kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В XVII в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотреть народные движения в 17в. соляной бунт, медный бунт, востание Степана Разина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В XVII в.»

УРОК 28. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В XVII в. (§ 20)

Основные вопросы изучения материала

1) Причины народных выступлений.

2) Соляной бунт.

3) Восстание в Пскове и Новгороде.

4) Медный бунт.

5) Восстание Степана Разина

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 20. Карта «Народные движения в России в XVII в.»

Основные понятия и термины

Соляной бунт. Медный бунт. Беженцы. «Прелестные грамоты». «Поход за зипунами»

Основные даты

1648 г. — Соляной бунт. 1650 г. — восстание в Пскове. 1662 г. — Медный бунт. 1667—1669 гг. — «поход за зипунами». 1670—1671 гг. — восстание С. Разина

Персоналии

Степан Разин. Василий Ус. Фёдор Шелудяк. Ю. Барятинский

Домашнее задание

Учебник, § 20.

*Напишите эссе о Степане Разине на тему «Человек огромной воли и бурных страстей...». Используйте художественную литературу


Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

В. О. Ключевский писал, что Россия XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.». В чём вы видите противоречивость этого высказывания? Почему XVII в. назвали «бунташным»?

Аргументировать выводы и суждения для расширения опыта цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Приведите примеры социальных протестов в Западной Европе.

Изложите проблемы социально-экономического развития России XVII в. Решались ли они властями?

Привлекать межкурсовые, предметные знания.

Определять основные проблемы развития страны

Беседа

Содержательно-операционный

Назовите формы социального протеста XVII в. Какие городские восстания XVII в. вы знаете? Определите их особенности и значение. Назовите причины поражения восстания под руководством С. Т. Разина.

Прочтите фрагмент «Сообщения касательно подробностей мятежа, недавно произведённого в Московии Стенькой Разиным» (см. дополнительный материал). Как сам Разин определял мотивы своего участия в восстании?

Прочтите фрагмент «Третьего путешествия» Я. Стрёйса (см. рубрику «Изучаем источник»). Какие обещания раздавал народу Разин? Составьте рассказ о восстании С. Т. Разина. Используйте памятку по характеристике восстаний, материалы учебника, иллюстрации, карту, высказывания историков, документы.

Можно ли назвать восстание Степана Разина многонациональным? Подтвердите свою точку зрения цитатами из текста параграфа

Называть причины, особенности исторических событий.

Определять мотивы поступков, цели деятельности исторической персоналии.

Различать достоверную и вымышленную информацию, представленную в источнике.

Составлять рассказ на основе 2—3 источников информации, используя памятку. Участвовать в обсуждении оценок исторических процессов и явлений.

Аргументировать выводы на основе материалов параграфа

Работа с учебником, документом, картой.

Рассказ.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Определите особенности проявления социального протеста в России XVII в. В чём его основные причины?

Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVII в.? Почему на борьбу стали активно подниматься горожане? Каковы были последствия этих движений? Расскажите о Соляном и Медном бунтах в Москве. Почему они получили такие названия?

Дайте характеристику Степана Разина. Предварительно составьте план. Используйте дополнительные источники информации.

Докажите на примерах, что XVII в. не зря называют «бунташным»

Определять причины и особенности исторических событий и процессов. Давать оценку последствиям исторического события, процесса. Составлять рассказ, используя памятку.

Характеризовать деятельность исторической персоналии по плану. Употреблять эмоционально окрашенные атрибуты речи. Выражать собственное отношение при оценке поступков людей.

Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров

Рассказ.

Характеристика личности.

Беседа

Дополнительный материал

В исторической науке существуют различные подходы к оценке восстания под предводительством С. Т. Разина.

Некоторые авторы предполагают, что это выступление было своеобразной местью за казнённого в 1665 г. брата Разина Ивана, который самовольно покинул фронт во время русско-польской войны.

С. М. Соловьёв видел в восстании Степана Разина анархию, бунт, самих восставших называл «ворами». Он считал, что причина восстания кроется в казачестве, имевшем основной доход от набегов на «бусурманские берега». После того как Крымское ханство закрыло казачеству дорогу в море, а в руках Русского государства оказалось устье Волги, их «огромная шайка опрокидывается внутрь государства в надежде воспользоваться его неприготовленностью и поднять низшие слои народа на высшие». Размах движения историк объясняет привлекательностью казачества, в глазах восставших живущего богато, раздольно.

