kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Наука археология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока. Для углубленного изучения предмета история.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Наука археология"»

НАУКА АРХЕОЛОГИЯ Выполнила: Блинова Лидия Владимировна   2022 г.

НАУКА АРХЕОЛОГИЯ

Выполнила: Блинова Лидия Владимировна

2022 г.

Содержание

Содержание

  • 1. Археология как историческая наука и дисциплина
  • 2. Место археологии среди исторических наук о человеческом обществе
  • 3. Объем археологического знания
  • 4. Предмет и объект археологии
  • 5. Цели и задачи археологии
  • 6. Археологические памятники и их типы
  • 7. Археологические источники
  • Список источников
Слово «археология» происходит от двух греческих слов: архайос — древний, логос — наука или слово, «наука о древностях».

Слово «археология» происходит от двух греческих слов: архайос — древний, логос — наука или слово, «наука о древностях».

  • Археология — отдел исторической науки, изучающий развитие человеческого общества и закономерности этого развития преимущественно по вещественным историческим источникам. Имея в виду, что эти источники выкапывают из земли, археологию образно называют историей, вооруженной лопатой .
  • Археология — наука многосторонняя, которая изучает человека, пожалуй, полнее, чем любая другая, начиная с его становления до проявлений форм общественного сознания.
  • Археология имеет несколько ответвлений. Таковы нумизматика — наука о монетах, эпиграфика — наука о надписях на камне, сфрагистика — наука о печатях.
Археоло́гия — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Археологию можно считать как социальной наукой, так и отраслью гуманитарных наук. Археология — наука историческая по своим целям и задачам. Однако в отличие от истории, где в основе исторического процесса лежат социальные отношения, событийные факторы и экономические изменения, археология изучает исторический процесс как развитие общечеловеческих ценностей культуры в двух аспектах — материальная культура и духовная культура в ее конкретных проявлениях. Дисциплина включает в себя съёмки, раскопки и в конечном итоге анализ собранных данных, чтобы узнать больше о прошлом. Могильник скифского времени в Хакасии *
  • Археоло́гия — историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. Археологию можно считать как социальной наукой, так и отраслью гуманитарных наук.
  • Археология — наука историческая по своим целям и задачам. Однако в отличие от истории, где в основе исторического процесса лежат социальные отношения, событийные факторы и экономические изменения, археология изучает исторический процесс как развитие общечеловеческих ценностей культуры в двух аспектах — материальная культура и духовная культура в ее конкретных проявлениях.
  • Дисциплина включает в себя съёмки, раскопки и в конечном итоге анализ собранных данных, чтобы узнать больше о прошлом.

Могильник скифского времени в Хакасии *

История археологии Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Древней Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке — антропология. В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология — часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно. Основной принцип археологии — любая деятельность человека оставляет следы. !!! * !!! *

История археологии

  • Упоминание об археологии известно ещё в Древней Греции. Платон под понятием «археология» понимал всю древность. В эпоху Возрождения, под этим понятием часто упоминали историю Древнего Рима и Древней Греции. Нередко в зарубежной науке термин «археология» употребляется как часть науки о человеке — антропология.
  • В России сложилось понятие (с XIX в.), сохраняющееся до сих пор, что археология — часть исторической науки, изучающая в основном ископаемые материалы, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно.
  • Основной принцип археологии — любая деятельность человека оставляет следы.

!!! *

!!! *

В цикле наук археология занимает определенное место между антропологией и этнологией: на основе первой, как науки о человеке вообще, она возникает; для основы второй, как науки о творениях живущих поколений, служит естественным фундаментом.   Когда речь идет о древности и даже средневековье, письменных источников всегда недостаточно, и во многих случаях трудно восстановить ход событий. Так, без археологических материалов просто невозможно было бы представить историю славян, России и ее соседей в средневековье. !!! *

В цикле наук археология занимает определенное место между антропологией и этнологией: на основе первой, как науки о человеке вообще, она возникает; для основы второй, как науки о творениях живущих поколений, служит естественным фундаментом.

