Просмотр содержимого документа
«Новая экономическая политика»
Урок по истории в 10 классе по теме: "Новая экономическая политика»
Цели и задачи урока:
Образовательная цель:
Объяснить причины введения нэпа,раскрыть его суть и определить последствия
Показать проявления кризиса политики военного коммунизма.
Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭПа, определить значение НЭПа для дальнейшего развития страны
Развивающая цель:
развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
способствовать развитию у учащихся навыков экономического мышления
сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа.
формирование навыков работы с текстом документов.
развивать навыки групповой работы.
Воспитательная цель:
воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности.
Основные термины и понятия:продналог,концессия,кооперация.
Тип урока: изучение нового материала .
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей групп с результатами своей познавательной деятельности, общее обсуждение проблемных заданий,
Средства обучения: , раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Большевики смогли вывести страну из острейшего кризиса не только с помощью насилия,а используя вариативные экономические программы,одной из которых стал нэп.
IV.Изучение нового материала.
Постановка проблемного вопроса
В чем состоят характерные черты нэпа и как они соотносятся с политикой «военного коммунизма»?
1.Общественно-политическая ситуация накануне введения нэпа.
В начале 20х гг. – в России был очевиден экономический и политический кризис.
Причины перехода к нэпу:Самостоятельная работа с текстом учебника.
Последствия Гражданской войны.
Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.
Необходимость восстановления разрушенного.
Массовые восстания крестьян, рабочих и армии.
Крушение экономической системы военного коммунизма.
Спад революционного движения на Западе.
Сообщения учащихся:
Кронштадтское выступление матросов - последняя капля в недовольстве большевиками.
Февраль – март 1921 г. – Кронштадтское восстание.
Требования восставших:
Политические – предоставить свободу слова, печати, объединений для всех левых политических партий и объединений, освободить всех советских политических заключенных в связи с рабочими и крестьянскими выступлениями, провести перевыборы в Советы на основе многопартийности. “Советы без коммунистов”.
Экономические: уравнение пайков для населения, предоставить право крестьянами распоряжаться своей землей и результатами своего труда.
Восставших пытались уговорить прекратить выступление лидеры большевиков (Калинин), но не добились результата.
В ночь с 17 на 18 марта – штурм крепости. Много погибших.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Часть восставших моряков ушла в Финляндию.
Более 2100 человек было расстреляно.
6500 человек отправлено в лагеря.
Все они реабилитированы в 1994 г.
Восстание показало необходимость перемен в политике и экономике.
2.X съезд РКП(б).Введение нэпа.
Рассказ учителя.
Работа над формированием понятий и терминов.Учащиеся записывают в словари.
Точки зрения на НЭП:
Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа.
Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.
После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП. 3.Замена продразверстки продналогом.Кооперация. Работа 1 группы(самостоятельная работа с текстом учебника)с.95-96 параграф 10. 4.Иностранные концессии. Работа 2группы стр.96 5.Финансовая реформа .Создание Госплана. Работа 3 группы,стр.97 Заслушивание выступление групп
ДОСТИЖЕНИЯ НЭПа
во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909—1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
в-четвертых, плодотворно развивалась культура.
ПРОБЛЕМЫ НЭПа
разные темпы развития промышленности и сельского хозяйства породили “ножницы цен” между городом и деревней 3 к 1. Сложился кризис перепроизводства сельскохозяйственных товаров в условиях дефицита товаров промышленности. В результата – Кризисы НЭПа ( работа с раздаточным материалом.)
Годы
Причины кризисов
Сущность
V.Закрепление материала
Работа с документами на стр.100
VI.Итоги урока. Учитель обобщает ответы учащихся;оценивает их активность на уроке. VII.Домашнее задание. Проработать параграф 10 учебника История России 10 класс ,ч.1.под ред.А.В.Торкунова М:Просвещение 2016.