№ | Этапы | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельно сть учащихся | Формы взаимодействия | Презентация |
1 | Организационный момент 1 | Цель: проверка готовности к уроку | Приветствие. Создание продуктивной атмосферы Добрый день ребята, уважаемые гости. Пещерная живопись, танцы и пляски, Загадки, частушки – все создал народ Такая у русских душа и натура, А вместе все это зовется … культура | Психологический настрой на урок | Фронтальная работа | 1 Культура Древней Руси |
2 | Актализция знаний 2 | Цель: формулирование темы урока | Давайте попробуем дать определение слову «культура» Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Культура – это не только произведения искусства, но и идеи, представления, идеалы, бытовые привычки, духовная и религиозная жизнь, язык. В культуре Древней Руси можно выделить несколько этапов. | Подбирают тематические слова по теме «культура» | Фронтальная работа | 2 Культура – это совокупность достижений человечества -
Культура восточного славянства – традиции язычества; Культура Киевской Руси – достижения восточных славян и христианской культуры Византии; Культура древнерусского государства – патриотический мотив народных сил. |
3 | Самоопределение к деятельности 2 | Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Что бы точнее сформулировать тему нашего урока – выполним небольшую практическую работу Классификация темные / светлые силы (картинки)+ черный/белый круги Леший Домовой Банник Русалка Водяной Кикимора Макошь Радуница Здрава Почему вы распределили картинки именно так. По какому принципу? Сегодня обратимся к светлым силам. Их назначение – оберегать О чем будем разговаривать на уроке? | Классифицируют иллюстрации | Индивидуальная работа | 2 |
4 | Постановка проблемы 2 мин | Цель: создать проблем- ную ситуацию | Давайте определим тему нашего урока? Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Определение проблемного вопроса: История оберега, назначение, его изготовление, | Подводит учащихся к определению темы урока | Определяют тему урока записывают тему в тетрадь | Проблемный вопрос: Выявить назначение и изучить технологию изготовления оберегов |
5 | Работа со словарем 2 | Цель: дать определение понятию «оберег» | Как вы думаете, что обозначает это слово? А вот как объясняется это слово в словаре. Оберег слово исконно славянское. По словарю Ожегова ОБЕРЕГ, -а, м. (устар. и спец.). Предмет, оберегающий, охраняющий от чего-либо. Обереги от порчи, от дурного глаза. В основном обереги выполняли в виде кукол, т.к. именно женщина – хранительница домашнего очага | Работа с глоссарием | Дают определение слову «оберег» | 3 Оберег |
Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей. Оберег – это препятствие, защита от Бера. Бером наши предки называли неуправляемый Дух стихий, все, что связано с опасностью, неуправляемой силой. Оберег смиряет стихийный Дух, приносит в жизнь Лад, красоту, порядок. | 3 Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей. Защита от Бера. Бер – неуправляемый дух стихий (опасность, неуправляемая сила) |
6 | Погружение в предмет 2 | Цель: моделирование способа открытия нового знания | Вводит учащихся в историческую значимость языческой культуры История оберегов начинается с языческих времен. Еще тогда люди верили в различную силу природы и обожествляя стихию, стали поклоняться природным явлениям и разным предметам. Предметы были, как природные, так и рукотворные. Считалось, что оберег охраняет от бед и зол, приносит в дом удачу и достаток, защищает от болезней и сглаза. Всем предметам, считающимися оберегами, присваивалась некая магическая сила, которая защищала человека и его семью от напастей. Куклы обереги, куклы хранительницы домашнего очага, куклы Подорожницы, куклы Берегини, куклы На Замужество, куклы На Счастье и много других оберегов-кукол. | На основе рассказа учителя делают анализ | Диалог |
7 | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности 4 мин | Цель: сформировать готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. | Знакомство с культурной традицией Сказки “Василиса Прекрасная”. “В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но… Вы хотели бы иметь такую куклу - берегиню в своем доме? Сегодня на уроке вам представиться возможность самим изготовить такой оберег. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, янко, береста). О кукле-обереге вспоминали еще и тогда, когда хотели избавится от какой – не будь напасти. Ее три раза поворачивали против часовой стрелки, приговаривая : «Отвернись злом, повернись добром». Все куклы – обереги были похожи друг на друга – у них не было лица. Считалось, что если кукла будет очень походить на человека, то в нее вселится злой дух, и это навредит домочадцам. Так ее и назвали – берегиня, оберег. | Осознание значимости традиционного языческого обряда | | Картинка «Василиса Прекрасная» |
8 | Построение проекта выхода из затруднения 4 | Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению. | В старину куклы делали без ножниц и иголки, по старинному это называлось «свертеть» «скрутить», чтобы жизнь не была колючая и резаная. Вводный инструктаж по технике безопасности Учитель: Прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами: Не оставлять ножницы в открытом виде. Передают ножницы кольцами вперед. Ножницы нельзя подносить близко к лицу, размахивать ими. Необходимо соблюдать аккуратность Правила изготовления оберегов Обереги не могут быть изготовлены для себя. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег. Обереги изготавливается только по доброй воле и от чистой души. Самые сильные – те, которые изготавливаются для вас вашими кровными родственниками. Самые сильные обереги – супружеские кольца. Нужно тщательно выбирать материал для изготовления оберегов. Их нужно выполнять только из природных материалов. В процессе изготовления необходимо думать о том человеке, для которого делаете. | Инструктаж по ТБ Знакомство с правилами работы | Инструктаж по ТБ Знакомство с правилами работы | Правила изготовления оберегов |
| |
9 | Выражение решения проблемы Практикум 15 | Цель: Выбор способа действий; создание ситуации успеха. | Оказывает помощь И сегодня я предлагаю вам тоже изготовить себе куколку. Что нам будет необходимо для изготовления куклы? (отрезы ткани, вата, сено, нитки, ленты, тесьма, кружево, ножницы, линейка, простой карандаш). Мастера и мастерицы Ваш черед настал трудиться Время кратко – поспеши Берегиню сотвори. Изготовление согласно схеме. | Практическая деятельность в группах | Групповая работа | Иллюстрации кукол + музыка |
10 | Включение в систему знаний и повторение 5 | Цель: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. | Подводит учащихся к обобщению материала Представление кукол (изделие + назначение) Выставка изделий Вспомним, для чего изготавливали эти куклы, что нужно желать при дарении куклы. (Здоровья, счастья, благополучия, добра). Куклу нужно дарить от чистого сердца, только тогда она принесет удачу, станет настоящим оберегом. | Систематизируют новые знания Группы выступают – представление итогового продукта | Дарят подарки |
11 | Оценочная деятельность 1 | Цель: развитие навыков самооценки | На ваших столах лежат оценочные листы. Руководитель группы должен оценить вклад каждого по пятибалльной шкале. | Оценивают свою деятельность | Групповая работа | |
12 | Рефлексия деятельности 1 | Цель: рефлексия достижения цели; границ применения нового знания. | В забытом слове Берегиня, Не только звуков красота, Оно - воспетая богиня, Любви и верности мечта. И на Руси такое званье, Дарили женщине-жене,+ Кому природное призванье Давало главной быть в семье. Она голубка и орлица, Над колыбелью и гнездом, Старуха, мать или девица, Всегда с спасительным венцом. И все живое и благое, От рода женского пошло, А бескорыстие святое, Тепло и нежность сберегло. М.Ф. Василенко | | | Стихотворение |
13 | Домашнее задание | Цель: углубление знаний | Сегодня на уроке мы говорили о светлых силах. Но они протвостояли темным силам. Следующий урок мы посвятим именно темным силам. Подготоваливаем сообщения : | | | |