Урок истории по теме «Великая Отечественная война».
(Обобщающее повторение.) 11-й класс
Тема урока: Повторение по теме «Великая Отечественная война» Слайд№1
Цели урока.
II. Цель урока: обеспечить в ходе урока закрепление пройденного материала, его переосмысление и формирование на его основе мировоззренческой позиции. Поэтому урок решает ряд важных задач:
- образовательные: повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения; его систематизация и анализ;
- развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков: сформировать следующие специальные умения – отбор фактов, постановка к ним вопросов, оценка фактов; закрепить общеучебные умения и навыки – планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль; содействовать развитию воли и настойчивости в решении проблемных задач; вовлечение в дискуссию; интерес учащихся к изучаемым вопросам.
- воспитательные задачи: формирование мировоззренческой позиции учащихся с гуманистической точки зрения на события войн; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся, стоящих на пороге зрелости; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
Ход урока
- Организационный момент.
2. Вступление:
Мы перевернули последнюю страницу – война закончилась. Наступил мир. И все же осталось ощущение, что что-то мы упустили, остались сомнения и чувство недосказанности – не все события, факты, личности вошли в материал уроков.
Проблемы оценки фактов всегда существуют у историков: в любом событии есть две стороны, а может быть и три, и четыре. Какое бы из событий мы не взяли, везде есть место сомнениям: пакт Молотова-Риббентропа и «секретные протоколы» к нему, значение открытия второго фронта и как сложилась бы война в случае более раннего открытия второго фронта, блокада Ленинграда и поведение союзников и многие другие. Но история – наука строгая. П.Чаадаев когда-то написал: «История всякого народа представляет собою не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей… Эту историю создает не историк, а сила вещей…».
Слайд №2
Фронтальный опрос:
- Охарактеризуйте политику Германии во второй половине 30-х гг.?
- Расскажите о территориальных претензиях Германии накануне второй мировой войны?
- Когда, где и кем был подписан пакт о ненападении и договор о дружбе между Германией и СССР?
- Почему протоколы к пакту о ненападении были секретными? В чем их смысл?
22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, обрушилась всей мощью на советскую землю, тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. К этому времени пламя второй мировой войны, начавшейся 1 сентября 1939г. агрессией гитлеровцев против Польши, полыхало на территории многих стран. Под фашистским игом оказалась почти вся Европа.
Война продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Чем дальше уходят от нас «…те лихие, грозные года, тем чаще возникают вопросы: что это – мифы или реальность, наука или вымысел». В этих вопросах мы сегодня будем разбираться. И сегодня на уроке мы будем учиться анализировать, сравнивать и обобщать. (Слайд № 3)
Вопрос Домашнего задания : В первые дни войны Красная Армия понесла большие потери и вынуждена была отступать. В чем причины неудач Красной Армии?
Ответ : Причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны:
- Не завершено перевооружение Красной Армии;
- Ошибки руководства страны и лично Сталина в определении сроков начала войны;
- Репрессии в Красной Армии накануне войны среди командного состава;
- Военная доктрина, предусматривающая военные действия на чужой территории «Война на чужой территории малой кровью»;
- Превосходство по численности и маневренности германских войск, накопленный ими в Европе опыт широких наступательных операций.
Неудачи Красной Армии на начальном этапе войны - это жестокая правда. Сталин даже в условиях начавшейся войны не хотел верить в случившиеся. В новой доктрине войскам он предписывал «разгромить врага», но не «переходить государственной границы» с Германией, основу тактики Красной Армии составляла концепция ведения боевых действий на чужой территории; также Сталин не хотел верить сведениям разведки о сроках начала войны. Недооценка серьезности предостережений о готовящемся нападении относится к одному из величайших просчетов И.В. Сталина. Он отверг предложения советского Генштаба о нанесении упреждающего удара по развертывающимся германским войскам. Запрещалось принимать меры по повышению боеготовности приграничных округов, чтобы не спровоцировать немцев на нападение. Высший командный состав армии был ослаблен репрессиями (слайд №4). К началу войны 70 – 80% командующих округами, армиями, командиров корпусов и дивизий находились в своей должности менее года и не успели приобрести опыт руководства войсками.
Учитель: Несмотря на неудачи чувство патриотизма, так свойственное русскому человеку, сплотило на борьбу с оккупантами людей из разных социальных слоев, людей разных национальностей и верований. Уже буквально в первые дни войны были совершены подвиги советских людей. (краткие сообщения учащихся на тему «Героизм в годы войны» (слайд №5-8))
Вопрос домашнего задания: сообщение по теме « Крупнейшие военные операции в ходе Великой Отечественной войны». (слайд №9)
Вопрос: Чем завершилась Великая Отечественная война
Когда и кто с советской и германской стороны подписали акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии? (слайд №10)
Ответ детей: 9 мая в 00.43 (по московскому времени) был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии Жуковым с советской стороны, а с немецкой ее подписал генерал-фельдмаршал Кейтель. Поставили свои подписи и представители США, Великобритании и Франции. (слайд №11)
Методические материалы.
Учебная литература:
- История России XX-начало XXΙ века., Москва., «Русское слово» 2011 г.
- История второй мировой войны 1939–1945 гг., М., Воениздат, 1973-82 гг., в 12-ти томах.
- Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны. – СПб.: Питер, 2006.
- История. Обществознание. Внеклассные мероприятия. 5–11 кл. Авт-сост. Кочергина Л.Л., Волгоград, “Учитель”, 2009 г.
Интернет-ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org
- http://www.weltkrieg.ru/
- http://1941-1945.at.ua/
- http://www.pobediteli.ru/
- http://world-war.ru/
- http://9may.ru/
- http://www.podvignaroda.mil.ru