  • Когда речь идет о древности и даже средневековье, письменных источников всегда недостаточно, и во многих случаях трудно восстановить ход событий. Так, без археологических материалов просто невозможно было бы представить историю славян, России и ее соседей в средневековье.

!!! *

Объем археологического знания

Объем археологического знания

  • Археология – понятие очень емкое, включающее несколько взаимосвязанных обозначений. Прежде всего, это та часть истории и культуры человечества, которая представлена дошедшими до нас археологическими памятниками и предметам прошлого, это самостоятельная и историческая наука, изучающая археологические памятники и полученные в основном в ходе раскопок археологические материалы. Она имеет свой объект изучения (историю), предмет изучения (археологические памятники), свои методы изучения материалов прошлого (раскопки и различные методы исследования) и кадры специалистов (археологов). Наконец, это учебная дисциплина исторического образования, касающаяся тех периодов истории человечества, которые можно изучать, только зная археологию.
В археологии различают предмет и объект исследования Под предметом обычно понимают само древнее общество во всей его совокупности аспектов: материального, духовного, бытового, этногенетического, социального. Объекты же исследования — это прежде всего вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций. Иначе говоря, археология — это наука, изучающая историческое прошлое человечества в основном по археологизированным памятникам прошлого и вещественным источникам. Археологические раскопки на территории кремля в Угличе *

В археологии различают предмет и объект исследования

  • Под предметом обычно понимают само древнее общество во всей его совокупности аспектов: материального, духовного, бытового, этногенетического, социального.
  • Объекты же исследования — это прежде всего вещественные источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
  • Иначе говоря, археология — это наука, изучающая историческое прошлое человечества в основном по археологизированным памятникам прошлого и вещественным источникам.

Археологические раскопки на территории кремля в Угличе *

Цели археологии

Цели археологии

  • 1. Сохранение для будущего археологических памятников всего мира.
  • 2. Изучение памятников и их содержимого в контексте времени и пространства для реконструкции и описания длительных циклов культуры человечества. Описательная деятельность восстанавливает историю культуры.
  • 3. Восстановление жизненных укладов.
  • 4. Объяснение того, почему культуры изменяются или остаются прежними на протяжении длительного времени.
  • 5. Осмысление памятников, артефактов, остатков пищи и других археологических материалов и их значения для современного мира.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА АРХЕОЛОГИИ Земля хранит в себе огромное количество разнообразных вещественных материалов. Добыванием их, изучением и построением выводов о жизни людей в прошлом и занимается специальная историческая наука — археология. Задача археологии состоит в том, чтобы на основании археологических источников как можно полнее восстановить картину исторического прошлого человечества, дав ответ на вопросы: что произошло, где произошло то или иное событие, когда произошло и почему. Археологические раскопки в Gran Dolina (Атапуэрка, Испания) *

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА АРХЕОЛОГИИ

  • Земля хранит в себе огромное количество разнообразных вещественных материалов. Добыванием их, изучением и построением выводов о жизни людей в прошлом и занимается специальная историческая наука — археология. Задача археологии состоит в том, чтобы на основании археологических источников как можно полнее восстановить картину исторического прошлого человечества, дав ответ на вопросы: что произошло, где произошло то или иное событие, когда произошло и почему.

Археологические раскопки в Gran Dolina (Атапуэрка, Испания) *

В процессе археологизации появляются археологические источники, представленные памятниками и содержащимися в них комплексами. Археологические памятники — это остатки деятельности людей в ту или иную археологическую эпоху.  Все археологические памятники в прошлом были связаны в той или иной мере с деятельностью людей прошлого, будь то места поселений, погребений, места добычи камня, руды, оросительные сооружения. После того как по разным причинам они перестали быть объектами человеческой деятельности, они подвергались археологизации, т. е. стали омертвленными, изменили со временем свой вид, покрылись дерном и растительностью. Это и есть процесс образования археологических памятников — Археологизация.

