Место и роль урока в изучаемой теме: урок расположен в разделе «Западная Азия в древности» позволяет показать, каким образом в древности можно было создать огромную державу, не имея ни каких природных богатств, кроме железа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формируемые умения и навыки: сравнивать, решать задачи на линии времени, составлять рассказ, заполнять кластер, таблицу.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: задания для групп, индивидуальные задания, критерии оценивания устного ответа, оценочный лист, презентация, рабочий лист.
Технология, применяемая на уроке: технология развития критического мышления, элементы здоровьесберегающей технологии.
Учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая История древнего мира. 5 класс. М, Просвещение, 2015г.
Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
1 организационный этап | 1 минута | Мог ли лев расположить свое логовище на Тигре? Ответ: конечно мог. Ведь Тигр – это название одной из рек в Двуречье, а «Логовище льва» - это название столицы Ниневии, государства куда сегодня мы с вами мы совершим путешествие. | Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный | Фронтальная работа | Организует викторину по определению темы урока На доске записать: ---------- держава. Ответив на вопросы викторины, вы узнаете, какое государство сегодня мы будем изучать, так как если правильно будет назван ответ, то будет открыта буква. Все, заработанные баллы и отметки вы вносите в ходе урока в оценочный лист. | заполняют оценочный лист | способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность |
2 Опрос домашнего задания | 6минут | 1 Викторина: А 1. Племена, не имевшие постоянного места жительства, основным занятием которых было скотоводство (евреи) С 2 Страна, где долгие годы томился в рабстве еврейский народ (Египет) С 3. Священная книга евреев (Библия) И 4. Имя знаменитого героя, вся сила которого была в его длинных волосах (Самсон) Р 5. Правила, по которым должны жить люди ( заповеди) И 6. Первые люди на Земле. (Адам и Ева) Й 7. Древний город, стены которого согласно преданию рухнули от звуков военных труб израильтян (Иерихон) С 8Добрый и богобоязненный человек, спасшийся во время потопа(Ной) К 9 Человеческая кость, из которой Бог создал первую женщину (ребро) А 10Великан, с которым вышел сразиться юный пастух (Голиаф) Я 11 Царь Израиля, славившийся богатством и мудростью (Соломон) 2 Конкурс «Лучший рассказчик»: Расскажите, понравившееся вам сказание, которое описано в параграфе 17 ( Самсон и Далила, Давид и Голиаф, суд Соломона) | Словесный, наглядный | Фронтальная работа | Учитель на доске записывает первые буквы слов, которые учащиеся называют правильно, если ответ прозвучал неправильно, ставит вопросительный знак. 2 Учитель объявляет о проведении конкурса «Лучший рассказчик», Объясняет правила проведения конкурса: учащиеся должны не только прослушать миф, но и оценить его в соответствии с критериями оценивания устного ответа в 5 классе. | 1 Учащиеся устно отвечают на вопросы викторины. 2 В оценочном листе фиксируют количество жетонов, выданных учителем за правильные ответы. 3 Учащиеся знакомятся с критериями оценивания устного ответа по истории в 5 классе. 4 Ставят отметки ученикам, принявшим участие в конкурсе «Лучший рассказчик» | Регулятивные: умение планировать деятельность, использовать отведенное время для решения поставленной задачи Коммуникативные: доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
3 Изучение нового материала 3.1 Вызов | 3минуты | Представьте себе, что во время археологических раскопок, было найдено письмо вавилонского царя Хаммурапи: «Юные сыновья и дочери. Выясните, правда ли, что могущая Ассирийская держава будет разгромлена, и мы сможем стать вновь свободным государством». В конце урока вам необходимо будет сказать подлинно ли это письмо? Почему? | Словесный, наглядный, проблемный | Фронтальная работа | Вопрос: какую страну мы будем изучать сегодня на уроке? Учитель записывает план урока на доске: геогр. положение, занятия, культура | Ученики называют государство - Ассирийская держава. Формулируют цели урока, составляют план изучения новой темы | Регулятивные: умение планировать деятельность на различных этапах работы, использовать отведенное время для решения поставленной задачи Целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений |
3.2 Осмысление | 20 минут | 1 Географическое положение Ассирии Карточка 1 Определите местоположение Ассирийской державы. Охарактеризуйте особенности природно-климатических условий. Назовите основные занятия ассирийцев. (См. стр.86, пункт 2) 1 Освоение железа Задача: "В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук”. – Предположите, почему железных изделий так мало? Предполагаемый ответ учеников: В Египте главный металл – это медь, в Вавилонии в основном использовали бронзу, а в Ассирии – железо. На доске – 10 век до н.э. – широкое применение железа – делается запись в тетради Вопрос: почему с 10 века до н.э железо станет царем металлов. Работа со сравнительной таблицей (задание выполняют в парах) Цель работы: работая в парах ученики расставить знаками + и – преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор. | Словесный, наглядный, проблемный, частично-поискрвый | парная | 1Обратите внимание на информацию на слайде, какие выводы вы можете сделать? На слайде таблички: Египет – медные орудия Вавилонское царство – бронза Ассирия – железо 2По данным таблицы сделайте вывод, так почему именно железо можно по праву назвать царем металлов? Объясните, почему после распространения железа, земледелие станет процветать и в странах с твердой почвой, а не только вдоль берегов рек? | Работают с картой учебника, анализируют материал, формулируют выводы. Работая в парах, ученики отмечают преимущества или недостатки того или иного металла, объяснить свой выбор. | Познавательные: действие со знаково-символическими средствами анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме |
Физминутка. | .1 минута | Гимнастика для глаз. Раз глаза– налево, два глаза – направо, Три глаза– наверх, четыре глаза— вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! | | | Проводит комплекс физических упражнений и упражнения для глаз в соответствии с рекомендациями СанПин. | Выполняют комплекс физических упражнений и упражнения для глаз. | . |
| | 2 Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей Работа по группам. Группа 1. Прочитав текст, составьте кластер «Военные новшества ассирийцев». Объясните его. Группа 2. Прочитав текст, составьте кластер «Вооружение ассирийцев». Объясните его. Группа 3. Какой вывод на основании этих отрывков можно сделать о характере ассирийских походов? Подтвердите его доказательствами. Свой ответ внесите в таблицу: Работа по карте: определите, какие страны были завоеваны ассирийскими царями? Ассирия превратилась в державу. Держава – большое и сильное государство. Индивидуальная карточка Составьте рассказ по картине «Возвращение войска в Ниневею» стр. 85. | Словесный, наглядный, проблемный, частично-поискрвый | групповая | Раздает тексты, задания для групп и индивидуальные задания. | Распределяют обязанности в группе, читают текст, выполняют задания. | Познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную задачу. Переводить текстовую информацию в графическую. Регулятивные выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные Проявлять активность во взаимодеятельности для решения коммуникативных и познавательных задач. Предлагать помощь и сотрудничество. |
Закрепление | 8 минут | 1)Пользуясь памяткой, расскажите об Ассирийской державе. 2)Отработка даты. Задача 1.Мог ли вавилонский царь Хаммурапи любоваться развалинами Ниневии? Докажите! 1750-612 – 1138 не мог. Хаммурапи умер за 1138 лет до этого события. Задача 2. Представьте себе, что вы посетили Ниневию за 5 лет до её захвата, какой это год? Задача 3. Вы побывали на развалинах Ниневии спустя 1 год, какой это год? Тест. 1. Ассирия стала великой державой благодаря открытию: а) меди; б) железа; в) бронзы. 2. Таран - это: а) бревно для разрушения крепостных стен; б) кожаный мешок для преодоления реки; в) щит с металлическими бляхами. 3. Выбери лишнее: а) щит; б) меч; в) плуг; г) копьё; д) шлем 4. Столица Ассирии: а) Мемфис; б) Тир; в) Ниневия. 5. Ниневия была разгромлена: а) в 800 г. до н. э. б) в 1792; в) 612 г до н.э | репродуктивный | Индивидуальная, парная | Учитель организует самопроверку и взаимопроверку. | Ученики решают задачи на линии времени по вариантам. Затем выполняют тест. | Регулятивные выбирать действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные Предлагать помощь и сотрудничество. |
3.3 Рефлексия | 1 минута | как я работал на уроке: и помогал и понял помогал понять понял всё немного понял не работал | | индивидуальная | Учитель организуют рефлексию. | Ученики отмечают на линии координат, как работал в течение урока. | Рефлексия способов и условий действий Регулятивные: -контроль и оценка способов своей деятельности Личностные -самооценка на основе критерий успешности - адекватное понимание успешности или неуспешности -следование моральным нормам и этическим требованиям Коммуникативные: -- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - планирование успешного сотрудничества |