- По берегам каких рек были расположены эти государства?
(Тигр, Евфрат, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг).
Учитель: сегодня у нас урок-повторение , и мы с вами будем работать в группах. У каждой группы будет свое название – вам надо его определить, а помогут нам в этом анаграммы - это слова, в которых буквы стоят не по порядку – работа групп.
Учитель: ребята, что у вас получилось? – ответы детей.
- я предлагаю вам представить свою страну в виде синквейна ( 3-4 предложения). - - - Ребята, давайте, оценим работу каждой группы – ученики оценивают работу одноклассников.
Учитель: ребята, давайте вспомним правила игры – я задаю вопрос группе, если группа не отвечает, то у других групп есть возможность заработать балл. Готовы?
Тур I.
Терминологическая разминка:
1.Гробница египетских фараонов (пирамида)
2.Древнеегипетский письменный знак (иероглиф)
3.Денежный сбор в пользу государства (налог).
4.Скульптура льва с головой человека (сфинкс).
5.Обязательные правила поведения (законы).
6.Поселение людей, переселившихся в другую страну (колония).
7.Жрец в Индии (брахман).
8.Группы людей в Индии со своими правами и обязанностями (касты).
9.Большое сильное государство (держава).
10.Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав (рабы).
11.углубления в земле, подводившие воду к участкам (каналы).
12.Правитель в Египте ( фараон).
Тур II.
О ком идет речь?
Учитель:Определите, какие правители древности могли написать о себе приведенные ниже слова!
Я – царь, превосходящий прочих царей, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению! По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет в стране моя справедливость! Пусть мои законы не имею нарушителя! (Хаммурапи).
Я царь чью мудрость восхваляют по всему свету! Мне удалось заключить союз с фараоном Египта и женится на его дочери! Это обезопасило границы моего государства, и я с гордостью могу сказать: «Каждый жил спокойно под виноградником своим!» За то, что бог Яхве дал мне мудрое сердце воздвиг я в его честь храм и прославлял везде его имя! (Соломон).
Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце! (Ашшурбанапал).
Я сын Неба, объединив Поднебесную, принял титул первого императора династии! Обрушил мощь империи против варваров, живущих на севере, чтобы они не нарушали спокойствие империи, построил стену в десять тысяч ли! (Цинь Шихуан).
Тур III.
Исторические задачи.
Сколько лет и полных веков продолжается наша эра? Какой год был раньше: 40 год до нашей эры или 40 год нашей эры? На сколько лет раньше? Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры?
В 70 г. до н. э. поставили придорожный столб. В прошлом году его перевезли в музей, сколько лет столб простоял у дороги?
В 2005 г. были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 768 лет первое и 920 лет второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше?
В 1980 г. археологи нашли остатки древнего поселения, которое было сожжено 600 лет назад. Когда произошло это событие?
Выступление групп – оценивание.
Учитель: Очень хорошо справились с заданием.
- следующее задание называется « О чем идет речь?» - я буду давать описание предмета, а вы должны определить , что это такое,о чем идет речь.
1.- это археологи нашли почти сто лет назад;
- это сделано из твердого черного камня;
- это со всех сторон покрыто ровными рядами клинописи.
Ответ – часть плиты с текстом законов Хаммурапи – слайд 2.
2. - оно появилось в Древней Финикии;
- это смесь песка и воды;
- оно прозрачное и используется при изготовлении посуды.
Ответ – стекло – слайд 3.
3.- это было изобретено в Древней Индии;
- они белые и черные;
- они « ходят» по доске;
- фигуры были сделаны из слоновой кости.
Ответ – шахматы - слайд 4.
4. – это появилось в Древнем Китае;
- применяли в качестве лекарства;
- на вкус – горький;
- сегодня все его любят.
Ответ - чай- слайд 5.
5. -ее построили в Древнем Китае с целью защиты от кочевников-гуннов.
Ответ – Великая китайская стена - слайд 6.
6. – эту книгу евреи считали священной, а в последствии эта книга стала священной у многих ныне живущих народов.
Ответ – Библия - слайд 7.
7. – его научились изготавливать индейцы из особого тростника. Без него сегодня не обходится ни одна семья. Он очень сладкий
Ответ - сахар– слайд8.
8. – он состоял у финикийцев из 33 знаков, его у них заимствовали греки, а потом стали использовать остальные народы.
Ответ – алфавит- слайд 9.
Учитель: молодцы, ребята, поработали очень хорошо. В качестве закрепления материала я предлагаю вам выполнить тест.
Учащиеся выполняют тестовую работу.
Учитель: взаимопроверка – слайд 10.
- ребята, за каждый правильный ответ - поставьте 1 балл.
- кто полностью справился с заданием?
- кто допустил одну ошибку?
- кто допустил больше ?
Учитель: давайте подведем итог нашего урока.
Ребята, пожалуйста, пересчитайте ваши жетончики – ответы детей – оценивание.