В процессе археологизации появляются археологические источники, представленные памятниками и содержащимися в них комплексами.

  • Археологические памятники — это остатки деятельности людей в ту или иную археологическую эпоху.
  • Все археологические памятники в прошлом были связаны в той или иной мере с деятельностью людей прошлого, будь то места поселений, погребений, места добычи камня, руды, оросительные сооружения. После того как по разным причинам они перестали быть объектами человеческой деятельности, они подвергались археологизации, т. е. стали омертвленными, изменили со временем свой вид, покрылись дерном и растительностью. Это и есть процесс образования археологических памятников — Археологизация.

Типы археологических памятников.  Поселения.

Типы археологических памятников. Поселения.

  • 1 . Поселения , расположенные, как правило, на приречных террасах, берегах озер или древних водоемов, которых сейчас нет. Эти места содержат следы от жилищ и хозяйственной деятельности. По условиям расположения они либо открытые, не имеющие никаких специально сделанных укреплений, либо использующие только естественные особенности ландшафта (удобная береговая терраса, возвышение, овраги, ручьи, естественно закрытые пещеры в горной местности.
  • 2. Стоянки - недолговременные поселения, часто связаны с местами добычи и обработки камня, руды, кратковременных поселений скотоводов.
  • 3. Древние поселения, окруженные валами, рвами, содержащие остатки укреплений,— это городища . Они появились в эпоху бронзы и характерны для последующих эпох.
  • 4. Древние города — особый вид археологических памятников. Сюда же относятся представляющие археологическую ценность ныне существующие города и укрепленные части городов — цитадели, крепости и пространство внутри них.
Раскопки Чохского поселения * Кульчукское городище *

Раскопки Чохского поселения *

Кульчукское городище *

Погребения и погребальные сооружения

Погребения и погребальные сооружения

  • 1. Курганы . Для территории России самым массовым погребальным сооружением являются курганы, насыпи, холмы над древними могилами. Конструктивно и по внешнему виду насыпи различны: это сооружения только из земли, земли и камня или только из камня как, например, в Горном Алтае или в виде оградок из каменных плит и столбов из камня, поставленных в углах.
  • 2. Грунтовые могильники. Это так называемые грунтовые или бескурганные захоронения. Такие памятники трудно обнаружить, Их открывают часто случайно или используют естественно-научные методы при проведении разведок. Могильники, как правило, не содержат сложных сооружений — грунтовые ямы или ямы, выложенные внутри камнем или деревом; в некоторых случаях это захоронения остатков сожжения в керамических горшках, как, например, поля погребальных урн у славян.
  • 3. Гробницы — вид погребальных сооружений в основном раннегосударственных обществ. Сюда относятся египетские пирамиды, погребальные сооружения Мезоамерики, гробницы китайских императоров династии Цинь, Хань и Мин, величественные сооружения правителей Бахая на Дальнем Востоке, античные гробницы и склепы этрусков, средневековые мусульманские мавзолеи. Особенности этих сооружений: при их возведении использовался камень — долговечный строительный материал; погребение совершено в помещении внутри сооружения и к нему ведет коридор-дромос.
Варяжские сопки вдоль Волхова * Пирамида Хеопса *