И. И. Костомаров видел в восстании Степана Разина казацкий мятеж, к которому примкнула «голытьба». Массовость этого движения, по мнению Костомарова, связана с тем, что Разин обещал «всем русским людям казацкую волю», поэтому его поддержали «люди, лишённые крова, зачастую голодные, готовые на всякий разбой». Завершая повествование о восстании, историк пишет: «Окончилась кровавая драма, имевшая значение попытки ниспровергнуть правление бояр и приказных людей, со всяким тяглом, с поборами и службами, и заменить старый порядок иным — казацким, для всех равным, выборным, общенародным».

Историки 50—80-х гг. XX в.

Восстание Разина характеризовалось как прогрессивное явление, потому что оно наносило удар по господствующему в стране феодальному строю. Борьба народных масс была направлена против феодальной собственности на землю. Историки отмечали, что восстание С. Т. Разина может составлять предмет гордости русского народа.

Историки 90-х гг. XX в.

Крестьянская война во главе со Степаном Разиным — это поход за волей, но осуществлялся он в грубой, агрессивной, примитивной форме. В ходе него внедрялись отношения, суть которых заключается в насильственном изъятии имущества и ценностей и разделении их поровну, «по справедливости». Восстание Разина — крайняя форма народного протеста, стихийный порыв доведённых до отчаяния людей. Это время можно назвать трагической страницей русской истории.

В фольклоре

Ты взойди, взойди, красно солнышко,

Над горой взойди над высокою,

Над дубравушкой над зелёною,

Над урочищем добра молодца,

Что Степана свет Тимофеевича

По прозванью Стеньки Разина.

Ты взойди, взойди, красно солнышко,

Обогрей ты нас, людей бедных,

Добрых молодцев, людей беглых:

Мы не воры, не разбойнички,

Стеньки Разина мы работнички.

Фрагмент из «Сообщения касательно подробностей мятежа, недавно произведённого в Московии Стенькой Разиным»

Стенька пускался на всякие злодейские уловки, дабы сокрушить Российское государство и прельстить простой народ. В числе прочих хитростей измыслил он снарядить два судна, одно из них было выложено изнутри красным бархатом, и Стенька известил всех, что на судне том находится блаженныя памяти царевич Алексей Алексеевич, старший сын великого государя, который скончался ещё в году 1670 января 17 дня на глазах отца своего... с превеликой дерзостью Стенька объявил, будто царевич жив и бежал к нему. И чтобы приукрасить свою ложь, держал он на судне том отрока лет 16, потомка одного из черкесских князей... Стенька пустил слух, будто царевич, бежав от злодейских рук бояр и князей, укрылся у него, присовокупляя, что он, Стенька, по велению великого государя идёт предать смерти всех бояр, дворян, правителей и других высоких особ (наиболее приближенных к царю) как изменников и врагов своей страны...

Литература для написания эссе о Степане Разине (любое издание)

Ключевский В. О. Исторические портреты.

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.

Сахаров А. Н. Степан Разин (Хроника XVII в.).

Чистякова Е. В., Соловьёв В. М. Степан Разин и его сподвижники. Чапыгин А. И. Разин Степан; Гулящие люди (романы).

Шукшин В. М. Я пришёл дать вам волю (роман).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В XVII в.

Автор: Обухова Надежда Николаевна

Дата: 07.11.2019

Номер свидетельства: 526090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект урока истории  и презентация "Народные движения XVII века в России""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekturokaistoriiipriezientatsiianarodnyiedvizhieniiaxviiviekavrossii"
    ["file_id"] => string(6) "270223"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451040665"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Народные движения тестовое задание"
    ["seo_title"] => string(41) "narodnyie-dvizhieniia-tiestovoie-zadaniie"
    ["file_id"] => string(6) "253370"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447590161"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Тема: «Народные движения в 17 веке в России»"
    ["seo_title"] => string(43) "tema_narodnye_dvizheniia_v_17_veke_v_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "555637"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597219687"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Народные движения в России в середине XVII века"
    ["seo_title"] => string(55) "narodnyie_dvizhieniia_v_rossii_v_sieriedinie_xvii_vieka"
    ["file_id"] => string(6) "421526"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497332482"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) ""Народные движения в XVII веке""
    ["seo_title"] => string(31) "narodnye_dvizheniia_v_xvii_veke"
    ["file_id"] => string(6) "598279"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1642598114"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства