Cтатья по теме "Нравственное и духовное воспитание учащихся с нарушением слуха на уроках истории обществознания"
Cтатья по теме "Нравственное и духовное воспитание учащихся с нарушением слуха на уроках истории обществознания"
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. Задача учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма. Воспитание патриотизма является чуть ли не самой актуальной в наше время.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Cтатья по теме "Нравственное и духовное воспитание учащихся с нарушением слуха на уроках истории обществознания" »
Нравственное и духовное воспитание учащихся с нарушением слуха на уроках истории обществознания
Колчина Тамара Алексеевна- учитель истории и обществознания
ГКС(К)ОУ «С(К)ОШИ №3IIвида г. Энгельса»
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. История это такой предмет, который участвует в процессе формирования нравственных ценностей. Сегодня политика нашего государства направлена на сохранение суверенитета и целостности нашей страны. Задача учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма. Воспитание патриотизма является чуть ли не самой актуальной в наше время. Именно люди, горячо любящие свою родину, все свою деятельность направляют на процветание.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
Учебный предмет "История России" обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников.
Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.
Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:
научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха;
взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами);
способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.
Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином. Глубокую духовно-нравственную нагрузку несёт в себе "Поучение детям" Владимира Мономаха.
На уроках мною применяются самые различные формы работы с детьми. Так в одиннадцатом классе при прохождении учащимися темы "Великая Отечественная Война" каждый ученик готовил сообщение, используя дополнительные источники: справочную литературу, Интернет, интервью с ветеранами войны и труда.
В 9 классе при изучении темы «Петр Великий» школьники обогатились новыми знаниями, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках. Так, в 6 классах при изучении темы первые Олимпийские игры в Древней Греции ,учащиеся сравнивали зимние Олимпийские игры 2014 года в Сочи и Паралимпийские игры. Сколько мужества и силы воли есть у наших спортсменов. Национальным героем стал Роман Петушков для нас. Учащиеся хотят быть на него похожими. Подвиги выдающихся русских полководцев (А. Невский, Д. Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К. Жуков),героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительными примерами нравственности и патриотизма для учеников.
После каждой большой темы отводится один урок на изучение истории родного края в данный период. Особенно приветствуется информация, которую дети почерпнули у односельчан, например, рассказ бабушек о том, как они жили в трудные годы Великой Отечественной войны, трудились, какие невзгоды выпали на их долю, как был обустроен их быт. Материал о Великом космонавте – Ю. А. Гагарине, об историческом факте –приземление из космоса на Саратовской земле.
Итак, какие духовно-нравственные качества личности необходимо сформировать у современного ученика? Прежде всего - честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Ярким примером для детей служат тексты исторических документов , древнерусские летописи, сказания.
Идет урок в 10 классе по теме "Тайные общества. Выступление на Сенатской площади". Перед учащимися репродукция картины художника Р. Р. Ференца "Восстание декабристов на Сенатской площади". Я описываю ее: "Зимний день. На берегу реки Медный всадник. У памятника Петру на Сенатской площади с ружьями наперевес застыли войска. Гремит залп. В кого стреляют солдаты? Почему здесь разыгрывается трагедия? Обо всем этом мы узнаем вскоре. Но чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, вернемся к периоду, когда разгромившие Наполеона войска возвращаются домой". Продолжаю свой рассказ, обращаю внимание, что главным стимулом возникновения освободительного движения среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Нами было проведено мероприятие к 200-летию Бородинского сражения. Учащиеся с большим интересом принимали участие и пополнили свои знания о героях этой войны.
Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. При изучении темы "Знать и рыцарство в средние века" по всеобщей истории в 8 классе дети узнают об этических нормах класса феодалов, которые использовали доходы от войн, грабежей и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов. Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые заботы о хлебе насущном он предоставлял "грубой черни". В сказаниях о рыцарях в 10 - 12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 - 14 вв., в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала "честь". Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с "благородным происхождением". Считалось, что " благородные" наделены от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и великодушны. К "неблагородным" правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в семье феодалы были грубы, жестоки. Провожу с ребятами беседу, чтобы установить современное значение нравственных понятий и терминов, о которых шла речь на уроке. Выясняем, что благородным сейчас называют человека честного и справедливого, рыцарским называем смелое и великодушное поведение. Когда в наши дни человек желает подтвердить правдивость сказанного, он дает слово "чести" - честное слово.
К урокам иногда, использую эпиграфы: "Ты хочешь стать лучше - тебя ждет дорога». «Лень преследует всех - попробуй преследовать ее сам». Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке. На уроках истории дети воспитываются историей.
Итак, учебный предмет "История России" имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей - воспитание самой личностью учителя. В. О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаешь, и того, кому преподаешь. Воспитать нравственного человека - сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.
Список литературы
1.Бахтина О.И. Нравственное воспитание в 5классе.// Преподавание истории в школе,2007,№1
2.Колесников И.А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен //Педагогика,2008, №9-ст.25
3.Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности, М.: Педагогический поиск,2002
4.Михеев Б.Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории.//Преподавание истории в школе,1989,№5