Варяжские сопки вдоль Волхова *

Пирамида Хеопса *

Обряды погребений людей в прошлом

Обряды погребений людей в прошлом

  • Трупоположение. В археологии исследователи обычно встречают не труп, а скелет некогда погребенного человека и предметы, которые были с ним положены в соответствии с представлениями о «загробной жизни» и обычаями погребального культа. Трупоположение различно: вытянутое на спине, на боку, с подогнутыми ногами и согнутыми руками (в позе спящего человека) или на спине с подогнутыми ногами и с так называемыми крашеными костяками.
  • Трупосожжение — широко распространенный в археологии обряд, имеющий специфические черты: сожжение трупа внутри могильной ямы; захоронение останков сожжения, горсти углей и пепла внутри могильной ямы; погребение останков сожжения в погребальных урнах, горшках и оссуариях.
  • Кенотафы — своеобразные «погребения» без останков умершего, т. е. пустая могила. Они встречаются в разные эпохи. Существует мнение, что такой курган и могильная яма сооружались для погибшего или умершего на стороне. Тело нельзя было по каким-то причинам захоронить, его не было, а обряд погребения, видимо, совершали.
Мегалитические сооружения Известны в Испании, Португалии, Британии, Крыму, на Кавказе, в Корее и на средиземноморском побережье Африки. Дольмены — своеобразные погребальные сооружения, менгиры являлись частью погребальных конструкций, а кромлехи, вероятно, были связаны с космическими наблюдениями, как, например, знаменитое сооружение Стоунхендж в Англии. Эта группа археологических памятников относится в основном к концу каменного века и палеометаллической эпохе. Стоунхендж *

Мегалитические сооружения

  • Известны в Испании, Португалии, Британии, Крыму, на Кавказе, в Корее и на средиземноморском побережье Африки. Дольмены — своеобразные погребальные сооружения, менгиры являлись частью погребальных конструкций, а кромлехи, вероятно, были связаны с космическими наблюдениями, как, например, знаменитое сооружение Стоунхендж в Англии. Эта группа археологических памятников относится в основном к концу каменного века и палеометаллической эпохе.

Стоунхендж *

Памятники наскального искусства Представлены так называемой пещерной живописью (полихромные изображения), которая относится к древнекаменному веку (палеолиту), и наскальным искусствам открытого типа более позднего периода (в некоторых местах они «доживают» до современности). Памятники наскального искусства находятся на поверхности, они открыты, поэтому не являются в полной мере археологическими. Характерные для них изображения той или иной эпохи являются материализованной в рисунках духовной культурой. В этом их особенность. Бизоны пещеры Фон-де-Гом *

Памятники наскального искусства

  • Представлены так называемой пещерной живописью (полихромные изображения), которая относится к древнекаменному веку (палеолиту), и наскальным искусствам открытого типа более позднего периода (в некоторых местах они «доживают» до современности).
  • Памятники наскального искусства находятся на поверхности, они открыты, поэтому не являются в полной мере археологическими. Характерные для них изображения той или иной эпохи являются материализованной в рисунках духовной культурой. В этом их особенность.

Бизоны пещеры Фон-де-Гом *

Памятники хозяйственной деятельности Места добычи камня, древние рудные выработки в горных местностях, возникшие в палеометаллическую эпоху, места выплавки металла, остатки оросительных сооружений, древние дороги в ряде районов Средней Азии, Южной Сибири, Кавказа и Крыма. Памятниками хозяйственной деятельности являются производственные объекты в археологических комплексах городского типа античной эпохи, средневековья, раннегородских образований Среднеазиатского региона и крупных поселений раннего железного века. Это археологические остатки объектов ремесленного производства — керамического, бронзолитейного, кузнечного, кожевенного. Мастерскую по обработке янтаря конца XIII - начала XIV века, Болгарское городище *

Памятники хозяйственной деятельности

  • Места добычи камня, древние рудные выработки в горных местностях, возникшие в палеометаллическую эпоху, места выплавки металла, остатки оросительных сооружений, древние дороги в ряде районов Средней Азии, Южной Сибири, Кавказа и Крыма.
  • Памятниками хозяйственной деятельности являются производственные объекты в археологических комплексах городского типа античной эпохи, средневековья, раннегородских образований Среднеазиатского региона и крупных поселений раннего железного века. Это археологические остатки объектов ремесленного производства — керамического, бронзолитейного, кузнечного, кожевенного.

