II. | Актуализация знаний. 1) - Сегодня у нас завершающий урок по большой теме, которую мы изучали с начала 3 четверти. Вспомните, о каком трагическом событии в жизни нашей страны мы говорили на этих уроках - читали, рассказывали, смотрели фильмы? ( «СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов») - Учитывая тему урока, с помощью опорных слов, определите цель нашего урока: Повторим Закрепим (Итак, на уроке мы повторими закрепим изученный материал о битвах, датах, именах и подвигах людей в Великой Отечественной войне.) - Но это будет не простой урок. Сегодня вы будете выполнять различные задания и сами себя оценивать. Для того, чтобы получить оценочный лист, вам необходимо ответить на один вопрос. (Каждому ученику будет задан вопрос, за правильный ответ – получаете лист самооценки). (Приложение 1). Лера – какой праздник отмечает наша страна 9 мая? Дима – победу, в какой войне отмечает страна? Игорь – когда началась Великая Отечественная война? Вадим - кто был главным врагом нашей страны в этой войне? - Итак, все приобрели оценочные листы, и мы начинаем повторять и обобщать наши знания. Проверка знаний будет состоять из 5 этапов. На каждом этапе перед проверкой будет минутка повторения. | СЛАЙД 1 СЛАЙД 2 ЛИСТЫ |
III. | Работа по теме урока. - Отправляемся в путь, с собой мы должны взять багаж знаний о Великой Отечественной войне. I этап. Работники архива. - Скажите, пожалуйста, что такое архив?(Архи́в — 1) учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов; 2) собрание письменных памятников…) -Изучая тему Великой Отечественной войны, мы узнали значение новых слов и понятий. Выберите себе листочек, прочитайте, объясните. (ЭВАКУАЦИЯ, ОККУПАЦИЯ, КАПИТУЛЯЦИЯ, БЛОКАДА, ТЫЛ, ПАРТИЗАНЫ, ПОДПОЛЬЩИКИ, КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ) (Приложение 2). Ваша задача восстановить текст. (Приложение 3). Комитет обороны разработал план э _ _ _ _ _ _ _ и крупных промышленных предприятий, их разбирали и отправляли в т _ л. На о_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _й территории советские люди организовывали п _ _ _ _ _ _ _ _ е группы, уходили в леса и там формировали п _ _ _ _ _ _ _ _ _ _е отряды. (Вадим, Игорь). В сентябре 19__ г. враг захватил подступы к Ленинграду. Началась б_ _ _ _ _ а. Связь с городом можно было осуществить только по Л_ _ _ж_ _ _ _ у озеру. Эта дорога помогла ленинградцам выжить, поэтому её назвали «Дорогой ж______». _00 дней и ночей прододжалась блокада Ленинграда. Окончательно город был о_ _ _ _ _ _ _ _ н только в 1944 г. (Лера, Дима). II этап. Даты. Работники архива верно восстановили дату начала блокады Ленинграда, это был 1941 год, а окончательно город был освобожден в 1944 г. Вспомните даты битв Великой Отечественной войны. (Карточки разрезные.) С/р Карточки «Соедини дату и событие». (Приложение 4.) Проверка (на слайде) III этап. Историческая гостиная. За каждой битвой стоят живые люди: простые солдаты, офицеры, командующие армий. Вспомните, кто участвовал в разработке и осуществлении самых крупных военных операций во время Великой Отечественной войны? (Г.К.Жуков) Я предлагаю вам вспомнить фамилии исторических деятелей, связанных с Великой Отечественной войной. Ваша задача выбрать нужные карточки и объяснить, кто это. ( Работа в парах у доски. Игорь и Лера. Вадим и Дима). (Приложение 5). ФИЗМИНУТКА С МЯЧОМ. «Дежурная буква К». (Контрнаступление, коалиция, КВ, Кошкин, капитуляция, Керчь, Клочков-Диев, «Катюша», Конев, курган, Карбышев, концлагерь, корреспондент, Курская битва, крепость.) IVэтап. Что это? -Наша игра «Дежурная буква» была повторением перед 4 этапом «Что это?».(Приложение 6.) Это самое высокое место в городе. С его высоты просматривался и простреливался весь город Сталинград. Кто владел этой высотой, тот владел городом. ( Мамаев курган). Эти реактивные орудия размещали на грузовых автомобилях. У командира реактивной батареи был приказ «В плен не сдаваться и не допускать захвата этой установки врагами». («Катюша»). Целый месяц сопротивлялись защитники крепости. У них закончились запасы продовольствия и боеприпасы. Почти весь гарнизон крепости погиб, защищая маленький клочок родной земли. (Брестская крепость). Фашисты стремились захватить Кавказ и лишить советских людей главного водного пути, по которому в центральные районы страны везли хлеб и нефть. (р. Волга). Он проходил7 ноября 1941 г., в день празднования Октябрьской революции на Красной площади в Москве. ( Парад.) V этап. Игра «Веришь, не веришь». Верно ли, что II мировая война началась 1 января 1939 г.? (-). Верно ли, что в 1939 г. части Красной армии перешли границу и напали на Финляндию? (+) Верно ли, что во время войны люди имели право свободно передвигаться по городу только до 8 ч вечера? (+). Верно ли, что 28 Панфиловцев участвовали в танковом сражении под Прохоровкой? (-) Верно ли, что к осени 1944 г. Красная армия освободила от оккупантов всю территорию нашей страны? (+). Верно ли, что торжественный парад победы состоялся в Москве 9 мая 1945 г.? (-). На листе самооценки выставьте себе оценку за урок. РЕФЛЕКСИЯ. Поднимите руку, кому на уроке было трудно выполнять проверочные задания? Кому было легко? Кто доволен своей оценкой? --Как люди в нашей стране сохраняют память о Великой Отечественной войне? Рубрика «Это интересно». В Москве на Поклонной горе 9 мая 1995 г. был торжественно открыт мемореальный комплекс Центра́льный музе́й Вели́кой Оте́чественной войны́ 1941—1945 гг. (сокращенно Музей Победы). Сосчитайте, через сколько лет после Дня Победы был открыт музей. (50 лет) Музей является уникальным мемориальным комплексом, призванным увековечить память о героизме и мужестве, проявленном советскими воинами в годы Великой Отечественной войны. - Центральное место в Мемориальном комплексе занимает главный монумент – штык с бронзовыми барельефами богини победы Никой и святого Великомученика Георгия Победоносца. Высота этого штыка отражает количество дней Великой Отечественной войны – за каждый день войны – по 10 см штыка. - Попробуйте посчитать высоту этого штыка. Сколько дней длилась Великая Отечественная война? (1418 дней) (решение арифметической задачи – 1418х10см = 14180см:100см=141м80см (это высота 35 – этажного дома). -В музее, среди прочих экспонатов, хранится Знамя Победы - красное знамя, водружённое 30 апреля 1945 года над зданием рейхстага в Берлине. - В музее Победы есть зал Полководцев, зал Славы, зал Памяти и Скорьби, диорамы, военно-историческая композиция «Путь к Победе», отдел «Книга Памяти», выставка военной техники под открытым небом. -Военное время коснулось и Нюксенского района. Более 7800 человек ушли на фронт в годы войны. Не жалея своих жизней Нюксяне сражались на фронтах и многие из них отличились храбростью и мужеством. 4 наших земляков были удостоены звания Героя Советского Союза: Болтушкин Александр Павлович, Кормановский Иван Прокопьевич, Уланов Илья Евстафьевич, Красник Иван Яковлевич. -Ребята, есть ли в нашем музее зал, где мы можем увидеть материал об участниках Великой Отечественной войны Нюксенского района? Где он находится? Как вы думаете, много ли ветеранов осталось в живых на сегодняшний день? На 9 мая 2015 г. в живых 21 ветеран, на 11 апреля 2016 г. – 12 ветеранов, на 1 января 2019 г. всего 4 ветерана, Уланов Иван Павлович в Городищне, трое в Нюксенице: Акинтьев Виталий Александрович, Закусов Николай Ильич, Коптяев Михаил Александрович. « Помните! Через века, через года, — помните! О тех, кто уже не придет никогда, — помните! -Я предлагаю почтить память всех погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания. | Молодцы! Проверка, оцените себя по баллам. На листе самооценки обведите оценку за первый этап. СЛАЙД 3 Проверка, оцени себя сам. Оцените себя. Проверка по цепочке. Оцените себя. СЛАЙД 4 СЛАЙД 5 Минута молчания. |