kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Жизнь империи в 1775-1796 гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Жизнь империи в 1775-1796 гг." к учебнику "История России XVIII в." (авторы учебника: И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Федоров).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Жизнь империи в 1775-1796 гг."»



















Емелина Ольга Валентиновна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55»,

УМК: «История России: конец XVII-XVIII в.». 8 класс (И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Федоров).



























Методическая разработка открытого (проблемно-диалогического) урока по истории в соответствии с требованиями ФГОС в 8 классе по теме: «Жизнь империи в 1775-1796 годах».

Дидактические материалы: учебник (И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко, И.В. Амосова, И.А. Артасов, И.Н. Федоров), презентация «Жизнь империи в 1775-1796 годах», схема в учебнике «Местные государственные учреждения после реформ 1775-1785 гг.», раздаточный материал (высказывание французского просветителя Гельвеция, высказывание Екатерины II, отрывок из Жалованной грамоты дворянству, материал о реформах Екатерины II (авторы: Д.Д. Данилов, Н.С Павлова, В.А. Рогожкин)).

Цель урока: проанализировать реформы Екатерины II в 1775-1796 гг., определить их соответствие идеям эпохи Просвещения и влияние на развитие общественной мысли в России во второй половине правления Екатерины II.

Задачи урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

Учить выделять суть реформ, проводимых Екатериной II во второй период своего царствования. Понятия: губернская реформа, судебная реформа, реформа народного образования, Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам, Просвещение, вольнодумие.

Линия 3. Историческое мышление.

Выделять причины и последствия проводимых реформ.

Линия 4-5. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Формировать умение уважительно относиться к мнениям и поступкам других людей.

План урока:

I. Создание проблемной ситуации.

1. Формулировка проблемы урока: следовала ли Екатерина II идеям Просвещения?

2. Актуализация знаний

II. Поиск решения проблемы:

1. Реформы второй половины правления Екатерины II: причины и сущность

а) Губернская реформа

б) Судебная реформа

в) Реформа народного образования 1786 г.

2. Политика Екатерины II в отношении сословий

а) Жалованная грамота дворянству

б) Жалованная грамота городам

3. Влияние реформ Екатерины II 1775-1796 гг. на развитие общественной мысли в России

III. Выражение решения проблемы, применение нового знания.

I. Создание проблемной ситуации (7 минут).

1. Формулировка проблемы урока: следовала ли Екатерина II идеям Просвещения?

Ученики уже знакомы с текстом параграфа (для того, чтобы работа на уроке шла быстрее, я даю ученикам задание: заранее прочитать новую тему). Для постановки проблемы урока используется 2 документа (раздаточный материал), которые нужно проанализировать и сравнить. Ученики зачитывают первый документ («Французский просветитель Гельвеций о русской императрице Екатерине II») и определяют, что европейцы считали Екатерину II просвещенной государыней, так как ее называли защитницей от азиатского деспотизма (после того, как ученики проанализировали мнение французского просветителя Гльвеция, ответ обучающихся появляется на экране). Прочитав второй документ («Екатерина II о государственных порядках»), ученики формулируют мнение Екатерины II о том, как должно быть организовано управление в России и определяют соответствие взглядов императрицы идеям Просвещения: высказывание Екатерины II противоречит идеям Просвещения о государстве, так как она считала, что для России подходит «только единый суверен», власть которого неограниченна, в то время как просветители говорили о разделении властей (мнение Екатерины II также появляется на экране). Далее ученики выявляют противоречие и формулируют проблему урока (предлагают разные варианты): Екатерина II следовала идеям Просвещения или нет? Являлась ли Екатерина II сторонницей идей Просвещения? В тетрадях записывается окончательный вариант проблемы: следовала ли Екатерина II идеям Просвещения? (ребята записывают вопрос, формулировка проблемы демонстрируется на экране).