Мастерскую по обработке янтаря конца XIII - начала XIV века, Болгарское городище *

Пещерные памятники Многие археологические памятники расположены в пещерах. С пещерами связаны палеолитическая живопись и поселения, чаще палеолитические, которые находились внутри пещер или на площадках перед входом в пещеру. Пещеры использовались в культовых целях и в более поздние времена. Такие памятники встречаются в горах, в карстовых отложениях. В пещерах встречаются и погребения. Например, одно из самых ранних погребений человека среднего палеолита — неандертальца — было обнаружено в пещере Тешик-Таш. Череп неандертальской девочки найденный в пещере Тешик - Таш *

Пещерные памятники

  • Многие археологические памятники расположены в пещерах. С пещерами связаны палеолитическая живопись и поселения, чаще палеолитические, которые находились внутри пещер или на площадках перед входом в пещеру. Пещеры использовались в культовых целях и в более поздние времена. Такие памятники встречаются в горах, в карстовых отложениях. В пещерах встречаются и погребения. Например, одно из самых ранних погребений человека среднего палеолита — неандертальца — было обнаружено в пещере Тешик-Таш.

Череп неандертальской девочки найденный в пещере Тешик - Таш *

Архитектурно-археологические памятники Это цитадели и кремлевские комплексы средневековья в древних городах; замковые постройки, архитектурно-религиозные комплексы, городские укрепления. Крепость Орешек *

Архитектурно-археологические памятники

  • Это цитадели и кремлевские комплексы средневековья в древних городах; замковые постройки, архитектурно-религиозные комплексы, городские укрепления.

Крепость Орешек *

Каменные изваяния Принадлежат разным археологическим эпохам, известны от энеолита и до средневековья (древнетюркские, половецкие и печенежские каменные бабы). Они различны по изображению, назначению, функциям. В одних случаях каменные изваяния связаны с погребальными комплексами и являлись их частью, в других — это полностью самостоятельные монументально-изобразительные памятники. Парк-музей половецких баб (Луганск) *

Каменные изваяния

  • Принадлежат разным археологическим эпохам, известны от энеолита и до средневековья (древнетюркские, половецкие и печенежские каменные бабы). Они различны по изображению, назначению, функциям. В одних случаях каменные изваяния связаны с погребальными комплексами и являлись их частью, в других — это полностью самостоятельные монументально-изобразительные памятники.

Парк-музей половецких баб (Луганск) *

Каменные изваяния

Каменные изваяния

  • Выделяются несколько больших типологических и хронологических групп:
  • • стелы энеолита и ранней бронзы, на поверхности которых выбиты сложные изображения из растительных, животных и солярных символов;
  • • изображения поздней бронзы и раннего железного века, так называемые оленные камни. Они антропоморфны, передают в камне в общих чертах фигуру человека; по всей поверхности камня изображены стилизованные летящие олени с вытянутыми мордами;
  • • тюркские антропоморфные изображения с поясом, с сосудом или птицей в руках;
  • • изображения, принадлежащие средневековым скотоводческим народам, также антропоморфны, здесь иногда показаны особенности лица, деталей одежды, аксессуаров.
Клады Есть два понятия клада — бытовое, когда речь идет о специально спрятанных драгоценных предметах или монетах, и профессиональное, археологическое, связанное с археологическими предметами (вооружение, орудия труда, ценная посуда). Клады могут быть спрятаны по каким-либо причинам и оставлены их владельцами или погребены в результате катастроф. Клады как археологические памятники имеют следующие особенности: они занимают, как правило, небольшую территорию, никак не обозначены и содержат предметы обычно одного периода или археологической культуры, но всегда более ранние по происхождению, чем время, когда они стали кладом. Клад хозяйственного инвентаря, IX в., городище Холопий городок *

Клады

  • Есть два понятия клада — бытовое, когда речь идет о специально спрятанных драгоценных предметах или монетах, и профессиональное, археологическое, связанное с археологическими предметами (вооружение, орудия труда, ценная посуда). Клады могут быть спрятаны по каким-либо причинам и оставлены их владельцами или погребены в результате катастроф. Клады как археологические памятники имеют следующие особенности: они занимают, как правило, небольшую территорию, никак не обозначены и содержат предметы обычно одного периода или археологической культуры, но всегда более ранние по происхождению, чем время, когда они стали кладом.

