Освоить знания о периодах и месте создания государств найманов и кереев, территории расселения племени жалаиров, их политическом строе и хозяйственной деятельности. Продолжить воспитательные и развивающие цели предыдущих уроков, развивать стремление к изучению родного края.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, рисунки, летописи о казахских племенах и родах.
Вид урока: Смешанный (рассказ, путешествие, самостоятельная работа). Проверка домашнего задания.
Просмотр содержимого документа
«Найманы, кереи, жалаиры»
Тема: Найманы, кереи, жалаиры
Цели:
Освоить знания о периодах и месте создания государств найманов и кереев, территории расселения племени жалаиров, их политическом строе и хозяйственной деятельности. Продолжить воспитательные и развивающие цели предыдущих уроков, развивать стремление к изучению родного края.
Оборудование урока: Карта, хронологическая таблица, рисунки, летописи о казахских племенах и родах.
Вид урока: Смешанный (рассказ, путешествие, самостоятельная работа). Проверка домашнего задания.
1. Организационный момент (2 минуты). 2. Опрос домашнего задания (10 минут) по вопросам к §10. 3. Объяснение нового материала (18 минут).
1. Путешествие в страну найманов. Учитель «приводит» своих воспитанников в страну найманов. Во время путешествия учитель объясняет происхождение названия «найман», рассказывает о ханах государства найманов - Наркеше Даяне, Инанч-бильге, рассказывает об их деятельности по укреплению государства, о политическом положении в эпоху Чингисхана. Ученики узнают о распрях в ханстве, о причинах междоусобиц и приходят к пониманию: раскол и распад государства найманов были вызваны борьбой за власть и внутренними междоусобицами. Далее знакомятся с борьбой найманских ханов Даяна и Кучлука против монгольских завоевателей во главе с Чингисханом и их поражением в этой войне. 2. Путешествие в страну кереев. Следующий пункт путешествия учащихся - страна кереев. Изучая карту, ученики знакомятся с территорией Керенского государства и соседними странами, среди них и Монгольское государство. Учитель рассказывает об общественном строе Керейского государства, об этническом составе страны, периоде существования Керейского государства, о политической борьбе в нем, о политике, которую вели керейские ханы, о взаимоотношениях между кереями и Чингисханом, о нашествии на них монголов и распаде государства. Учитель также знакомит учеников с историческими сведениями о кереях, говорит о важной научной ценности этих документов. 3. Путешествие в страну жалаиров. Учитель, «путешествуя» вместе с учениками по стране жалаиров, рассказывает и о соседних странах. При этом дети узнают о деятельности Жамуки, много сделавшего для объединения жалаирских родов и племен, о взаимоотношениях жалаиров с Чингисханом.Во время «путешествия» учитель рассказывает о политическом строе трех племен, о системе управления войсками в них, о хозяйстве, жизни и быте этих племен.
4. Самостоятельная работа (5 минут). Самостоятельная работа по §10 и хронологической таблице для заполнения необходимых разделов. Следующее задание: решить кроссворд «Казахстан».
1. Вождь племени жалаиров. 2. Столица государства найманов. 3. Древний тюркский город на юго-востоке Казахстана. 4. Имя найманского хана. 5. Кем объявил себя Жамука на курултае родов и племен? 6. Имя знаменитого монгольского великого хана. 7. Десятитысячный военный отряд тюрков. 8. Крупное тюркское племя. 9. Слово «восемь» в переводе на монгольский язык.
Заключение (подведение итогов - 5 минут).
Вопросы и задания
Покажите на карте территории расселения трех племен - найманов, кереев, жалаиров.
Расскажите о политическом строе и системе правления племен.
Опишите хозяйство и быт этих племен.
Каким было политическое положение в Найманском государстве?
А в Керейском государстве?
Что вы узнали о племени жалаиров?
Какими были взаимоотношения трех племен с Чингисханом?
Оценка знаний учащихся. Домашнее задание: Внимательно прочитать §11 и запомнить его содержание.