Далее ученики предлагают свои версии решения проблемы. Зачастую ребята уже на этом этапе дают ответы, которые находят свое подтверждение при подведении итогов урока. Так, обратившись к своим ученикам с вопросом, какие у них есть версии, я получила следующие ответы: Екатерина II следовала идеям Просвещения, не следовала, следовала частично (последняя версия подтвердилась в ходе урока).

2. Актуализация знаний. Перед тем как начать поиск проблемы, я предложила ученикам вспомнить идеи Просвещения. Данный материал был рассмотрен на предыдущих уроках. Сначала ребята самостоятельно называют идеи эпохи Просвещения, потом проверяют себя по записям в тетради.

Далее учитель задает вопрос: на какие вопросы нам необходимо ответить, чтобы найти решение проблемы урока? Ученики предлагают следующие варианты ответов: нужно рассмотреть причины и сущность реформ Екатерины II во второй половине ее правления, проанализировать ее политику в отношении разных сословий, выяснить, соответствовали ли реформы Екатерины II идеям Просвещения, и определить, какое влияние они оказали на развитие общества. Ученики составляют план работы:

1. Причины и сущность реформ Екатерины II в 1775-1796 гг. (губернская реформа, судебная реформа, реформа народного образования)

2. Политика Екатерины II в отношении сословий (Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам)

3. Влияние реформ Екатерины II 1775-1796 гг. на развитие общественной мысли в России

II. Поиск решения проблемы (28 минут).

1. Причины и сущность реформ Екатерины II в 1775-1796 гг. (губернская реформа, судебная реформа, реформа народного образования) (13 минут). Перед тем как начать работу с учебником, учитель предлагает ребятам подумать над причинами реформ Екатерины II в 1775-1796 гг. С этой целью он спрашивает у ребят: какие события предшествовали реформам? Ребята вспоминают о событиях Пугачевского восстания и дают следующий предположительный ответ: крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева показала неэффективность деятельности местных органов власти, которые не смогли своевременно подавить очаги восстания. Далее учитель делит учеников на 2 группы (по вариантам) и каждой дает задание: 1 группа учеников (1 варианты во всех рядах) читает пункт на с. 131-133 о губернской реформе, использует схему в учебнике на с. 132 и определяет причины губернской реформы, ее сущность и последствия; 2 группа учеников (2 варианты во всех рядах) получают раздаточный материал о судебной реформе и реформе народного образования и определяет причины данных реформ, их сущность и последствия. По окончании работы двух групп в тетрадях составляется таблица.

Учитель выводит на экран шаблон таблицы, ребята перечерчивают ее в тетрадь. Таблица заполняется по мере отчета трех групп.

Ученики 1 группы, поработав с текстом учебника и схемой, представленной в учебнике, приходят к следующим выводам:

- причиной губернской реформы 1775 г. стала неспособность органов местного управления эффективно реагировать на чрезвычайные ситуации и сохранять спокойствие и порядок на местах (запись в тетрадь);

- сущность реформы: страна была разделена на 50 губерний (губернии делились на уезды). Строятся города. Во главе губернии стоял губернатор, обладавший большими полномочиями (исполнительная и судебная власть). Губернатору подчинялись ряд органов и должностных лиц: Казенная палата, Приказ общественного призрения, Управа благочиния, городничий, губернский прокурор. В городах органами власти являлись городничий, городской магистрат с городским головой. Членов магистрата выбирали купцы и мещане (запись в тетрадь);

- цель реформы была достигнута: страна покрылась густой сетью губернских и уездных учреждений, местная администрация могла теперь более эффективно управлять повседневной жизнью населения и оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации, уездные и губернские центры становились экономическими, административными и культурными центрами (открывались газеты, театры, больницы).

Учитель задает уточняющий вопрос: соответствовала ли губернская реформа идеям Просвещения? Вычленив необходимые факты, ученики дают следующий примерный ответ: частично соответствовала. Членов городского магистрата избирали сами жители городов. На уровне местного управления стал реализовываться принцип разделения властей: судебная власть была отделена от исполнительной. Но при этом губернатор обладал огромной властью (судебной и исполнительной), являлся всесильным хозяином губернии. Несмотря на выборность городского магистрата реальной властью в городе обладал городничий, подчинявшийся губернатору и назначаемый Сенатом.

Ученики 2 группы, поработав с раздаточным материалом, приходят к следующим выводам:

- судебная реформа была частью губернской, ее причиной стало стремление Екатерины II усовершенствовать судебную систему, при этом императрица основывалась на идеях Просвещения – теории разделения властей, отделив судебные органы от исполнительных (запись в тетрадь);

- были созданы общие и сословные суды. В основу судебной системы был положен сословный принцип. Для представителей каждого сословия был свой суд: для дворян – дворянский (Верхний земский суд – в губернии, Уездный суд – в уезде), для купцов и мещан – городской (Губернский магистрат – в губернии, Городовой магистрат – в уезде), для государственных крестьян – крестьянский (Верхняя земская расправа – в губернии, Нижняя земская расправа – в уезде) (запись в тетрадь);

- наказание за одно и то же преступление для разных сословий было неодинаковым;

- судебная реформа закрепила сословный принцип, запрещала использовать в ходе дознания пытки и применять в качестве наказания смертную казнь, но при этом не предусматривала квалифицированную защиту обвиняемых, последним приходилось защищаться и оправдываться самостоятельно, что открывало путь к взяточничеству (запись);

- причиной реформы народного образования стало стремление Екатерины II преобразовать российское общество, воспитать новое поколение в духе служения отечеству, гражданской доблести (запись в тетрадь);

- реформа предусматривала создание в городах 25 губерний около 400 двух- и четырехклассных народных училищ и по одной гимназии на губернию. Закончив училище и гимназию, можно было поступить в Московский университет. Выстраивалась система образования: начальное образование (народные училища), среднее образование (гимназии), высшее образование (университеты) (запись в тетрадь). Образование носило светский характер;

- благодаря реформе представители всех сословий, кроме крепостных крестьян, получили возможность получить образование, грамотных людей стало больше (запись в тетрадь).

После ответов учащихся учитель задает уточняющий вопрос: соответствовали ли судебная реформа и реформа народного образования идеям Просвещения? Вычленив необходимые факты, ученики дают следующий примерный ответ: частично соответствовала. Используя теорию разделения властей, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных, новые суды не использовали для дознания пытки, не применяли смертную казнь. Развивалось просвещение: десятки тысяч людей разных сословий получили светское образование. Но при этом доступ к образованию для крепостных крестьян, а это большинство населения страны, был закрыт, судебная реформа закрепила сословное деление общества, неравное наказание для представителей разных сословий за одинаковые преступления, не искоренила такое явление как взяточничество.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод по 1 пункту плана. Проанализировав вышеуказанные факты, учащиеся делают следующий примерный вывод: восстание Пугачева выявило наиболее уязвимое звено в государственной системе управления России – местные органы власти, не способные вовремя реагировать на чрезвычайные ситуации. Это и вынудило Екатерину II провести губернскую и судебную реформы. Потребность в образованных людях, а также желание императрицы преобразовать общество в духе служения отечеству стало причиной реформы народного образования. Все эти реформы отчасти соответствовали идеям Просвещения, но при этом не меняли всей системы управления, а только старались избавиться от наиболее устаревших порядков.

2. Политика Екатерины II в отношении сословий (Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам) (8 минут)

Работу учащихся с Жалованными грамотами дворянству и городам, ознаменовавшими завершение реформ Екатерины II, учитель организовывает по группам.

1 группа (1 вариант во всех трех рядах) получает задание: используя текст учебника (с. 135), а также отрывок из документа (раздаточный материал) докажите, что дворяне при Екатерине II стали свободным сословием. Разделите права, предоставленные дворянскому сословию, на 2 категории: права, которые были у дворян до принятия этого документа и новые права. Сделать вывод: на что, по вашему мнению, направлена «Жалованная грамота дворянству», т.е. какова её основная цель?

2 группа (2 вариант во всех трех рядах) получает задание: используя текст учебника (с. 136), а также отрывок из документа (раздаточный материал) определить, на какие группы были поделены жители городов, какими правами они обладали. Сравните привилегии дворян и купцов первой гильдии: есть ли общее? Какой принцип был положен в основу разделения купеческого сословия на гильдии? Сделать вывод: на что, по вашему мнению, направлена «Жалованная грамота городам», т.е. какова её основная цель?

Ученики 1 группы, поработав с учебником и документальным материалом, приходят к следующим выводам.

- согласно Жалованной грамоте дворянству дворянское сословие обладало следующими правами: право на защиту жизни, достоинства и чести, право владеть землями и крепостными, заводить фабрики и заводы, заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе морской торговлей, право выезда за границу, право съезжаться в города на уездные и губернские дворянские собрания для защиты своих интересов, были освобождены от обязательной государственной службы, от уплаты податей, телесных наказаний, нельзя было лишать дворянина имущества даже за преступление, судить дворянина мог только дворянский суд, лишение дворянского титула могло произойти только по решению суда;

- к числу новых прав дворянского сословия, обозначенных данным документом, относятся: свобода от обязательной государственной службы, право съезжаться в города на уездные и губернские дворянские собрания для защиты своих интересов, свобода от уплаты податей, телесных наказаний, лишение дворянского звания только по решению суда. Остальные права и привилегии были у дворян и до принятия этого документа;

- «Жалованная грамота дворянству» прежде всего была направлена на закрепление старых и предоставление новых привилегий дворянам. Своим указом императрица подтверждала, что дворянство является главной опорой ее власти.

Ученики 2 группы, поработав с учебником и документальным материалом, приходят к следующим выводам.

- население города было поделено на 6 разрядов: 1 разряд – дворяне, высшие чиновники, духовенство, обладавшие большим объемом прав и привилегий, 2 разряд – купцы всех гильдий (право ведения торговли, купцы 1 и 2 гильдий были освобождены от телесных наказаний, рекрутской повинности), 3 разряд – ремесленники, записанные в цехи (имели право заниматься ремеслом), 4 разряд – иностранцы и иногородние (имели право строить дома в городе, заниматься торговлей и промыслами, свободно передвигаться по стране), 5 разряд – «именитые граждане» (купцы с капиталом в 50 тыс. рублей и банкиры с капиталом в 100 тыс. рублей) и городская интеллигенция (купцы и банкиры этого разряда обладали большими привилегиями: освобождение от рекрутской повинности, телесных наказаний, представители городской интеллигенции могли заниматься преподаванием, медициной, творческой деятельностью), 6 разряд – все остальные горожане – нецеховые ремесленники, мелкие торговцы (право заниматься торговлей, промыслами). При этом горожане 3, 4, 6 разрядов, представители городской интеллигенции должны были платить все государственные налоги, поставлять рекрутов, не были освобождены от телесных наказаний. Все горожане-мужчины, достигшие 25-летнего возраста, избирали городскую думу и городского голову;

- привилегии дворян и купцов первой гильдии частично совпадают: и те и другие имеют право заниматься торговлей, освобождены от рекрутской повинности и телесных наказаний;

- в основу разделения купечества на гильдии был положен размер капитала;

- «Жалованная грамота городам» ставила перед собой цель поставить под жесткий контроль власти жизнь городского населения с целью недопущения беспорядка и волнений в городах, сохранить и закрепить феодальное деление городских сословий.

Учитель, выслушав ответы детей, предлагает записать в тетради дату принятия Жалованной грамоты дворянству и городам (учитель демонстрирует слайд, ребята фиксируют дату в тетрадях).

Учитель предлагает ребятам сделать вывод по 2 пункту плана и ответить на вопрос: соответствовало ли принятие Жалованных грамот дворянству и городам идеям Просвещения? Проанализировав документы, учащиеся делают следующий примерный вывод: принятие данных документов в целом не соответствовало идеям Просвещения, так как они закрепляли сословный строй и сохраняли порядки аграрного общества.

3. Влияние реформ Екатерины II 1775-1796 гг. на развитие общественной мысли в России (7 минут).

Учитель также по группам организовывает работу учащихся по вопросу о влиянии реформ Екатерины II на развитие общественной мысли в России. При рассмотрении 3 пункта плана класс делится на 3 группы (1 группа соответствует 1 ряду). Ученики получают продуктивное задание (учитель раздает карточки с вопросами каждой группе) и ищут ответы, работая в парах.

1 группа (1 ряд) получает задание: используя текст учебника (с. 137), объясните, каких взглядов на реформы Екатерины II придерживался князь М.М. Щербатов, являвшийся видным представителем Русского Просвещения? Для этого ответьте на вопросы: как М.М. Щербатов оценивал реформы Екатерины II, как он относился к крепостному праву и оказали ли его взгляды на развитие общественной мысли в России в последней четверти XVIII в.

2 группа (2 ряд) получает задание: используя текст учебника (с. 137-138), объясните, каких взглядов на реформы Екатерины II придерживался видный просветитель Н.И. Новиков? Для этого ответьте на вопросы: докажите с помощью фактов, что в России возникло свободомыслящее общество. Сравните цели и личные качества двух издателей – Николая Новикова и Екатерины II: в чем, на ваш взгляд, заключается принципиальное отличие между ними? Какой вклад внес Н.И. Новиков в развитие просвещения в России? Как относилась Екатерина II к деятельности Н.И. Новикова и можно ли утверждать, что в конце своего правления Екатерина II отказалась от политики «просвещенного абсолютизма»?

3 группа (3 ряд) получает задание: используя текст учебника (с. 139), объясните, каких взглядов на реформы Екатерины II придерживался видный просветитель А.Н. Радищев? Для этого ответьте на вопросы: какой вклад внес А.Н. Радищев в развитие общественной мысли в России в последней трети XVIII в.? Каких политических взглядов он придерживался? Почему Екатерина II назвала А.Н. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева»? Как относилась Екатерина II к творчеству А.Н. Радищева и можно ли утверждать, что в конце своего правления императрица отказалась от политики «просвещенного абсолютизма»?

Материал параграфа учениками был дома уже прочитан, поэтому учитель, предоставив ребятам несколько минут, переходит к обсуждению.

Ученики 1 группы приходят к следующим примерным выводам.

- М.М. Щербатов жестко критиковал политику правительства Екатерины II, которое в ущерб сельскому хозяйству развивало промышленность и торговлю, тем самым ущемляя интересы помещиков;

- М.М. Щербатов отстаивал необходимость сохранения крепостного права, поскольку освобождение крестьян привело бы к разорению помещиков и гибели сельского хозяйства – основы экономики страны;

- взгляды М.М. Щербатова не оказали большого влияния на развитие общественной мысли в России последней четверти XVIII в., так как его главный труд, «О повреждении нравов в России», был напечатан только в середине XIX в.;

- таким образом, М.М. Щербатов придерживался консервативных взглядов и считал дворянство главной опорой самодержавия. Но несмотря на это (ведь и Екатерина II считала дворянство своей главной опорой), реформы Екатерины II он оценивал невысоко, многие из них считал ненужными и даже вредными, утверждал, что правительство не в полной мере защищает интересы дворянства.

Ученики 2 группы приходят к следующим примерным выводам.