Клад хозяйственного инвентаря, IX в., городище Холопий городок *

Эпиграфические памятники Сохранившиеся каменные стелы с надписями разных эпох, имеющие историческую ценность. На территории России и стран СНГ встречаются древнегреческие и римские, древнетюркские, славянские, армянские и грузинские клятвы, документы, законы и посвящения, намогильные эпитафии и указатели. Их нельзя назвать в полном смысле слова археологическими памятниками, так как в большинстве случаев эпиграфические памятники не являются результатом раскопок, не имеют отношения к «культурному» слою, хотя связаны с той или иной археологической эпохой или археологическим комплексом (античное поселение, погребение). Стела в Стране Басков *

Эпиграфические памятники

  • Сохранившиеся каменные стелы с надписями разных эпох, имеющие историческую ценность. На территории России и стран СНГ встречаются древнегреческие и римские, древнетюркские, славянские, армянские и грузинские клятвы, документы, законы и посвящения, намогильные эпитафии и указатели. Их нельзя назвать в полном смысле слова археологическими памятниками, так как в большинстве случаев эпиграфические памятники не являются результатом раскопок, не имеют отношения к «культурному» слою, хотя связаны с той или иной археологической эпохой или археологическим комплексом (античное поселение, погребение).

Стела в Стране Басков *

Памятники подводной археологии Это остатки прибрежных поселений прошлого, могильники и наскальные изображения, которые находятся под водой, затонувшие корабли разных археологических эпох. В настоящее время известно довольно много объектов подводной археологии на побережье Черного моря и в бассейне Средиземного, в Передней Азии, Северной Африке, на юге Европы, на балтийском побережье, в странах Юго-Восточной Азии. !!! *

Памятники подводной археологии

  • Это остатки прибрежных поселений прошлого, могильники и наскальные изображения, которые находятся под водой, затонувшие корабли разных археологических эпох. В настоящее время известно довольно много объектов подводной археологии на побережье Черного моря и в бассейне Средиземного, в Передней Азии, Северной Африке, на юге Европы, на балтийском побережье, в странах Юго-Восточной Азии.

!!! *

Археологические источники Археологический памятник становится археологическим источником только в результате раскопок, полевых археологических исследований или других исследовательских процедур. Полученный таким образом комплекс материалов представлен чертежами, фото- и видеоматериалами, дневниковыми записками, коллекциями полученных предметов и взятыми на анализ образцами. Артефакты с раскопок из Салехарда *

Археологические источники

  • Археологический памятник становится археологическим источником только в результате раскопок, полевых археологических исследований или других исследовательских процедур. Полученный таким образом комплекс материалов представлен чертежами, фото- и видеоматериалами, дневниковыми записками, коллекциями полученных предметов и взятыми на анализ образцами.

Артефакты с раскопок из Салехарда *

Предметные источники (артефакты)

Предметные источники (артефакты)

  • Орудия труда . Эта группа предметов включает первые примитивные сделанные из окатанных камней-галек орудия труда, более совершенные ручные рубила, остроконечники, резцы. К более поздним эпохам относятся каменные топоры и тесла, ножи, гарпуны, рыболовные крючки, остроги, серпы, зернотерки, наконечники мотыг, сошников, кузнечный инструмент, приспособления и инструменты ремесленников.
  • Предметы быта . Это ножи, проколки, шилья, иглы, каменные подставки и огромное множество фрагментов керамических сосудов.
  • Вооружение. К ним можно отнести каменные, костяные, бронзовые и железные наконечники стрел, наконечники копий (дротиков), кинжал — оружие с лезвием, ручкой и перекрестием между ручкой и лезвием, щиты, шлемы, панцирные защитные приспособления человека и коня являлись защитными приспособлениями.
  • Украшения. Эту группу источников составляют, как правило, личные предметы: кольца, браслеты, шейные гривны, ножные украшения, различные нашивки, многочисленные бусы, подвески, пронизки, художественно-символические предметы. Они сделаны из кости, камня, раковин каури, отлиты из металла.
Список источников

Список источников

  • Авдусин Д. А. А18 Основы археологии: Учеб. для вузов по спец. «Ист. рия». — М.: Высш. шк., 1989. — 335 с
  • А.И. Мартынов. Археология. Учебник 4 изд. М.: Высш.шк, 2000, 439 с.
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
  • http://kursak.net/arxeologiya-eyo-mesto-sredi-istoricheskix-nauk/
  • Археология. В начале. Фаган Брайан М. https://history.wikireading.ru/275530
  • https://studme.org/14000507/kulturologiya/arheologicheskaya_periodizatsiya_istorii_chelovechestva
  • Петров Н.И. Археология. СПБ.: СПбКО, 2008. – 232 с. Учебное пособие https://arheologija.ru/petrov-arheologiya/
  • Археология: Учебник/А.И. Мартынов. — 5-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 2005. https://arheologija.ru/martyinov-arheologiya/
  • https://studopedia.org/5-102789.html
  • https://archaeology.nsc.ru/sibirskie-arheologi-nashli-v-hakasii-netronutyj-mogilnik-skifskogo-vremeni/
  • https:// www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Frg.ru%2F2020%2F10%2F21%2Fdvorec-v-biblejskom-gorode.html&psig=AOvVaw3dPva0HYmlI7l5l4GtgeaQ&ust=1634817298869000&source=images&cd=vfe&ved=0CAwQjhxqFwoTCND3xJb32PMCFQAAAAAdAAAAABBP
  • https:// www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fpaleohunters.ru%2Fblog%2Farticle%2Fpaleontologiya-arheologiya%2F&psig=AOvVaw3dPva0HYmlI7l5l4GtgeaQ&ust=1634817298869000&source=images&cd=vfe&ved=0CAwQjhxqFwoTCND3xJb32PMCFQAAAAAdAAAAABBV
  • https:// www.archaeolog.ru/ru/about/history/expeditions-1990-present/raskopki-chokhskogo-poseleniya-ia-ran
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%87%D1%83%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_% D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%89%D0%B5
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD#/media/% D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:VolkhovRiverMounds.jpg
  • https:// www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=2757
  • https://worldrockart.ru/risunki/naskalnaya-zhivopis-epohi-paleolita /


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Наука археология"

Автор: Блинова Лидия Владимировна

Дата: 29.04.2022

Номер свидетельства: 605978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "УМК Перспектива, конспект урока по теме : "Путешествие с археологами". "
    ["seo_title"] => string(76) "umk-pierspiektiva-konspiekt-uroka-po-tiemie-putieshiestviie-s-arkhieologhami"
    ["file_id"] => string(6) "159204"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421858370"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по истории Казахстана по теме "Путешествие в историю" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-istorii-kazakhstana-po-tiemie-putieshiestviie-v-istoriiu"
    ["file_id"] => string(6) "193855"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427704703"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация к уроку по истории Казахстана на тему: "О науке истории" "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-k-uroku-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-o-naukie-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "173349"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423982986"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок окружающего мира. Как человек познает окружающий мир "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-kak-chieloviek-poznaiet-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "200492"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428846482"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока технологии на тему: «Кошки»"
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_tiekhnologhii_na_tiemu_koshki"
    ["file_id"] => string(6) "459343"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1519490853"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства