Методическая разработка "Государства Древнего Востока"
Методическая разработка "Государства Древнего Востока"
Цель урока: привести в систему изученный материал по истории и культуре стран Древнего Востока и на основе этого выявить общее и особенное в развитии известных государств.
Задачи урока:
повторить, углубить и систематизировать знания и представления учащихся о фактах, отражающих черты развития народов и государств Древнего Востока;
закрепить знания о вкладе народов Древнего Востока в развитие мировой культуры;
воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре народов мира;
в процессе анализа и сопоставления изученного материала развивать самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, навыки работы с исторической картой, умения правильно объяснять и употреблять исторические термины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Государства Древнего Востока" »
Государства Древнего Востока.
Цель урока: привести в систему изученный материал по истории и культуре стран Древнего Востока и на основе этого выявить общее и особенное в развитии известных государств.
Задачи урока:
повторить, углубить и систематизировать знания и представления учащихся о фактах, отражающих черты развития народов и государств Древнего Востока;
закрепить знания о вкладе народов Древнего Востока в развитие мировой культуры;
воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре народов мира;
в процессе анализа и сопоставления изученного материала развивать самостоятельность мышления, умение формулировать выводы, навыки работы с исторической картой, умения правильно объяснять и употреблять исторические термины.
ХОД УРОКА
Во время урока рассматриваются вопросы, связанные с государствами Древнего Востока - Междуречье, Финикия, Индия, Китай.
В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество правильных ответов и в конце урока выставляет себе оценку.
1. Определите словами месторасположение государств:
1. Междуречье - находится на северо-востоке от Египта, между реками Тигром и Евфратом
2. Финикия - находится на восточном побережье Средиземного моря.
3. Индия - располагается на юге Азии, на полуострове Индостан, реки Инд и Ганг.
4. Китай - располагается на Юго-востоке Азии, реки Хуанхэ, Янцзы.
? На какие две части делилось Междуречье в древности? (север-Ассирия, юг- Вавилония)
? Где располагались финикийские колонии? (по берегам Средиземного моря)
? На какой реке возникли первые поселения людей в Индии? (на реке Инд)
? Какую реку Китая люди в древности называли рекой "тысячи бедствий", "горе Китая"?
(реку Хуанхэ)
2. Жили ли они?
Из предложенного списка имён, известных Вам из истории Древнего Мира, выпишите в левую колонку те, кто был историческим лицом (жили и действовали), а в правую те, кто известен Вам из мифов-сказаний о богах и вымышленных героях.
Финикия - Каждый значок соответствовал отдельному звуку - 22 буквы, без гласных.
Индия - Выработали письмо на основе финикийского алфавита. Писали на листьях пальм (вырезали прямоугольные листы, на краях пробивали отверстие, протягивали шнур и связывали листы в пачки). Писали чернилами из сока сахарного тростника и сажи.
Китай - Кость, бамбук, шёлк, бумага (первый материал, предназначенный для письма, а не приспособленный как другие).
4. Рассказ с ошибками.
Прочти рассказ и найди в нём ошибки.
Река Евфрат самая полноводная в Китае. Река берёт своё начало в Гималайских горах и впадает в Персидский залив. На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин. Летом и зимой река разливается, затопляя оазисы и пирамиды, расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат древние индийцы называли "рекой тысячи бедствий".
Ответ:
Река Евфрат самая полноводная в Китае (Междуречье). Река берёт своё начало в Гималайских горах (Кавказских горах) и впадает в Персидский залив. На берегу этой реки расположен древнейший город Европы Пекин (Вавилон).
Летом и зимой (осенью и весной) река разливается, затопляя оазисы ипирамиды (посёлки), расположенные по её берегам. Поэтому Евфрат (Хуанхэ) древние индийцы (китайцы) называли "рекой тысячи бедствий".
1. Совершающие дурные поступки станет насекомым, пьяница станет ……., а вор - ……...
2. Брахманам соответствует белый цвет, воинам - …., земледельцам -….., слугам - чёрный цвет.
3. Как люди становились рабами в Китае:
а) Пленники.
б) За …….
в) Порабощение ……..
г) Продажа……. в рабство.
4. Арабские цифры на самом деле являются …….. цифрами.
5. ……..носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся.
6. "Высшая добродетель - ……….".
7. "Живёт ………не во дворце, его дом - из глины, ворота из бамбука, калитка камышовая, окна без рам. Его можно убить, но нельзя опозорить".
8. В Индии священными животными являлись ………. и ………
9. Жизнь брахмана делится на периоды: ………., обзаведения семьёй, и ………
10. Конфуций говорил: " ………- это то, чего люди жаждут, ………- это то, что страшит людей".
11. Медь - ……... - железо.
Ответ:
1. Совершающие дурные поступки станет насекомым, а пьяница станет червяком, а вор - крокодилом.
2. Брахманам соответствует белый цвет, воинам - красный, земледельцам - жёлтый, слугам - чёрный цвет.
3. Как люди становились рабами в Китае:
а) Пленники.
б) За долги.
в) Порабощение заключённых.
г) Продажа детей в рабство.
4. Арабские цифры на самом деле являются индийскими цифрами.
5. Неприкасаемые носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не прикоснулся.
6. "Высшая добродетель - уважение к старшим".
7. "Живёт учёный не во дворце, его дом - из глины, ворота из бамбука, калитка камышовая, окна без рам. Его можно убить, но нельзя опозорить".
8. В Индии священными животными являлись слон и корова.
9. Жизнь брахмана делится на периоды: учения, обзаведения семьёй, и отшельничества.
10. Конфуций говорил: " Богатство - это то, чего люди жаждут, бедность- это то, что страшит людей".
11. Медь - бронза - железо.
7. Объясни следующие выражения:
1. "Живой товар" - рабы
2. У кого "ухо находится на спине"? - у мальчика
3. "Железный век" - время, когда стали использовать железо. (научились выплавлять железо из железной руды)
4. Какой город называли "городом крови" и "логовищем львов"? - Ниневию.
5. Чем жителей Ассирии удивляли статуи "крылатых быков"? - тем, что у быков было 5 ног и казалось, что они делают шаг вперёд.
6. Где находится "царская дорога"? - это дорога, соединявшая крупнейшие города в Персидской державе, на ней через каждые 20-30 километров были расставлены посты с лошадьми, готовыми для того, чтобы немедленно отправиться в путь.
7. "Царь леса" - так индийцы называли огромное дерево, в ветвях которого можно было заблудиться среди множества побегов.
8. Индийцы говорили: "Угощайтесь змеи, а нас не трогайте". Чем угощали змей древние жители Индии?
- раскладывали вокруг дома комочки вареного риса.
9. Кто такой "сын неба"? - В Китае так называли императора (царя).
10. Назови священное число в Междуречье?
- 60, вслед за жителями Междуречья мы до сих пор делим час на 60 минут, минуту на 60 секунд, а окружность на 360 градусов.
11. Некоторые люди в Междуречье наживались на том, что давали своё имущество "в рост"? Каким образом?
- давали имущество под проценты.
12. "Глаза и уши царя"- кто это? - тайные осведомители Персидского царя Дария.
13. Кого стали называть "Просветлённый"?
-Будду, царевича Гаутаму.
8. Какой вклад внесли народы Древнего Востока в мировую культуру?
1. Стекло.
2. Пурпурная краска.
3. Письменность.
4. Ткань из хлопка.
5. Десять цифр.
6. Сахар.
7. Фарфор.
8. Порох.
9. Бумага.
10. Шёлковая ткань.
11. Чай.
12. Рис.
13. Компас.
14. Шахматы.
9. Объясни значение слов:
1. Урук - один из крупнейших городов в Междуречье.
2. Канал - был необходим для орошения полей и садов.
3. Клинопись - название письменности в Междуречье.
4. Жрецы - служители в храмах.
5. Закон - правила обязательные для выполнения каждым гражданином государства.
6. Аренда - взять на время что-либо (скот, земля).
7. Раб - человек, который принадлежал кому-либо, "говорящее орудие труда", человек без прав и свобод.
8. Боги - сверхъестественные силы.
9. Колонии - поселение вдали от страны.
10. Алеф - первая буква финикийского алфавита.
11. Держава - большое и сильное государство.
12. Сатрап - начальник одной из 20 областей Персии, собиравший налоги.
13. Будда - основатель буддизма.
14. Гунны - кочевые племена, жившие на севере от Китая. Для защиты от них китайцы строили Великую Китайскую стену.
10. Исторический диктант.
Распредели по странам приведённые ниже понятия:
1. Каста
13. Колония
2. Конфуций
14. Клинопись
3. Стекло
15. Морские разбойники
4. Брахма
16. "Неприкасаемые"
5. Евфрат
17. Гималаи
6. Хуанхэ
18. Библ
7. Ганеша
19. Вавилон
8. Таран
20. Шёлк
9. Бумага
21. Ганг
10. Тир
22. Шамаш
11. Компас
23. Цинь Шихуан
12. Алеф
24. Хаммурапи
Ответ:
1. Междуречье - 5, 8, 14, 19, 22, 24.
2. Финикия - 3, 10, 12, 13, 15, 18.
3. Индия - 1, 4, 7, 16, 17, 21.
4. Китай - 2, 6, 9, 11, 20, 23.
11. Подведение итогов:
Более 70 баллов - "5"
От 45 до 70 баллов - "4"
Менее 45 баллов - "3"
Список использованной литературы:
"История Древнего мира", учебник для 5 класса средней школы. М., 1998.