- Екатерина II издала указ о свободе открытия типографий. В России стали печататься различные журналы – литературного, научного и других направлений;

- и Екатерина II, и Н.И. Новиков занимались распространением просвещения, затрагивали вопрос о крепостном праве, высмеивали на страницах своих журналов чиновников и помещиков. Но Екатерина II заявляла лишь о смягчении крепостного права, Новиков же открыто критиковал его. Императрица высмеивала помещиков и бюрократов со снисхождением и добродушной улыбкой, Новиков бичевал пороки, называя конкретные фамилии;

- Н.И. Новиков внес большой вклад в развитие просвещения в России: он издавал сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», пользовавшиеся большой известностью среди образованных людей. На страницах этих журналов он критиковал существующие порядки в стране, обращая тем самым внимание людей на недостатки, существовавшие в различных сферах общественной жизни. Им была создана книгоиздательская компания, которая с 1781 по 1790 гг. выпустила 28% всех изданных в России книг, среди которых были буквари и учебники, труды по экономике, географии, истории, художественная литература. Он издавал газеты, организовал книжную торговлю в 16 крупных городах России, открыл в Москве библиотеку-читальню;

- Екатерина II с самого начала настороженно относилась к деятельности Н.И. Новикова, и как только последний перешел к жесткой критике крепостного права и позволил себе спорить с журналом «Всякая всячина», издаваемым императрицей, Екатерина II приказала закрыть его журналы. После начавшейся Великой французской революции Екатерина II предприняла меры против отечественных вольнодумцев: закрыла типографию Новикова, часть отпечатанных книг сожгла, сам Н.И. Новиков был арестован. Все это говорит о том, что Екатерина II в конце своего правления перешла от политики «просвещенного абсолютизма» к политике абсолютизма;

- таким образом, Н.И. Новиков, как и М.М. Щербатов, в целом негативно оценивал реформы Екатерины II. Горячо откликнувшись на призыв императрицы способствовать просвещению, Н.И. Новиков впоследствии был глубоко разочарован политикой Екатерины II, которая правила прежде всего в интересах дворянства и не сделала ничего, чтобы облегчить положение простого народа.

Ученики 3 группы приходят к следующим примерным выводам.

- А.Н. Радищев внес весомый вклад в развитие общественной мысли в России в последней трети XVIII в.: на страницах своего главного труда, «Путешествие из Петербурга в Москву», он впервые резко осудил самодержавие. Ему удалось напечатать свое произведение, которое оказало влияние на умы людей, на их убеждения о существующих порядках;

- А.Н. Радищев считал, что источник всех бед в России – самодержавие, которое создало крепостное право и сохраняет его. Разделял идеи Просвещения, в частности мысль о том, что если правитель не правит в интересах народа, последний имеет право его свергнуть;

- Екатерина II посчитала, что меткое слово способно сплотить всех образованных людей против самодержца, в книге Радищева была изложена конкретная цель, и это показалось ей куда опаснее, чем масса бунтующих казаков и крестьян, не имевших четкой цели перед собой, поэтому она назвала А.Н. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева»;

- Екатерина II негативно относилась к творчеству А.Н. Радищева. Если ода «Вольность», созданная под влиянием событий Американской революции, была оставлена Екатериной II без особого внимания, то произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» было воспринято императрицей как распространение идей Великой французской революции и призыв к неповиновению властям. А.Н. Радищев был арестован, сослан в Сибирь. Все это говорит о том, что Екатерина II перешла от политики «просвещенного абсолютизма» к политике абсолютизма;

- таким образом, А.Н. Радищев негативно оценивал реформы Екатерины II, он первым выступил с резкой критикой самодержавия, являясь тем самым выразителем радикальных идей.

Учитель предлагает ребятам сделать вывод по 3 пункту плана и ответить на вопрос: какое влияние оказали реформы Екатерины II 1775-1796 гг. на развитие общественной мысли в России? Вычленив необходимые факты, учащиеся делают следующий примерный вывод: с одной стороны, реформы Екатерины II способствовали просвещению, в России стали издаваться журналы разных направлений, с другой стороны, к концу своего правления императрица полностью отошла от политики «просвещенного абсолютизма», что свело на нет просветительскую и издательскую деятельность. И немалую роль в этом отношении сыграли события Великой Французской революции.

III. Выражение решения проблемы, применение нового знания (5 минут).

Я обращаюсь к ученикам с вопросом: какой ответ на главный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Ребята формулируют полный вывод: отчасти Екатерина II следовала идеям Просвещения, так как некоторые реформы воплотили в себе просветительские идеи, но отчасти и нет, так как реформы не затрагивали устоев аграрного общества. Выясняется, что версия «следовала частично», нашла свое подтверждение.

Если остается время, учитель может предложить ребятам следующее задание: попробуйте продолжить спор Н.И. Новикова и Екатерины II, который они вели на страницах своих журналов. Какими фактами и рассуждениями можно защитить и ту и другую позицию? Это задание может быть предложено для домашней работы, тогда оно выполняется в письменной форме.

В конце урока ученики записывают домашнее задание (пересказ, опережающее чтение следующего параграфа, письменно ответить на вопросы после параграфа).

Личностные результаты: осмысление реформ Екатерины II во второй период ее правления, определение своей гражданской позиции, уважение прав и свобод человека;

Метапредметные результаты: овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

Предметные результаты: овладение целостными представлениями об эпохе правления Екатерины II, способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывать ее социальную принадлежность и познавательную ценность.

Положительные стороны данного сценария:

1. Обучающиеся узнают о том, какой вклад внесли отечественные просветители и сама Екатерина II в развитие просвещения, тем самым формируется гражданская позиция учеников, чувство патриотизма;

2. Ребята знакомятся с особенностями общественно-политического развития России во второй половине XVIII века, учатся соотносить признаки понятий «Просвещение», «аграрное общество» с явлениями и процессами, характерными для данного периода, учатся вычленять необходимую информацию, работать в группе, а значит продолжают вырабатывать в ходе решения продуктивных заданий важные навыки;

3. Обучающиеся знакомятся с личностями выдающихся просветителей России последней четверти XVIII в. – Екатерины II, М.М. Щербатова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, оценивают их вклад в развитие просвещения и общественной мысли. Ученики дают оценку их деятельности и высказывают мнение, что в этот период происходит постепенное формирование общественно-политических течений в России: консервативного, либерального, радикального (формирование гражданской позиции).

Отрицательные стороны сценария:

- сценарий предполагает высокий темп работы, если происходит замедление работы на уроке, это вынуждает разделить тему на 2 урока;

- некоторые вопросы темы остаются за пределами урока (из-за нехватки времени). Более углубленное изучение данной темы происходит во время дополнительных мероприятий по истории (круглый стол, исторические игры).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Жизнь империи в 1775-1796 гг."

Автор: Емелина Ольга Валентиновна

Дата: 09.09.2021

Номер свидетельства: 586454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока по окружающему миру на тему:"В поисках справедливости" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-v-poiskakh-spraviedlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "193485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427642680"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка урока по литературе в 10 классе Жанровое многообразие лирики  А.С. Пушкина "
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-litieraturie-v-10-klassie-zhanrovoie-mnoghoobraziie-liriki-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "219876"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434397562"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Великий день победы "
    ["seo_title"] => string(23) "vielikii-dien-pobiedy-1"
    ["file_id"] => string(6) "240383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445006775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "«Казахское ханство в  XV века  -  XVII века»"
    ["seo_title"] => string(42) "kazakhskoie-khanstvo-v-xv-vieka-xvii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "269094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450765994"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока географии "Такая загадочная Африка""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekturokaghieoghrafiitakaiazaghadochnaiaafrika"
    ["file_id"] => string(6) "279840"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453295034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства