Просмотр содержимого документа
«Методика работы с текстовой информацией на уроках истории»
Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.
Тема урока: «Русская Правда» – древнейший источник Киевской Руси.
Цели урока.
- Показать значение государственной и законодательной деятельности Ярослава Мудрого.
- Сформировать основы умения анализа письменного исторического источника.
- Продолжать развитие умений находить информацию в источнике, сравнивать, делать выводы.
- Накопление опыта реконструкции исторического события (Суд во времена «Русской правды»): выступление от лица героев, принятие решения в заданной ситуации.
Остановимся на развивающей цели урока: Сформировать основы умения анализа письменного исторического источника. Продолжать развитие умений находить информацию в источнике, сравнивать, делать выводы.
Обоснование темы урока.
Русская Правда - древнейший памятник славянского права, первый письменный свод законов на Руси. Во всех своих редакциях и списках это документ большого исторического значения. Он считается самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.
В ходе урока идёт проверка знаний учащихся на всех его этапах, проверяется усвоение ранее изученного материала. Во время урока ученики получают и углубляют свои знания о Киевской Руси, приобретают навык работы с дополнительной исторической литературой. Полученные знания выносят на коллективное обсуждение на уроке. Работая с источником "Русская правда", ученики решают практические задачи, знакомятся с терминологией данного источника, осмысливают и анализируют данный документ.
Большую часть новой информации излагают сами ученики. У учителя есть возможность использовать на уроке задания различного уровня сложности. Задания на воспроизведение текста и описание следует давать слабым ученикам, проблемные вопросы - средним, выводы предлагать делать сильным. Например, при работе с документом задание найти незнакомые слова может быть адресовано слабому ученику, сформулировать главную мысль статьи – ученику базового уровня, а оценить значение введения законов – сильному.
Методические приемы, применяемые для формирования навыка работы с текстовой информацией:
Приемы, используемые на стадии вызова
Учащимся предлагается прочитать документ и выписать новые понятия. Работая со справочником и словарем определить значение этих понятий.
Словарь:
Огнищанин - богатый, знатный человек.
Подъездной - сборщик княжеских доходов.
Тиун - управляющий князя (судья).
Рядович - слуга, работающий по договору (ряду).
Смерд - крестьянин свободный.
Холоп - человек по своему положению близкий к рабу.
Борть - дупло с пчелами.
Продажа - штраф за преступление в пользу князя.
Купа - денежная ссуда.
Закуп, наймит - смерд, получивший ссуду, зависимый.
Денежные знаки:
Гривна - около 200 граммов серебра.
Ногата - 1/20 гривны.
Куна - 1/25 гривны.
Резан - 1/50 гривны.
Вереница - 1/100 гривны.
Приемы, используемые на стадии осмысления
Прием “Анализ текста по предложенной схеме”
Цель: развитие навыков анализа текста исторического документа.
Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста.
Описание приема.
Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками. Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа.
Школьники производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов. Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов. Обсуждение различных вариантов ответов; разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.
Статьи документа:
18. Если убьют огнищанина, то с убийцы взыскивается 80 гривен; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен.
21. А за убийство княжеского тиуна - 80 гривен, а за старшего конюха при стаде - также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.
22. За княжеского старосту или смотрителя за сельскими работниками - 12 гривен, а за княжеского рядовича - 5 гривен.
23. А за убийство смерда или холопа - 5 гривен.
24. Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны.
25. Если покрадут хлеб с гумна или из ямы, сколько бы ни было воров, взыскать с каждого по 3 гривны и по 30 кун продажи.
65. А кто распашет полевую межу или срубит межевой столб - 12 гривен продажи.
70. Если закуп бежит от господина, то полный холоп…
71. Если наймит, получающий ссуду, возьмет у хозяина плуг или борону, то за продажу их он должен заплатить.
73. …Если господин бьет закупа за дело, то без вины есть; если бьет не смысля, пьян, без вины, то как свободному платить, так и закупу.
78. За покражу сена или дров - 9 гривен, а хозяину за каждый воз по две ногаты.
79. Если кто сожжет гумно, то выдается князю с головою и со всем имением, за коего наперед взыскивается убыток хозяина, а остальным располагает князь.
103. Если смерд умрет без детей, то наследство князю; если буду у него дочери дома, то дать часть на них; если же замужем, то не давать части.
104. А если боярин или из боярской дружины, то князю наследство не идет; если не будет сыновей, то дочери возьмут.
Вопросы:
Что такое “Русская правда”?
Какие группы населения названы в этом документе?
Кто работал в княжеском хозяйстве? (ст.70,71,73,103)
Каково положение закупа? холопа? смерда?
Кто управлял княжеским хозяйством? (ст.18,21,22)
Какого рода преступления караются по статьям 65,78,79?
Как сопротивлялись закабаляемые смерды? (ст.79)
Какие выводы о социальном характере общества можно сделать на основании статей 18,21 и 23?
Какой общественный строй показан в “Русской правде”?
Решение исторических задач с опорой на документ
Задача№1
В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд рассмотрел два дела об убийстве. В первом случае вор, забравшийся ночью в клеть с товарами, был убит на месте хозяином товара – купцом Осипом. Во втором, смерд Доброг убил жителя соседней деревне в драке, произошедшей в результате спора из-за покоса.
Какое решение должен принять суд по этим делам?
Задача№2
В Киеве при Ярославе Мудром боярский холоп, встретив на улице купца, ранее обнаружившего его, ударил купца по лицу и скрылся в доме своего господина. На требования пострадавшего выдать ему холопа барин ответил отказом. Купец обратился с жалобой к князю.
Какое решение должно последовать по этому поводу?
Задача№3
В 1087 году смерд Гаврила предстал перед княжеским судом по обвинению в намерении уничтожить корову своего односельчанина и кражи коня из соседней деревни. В ходе судебного разбирательства вина Гаврилы была доказана.
Какое наказание ожидает смерда Гаврилу?
Задача №4
Три смерда обокрали клеть купца Савелия, но слуги купца их поймали.
Как будут наказаны эти смерды:
Задача №5
Холоп Митрофан взял без спроса у соседа коня и съездил на нём в лес, затем вернул коня.
Какое будет наказание холопу Митрофану?
Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии)
Прием «Ромашка вопросов»
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать вопросы к документу используя предложенную таксономию вопросов.
Воспроизведение
Простые
Кто? Когда? Где? Как?
Понимание
Уточняющие
Правильно ли я понял…?
Применение
Практические
Как можно применить?
Что можно сделать?
Анализ
Интерпретационные
Почему?
Синтез
Творческие
Что будет, если…?
Оценка
Оценочные
Как вы относитесь?
Альтернативный прием:
Для формирования умения постановки вопросов к историческому документу можно применить следующую методику:
1 этап — ребятам предлагается составить все возможные вопросы к конкретному историческому документу (индивидуально, в парах, в группах).
2 этап — один из учащихся озвучивает вопросы, а класс сравнивает их со своими, отсеивая похожие или аналогичные (часто схожие вопросы объединяются и заменяются более точной формулировкой).
3 этап — учащиеся коллективно под контролем учителя выстраивают вопросы в логической последовательности.
4 этап — один из учащихся анализирует документ, в соответствии с получившимся планом анализа документа.
5. Алгоритм работы с историческими источниками.
Каждый исторический документ обладает свойствами, которые присущи только ему, их надо уловить. Именно это определяет характер и глубину работы с историческими документами, а также способ анализа.
Например, при анализе государственных законов можно применить следующий алгоритм:
Знакомство с содержанием документа.
Определить когда, где и почему появился закон (сборник законов).
Установить автора законов.
Выяснить, чьи интересы защищает закон.
Охарактеризовать основные положения закона (ссылки на текст, цитирование).
Сравнить с предыдущими законами.
Проанализировать, что изменилось после введения закона.
Ваше отношение к этому законодательному акту (справедливость, необходимость и т. д.);
Подготовка учителя к использованию первоисточников на уроке предусматривает предварительный отбор и педагогическую обработку. Чем больше обработан документ, тем легче он воспринимается учениками и тем меньше трудностей представляет для самостоятельной работы.
Ученики читают документ по частям, а учитель объясняет необычные выражения и фразы, задает вопросы для проверки степени понимания его содержания: о чем рассказано в отрывке? Что означает это слово? Как вы понимаете смысл этого предложения? Лишь затем осуществляется повторное чтение и разбор документа по частям. Ответы учеников должны быть полными и исчерпывающими, а выводы подтверждены ссылками на документ.