kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Начало Северной войны. Конспект урока в 7 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является первым в теме Северная война. Конспект урока истории 7 класс "Начало Северной войны" составлен в рамках технологии проблемно-диалогового обучения. На уроке используются презентация, видео фрагмент "Нарва", документальные материалы, маршрутный лист ученика. Ученики работают индивидуально, в парах, группах, выполняют задания, направленные на формирование предметных и метапредметных УУД. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Начало Северной войны. Конспект урока в 7 классе.»













Вукста Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №25» города Череповца Вологодской области





Разработка урока истории на тему: «Начало Северной войны» 7 класс

















Цель урока: знакомство с событиями начала Северной войны

Задачи урока:

Образовательные: 1) проанализировать цели участия России в Северной войне;

2) рассмотреть основные сражения начала северной войны и выделить их итоги.

Развивающие: 1) развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и текстом исторического источника

2) уметь составлять схему, логическую цепочку

3) обобщать, систематизировать, анализировать, сравнивать, делать вывод,

4) использовать грамотно построенную речь, анализировать и преобразовывать ее;

5) развивать познавательные и интеллектуальные способности, применять полученные ранее знания.

Воспитательные: 1) формирование способности к духовному развитию реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

2) овладение формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Социализации: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.

Тип урока: открытия нового знания

Необходимое оборудование:

- учебник «История России 17-18 в.» Е.В. Пчелов

-презентация (Приложение1), видео «Нарва»

-маршрутные листы для учеников

ПЛАН УРОКА.

1. Причины войны. Складывание Северного союза .

2. Начало войны. «Нарвская конфузия»

3. Меры Петра I по созданию армии и флота.

4. Первые победы и их значение.

Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вам предстоит выступить в роли исследователей. Я хочу пожелать вам активной и плодотворной работы на уроке, успехов на пути открытия новых знаний. Работать вы будете в маршрутных листах, подпишите их.

И первое, что мы с вами должны сделать – определить тему урока.

Откройте карту №2 Европейская часть России в 17в. и карту №3 Европейская часть России при Петре 1.

Внимательно изучите легенду карт и ответьте на вопросы:

1)Как изменилась территория России к 1725г. по сравнению с 17в.?

2)Какие изменения произошли с северо-западными границами?

3)Почему для России было очень важно завладеть этими землями?

4)Какой стране они принадлежали?

5)Как вы думаете, Россия могла получить эти земли мирным путём?

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема. Война России со Швецией или Северная война (доска)

Из анализа карты мы с вами можем предположить результат Северной войны. Каков он? Предлагается ряд дат: 1558-1583, 1656 -1661 г.г. Что значат эти даты?

Чем закончились эти войны? (Ливонская война, русско-шведская война, неудачные попытки выйти в Балтику)

Какую проблему мы с вами можем определить? Кто догадался? (16, 17 веках получить выход в Балтику не удалось, в 18в. удалось)

Проблема. Почему именно в н. 18 века Россия сумела получить выход в Балтийское море? (маршрутный лист)

Какие вопросы мы должны будем рассмотреть для решения проблемы?

Причины войны

  1. Основные события Северной войны?

  2. Итоги начального периода войны (Северную войну изучаем на трех уроках)

?1. Почему началась Северная война? (причины)

1) Выход к каким морям был важен для России?

2) Под силу ли было для России одновременно бороться за выход в Чёрное и Балтийское моря?

3) С какой целью было организовано Петром 1 Великое посольство? Удалось ли создать союз против Турции? Какое решение принял Пётр 1?

Мы нашли частично объяснение, почему Петр сначала начал войну со Швецией.

Назовите причину войны России со Швецией.

1. необходимость получить выход в Балтийское море для успешного развития экономики и установления тесных связей с Европой.

А теперь обратимся к документу "Рассуждения..." о причинах Северной войны, написанного дипломатом П. П. Шафировым (смотри маршрутный лист), сформулируйте ещё одну причину войны:

"Что …. Карельская и Ижорская земли... издревле во Всероссийской империи принадлежали, то не могут и сами шведы отрицать. …город Юрьев Ливонский, по-немецки Дерпт... от российского великого князя Ярослава-Георгия, в лето от Рождества Христова 1026, по российским верным летописцам, создан, и во имя его Юрьев наречен. … и Ревель в российских летописцах Колыванью называется... "

2. вернуть исконно русские земли

И так, мы определили с вами причины войны (1. необходимость получить выход в Балтийское море для успешного развития экономики и установления тесных связей с Европой, 2. вернуть исконно русские земли)

? 2. Послушайте ист. справку и подумайте:

1)Могла Россия в одиночку справиться с противником?

2) Какие страны вошли в союз против Швеции?

3)Почему Пётр I решил побороться за Балтику? Какие новые факты вы узнали? Какой вывод мы можем сделать?

(не забудьте о заполнении маршрутного листа)

Выступление ученика «Мы с вами знаем, что Россия отставала по важным показателям экономики от передовых стран Западной Европы. Страна не могла быстро развиваться по нескольким причинам, в том числе и потому, что не имела выхода в море. На юге выход к нему контролировала Турция, а на севере – Швеция. Эти страны не собирались отдавать выход к морю России. Поэтому война с ними была неизбежна. Без союзников это было сделать сложно, поэтому во время Великого посольства Россия нашла их, но не против Турции, а против Швеции. Швеция к началу 18 века – самое могущественное государство Северной Европы. Швеция стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. Для борьбы со Швецией в 1699 г. был создан Северный союз, в него вошли Россия, Дания, Саксония, Речь Посполитая. В Европе к началу XVIII в назревала еще одна война за испанский престол. В это время умер бездетный король Испании. Он завещал престол внуку Людовика XIV, короля Франции. Испания имела много колоний. Ее богатства привлекали Англию, Австрию и Голландию. Эти государства готовились к войне с Францией, и вмешаться в дела на севере Европы не могли. Для России и ее союзников создалась благоприятная обстановка, и она вместе с ними решила начать войну против Швеции» (по ходу выступления оформляет схему Северный союз)

Мы выяснили, что международная обстановка в начале XVIII века была благоприятной для России, так как европейские державы не могли вмешиваться в конфликт между Россией и Швецией. Как только Россия получила известие о подписание мира с Турцией в 1700г. сроком на 30 лет, она объявила войну Щвеции.

Давайте мысленно перенесёмся с вами в 18 век, к крепости Нарва (найдите на карте), и вот мы с вами в русском лагере, где 35тысяч отважных солдат готовятся к штурму крепости. На помощь осаждённым спешит их любимый король Карл XII, который только что разбил датчан и лишил тем самым Петра одного союзника, в активе у Карла всего около 10 тыс. против 35 тыс. русских.

Предположите, каков должен был быть итог битвы? (Имея такое численное превосходство, русские должны были победить под Нарвой). Поскольку мы с вами сегодня занимаемся исследованием событий Северной войны, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент «Нарва», поработать в четверках и проверить ваши предположения, прочитав текст документа, который у вас в маршрутном листе. Назовите причины произошедшего.

Видео «Нарва»

Работа в четверках:

В.О. Ключевский. Полный курс лекций, лекция I.XI

Войну начали кое-как, спустя рукава. Намечены были ближайшие цели, но не было разработанного плана. За 5 месяцев до разрыва Пётр I приторговывал продажные пушки у шведов, с которыми собирался воевать. Двинутая под Нарву армия, численностью около 35 тысяч, состояла большей частью из новобранцев под командой плохих офицеров и иноземных генералов, не пользовавшихся доверием. Стратегических путей не было; по грязным осенним дорогам не могли подвезти ни снарядов, ни продовольствия. Начали обстреливать крепость, но пушки оказались непригодными, да и те скоро перестали стрелять за недостатком пороха. Осаждающие, по словам очевидца, ходили около крепости, как кошки, около горячей каши; мер против наступления Карла XII не приняли. В злую ноябрьскую вьюгу король подошёл к русскому лагерю, и 8-тысячная бригада разнесла русский корпус. Российская армия потеряла всю артиллерию, 6 тыс. убитыми, в плен попали 79 офицеров, в том числе 10 генералов.

  1. Кто же одержал победу на самом деле?

  2. Почему русская армия потерпела поражение под Нарвой?

(Русская армия к войне не была готова: нет плана, боеспособной армии и командного состава, не хватает оружия и боеприпасов)

За границей радовались военной неудаче России, даже была выбита медаль, на которой изображались бегущие русские солдаты во главе с плачущим царём. Карл XII решил, что преподал Петру I «хороший урок», и повернул свои войска против Августа.

  1. Предположите, как должен был поступить Пётр I в данной ситуации, ведь он фактически потерял армию, всю артиллерию?

  2. Какие действия, на ваш взгляд, необходимо было предпринять, чтобы «нарвский конфуз» не повторился в дальнейшем? (создать армию, флот, обеспечить вооружением)

Стоявшие перед страной проблемы вы определили, теперь узнаем, как Пётр их решил.

Сообщение ученика (ученики выписывают ключевые слова в маршрутный лист)

Пётр проявил кипучую энергию. Он начал с создания регулярной армии, которая комплектовалась на основе рекрутского набора-1 человек от 20 дворов крестьян или посадских людей. Т.О. были набраны новые 10 полков, Для подготовки военных кадров создавались школы: Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная.

По приказу царя создаются специальные компании для строительства флота. Первые русские суда Балтийского флота строились на Олонецкой верфи, в 1703 году было заложено 7 фрегатов и других, более мелких кораблей. А в 1705 году приступила к строительству кораблей Адмиралтейская верфь в самом Петербурге. Итак, Балтийский флот набирал силу.

Для создания артиллерии нужен был металл, которого в России не было, и тогда Пётр принимает крайне смелое решение: перелить церковные колокола. Несмотря на то, что Церковь всячески противилась переплавке колоколов в пушки, Пётр всё-таки пошёл на этот шаг, и к началу 1702 года было уже отлито 368 пушек. Но даже снятых колоколов было недостаточно для создания артиллерии, и новые пушки отливались также из металла, полученного на предприятиях Урала и Карелии, которые быстро строятся по приказу царя. Создавались также полотняные и суконные предприятия для обеспечения потребностей армии в обмундировании. Всего при Петре 1 было построено около 200 таких предприятий. Для пополнения опустевшей казны были введены новые налоги, которые тяжким бременем легли на плечи населения. Появились даже люди, которых назывались прибыльщиками, задача их заключалась в том, чтобы найти новые способы пополнения казны. В местечке Биржи (в Курляндии) встретились Пётр и его союзник Август II Саксонский. За ужином силач Август, заметив, что поданная ему серебряная тарелка нечиста, согнул её рукой в трубку и бросил в сторону. Пётр поступил так же и при этом сказал: «Брат Август, мы гнём серебро изрядно, только надобно потрудиться, как бы согнуть нам шведское железо».

Что же предпринял Пётр для того, чтобы « согнуть нам шведское железо»?

По ходу проверки задания - уточняющие вопросы, работа с терминами.

Регулярная - постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооруженная и обмундированная

Рекрутские - наборы из крестьян и посадских людей, принятые на военную службу по найму или по повинности (с 1705 г. стали ежегодными)

Прибыльщик - особая должность, кто придумывал новые налоги

Мануфактура - предприятие, на котором применяется ручной, наёмный труд и существует разделение труда.

Верна ли была наша гипотеза?

Какой вопрос напрашивается далее?

Помогли ли мероприятия Петра изменить дальнейший ход войны? Найдите ответ в учебнике, стр.124 второй абзац снизу – 125, карта №3 (маршрутный лист – восстанови последовательность)

Закрепление материала (два ученика у доски заполняют пропуски, используя карточки с географическими названиями)

1701________-1702________,_______-1703_______-1704________

1701(Дерпт) – 1702 (Мариенбург) – 1702 (Нотебург) – 1703 (устье Невы) – 1704

Итак, какой вывод можно сделать о значении петровских мероприятий? (Имели положительное значение для страны, они сразу же оказали влияние на ход Северной войны, Россия начала одерживать победы)

Сможем мы сегодня ответить на проблемный вопрос, изучив только начальный этап войны?

