Закономерности образование древнерусского государства
Закономерности образование древнерусского государства
При проведении повторительно-обобщающего урока важным является систематизация изученного материала, выделение ключевых моментов темы, выявление межпредметных связей и закрепление полученных знаний. Для достижения этих целей на уроке использованы мультимедийная презентация «Образование древнерусского государства» и компьютерный тест «Деятельность первых русских князей».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
компьютерный тест «Деятельность первых русских князей»
Учебный предмет: История России
Уровень образования студентов: представленная разработка предназначена для работы со студентами I курса, строится на хорошей знаниевой базе.
Форма учебной работы: классно-урочная; внеклассная (подготовка к экзаменам).
Описание разработки:
Задачи.
Образовательные:
повторение и обобщение знаний по теме: «Русь в 9 – начале 12 вв.»;
формирование целостного представления об основных закономерностях складывания раннего государства на примере государства Киевская Русь.
Воспитательные:
воспитание патриотизма на примере великих предков;
развитие эмоциональной сферы студентов за счет использования IT – технологий.
Студенты должны уметь:
определять роль личностного фактора в исторических процессах на основе изучения исторических источников древнерусской истории;
уметь использовать метод альтернативности исторического развития при сравнении деятельности первых русских князей;
Развивающие:
Студенты могут и должны уметь:
устанавливать взаимосвязи между историческими явлениями;
самостоятельно оценивать значение различных событий и роль в них исторических персонажей;
владеть компьютерными и тестовыми технологиями.
Роль преподавателя: преподаватель выступает главным образом в роли координатора самостоятельной деятельности студентов, составителя материалов и помощника в закреплении изученного материала.
Оборудование урока: компьютеры, мультимедиа проектор;
мультимедийная презентация Microsoft Power Point «Образование древнерусского государства», используемая в двух вариантах (в том числе с музыкальным сопровождением);
компьютерный тест «Деятельность первых русских князей». Авторская тестовая программная оболочка TestPro разработана студентом Солдатовым С., студентом группы № 11
Организация работы.
План урока:
Организационный момент.
Закономерности складывания раннего государства. Государство Киевская Русь.
Деятельность первых русских князей.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока.
При проведении повторительно-обобщающего урока важным является систематизация изученного материала, выделение ключевых моментов темы, выявление межпредметных связей и закрепление полученных знаний. Для достижения этих целей на уроке использованы мультимедийная презентация «Образование древнерусского государства» и компьютерный тест «Деятельность первых русских князей».
Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
Закономерности складывания раннего государства. Государство Киевская Русь.
Вопросы для обсуждения:
Великое переселение народов и роль славян в этом процессе. Племенные союзы восточных славян в 9 в.
Кривичи
Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи
Река Ока
Словене ильменские
Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи
Река Сож
Древляне
Река Припять
Дреговичи
Между реками Припять и Березина
Поляне
По западному берегу реки Днепр
Уличи и Тиверцы
Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне
По рекам Десна, Сейм, Сула, Северский Донец
Хорваты, Дулебы
Подунавье и Прикарпатье
Полочане
Бассейн реки Западная Двина
Волыняне, Бужане
Прикарпатье
Задание № 1 Письменно расположить восточнославянские племена по оси север-юг и восток-запад вокруг полян.
При использовании интерактивной доски или планшета возможна коллективная работа.
Задание № 2.Выявить предпосылки возникновения государства у славян.
политические (усиление роли военной знати - князь, дружина);
социальные (переход к соседской общине; участие в Великом переселение народов);
внешнеполитические (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги).
Задание № 2. Выявить особенности раннего государства: сочетание признаков государства и пережитков родового строя.
Признаки раннего государства
Родовые пережитки
Наследственная власть князя
Сохраняется вече – собрание свободных общинников
Постоянная дружина, лично преданная князю
Народное ополчение в случае необходимости
Особый суд князя
Традиционное право (кровная месть и божий суд)
Появление категорий зависимого населения (холопы, закупы, рядовичи)
Зависимость общинников ограничивается сбором дани
Задание № 3. Охарактеризовать теории возникновения раннего государства у восточных славян – славянская, норманнская. Суть спора норманистов и антинорманистов.
Формирование государства Киевская Русь – киевоцентристская, биполярная и полицентрическая теории.
Версии происхождения слова Русь.
Скандинавская Отечественная
(В.О. Ключевский, В. Томсен) (М.Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков)
Русы = норманны = варяги - от названия реки Рось,
От финского Ruotsi – Швеция впадавшей в Днепр южнее Киева.
От древнеисланд. Rohts – гребцы
Слайды из презентации показываются после обсуждения каждого вопроса и являются еще одной формой закрепления материала.
Деятельность первых русских князей.
Вопросы для обсуждения:
Кто такие Рюриковичи и родословное древо первых русских князей?
Задание № 2 Определить одной фразой историческую роль каждого из первых древнерусских князей. На вопрос ответить письменно.
Задание № 3 Выполнение компьютерного теста «Деятельность первых русских князей». Тест состоит из 30 вопросов и его выполнение рассчитано на 5 минут. Тест позволяет организовать самостоятельную работу учащихся и в динамической форме более тщательно проверить знания учащихся и закрепить полученный результат.
Подведение итогов. Домашнее задание.
Студентам представляется возможность самим проанализировать ключевые моменты урока, определить свой уровень участия в нем.
Домашнее задание: сравнить политику первых князей во внутренней и внешней политике, их роль в развитии культуры.