша задача самостоятельно добыть информацию, а для оптимизации этого процесса мы вас разделим на три группы (случайный выбор при помощи цветных карточек). Каждая из групп получит текстовый источник информации, ватман и маркеры, вам нужно прочитать текст, из него выделить предпосылки образования государства у славян, и полученную информацию перенести на ватман в виде проекта. На работу с текстом и выделение предпосылок у вас 15 минут. После чего каждая группа имеет 2 минуты на защиту своего проекта, где вы объясняете, что хотели показать в своей работе.
Прежде чем начнется ваша самостоятельная работа, давайте вспомним, какие признаки характеризуют государство? Признаки государства:
1. Единство территории (карта).
2. Публичная власть (Верховная власть носила в древней Руси преемственный характер следующие титулы: князь, великий князь, князь-государь и государь-царь и великий князь всея Руси).
3. Суверенитет (Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства).
4. Законодательная деятельность (Закон Русский — обычное право в Древней Руси X века, упомянутый в договорах Руси и Византии, а также в “Русской Правде”. Однако Н. М. Карамзин считал существование письменного закона в Древней Руси вполне возможным.).
5. Налоговые сборы. (Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал “дым”, то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был водну шкурку с дыма. Как сообщает историк С.М. Соловьев, “некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала”. Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси, “От рала”— т.е. с плуга или сохи.)
В то время, когда студенты работают над проектами, на доске записываются основные предпосылки, к которым в итоге должны придти участники каждой из групп. Соответственно после защиты, результаты, записанные на доске, студенты переносят в тетрадь
• политические: (наличие союзов славянских племен, усиление роли военной знати - князь, дружина, появление системы правления);
• экономические: (развитие производительных сил у восточнославянских племен, развитие торговли, в т.ч. международной; возникновение городов);
• социальные: (возникновение имущественного неравенства, переход к соседской общине; усложнение социальной структуры общества);
• внешнеполитические: (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги; угроза нападения внешних врагов).
мы выяснили, какие сложились предпосылки у славян необходимые для создания государства: политические, экономические, социальные, внешнеполитические.
Мы выяснили предпосылки образования государства, но как вы помните из школьного курса Отечественной истории, история нашего государства начинается с призвания варягов и княжения Рюрика. Источников по этому периоду очень мало, не все события удается восстановить, соответственно в исторической науке существует несколько взглядов на эту проблему и выделяют три основные теории образования государства.
Начертите в тетради таблицу, которую вы видите на экране.
Теории образования Древнерусского государства (Приложение 3)
Норманнская
Центристская
Славянская
В современной историографии наиболее распространенной теорией является норманнская, основывающаяся на призвании из-за моря варягов, которые образовали государство Древняя Русь и стали первыми князьями. Все правители до Ивана Грозного носили имя первого князя-варяга Рюрика, но это тема уже следующего занятия, к которому вам нужно будет подготовить генеалогическое древо Рюриковичей.
Подведение итогов занятия
А сейчас у нас есть для вас экспресс-опрос по материалу сегодняшнего занятия
Автор Повести Временных лет? (Нестор)
Название реки давшей название сначала племени, а затем государству? (Рось)
Племенной союз, расположившийся в болотистой местности? (дреговичи)
Какой этап в жизни общины предшествовал образованию государства? (соседская община)
Главный государственный титул в Древней Руси? (князь)
Год призвания варягов на княжение? (862)
Основной торговый путь у славян? (из варяг в греки)
Автор славянской теории? (М.В.Ломоносов)
Время создания Повести Временных лет? (XI в)
Какие темы привлекали авторов древнерусской литературы? (Родины, защита её от внешних врагов, нравственное совершенствование человека)
Первый упоминаемый в Повести Временных лет князь Древней Руси? (Рюрик)
Центральный город Древнерусского государства? (Новгород)
Религия Древней Руси? (язычество)
К какому жанру литературы относится «Повесть Временных лет»? (летопись)
Племенной союз, первый пришедшей к государственному образованию? (поляне)
Единица взимания дани? (дым)
4. Подведение итогов
Оценка формируется по количеству полученных в ходе занятия баллов, по трем этапам – домашнее задание, работа в группах и экспресс-опрос:
Этап
Работа
Критерий оценки
Максимальное количество баллов
Домашняя работа
1. Теории этногенеза
Одна приведенная по схеме теория – 1 балл
Неполная схема – 0,5 балла
9 баллов
2. Работа с контурной картой
Название племенного союза – 1
Расположение племенного союза на карте - 1
20 баллов
Изучение новой темы
Работа в группах
Деление предпосылок на группы – 5 баллов
Каждая выделенная предпосылка – 1 балл
16 баллов
Рефлексия
Экспресс-опрос
Один ответ – 1 балл
15 баллов
Итого
60 баллов
Конверсия баллов в оценку: 35 и более – 5(отлично); 25-35 баллов – 4(хорошо): 15-25 баллов – 3(удовлетворительно), менее 15 баллов – не оценивается.
За дисциплинарные нарушения возможно снятие баллов.
Обратная связь:
Самооценка ученика (Ф.И.) … 1. На занятии я узнал (ла) … 2. Лучше всего на занятии у меня получалось … 3. Основные трудности у меня были … 4. Сам (ой) себе я желаю …
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Территории расселения племенных союзов восточных славян
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Отрывок из «Повести Временных Лет», XI в. Нестор по переводу Д.С.Лихачева
По разрушении же столпа и по разделении народов взяли сыновья Сима восточные страны, а сыновья Хама - южные страны, Иафетовы же взяли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 язык произошел и народ славянский, от племени Иафета - так называемые норики, которые и есть славяне.
Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон. По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: "Вот, новую дань нашли мы". Те же спросили у них: "Откуда?". Они же ответили: "В лесу на горах над рекою Днепром". Опять спросили те: "А что дали?". Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: "Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое - мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель".
Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля... Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу - родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
Задание: выделить основные предпосылки образования государства у славян и записать это в виде схемы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Теории образования Древнерусского государства
Норманнская
Центристская
Славянская
Древнерусское государство создано варягами с добровольного согласия славян. Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира.
Иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества.
Отрицается присутствие варягов на Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ – направление в изучении отечественного прошлого, сторонники которого считают скандинавов, викингов, норманнов основателями русского государства. Тезис о «призвании варягов», легший в основу теории, как и она сама, более трех веков используются в научно-политических спорах как идейное обоснование концепции о неспособности славян и прежде всего русских к самостоятельному государственному творчеству и вообще развитию без культурно-интеллектуальной помощи Запада.
Норманнская теория была впервые сформулирована немецкими учёными, работавшими в России по приглашению Петербургской АН во времена правления Анны Ивановны (вторая четверть XVIII в.), – Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и чуть позже приехавшим в Петербург А.Л.Шлецером. Описывая историю создания русского государства, они основывались на легендарном рассказе летописца из Повести Временных лет о призвании славянами на Русь варяжского конунга Рюрика, который и дал имя первой русской княжеской династии (Рюриковичи, IX–XVI вв.). Под пером этих немецких историков норманны (северо-западные племена варягов, шведских викингов) и были создателями древнерусской государственности, их представители составили основу господствующего класса древнерусского общества (князья, бояре, верхушка командного состава их дружин во «времена военной демократии»). М.В.Ломоносов, современник Байера, Миллера и Шлецера, усмотрел в выдвинутой ими теории враждебный России политический смысл и указал на ее научную несостоятельность. Он не отрицал достоверности летописного рассказа, но полагал, что под «варягами» (норманнами) следует понимать племена готов, литовцев, хазар и многих других народов, а не одних лишь шведских викингов.
В XIX в. норманнская теория приобрела в официальной русской историографии XVIII–XIX вв. характер основной версии происхождения русского государства. Норманистами были Н.М.Карамзин и мн. другие историки его времени. С.М.Соловьев, не отрицая призвания варяжских князей на Русь, не видел в этой легенде оснований для размышлений об ущемлении национального достоинства.
АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ
М. В. Ломоносов отождествлял русь (россы) с пруссами, последних причисляя к славянам. В этом Михаил Васильевич полагался в первую очередь на свое личное мнение о сходстве «их (пруссов) языка со славенским», а также ссылался на Претория и Гельмольда, почитавшим «прусский и литовский язык за отрасль славенского».
Используя «Окружное послание патриарха Фотия», он опровергал норманскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков[источник не указан 1021 день]. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», — скандинавы. Этногенез русских вообще, по его мнению, происходил на основе смешения славян и т. н. «чуди» (в терминологии Ломоносова — это финно-угры). Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера.
Основной труд по истории — «Древняя Российская история». М. В. Ломоносов сравнивает российскую историю с историей Римской Империи. Сравнительный анализ античных верований и верований восточных славян. Множество сходных элементов. По его мнению, корни формирования языческого пантеона одни и те же.
Д. И. Иловайский считал полностью легендарным. По его мнению совершенно невозможно представить чтобы славяне добровольно отдали себя в подданство другому народу. Если же произошло завоевание, то это должно было сопровождаться перемещением больших масс людей и множеством событий которые должны были оставить след во множестве источников (в частности, иностранных), но этого не произошло. Кроме того малонаселенная и неразвитая тогда Скандинавия не могла бы предоставить необходимого количества сил для такого предприятия. Во всех последующих событиях Русь выступает как достаточно организованное и имеющее опыт государство, что невозможно если представить, что завоевание произошло недавно.