А вот Карл XII так оценил деятельность Петра: «Пусть царь трудится над закладкой новых городов, мы хотим лишь оставить за собой честь впоследствии забрать их». Так ли это было на самом деле? Чтобы это выяснить, наше с вами исследование мы продолжим на следующем уроке.

Д/з: Прочитать параграф 18, ответить на вопросы 1, 2, 4, 5; пункт 3 пересказать или ответить на вопрос «Почему строительство Петербурга имеет не меньшее значение, чем победа в сражении?»















Маршрутный лист (Ф.И.)______________________________________________

Тема _________________________________________________________

Проблема _________________________________________________

План:

1.

2.

3.



Задание 1. Определить причины войны между Россией и Швецией, опираясь на полученные ранее знания и работу с документом

"Рассуждения..." о причинах Северной войны, написанного дипломатом П. П. Шафировым.

"Что …. Карельская и Ижорская земли... издревле во Всероссийской империи принадлежали, то не могут и сами шведы отрицать. …город Юрьев Ливонский, по-немецки Дерпт... от российского великого князя Ярослава-Георгия, в лето от Рождества Христова 1026, по российским верным летописцам, создан, и во имя его Юрьев наречен. … и Ревель в российских летописцах Колыванью называется... "

Причины:

1.

2.

Задание 2. Прочитать текст стр. 105-106, составить вопросы к нему. Сформулируйте вывод о необходимости создания антишведского союза и выбранном периоде вступления России в войну.

Вывод:

Задание 3. Прочитайте и обсудите вопросы к документу в четверке.

Вопросы: 1)Каковы потери русской армии? 2)Перечислите причины поражения России.

В.О. Ключевский. Полный курс лекций, лекция I.XI текст учебника, стр. 105

Войну начали кое-как, спустя рукава. Намечены были ближайшие цели, но не было разработанного плана. За 5 месяцев до разрыва Пётр I приторговывал продажные пушки у шведов, с которыми собирался воевать. Двинутая под Нарву армия, численностью около35 тысяч, состояла большей частью из новобранцев под командой плохих офицеров и иноземных генералов, не пользовавшихся доверием. Стратегических путей не было; по грязным осенним дорогам не могли подвезти ни снарядов, ни продовольствия. Начали обстреливать крепость, но пушки оказались непригодными, да и те скоро перестали стрелять за недостатком пороха. Осаждающие, по словам очевидца, ходили около крепости, как кошки, около горячей каши; мер против наступления Карла XII не приняли. В злую ноябрьскую вьюгу король подошёл к русскому лагерю, и 8-тысячная бригада разнесла русский корпус. Российская армия потеряла всю артиллерию, 6 тыс. убитыми, в плен попали 79 офицеров, в том числе 10 генералов.

Задание 4. О каком понятии идет речь?

А) постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооруженная и обмундированная -_______________________

Б) наборы из крестьян и посадских людей, принятые на военную службу по найму или по повинности -_______________________

В) особая должность, кто придумывал новые налоги -________________

Г) предприятие, на котором применяется ручной, наёмный труд и существует разделение труда -__________________________

Задание 5. Заполни пропуски

Северная война началась в _____, союзниками России были______________________

Россия начала одерживать победы на суше, потому что___________________________
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Начало Северной войны. Конспект урока в 7 классе.

Автор: Вукста Ирина Анатольевна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289145

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока по истории для учащихся 8 класса по теме: «Начало Северной войны»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_istorii_dlia_uchashchikhsia_8_klassa_po_teme_nachalo_severnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "589588"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635181561"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект открытого урока по истории России  в 7 классе по теме «Северная война». "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-rossii-v-7-klassie-po-tiemie-sieviernaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "135857"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416996647"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Внешняя политика Екатерины II""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokanatiemuvnieshniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "313689"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459522672"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "конспект урока истории в 5 классе "Государство на берегах Нила". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-istorii-v-5-klassie-gosudarstvo-na-bierieghakh-nila"
    ["file_id"] => string(6) "244214"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445884805"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства